К проблеме эмпирического изучения самоповреждающего поведения
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: самоповреждающее поведение, алекситимия, эмоциональный интеллект, эмоциональная уязвимость
Рубрика издания: Экспериментальные исследования личности
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Польская Н.А. К проблеме эмпирического изучения самоповреждающего поведения // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы.
Фрагмент статьи
Проблема исследования
Необходимость понимания психологических механизмов формирования поведенческих отклонений требует применения релевантного психодиагностического инструментария, особенно, когда речь идет о такой не всегда просто дифференцируемой форме, как самоповреждающее поведение. На наш взгляд, удобным способом эмпирического изучения самоповреждающего поведения может служить прицельно разработанная исследовательская шкала, которая, с одной стороны, решает задачу обнаружения и фиксации признаков данной формы поведенческого отклонения, а с другой стороны, позволяет обнаружить и проанализировать психологические корреляты самоповреждения как на личностном, так и на когнитивном уровне. Не всегда возникает необходимость в личностных профилях и типологизации психологических особенностей, поддерживающих модель поведения, отклоняющегося от принятых в обществе норм. В случае самоповреждающего поведения подобная унификация может привести к чрезмерной размытости и неопределенности психологических показателей, описывающих личность с данными поведенческими отклонениями. С другой стороны, исследовательская шкала, фиксирующая факты самоповреждающего характера, может быть легко интегрирована в любые исследовательские планы разной сложности и направленности, когда поиск складывается не вокруг проблем специфичности или даже аномальности индивидуума с подобным отклонением, а вокруг того, какие психологические факторы, системы, структуры и механизмы в той или иной степени связаны с готовностью к самоповреждению.
Полный текст
Проблема исследования
Необходимость понимания психологических механизмов формирования поведенческих отклонений требует применения релевантного психодиагностического инструментария, особенно, когда речь идет о такой не всегда просто дифференцируемой форме, как самоповреждающее поведение. На наш взгляд, удобным способом эмпирического изучения самоповреждающего поведения может служить прицельно разработанная исследовательская шкала, которая, с одной стороны, решает задачу обнаружения и фиксации признаков данной формы поведенческого отклонения, а с другой стороны, позволяет обнаружить и проанализировать психологические корреляты самоповреждения как на личностном, так и на когнитивном уровне. Не всегда возникает необходимость в личностных профилях и типологизации психологических особенностей, поддерживающих модель поведения, отклоняющегося от принятых в обществе норм. В случае самоповреждающего поведения подобная унификация может привести к чрезмерной размытости и неопределенности психологических показателей, описывающих личность с данными поведенческими отклонениями. С другой стороны, исследовательская шкала, фиксирующая факты самоповреждающего характера, может быть легко интегрирована в любые исследовательские планы разной сложности и направленности, когда поиск складывается не вокруг проблем специфичности или даже аномальности индивидуума с подобным отклонением, а вокруг того, какие психологические факторы, системы, структуры и механизмы в той или иной степени связаны с готовностью к самоповреждению.
Процедура и методы исследования
Исходя из вышесказанного, была разработана исследовательская шкала, предназначенная для оценки фактов самоповреждающего поведения. В теоретическом плане разработка шкалы осуществлялась на основе понимания самоповреждающего поведения как имеющего сознательный характер намерения травмировать ткани собственного тела. Выделение маркеров было осуществлено по результатам аналитического обзора современных исследований в области самоповреждающего поведения (Польская, 2009) и с помощью экспертных оценок. В качестве экспертов выступили практики (психиатры, психологи-консультанты, психотерапевты), которых просили ответить на такие вопросы, как: что такое самоповреждающее поведение; существуют ли, по их мнению, принципиальное отличие самоповреждающего поведения от суицидального; и по каким признакам или симптомам может быть сделано заключение о том, что данному человеку свойственно самоповреждающее поведение.
Результаты опроса экспертов, по сути, совпали с имеющимися литературными данными. Во-первых, самоповреждающее поведение было определено как отличающееся по исходным намерениям от суицидального, однако, при определенных неблагоприятных обстоятельствах, способное трансформироваться в суицидальное или привести к смерти по неосторожности (например, из-за манипулирования опасными для жизни способами самоповреждения). Во-вторых, в качестве основных признаков, указывающих на возможность самоповреждающего поведения, были названы рубцы и шрамы от порезов, ожогов, следы от проколов кожи острыми предметами. В-третьих, были выделены некоторые психологические составляющие самоповреждающего поведения: опыт травмы, связанной с насилием или утратой, стремление к переживанию острых ощущений, недостаточность навыков эмоциональной саморегуляции. На основе имеющихся теоретических и практических данных было сформулировано определение самоповреждающего поведения как поведения, связанного с повреждением тканей собственного тела, но не имеющего прямой суицидальной направленности; в качестве основных маркеров самоповреждающего поведения были определены сами акты самоповреждения: самопорезы, самоожоги, выдергивание волос, расчесывание кожи, препятствие заживлению ран, самоудары о твердые поверхности и удары по собственному телу.
На следующем этапе была подготовлена шкала, включившая в себя вышеперечисленные акты самоповреждения, с указанием частоты реализации той или иной практики самоповреждения. Задачей этой шкалы была объективизация данных относительно того, свойственно ли индивидууму использование тех или иных действий самоповреждающего характера и в какой мере (см. таблица 1). Шкала построена по типу самоотчета, и ее разработка была продиктована необходимостью проведения анонимных опросов с целью выявления распространенности актов самоповреждения в популяции подростков и молодых людей. Анонимность респондентов была обязательным условием участия в исследовании и позволяла рассчитывать на более высокий уровень искренних ответов относительно действий, которые, как правило, осуществляются скрытно и хранятся втайне от окружающих.
Таблица 1
Шкала самоповреждающего поведения
№ |
Пункты шкалы |
никогда |
лишь однажды |
иногда |
часто |
1. |
Случалось, что я специально делал(а) себе порезы бритвой, ножом |
||||
2. |
Случалось, что я специально выдергивал(а) из своей головы волосы |
||||
3. |
Случалось, что я специально бил(а) рукой или ногой о твердые поверхности, чтобы причинить себе боль |
||||
4. |
Случалось, что я специально оставлял(а) на своей коже ожоги от раскаленных или горящих предметов |
||||
5. |
Случалось, что я специально сковыривал(а) болячки, чтобы они дольше не заживали |
||||
6. |
Случалось, что я специально бил(а) себя кулаком по голове или телу |
||||
7. |
Случалось, что я специально расчесывал(а) себе кожу до крови |
Шкала предназначалась, прежде всего, для качественного анализа проявлений самоповреждающего поведения. Для включения результатов в процедуры статистического анализа ответы кодировались по следующей схеме: никогда – 0 баллов; лишь однажды – 1 балл; иногда – 2 балла; часто – 3 балла.
Данная шкала была включена в несколько исследовательских планов, связанных с изучением взаимосвязи актов самоповреждения с психологическими параметрами. Одним из психологических параметров, который изучался в связи с проявлениями самоповреждающего поведения, был параметр эмоций. Этот выбор основывался на предположении, что нарушения и дисфункции эмоций, связанные как с их пониманием, так и с их переживанием и проявлением, имеют определяющее влияние на формирование готовности к самоповреждению. Это предположение является частью нашей более широкой гипотезы относительно эмоциональной уязвимости индивидуумов, склонных к самоповреждению (Польская, 2009). В данном случае мы исследовали взаимосвязь показателей самоповреждающего поведения с уровнем алекситимии: Торонтская алекситимическая шкала (Taylor, Ryan, Bagby, 1985) и зрелостью эмоционального интеллекта – методика оценки эмоционального интеллекта «ЭмИн» (Люсин, 2006).
Всего в исследовании приняли участие 113 респондентов в возрасте от 13 до 23 лет (М= 17,53; SD = 2,8) из них: 53 (46,9%) респондентов мужского пола возр. (М= 17,66; SD = 3,06) и 60 (53,1 %) респондентов женского пола (М= 17,43; SD=2,57). Это были учащиеся старших классов школы и студенты колледжа, а также представители неформальных молодежных субкультур.
Результаты исследования
Статистическая обработка данных осуществлялась с помощью статистического пакета SPSS-14 for Windows (таблицы частот, анализ пригодности, однофакторный дисперсионный анализ, корреляционный анализ, кластерный анализ).
Для оценки внутренней согласованности пунктов шкалы самоповреждающего поведения был использован коэффициент одномоментной согласованности α Кронбаха, который на стандартизированных пунктах составил 0,800. Частотное распределение выборов по каждому пункту шкалы представлено в таблице 2.
Таблица 2
Частотное распределение ответов по шкале
Акты самоповреждения |
Частота проявлений |
|||
Никогда |
Один раз |
Иногда |
Часто |
|
Самопорезы |
83 (73,5 %) |
13 (11,5 %) |
7 (6,2%) |
10 (8,8%) |
Выдергивание волос |
79 (69,9 %) |
12 (10,6 %) |
19 (16,8 %) |
3 (2,7%) |
Удары о твердые поверхности |
53 (46,9 %) |
20 (17,7 %) |
31 (27,4 %) |
9 (8,0%) |
Самоожоги |
98 (86,7 %) |
8 (7,1%) |
4 (3,5%) |
3 (2,7%) |
Препятствие заживлению ран |
70 (61,9 %) |
14 (12,4 %) |
16 (14,2 %) |
13 (11,5 %) |
Удары по собственному телу |
75 (66,4 %) |
13 (11,5 %) |
18 (15,9 %) |
7 (6,2%) |
Расчесывание кожи |
70 (61,9 %) |
15 (13,3 %) |
22 (19,5 %) |
6 (5,3%) |
Несмотря на то что мы намеренно выбрали неклиническую популяцию, определенная часть респондентов указали не только на отдельные факты самоповреждения, но и на регулярность, привычность их реализации (пункты «иногда» и «часто»). На основе кластерного анализа (кластеризация К-средними) было выделено два кластера (см. таблицу 3).
Таблица 3
Результаты кластерного анализа
Акты самоповреждения |
Кластер |
|
1 |
2 |
|
Самопорезы |
1,27 |
0,23 |
Выдергивание волос |
1,07 |
0,33 |
Удары о твердые поверхности |
2,03 |
0,58 |
Самоожоги |
0,70 |
0,05 |
Препятствие заживлению ран |
1,80 |
0,37 |
Удары по собственному телу |
1,77 |
0,20 |
Расчесывание кожи |
1,70 |
0,31 |
Число наблюдений в каждом кластере |
30,0 |
83,0 |
Частотное распределение в каждом кластере показало, что в кластер 1 (n = 30) вошли респонденты, имеющие более высокую частоту и интенсивность актов самоповреждения, чем респонденты кластера 2 (см. таблицу 4). Кластер 1 был определен как группа респондентов с высоким риском самоповреждающего поведения («группа с СП»), а кластер 2 – как группа респондентов с отсутствием или редкими проявлениями самоповреждающего поведения («группа без СП»).
Таблица 4
Частотное распределение ответов в кластерах
Для оценки значимости различий между кластерами по частоте актов самоповреждения был применен критерий хи-квадрат, который составил 24,858 (при асимптотической значимости 0,001).
При проведении процедуры однофакторного дисперсионного анализа были выявлены значимые различия между кластерами по показателям алекситимии, шкалам «внутриличностный эмоциональный интеллект» и «понимание эмоций» и субшкалам «понимание своих эмоций», «управление своими эмоциями», «контроль экспрессии» (см. таблицу 5).
Таблица 5
Результаты однофакторного дисперсионного анализа
Факторы |
F |
Значимость |
Алекситимия |
3,989 |
0,049 |
Внутриличностный ЭИ |
9,572 |
0,003 |
Управление эмоциями |
6,474 |
0,012 |
Понимания своих эмоций |
6,081 |
0,015 |
Управление своими эмоциями |
7,426 |
0,007 |
Контроль экспресии |
4,526 |
0,036 |
Корреляционный анализ (ранговый коэффициент Спирмена), проведенный во всей выборке, для определения взаимосвязей между показателями эмоционального интеллекта и алекситимии с показателями самоповреждающего поведения (см. таблица 6) выявил ряд значимых отрицательных корреляций актов самоповреждения с факторами эмоционального интеллекта и положительные корреляции актов самоповреждения с алекситимией. Выявленные взаимосвязи указывают на связь актов самоповреждения с процессами понимания, переживания и выражения эмоций, что позволяет предположить, что механизм эмоций (на когнитивном, релулятивно-динамическом и личностно-мотивационном уровнях) является центральным механизмом формирования готовности индивидуума к самоповреждениям и последующего закрепления самоповреждающего поведения как устойчивой и привычной модели поведения.
Таблица 6
Значимые корреляции между актами самоповреждения и факторами алекситимии и эмоционального интеллекта (коэффициент Спирмена)
самопорезы |
удары о твердые поверхности |
самоожоги |
препятствие заживлению ран |
самоудары |
расчесывание кожи |
|
Алекситимия |
0,226* |
0,301** |
||||
Межличностный ЭИ |
–0,236* |
|||||
Внутриличностный ЭИ |
–0,200* |
–0,217* |
–0,273** |
|||
Понимание эмоций |
–0,187* |
|||||
Управление эмоциями |
–0,208* |
–0,193* |
–0,260** |
|||
Понимания своих эмоций |
–0,196* |
–0,191* |
–0,231* |
–0,197* |
||
Управление своими эмоциями |
–0,193* |
–0,217* |
||||
Контроль экспресии |
–0,189* |
–0,296** |
Примечание: * – корреляция значима на уровне 0,05 (2-сторонняя); ** – корреляция значима на уровне 0,01 (2-сторонняя).
Выводы
- Исследовательская шкала самоповреждающего поведения позволяет выявить частоту актов самоповреждения в популяции подростков и молодых людей, что может быть полезно в проведении скрининговых обследований и массовых опросов по широкому кругу проблем, связанных с различными формами проявления аутоагрессии. Диагностическую важность представляет частота актов самоповреждения (особенно выборы пунктов «иногда» и «часто») и сочетание разных актов самоповреждения, что указывает на сформированность модели самоповреждающего поведения.
-
В данной выборке 26,5% респондентов были объединены в отдельную группу по признаку высокой интенсивности актов самоповреждения, показав значимые различия от другой части выборки по всем показателям самоповреждения, а также по факторам алекситимии и эмоционального интеллекта.
-
Обнаруженные корреляции между показателями самоповреждения и факторами алекситимии и эмоционального интеллекта доказывают эмоциональную уязвимость индивидуумов, склонных к самоповреждению, что в данном случае было выявлено на уровне когнитивной переработки эмоций.
-
Любопытен тот факт, что на когнитивном уровне наиболее уязвимой оказывается сторона самопонимания, касающаяся понимания, управления и выражения собственных эмоций. Но пока сложно ответить на вопрос, какую роль выполняет акт самоповреждения: роль «стимулятора» эмоций или же «выхода» мощных, но слабо дифференцируемых эмоций, недоступных (в силу каких-либо причин) пониманию и переработке.
Литература
-
Люсин Д. В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Изд-во ИП РАН, 2009. С. 264–278.
-
Польская Н. А. Предикторы и механизмы самоповреждающего поведения (по материалам исследований) // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 1. С. 96–105.
-
Taylor G. J., Ryan D., Bagby R. M. Toward the development of a new self-report alexithymia scale // Psychother Psychosom. 1985. V. 44. № 4. P. 191–199.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 5305
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 11
Скачиваний
Всего: 426
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 7