Перспективы исследования качества жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья

59

Общая информация

Ключевые слова: проблемы и возможности внедрения

Рубрика издания: Инклюзивное образование: проблемы и опыт

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Лебедева А.А. Перспективы исследования качества жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

Вопросы о качестве жизни населения все чаще зву­чат в средствах массовой информации, в докладах го­сударственных деятелей, а также в научной сфере. Су­ществует множество научных концепций качества жизни в рамках философии, социологии, экономики, медицины, психологии и др. В последнее время все ча­ще подчеркивается важность улучшения качества жизни людей с ограниченными возможностями здоро­вья. На уровне государственной политики разрабаты­ваются законодательные акты, программы, нацелен­ные на более широкое включение людей с инвалидно­стью в социальные процессы. Одним из путей повы­шения качества жизни лиц с ограниченными возмож­ностями здоровья (ОВЗ) является реализация идеи инклюзивного образования. Однако совместное обу­чение лиц с ОВЗ с другими детьми связано с целым рядом трудностей (технических, методологических, мировоззренческих и т. п.), активно обсуждаемых на мероприятиях Института проблем инклюзивного об­разования МГППУ.

Полный текст

Вопросы о качестве жизни населения все чаще зву­чат в средствах массовой информации, в докладах го­сударственных деятелей, а также в научной сфере. Су­ществует множество научных концепций качества жизни в рамках философии, социологии, экономики, медицины, психологии и др. В последнее время все ча­ще подчеркивается важность улучшения качества жизни людей с ограниченными возможностями здоро­вья. На уровне государственной политики разрабаты­ваются законодательные акты, программы, нацелен­ные на более широкое включение людей с инвалидно­стью в социальные процессы. Одним из путей повы­шения качества жизни лиц с ограниченными возмож­ностями здоровья (ОВЗ) является реализация идеи инклюзивного образования. Однако совместное обу­чение лиц с ОВЗ с другими детьми связано с целым рядом трудностей (технических, методологических, мировоззренческих и т. п.), активно обсуждаемых на мероприятиях Института проблем инклюзивного об­разования МГППУ.

Исследования, посвященные качеству жизни насе­ления, призваны дать объективную обратную связь го­сударству, с целью изменения социально-экономичес­кой политики [2]. Как правило, основные исследова­тельские программы мониторинга качества жизни ве­дутся в сфере здравоохранения и экономической соци­ологии. Итогом видится то, что внедряемые програм­мы будут направлены на компоненты качества жизни, заложенные в используемых моделях. Таким образом, существует риск получения фрагментарных оценок, которые связаны с теми или иными внешними аспек­тами жизни, а не жизнью в целом. Следовательно, именно они будут использоваться в качестве руково­дящей основы для дальнейших направлений государ­ственной политики.

В целях разработки системы оценки качества жиз­ни необходимо разобраться в концептуальных и мето­дологических вопросах, связанных с используемым понятием.

Понятие «качество жизни» наиболее активно раз­рабатывается с 80-х гг. прошлого века. Как правило, термин используется в следующих контекстах: качест­во жизни, связанное со здоровьем, качество жизни, свя­занное с социально-экономическими показателями, ка­чество жизни, связанное с психологическими показате­лями. Прикладной аспект исследований заключается в получении объективной оценки эффективности тех или иных мероприятий (государственная политика, реабилитационные программы и т. п.). Методологичес­кий аспект содержит в себе изучение самого содержа­ния качества жизни, его составляющих с целью интег­рации множества параметров в единую модель. Крити­ка направления исследований, посвященных качеству жизни, в основном касается того, что параметры оцен­ки слишком обширны, разрозненны, они с трудом под­даются структурированию, так как не имеют единого основания для классификации. Характер взаимосвязей параметров качества жизни зачастую нелинейный, по­этому ученым не удается проследить устойчивые зако­номерности и выявить причинно-следственные связи. В связи с этим существует немало, главным образом, прикладных концепций качества жизни, которые не удается выстроить в единую модель, удовлетворяю­щую междисциплинарным запросам.

Возможно также, что причины некоторых труднос­тей кроются в самом лингвистическом конструкте. Так, мы можем рассматривать понятие «качество» в трех плоскостях: а) как качество объекта — и тогда мы изучаем его свойство; б) как качество процесса — изу­чаем характер протекания; в) как результат — эффек­тивность процесса. В таком случае исследования, пре­тендующие на создание модели, главным образом, по­священы изучению качества жизни как свойства; лон-гитюдные исследования качества жизни населения де­лают акцент на качестве жизни как процессе; монито­ринг результатов политической, экономической, соци­альной или медицинской деятельности рассматривает качество жизни с точки зрения эффективности. Для наиболее полного анализа необходимо стремиться рассматривать качество жизни, учитывая все три кон­текста.

Таким образом, теоретически качество жизни включает в себя аспекты, связанные со здоровьем, с со­циально-экономическими показателями, а также с пси­хологическим благополучием. В целом же качество жизни зависит от восприятия жизни человеком и, сле­довательно, является опосредованным личностными факторами. Другими словами, психологический аспект качества жизни является одним из главных направле­ний исследования данного феномена. Жизнь и ее объ­ективные стороны преломляются в личности, поэтому люди, находящиеся в одних и тех же внешних услови­ях, могут ощущать себя совершенно по-разному и иметь неодинаковый уровень психологического благо­получия. Если одним из условий существования явля­ется инвалидность, она также не оказывает тождест­венного влияния на личность. Более того, человек с ог­раниченными возможностями здоровья может ощу­щать себя счастливее, чем здоровый, если ему удается реализовать свой потенциал при дефиците внешних возможностей. В связи с этим особенно актуальными являются исследования, касающиеся внутреннего ха­рактера протекания процессов жизни личности.

На базе лаборатории проблем развития личности лиц с ОВЗ (ИПИО МГППУ) проводится исследова­ние роли личностных ресурсов саморегуляции в кон­тексте совладания с жизненными трудностями. Люди, имеющие ограничения возможностей здоровья, нахо­дятся не просто в ситуации хронического стресса, но и в ситуации непрекращающегося совладания с ним.

В контексте изучения качества жизни лиц с ОВЗ важным условием, оказывающим влияние на эффектив­ность жизнедеятельности, выступает ситуация инвалид­ности. Она постоянно сопровождает человека и носит хронический характер, что, естественно, определенным образом влияет на организацию человеком своего про­странства, на управление собой и своим поведением. Во-первых, ситуация инвалидности заставляет человека жить на грани своих возможностей, постоянно решать задачи мобилизации, а значит, непрерывно осуществ­лять самоконтроль на уровне действий и операций, а также самоуправление на уровне деятельности и лично­сти. Во-вторых, ситуация инвалидности требует от че­ловека одновременного решения двух задач — и выдер­жать, то есть сохранить себя, и измениться. Следова­тельно, вопрос о качестве жизни личности может быть поставлен как вопрос об эффективности выполнения личностью обеих задач саморегуляции.

Зарубежные исследования показывают, что субъек­тивная самооценка благополучия и здоровья является более мощной переменной, чем объективные экономиче­ские или социально-демографические индикаторы в пе­ременных, объясняющих параметры качества жизни. Некоторые другие психологические переменные так­же выделяются как ключевые предсказывающие фак­торы в воспринимаемом качестве жизни. Это, напри­мер, уровень адаптации, самообладание и самоэффек­тивность, моральное состояние и самоуважение, вос­принимаемый контроль над жизнью (локус), общест­венные сравнения и ожидания от жизни, линия опти­мизм-пессимизм, общественные ценности, верования, стремление к достижению и социальный эталон срав­нения [5].

Одним из главных аспектов субъективного благо­получия выступает удовлетворенность жизнью, кото­рая представляет собой некую интегральную оценку субъектом своей жизни. Высокие показатели удовле­творенности жизнью свидетельствуют о сохранении личностью самой себя, подкрепляют позицию оста­ваться неизменным, однако «ценность положитель­ных обратных связей в любой системе крайне низка» [1], поэтому высокий уровень благополучия не несет в себе развивающего потенциала, а значит, в конечном счете, рискует снижаться. Сигналом для изменения и адаптации является снижение уровня удовлетворен­ности жизнью, так как именно это стимулирует лич­ность к развитию. Таким образом, с точки зрения каче­ства жизни важно, чтобы обе эти линии (сохранение и изменение) были сбалансированы.

Итак, инвалидность как условие существования, предъявляет высокие требования к личности. Однако «внешние причины действуют через внутренние усло­вия» [3], поэтому особую значимость приобретают в этой связи личностные ресурсы, так как именно они являются источником запаса прочности, с одной сто­роны, и потенциалом развития — с другой. Под ресур­сами мы понимаем личностные особенности, выступа­ющие как средства развития и сохранения личностью самой себя в условиях изменяющегося мира. Таким образом, система индивидуально организованных личностных ресурсов, а также ее эффективность явля­ется центральным аспектом, связанным, в конечном счете, с качеством жизни человека.

Мы предполагаем, что люди с ограниченными воз­можностями здоровья обладают специфически орга­низованной системой личностных ресурсов. В рамках разработки этой идеи нами было проведено исследова­ние ряда личностных особенностей в их связи с субъ­ективным благополучием. Основной этап исследова­ния был проведен в 2010 году. В нем принял участие 151 человек из числа студентов факультета информа­ционных технологий и учащихся социально-психоло­гического колледжа МГППУ. Из них около 60 человек имеют физические ограничения возможностей здоро­вья (медицинскую инвалидность).

Обнаружены различия в уровне удовлетвореннос­ти жизнью между группой «условно здоровых» и ис­пытуемых с ОВЗ на уровне значимости p<0,05 (срав­нение выборок осуществлялось с помощью ^-критерия Стьюдента). Средние показатели удовлетворенности жизнью выше в группе «условно здоровых» испытуе­мых, чем в группе студентов с ОВЗ.

Межгрупповое сравнение корреляционных матриц показывает, что в обеих исследуемых группах отмеча­ется устойчивая положительная связь между показа­телями удовлетворенности жизнью, с одной стороны, и такими переменными как витальность, смысложиз-ненные ориентации, жизнестойкость, толерантность к неопределенности, самоэффективность. Данный факт свидетельствует в пользу того, что все эти пара­метры функционируют как единый сплав, объединен­ный термином личностный потенциал [1].

Итак, качество жизни — это многоуровневый и вместе с тем аморфный концепт. Он отражает макро-социальные и микроиндивидуальные воздействия. Это совокупность объективных и субъективных изме­рений, которые влияют друг на друга [4]. Вместе с тем, можно отметить большой исследовательский потен­циал тех направлений, которые рассматривают роль личностных факторов в субъективном качестве жиз­ни. Одним из таких путей мы видим изучение системы личностных ресурсов в ситуации инвалидности и осо­бенности отражения результатов ее функционирова­ния на субъективном благополучии.

Литература

  1. Леонтьев Д. А. Личностный потенциал как осно­ва саморегуляции // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Вып. 1 / Под ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. — М. : Смысл, 2002. С. 56—65.
  2. Леонтьев Д. А. Качество жизни и личностный по­тенциал // Материалы IV Всероссийского съезда РПО 18—21 сентября 2007 г.: В 3-х т. Т. 2. — М.; Рос­тов н/Д.: Кредо, 2007. С. 238—239.
  3. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. — М., 1959.
  4. Lawton M. P. A multidimensional view of quality of life in frail elders // J. E. Birren, J. Lubben, J. Rowe & D. Deutchman (Eds.), The concept, and measurement of quality of life. — New York: Academic Press, 1991.
  5. Bowling A., Banister D., Sutton S., Evans O., Winsdor J. A multidimensional model of the quality of life in older age // Aging & Mental Health, 2002; 6 (4): 355—371.

Информация об авторах

Лебедева Анна Александровна, кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории сравнительных исследований качества жизни, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет» (ФГАОУ ВО ТГУ), доцент департамента психологии факультета социальных наук; старший научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГАОУ ВО НИУ ВШЭ), Томск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5919-5338, e-mail: anna.alex.lebedeva@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 3778
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 59
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0