Восприятие лиц: объективная или субъективная реальность?
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: восприятие лица, привлекательность, представления
Рубрика издания: Эксперимент в психофизике и психологии восприятия
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Никитина Е.А., Юдина Ю.Ю. Восприятие лиц: объективная или субъективная реальность? // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы.
Фрагмент статьи
Привлекательность – одна из наиболее универсальных характеристик, служащих для целостной оценки объекта восприятия. Для человеческих лиц привлекательность включает в себя оценку биологических критериев, в определенной степени отражающих здоровье и репродуктивный потенциал человека, которого мы видим перед собой, отношение наблюдателя к данному человеку и ряд других параметров. И сколько бы мы ни говорили о том, что нельзя судить о людях по наружности, на самом деле оказывается, что внешний облик человека, стоящего перед нами, существенно влияет на каждого из нас.
В работах Ланглуа, Дион, Ярмук и многих других показано, что существуют значимые различия в отношении к людям, отличающимся по уровню физической привлекательности. Привлекательные люди оцениваются выше по критериям честности, успешности, социальной компетентности, саморегуляции, семейного счастья и многим другим. Обзор исследований на эту тему приводится в книге В. Свами и А. Фурнхэма (Swami, Furnham, 2008).
Необходимо отметить, что в большинстве публикаций речь идет не об объективно измеренных личностных характеристиках людей, чьи фотографии были использованы в эксперименте, а только о представлениях испытуемых об этих характеристиках. И только в нескольких работах сделана попытка соотнести представления и реальность, что представляет несомненный интерес.
Полный текст
Привлекательность – одна из наиболее универсальных характеристик, служащих для целостной оценки объекта восприятия. Для человеческих лиц привлекательность включает в себя оценку биологических критериев, в определенной степени отражающих здоровье и репродуктивный потенциал человека, которого мы видим перед собой, отношение наблюдателя к данному человеку и ряд других параметров. И сколько бы мы ни говорили о том, что нельзя судить о людях по наружности, на самом деле оказывается, что внешний облик человека, стоящего перед нами, существенно влияет на каждого из нас.
В работах Ланглуа, Дион, Ярмук и многих других показано, что существуют значимые различия в отношении к людям, отличающимся по уровню физической привлекательности. Привлекательные люди оцениваются выше по критериям честности, успешности, социальной компетентности, саморегуляции, семейного счастья и многим другим. Обзор исследований на эту тему приводится в книге В. Свами и А. Фурнхэма (Swami, Furnham, 2008).
Необходимо отметить, что в большинстве публикаций речь идет не об объективно измеренных личностных характеристиках людей, чьи фотографии были использованы в эксперименте, а только о представлениях испытуемых об этих характеристиках. И только в нескольких работах сделана попытка соотнести представления и реальность, что представляет несомненный интерес.
С точки зрения эволюционного подхода, красота является своего рода сертификатом здоровья, подтверждающим высокое качество своего обладателя как представителя биосферы. Неоднократно показано, что испытуемые склонны называть более привлекательных людей и более здоровыми.
Однако исследования, в которых была сделана попытка продемонстрировать связь между достаточно объективно определенным на основании медицинской карты здоровьем человека и теми оценками привлекательности, которые были ему «выставлены» участниками эксперимента, показали весьма неоднозначные результаты.
Сигнализирует ли привлекательность человеческого лица напрямую о здоровье ее обладателя? Интересный эксперимент был выполнен Кэликом, Зебровиц, Ланглуа и Джонсоном, которые использовали юношеские фотографии 164 мужчин и 169 женщин, а также объективные данные об их здоровье в периоды юности, среднего возраста и поздней зрелости. Ученые обнаружили, что привлекательность человека в молодости никак не может служить предиктором хорошего состояния его здоровья в последующей жизни.
Интересно, однако, что когда испытуемых попросили оценить здоровье каждого из людей, изображенных на фотографиях, оказалось, что более привлекательные объекты были ошибочно оценены и как более здоровые, т. е. привлекательность подавляет точные оценки здоровья.
В то же время в работе Д. Зайдел с коллегами (Zaidel et al., 2005), в которой испытуемым предъявляли 128 черно-белых фронтальных изображений лиц женщин и мужчин и предлагали оценить по 5-балльной шкале симметричность, привлекательность и здоровье, связи между оценками привлекательности и здоровья ни для женских, ни для мужских лиц выявлено не было.
Методика исследования
Стимульный материал 8 фотографий новорожденных в возрасте от 1 до 9 дней, средний возраст – 4,7 дня (2 привлекательные девочки, 2 привлекательных мальчика, 2 непривлекательных девочки, 2 непривлекательных мальчика).
Испытуемые 15 школьников 7–10 лет (9 мальчиков и 6 девочек); 40 студентов (20 юношей и 20 девушек); 16 женщин и 11 мужчин в возрасте от 26 до 51 года разных профессий.
Процедура Испытуемым следовало по фотографиям оценить привлекательность и здоровье каждого младенца по 5-балльной шкале. Затем проводилось сопоставление полученных оценок с объективными показателями физического здоровья новорожденных: ростом, весом, баллами по шкале Апгар, а также параметром, характеризующим здоровье матери во время беременности.
Результаты
- Обнаружена значимая корреляция между оценками привлекательности и здоровья для всех групп испытуемых, p<0,0001.
- В дополнительном блоке эксперимента, в котором школьники и взрослые составляли словесные портреты привлекательных и непривлекательных младенцев, изображенных на стимульных фотографиях, характеристика «здоровье» или какой-либо ее синоним детьми не были названы ни разу, а взрослые упоминали ее в большинстве случаев.
- Корреляций между оценками привлекательности и здоровья и объективными показателями здоровья не выявлено, за исключением связи между привлекательностью и весом новорожденных мальчиков, обнаруженной в группе испытуемых школьников (p = 0,05).
Обсуждение результатов
Эксперимент подтвердил, что в представлениях испытуемых всех возрастных групп здоровье младенцев тесно связано с их привлекательностью, однако, по-видимому, осознается это только взрослыми. Для школьников новорожденный младенец представляет собой совершенно неизвестное существо, в вербальном описании которого хаотично смешаны абсолютно разнородные, часто случайные черты, например, «будет хорошо учиться», «он такой веселый» и др., причем чаще всего описание относится к будущему времени. Взрослые испытуемые в основном не давали прогнозов о поведении описываемого младенца, а начинали с оценки здоровья и спокойствия/плаксивости ребенка, что, по-видимому, связано с реальным опытом взаимодействия с маленькими детьми. Однако в представлении и тех, кто непосредственно общался с новорожденными, и тех, кто никогда их не видел, привлекательный младенец – это, бесспорно, здоровый малыш, хотя результаты объективной оценки состояния здоровья подобную связь не подтверждают. Интересно, что накопление жизненного опыта никак не отражается на значимости связи представлений о привлекательности и здоровье.
Литература
- Dion K., Berscheid F., Walster E. Н. What is beautiful is good // Journal of Personality and Social Psychology. 1972. V. 24. P. 285–290.
- Kalick S. M., Zebrowitz L. A., Langlois J. H., Johnson R. M. Does human facial attractiveness honestly advertise health? Longitudinal data on an evolutionary question // Psychological Science. 1998. V. 9. № 1.
- Langlois J. H., Roggman L. A., Casey R. J., Ritter J. M., Rieser-Danner L. A., Jenkins V. Y. Infant preferences for attractive faces: rudiments of a stereotype // Developmental Psychology. 1987. V. 23. № 3. P. 363–369.
- Swami V., Furnham A. The psychology of physical attraction. London – New York: Routledge, 2008.
- Zaidel D. W., Aarde Sh. M., Baig K. Appearance of symmetry, beauty, and health in human faces // Brain and Cognition. 2005. V. 57. P. 261–263.
- Zebrowitz L. A., Hall J. A., Murphy N. A., Rhodes G. Looking smart and looking good: facial cues to intelligence and their origins // Personality and Social Psychology Bulletin. 2002. V. 28. P. 238–249.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2997
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 11
Скачиваний
Всего: 112
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 3