Концепция инклюзивного лифтав отечественном образовании

144

Аннотация

В статье описывается модель инклюзивного лифта в парадигме вертикальной социальной мобильности, предполагающая продвижение ребенка с ограниченными возможностями здоровья по траектории: семья — дошкольное учреждение — средняя школа — колледж — вуз — организация/предприятие. Основу такого продвижения составляет технология сопровождения. Основная проблема неэффективности инклюзивного лифта сегодня — отсутствие механизмов перехода субъекта с одного уровня на другой. В целях разработки эффективной модели рассматривается существующий опыт, приводятся результаты экспертного опроса (n = 20), проведенного на территории Новосибирска. Анализируются проблемы, возникающие при мобильности, и возможности успешного внедрения. Выдвигается идея программы сопровождения инклюзивного лифта на базе Ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов в вузе.

Общая информация

Ключевые слова: социальный лифт, инклюзивный лифт, социальная инклюзия, эффективные механизмы социальной инклюзии, инклюзивное образование

Рубрика издания: Тенденции развития высшего инклюзивного образования в России и за рубежом

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Осьмук Л.А., Серебрянникова О.А. Концепция инклюзивного лифтав отечественном образовании // Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход: сборник статей / под ред. В.В. Рубцова. — М.: МГППУ, 2018. — (Библиотека журнала «Психологическая наука и образование»).. С. 22–29.

Фрагмент статьи

Наблюдаемое сейчас пристальное внимание общества к проблемам людей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья продиктовано новым уровнем развития общества. Поскольку долгое время общество отторгало нетипичных людей, главная задача заключается в смене всех эксклюзивных социальных практик на инклюзивные.

Литература

  1. Абрахамсон П. Социальная эксклюзия и бедность // Общественные науки и современность. 2001. №6. С. 149.
  2. Алешина М.В., Плеве И.Р. Социальный лифт или социальное исключение? // Высшее образование в России. № 11. 2009. С. 126—131.
  3. Веселкова Н.В. Новые исследования мобильности: совпадающие и не совпадающие потоки и социальная компетентность // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. 14. № 3. С. 50—66.
  4. Волосникова Л.М., Ефимова Г.З., Огороднова О.В. Риски образовательной инклюзии: опыт регионального исследования Тюменского государственного университета // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. С. 98—105.
  5. Дегтярева В.В. Условия формирования образовательных стратегий субъектов инклюзивного образования в современном вузе // Философия образования. 2014. № 3. С. 162—173.
  6. Зиневич О.В., Дегтярева В.В., Дегтярева Т.Н. Инклюзивное образование в российской высшей школе: современные вызовы = Inclusive education in the Russian higher school: modern challenges // Власть. 2016. № 5. С. 61—67.
  7. Мельник Ю.В., Панюкова С.В., Саитгалиева Г.Г., Серебрянникова О.А. Отечественный и зарубежный опыт вузов по обучению и сопровождению студентов с инвалидностью // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. С. 88—97.
  8. Осьмук Л.А., Дегтярева В.В., Жданова И.В. Моделирование социально-психологического сопровождения в системе инклюзивного образования в вузе: из опыта Новосибирского государственного технического университета // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. С. 140—149.
  9. Осьмук Л.А., Прохорова Л.В., Пономарев В.Б. Самореализация пожилых людей как преодоление социальной эксклюзии. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012. 232 с.
  10. Рубцов В.В. О межведомственном взаимодействии в реализации социальной и образовательной инклюзии для социально уязвимых групп населения // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. С. 87—93.
  11. Смолин О.Н. Студенты с ограниченными возможностями здоровья: статус, образование, трудоустройство. Интервью с Первым заместителем председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке Смолиным Олегом Николаевичем // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22. № 1. С. 7—9.
  12. Тихонова Н.Е. Социальная эксклюзия в российском обществе // Общественные науки и современность. 2002. № 6. С. 62.
  13. Шкаратан О.И. Ожидания и реальность. Социальная мобильность в контексте проблемы равенства шансов // Общественные науки и современность. 2011. № 1. С. 5—24.
  14. Шпекторенко И.В. Социальные лифты в структуре социальной мобильности индивида // Управленческое консультирование. №6 (54). 2013. С. 93—103.
  15. Bertaux D., Thompson P. Pathways to Social Class. A Qualitative Approach to Social Mobility. New Brunswick, NJ: Transaction Publishers, 2007. 343 p.

Информация об авторах

Осьмук Людмила Алексеевна, доктор социологических наук, профессор, директор, Институт социальных технологий и реабилитации, заведующая кафедрой социальной работы и социальной антропологии, Новосибирский государственный технический университет (ФГБОУ ВО НГТУ), Новосибирск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4896-3055, e-mail: osmuk@mail.ru

Серебрянникова Ольга Анатольевна, советник первого проректора, ФГБОУ ВО НГТУ, Россия, e-mail: olga.serebryannikova@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 695
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 144
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3