Развитие позитивного профессионального самоотношения психологов в процессе их обучения
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: самоотношение, профессиональное самоотношение, психологи, процесс профессиональной подготовки
Рубрика издания: Психологические проблемы обеспечения качества образования
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Зайцева М.С. Развитие позитивного профессионального самоотношения психологов в процессе их обучения // Психология образования в XXI веке: теория и практика.
Полный текст
Изменения в социально-экономической и социокультурной сфере диктуют пересмотр системы взглядов на профессиональное развитие специалиста, что закономерно вызывает интерес современных исследователей к проблемам личностного и профессионального развития специалиста. Особую актуальность приобретает повышение кадрового потенциала будущих специалистов. Тот факт, что в процессе профессиональной деятельности тесно переплетаются и позволяют преобразовывать себя личностные и профессиональные качества специалиста, заставляет задуматься о конкурентоспособности выпускаемых специалистов.
Социально-профессиональная конкурентоспособность специалиста, характеризующая потенциал его профессиональной востребованности на современном рынке труда, представляет собой совокупность свойств индивида как носителя определенных квалификационных, социальных и психологических характеристик, выступающую на рынке труда в качестве товара наравне с присутствующими там свойствами других индивидов, имеющих аналогичные характеристики [1, с. 37].
Согласно карьерному подходу, подготовка востребованных специалистов предполагает развитие у обучаемых тех знаний, умений и практических навыков, которые позволят им в будущем грамотно планировать свою карьеру и эффективно выполнять профессиональную деятельность. При этом одним из условий эффективной деятельности, оказывающим значительное влияние на способность ориентироваться в реальности и реагировать на все изменения, происходящие в ней, соответствующим образом, а также быть ответственным за принятые решения, является понимание себя и отношение индивида к самому себе как к личности и как к специалисту своего дела [2, с.167].
В течение всего процесса обучения формируются мировоззрение, коммуникативная культура и индивидуализированные способы деятельности, определяющие успешность будущей профессиональной деятельности, возникает необходимость грамотной профессиональной подготовки будущих специалистов к самостоятельному выбору, развитию внутренних критериев оценки своих поступков, применению психологических способов оказания помощи в поиске ориентиров в самом себе и формированию позитивного отношения к себе как к личности и профессионалу.
Позитивное отношение к себе позволяет адекватно преодолевать профессиональные и личностные трудности, с которыми специалист сталкивается в процессе жизнедеятельности. Самоотношение определяет особенности проявлений личности, является основой формирования позиции человека во всех других отношениях, выполняет регулирующую функцию, представляя собой механизм внутреннего контроля личности.
Анализ научной литературы показывает, что в настоящее время значительно возрос научный интерес к проблеме самоотношения. Ученые достаточно интенсивно исследуют вопросы, раскрывающие сущностные характеристики самоотношения и психологические условия его развития в процессе профессиональной деятельности и общения педагогов (Т.Л. Садовская), в процессе профессиональной подготовки будущих воспитателей (О.Л. Колчина), взаимосвязь ценностных представлений и самоотношения на этапе ранней юношеской социализации (О.А. Тихомандрицкая); направленные на формирование ценностного самоотношения будущих учителей (В.В. Иванова), а также раскрывающие особенности самоотношения подростков, воспитывающихся в неполных семьях (Н.С. Фонталова).
Интерес к выявлению особенностей формирования и развития самоотношения в юношеском возрасте, особенно на примере специалистов помогающих профессий, не случаен. С одной стороны, в юношеском возрасте одним из главных условий формирования личности являются высокий уровень рефлексии, осознание жизненного опыта и произвольное поведение (Истошин, 1979, Надирашвили, 1979, Фельдштейн, 1996). С другой стороны, именно в этот период к личности предъявляются достаточно высокие требования, диктуемые особой социальной ситуацией ее жизнедеятельности. Становится необходимым определение в отношении к миру в целом и к социуму в частности, ориентация на цели и средства их достижения в будущем (Тихомандрицкая, 1998). Молодые люди должны понять, кто они, к чему стремятся и как можно эти стремления осуществить (Массен и др., 1984). От отношения специалистов помогающих профессий к своей профессиональной деятельности и к самому себе зависит отношение к окружающим и их – к нему. Оптимизация динамики их личностно-профессионального самоопределения и развития возможна в ситуации поддержки со стороны вуза позитивного самоотношения и отношения к будущей профессиональной деятельности.
В рамках эмпирического исследования, проходившего на базе Астраханского государственного университета и Астраханского филиала Университета РАО (специальность 030301.65 «Психология», квалификация «Психолог, преподаватель психологии»), процесс формирования и развития позитивного профессионального самоотношения студентов-психологов, который мы рассматривали в русле карьерного подхода, проходил параллельно образовательному процессу и был условно структурирован на несколько последовательных этапов. Общий объем выборки составил 396 студентов-психологов 1–5-го курсов очной формы обучения. Учитывая, что 93,3% респондентов – девушки, а 6,7% – юноши, гендерная проблематика развития профессионального самоотношения студентов-психологов нами не исследовалась.
В основу исследования положены констатирующий и формирующий этапы эксперимента. На констатирующем этапе изучалось состояние процесса формирования самоотношения у будущих психологов, выявлялся исходный уровень самооценки, анализировались условия выбора профессии, определялась ориентированность на те или иные социально-психологические установки личности. На формирующем этапе была разработана и апробирована программа по развитию позитивного профессионального самоотношения. В рамках реализации социально-психологической программы, направленной на развитие позитивного самоотношения будущих психологов, был использован метод социально-психологического тренинга.
Целью данной программы, как и любых других тренинговых занятий, является рост личности через расширение сферы осознания себя и других, а также процессов, происходящих в группе. Тренинговые занятия являются своего рода лабораториями для развития и отработки способов анализа своего эмоционального состояния, ценностей и установок, поведения, умений межличностного общения, значимых для будущей профессиональной деятельности, особенно в системе помогающих профессий.
В ходе диагностики с помощью методики исследования самоотношения, по Пантилееву (МИС), были получены следующие данные. Мы применили непараметрический критерий Вилкоксона (для порядковых переменных) (см. табл. на с. 441). Первичный анализ показателей по отдельным шкалам привел к выводу об общем благополучии.
После проведенного социально-психологического мероприятия из сведений, представленных в таблице, видны изменения с тенденцией повышения показателя по шкалам «самоуверенность», «отраженное самоотношение», «саморуководство», «самопринятие» и с тенденцией снижения показателя по шкале «самообвинение». В целом это говорит о том, что студентов устраивает то, какие они есть. Они принимают себя, позволяют себе быть тем, кто они есть, предоставляют себе возможность выбора самого себя. Показатель принятия себя означает готовность поделиться собственными ценностями, с одной стороны, и требование ответственности за свои поступки – с другой, хотя наблюдаются снижение показателя шкалы «открытость» и неизменность показателя «внутренняя конфликтность», что проявляется в определенной скованности, повышении критичности и неуверенности в правильности профессиональных действий. В связи с этим чрезвычайно значимым для будущих специалистов выступило ожидание положительного отношения других, необходимость эмоционального и морального одобрения и поддержки.
|
Полученные результаты диагностики свидетельствуют о том, что будущие психологи способны к принятию себя, позитивному самоотношению, что особенно важно для будущего профессионала. Особо значимыми характеристиками выступают отраженное самоотношение и ориентация на достижения (самоуважение, саморуководство, самопринятие).
Следовательно, существует возможность изменения самоотношения психологов за счет включения в образовательный процесс тренинговых программ, направленных на повышение уверенности в себе и изменение самоотношения. При этом модель психолого-педагогической поддержки станет более эффективной, если при ее разработке и внедрении будут учтены эмпирические данные, отражающие динамику развития отношения к профессии и профессиональной деятельности на каждом из этапов обучения, психологические условия, механизмы и факторы, необходимые для развития позитивного отношения к профессии.
Литература
- Копыця Е.А. Профессиональная социализация студентов как фактор повышения конкурентоспособности в вузе // Гуманитарное знание в системе современного университетского образования: сб. науч. работ по итогам науч.-практ. конф. студ. и асп., проведенных в Университете РАО в рамках «Недели вузовской науки-2010». М.: Ун-т РАО, 2010.
- Степкина Т.В. Проблема развития самопонимания у студентов // Актуальные психологические проблемы становления личности в современном мире : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. (заочной). 15 дек. 2005 г. / под ред. О. Г. Петушковой. Магнитогорск : МаГУ, 2005. С. 166–170.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4002
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 12