Развитие позитивного профессионального самоотношения психологов в процессе их обучения

Аннотация

The article describes the valuable aspect of the formation and development of the professional self-relation of the future experts in helping trades in the course of vocational training. The article presents the analysis of the change of structural components of the self-relation of the students trained on the speciality Psychology.

Общая информация

Ключевые слова: самоотношение, профессиональное самоотношение, психологи, процесс профессиональной подготовки

Рубрика издания: Психологические проблемы обеспечения качества образования

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Зайцева М.С. Развитие позитивного профессионального самоотношения психологов в процессе их обучения // Психология образования в XXI веке: теория и практика.

Полный текст

Изменения в социально-экономической и социокультурной сфере диктуют пересмотр систе­мы взглядов на профессиональное развитие специалиста, что закономерно вызывает интерес со­временных исследователей к проблемам личностного и профессионального развития специали­ста. Особую актуальность приобретает повышение кадрового потенциала будущих специалистов. Тот факт, что в процессе профессиональной деятельности тесно переплетаются и позволяют пре­образовывать себя личностные и профессиональные качества специалиста, заставляет задуматься о конкурентоспособности выпускаемых специалистов.

Социально-профессиональная конкурентоспособность специалиста, характеризующая по­тенциал его профессиональной востребованности на современном рынке труда, представляет со­бой совокупность свойств индивида как носителя определенных квалификационных, социальных и психологических характеристик, выступающую на рынке труда в качестве товара наравне с при­сутствующими там свойствами других индивидов, имеющих аналогичные характеристики [1, с. 37].

Согласно карьерному подходу, подготовка востребованных специалистов предполагает разви­тие у обучаемых тех знаний, умений и практических навыков, которые позволят им в будущем гра­мотно планировать свою карьеру и эффективно выполнять профессиональную деятельность. При этом одним из условий эффективной деятельности, оказывающим значительное влияние на спо­собность ориентироваться в реальности и реагировать на все изменения, происходящие в ней, со­ответствующим образом, а также быть ответственным за принятые решения, является понимание себя и отношение индивида к самому себе как к личности и как к специалисту своего дела [2, с.167].

В течение всего процесса обучения формируются мировоззрение, коммуникативная культура и индивидуализированные способы деятельности, определяющие успешность будущей профессио­нальной деятельности, возникает необходимость грамотной профессиональной подготовки буду­щих специалистов к самостоятельному выбору, развитию внутренних критериев оценки своих по­ступков, применению психологических способов оказания помощи в поиске ориентиров в самом себе и формированию позитивного отношения к себе как к личности и профессионалу.

Позитивное отношение к себе позволяет адекватно преодолевать профессиональные и лич­ностные трудности, с которыми специалист сталкивается в процессе жизнедеятельности. Самоот­ношение определяет особенности проявлений личности, является основой формирования позиции человека во всех других отношениях, выполняет регулирующую функцию, представляя собой ме­ханизм внутреннего контроля личности.

Анализ научной литературы показывает, что в настоящее время значительно возрос научный интерес к проблеме самоотношения. Ученые достаточно интенсивно исследуют вопросы, раскры­вающие сущностные характеристики самоотношения и психологические условия его развития в процессе профессиональной деятельности и общения педагогов (Т.Л. Садовская), в процессе про­фессиональной подготовки будущих воспитателей (О.Л. Колчина), взаимосвязь ценностных пред­ставлений и самоотношения на этапе ранней юношеской социализации (О.А. Тихомандрицкая); направленные на формирование ценностного самоотношения будущих учителей (В.В. Иванова), а также раскрывающие особенности самоотношения подростков, воспитывающихся в неполных се­мьях (Н.С. Фонталова).

Интерес к выявлению особенностей формирования и развития самоотношения в юношеском возрасте, особенно на примере специалистов помогающих профессий, не случаен. С одной сторо­ны, в юношеском возрасте одним из главных условий формирования личности являются высокий уровень рефлексии, осознание жизненного опыта и произвольное поведение (Истошин, 1979, На­дирашвили, 1979, Фельдштейн, 1996). С другой стороны, именно в этот период к личности предъ­являются достаточно высокие требования, диктуемые особой социальной ситуацией ее жизнедея­тельности. Становится необходимым определение в отношении к миру в целом и к социуму в част­ности, ориентация на цели и средства их достижения в будущем (Тихомандрицкая, 1998). Молодые люди должны понять, кто они, к чему стремятся и как можно эти стремления осуществить (Мас­сен и др., 1984). От отношения специалистов помогающих профессий к своей профессиональной деятельности и к самому себе зависит отношение к окружающим и их – к нему. Оптимизация ди­намики их личностно-профессионального самоопределения и развития возможна в ситуации под­держки со стороны вуза позитивного самоотношения и отношения к будущей профессиональной деятельности.

В рамках эмпирического исследования, проходившего на базе Астраханского государствен­ного университета и Астраханского филиала Университета РАО (специальность 030301.65 «Пси­хология», квалификация «Психолог, преподаватель психологии»), процесс формирования и раз­вития позитивного профессионального самоотношения студентов-психологов, который мы рас­сматривали в русле карьерного подхода, проходил параллельно образовательному процессу и был условно структурирован на несколько последовательных этапов. Общий объем выборки составил 396 студентов-психологов 1–5-го курсов очной формы обучения. Учитывая, что 93,3% респонден­тов – девушки, а 6,7% – юноши, гендерная проблематика развития профессионального самоотно­шения студентов-психологов нами не исследовалась.

В основу исследования положены констатирующий и формирующий этапы эксперимента. На констатирующем этапе изучалось состояние процесса формирования самоотношения у буду­щих психологов, выявлялся исходный уровень самооценки, анализировались условия выбора про­фессии, определялась ориентированность на те или иные социально-психологические установки личности. На формирующем этапе была разработана и апробирована программа по развитию по­зитивного профессионального самоотношения. В рамках реализации социально-психологической программы, направленной на развитие позитивного самоотношения будущих психологов, был ис­пользован метод социально-психологического тренинга.

Целью данной программы, как и любых других тренинговых занятий, является рост лично­сти через расширение сферы осознания себя и других, а также процессов, происходящих в груп­пе. Тренинговые занятия являются своего рода лабораториями для развития и отработки способов анализа своего эмоционального состояния, ценностей и установок, поведения, умений межлич­ностного общения, значимых для будущей профессиональной деятельности, особенно в системе помогающих профессий.

В ходе диагностики с помощью методики исследования самоотношения, по Пантилееву (МИС), были получены следующие данные. Мы применили непараметрический критерий Вилкок­сона (для порядковых переменных) (см. табл. на с. 441). Первичный анализ показателей по отдель­ным шкалам привел к выводу об общем благополучии.

После проведенного социально-психологического мероприятия из сведений, представлен­ных в таблице, видны изменения с тенденцией повышения показателя по шкалам «самоуверен­ность», «отраженное самоотношение», «саморуководство», «самопринятие» и с тенденцией сни­жения показателя по шкале «самообвинение». В целом это говорит о том, что студентов устраива­ет то, какие они есть. Они принимают себя, позволяют себе быть тем, кто они есть, предоставляют себе возможность выбора самого себя. Показатель принятия себя означает готовность поделиться собственными ценностями, с одной стороны, и требование ответственности за свои поступки – с другой, хотя наблюдаются снижение показателя шкалы «открытость» и неизменность показателя «внутренняя конфликтность», что проявляется в определенной скованности, повышении критич­ности и неуверенности в правильности профессиональных действий. В связи с этим чрезвычайно значимым для будущих специалистов выступило ожидание положительного отношения других, не­обходимость эмоционального и морального одобрения и поддержки.

Переменные

Значение медианы

Значение критерия

Уровень значимости

 

I срез

II срез

Открытость

5,0

4,5

53,00

0,0000

 

Самоуверенность

6,0

7,0

0,00

0,0000

 

Саморуководство

6,0

7,0

0,00

0,0000

 

Отраженное самоотношение

6,0

7,0

217,0

0,0000

 

Самоценность

7,0

7,0

19,50

0,0000

 

Самопринятие

5,0

6,0

34,00

0,0000

 

Самопривязанность

5,0

5,0

0,00

0,0003

 

Внутренняя конфликтность

6,0

6,0

737,5

0,9657

 

Самообвинение

5,0

4,0

205,0

0,0035

 

Полученные результаты диагностики свидетельствуют о том, что будущие психологи спо­собны к принятию себя, позитивному самоотношению, что особенно важно для будущего профес­сионала. Особо значимыми характеристиками выступают отраженное самоотношение и ориента­ция на достижения (самоуважение, саморуководство, самопринятие).

Следовательно, существует возможность изменения самоотношения психологов за счет вклю­чения в образовательный процесс тренинговых программ, направленных на повышение уверенно­сти в себе и изменение самоотношения. При этом модель психолого-педагогической поддержки станет более эффективной, если при ее разработке и внедрении будут учтены эмпирические дан­ные, отражающие динамику развития отношения к профессии и профессиональной деятельности на каждом из этапов обучения, психологические условия, механизмы и факторы, необходимые для развития позитивного отношения к профессии.

Литература

  1. Копыця Е.А. Профессиональная социализация студентов как фактор повышения конкурентоспособ­ности в вузе // Гуманитарное знание в системе современного университетского образования: сб. науч. работ по итогам науч.-практ. конф. студ. и асп., проведенных в Университете РАО в рамках «Недели вузовской на­уки-2010». М.: Ун-т РАО, 2010.
  2. Степкина Т.В. Проблема развития самопонимания у студентов // Актуальные психологические проблемы становления личности в современном мире : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. (заочной). 15 дек. 2005 г. / под ред. О. Г. Петушковой. Магнитогорск : МаГУ, 2005. С. 166–170.

Информация об авторах

Зайцева Мария Сергеевна, преп. каф. психологии Астрах. филиала ун-та Рос. акад. образования, e-mail: mash82@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3911
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 5