Перспективы исследования качества жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья

87

Общая информация

Ключевые слова: проблемы и возможности внедрения

Рубрика издания: Инклюзивное образование: проблемы и опыт

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Лебедева А.А. Перспективы исследования качества жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

Вопросы о качестве жизни населения все чаще зву­чат в средствах массовой информации, в докладах го­сударственных деятелей, а также в научной сфере. Су­ществует множество научных концепций качества жизни в рамках философии, социологии, экономики, медицины, психологии и др. В последнее время все ча­ще подчеркивается важность улучшения качества жизни людей с ограниченными возможностями здоро­вья. На уровне государственной политики разрабаты­ваются законодательные акты, программы, нацелен­ные на более широкое включение людей с инвалидно­стью в социальные процессы. Одним из путей повы­шения качества жизни лиц с ограниченными возмож­ностями здоровья (ОВЗ) является реализация идеи инклюзивного образования. Однако совместное обу­чение лиц с ОВЗ с другими детьми связано с целым рядом трудностей (технических, методологических, мировоззренческих и т. п.), активно обсуждаемых на мероприятиях Института проблем инклюзивного об­разования МГППУ.

Полный текст

Вопросы о качестве жизни населения все чаще зву­чат в средствах массовой информации, в докладах го­сударственных деятелей, а также в научной сфере. Су­ществует множество научных концепций качества жизни в рамках философии, социологии, экономики, медицины, психологии и др. В последнее время все ча­ще подчеркивается важность улучшения качества жизни людей с ограниченными возможностями здоро­вья. На уровне государственной политики разрабаты­ваются законодательные акты, программы, нацелен­ные на более широкое включение людей с инвалидно­стью в социальные процессы. Одним из путей повы­шения качества жизни лиц с ограниченными возмож­ностями здоровья (ОВЗ) является реализация идеи инклюзивного образования. Однако совместное обу­чение лиц с ОВЗ с другими детьми связано с целым рядом трудностей (технических, методологических, мировоззренческих и т. п.), активно обсуждаемых на мероприятиях Института проблем инклюзивного об­разования МГППУ.

Исследования, посвященные качеству жизни насе­ления, призваны дать объективную обратную связь го­сударству, с целью изменения социально-экономичес­кой политики [2]. Как правило, основные исследова­тельские программы мониторинга качества жизни ве­дутся в сфере здравоохранения и экономической соци­ологии. Итогом видится то, что внедряемые програм­мы будут направлены на компоненты качества жизни, заложенные в используемых моделях. Таким образом, существует риск получения фрагментарных оценок, которые связаны с теми или иными внешними аспек­тами жизни, а не жизнью в целом. Следовательно, именно они будут использоваться в качестве руково­дящей основы для дальнейших направлений государ­ственной политики.

В целях разработки системы оценки качества жиз­ни необходимо разобраться в концептуальных и мето­дологических вопросах, связанных с используемым понятием.

Понятие «качество жизни» наиболее активно раз­рабатывается с 80-х гг. прошлого века. Как правило, термин используется в следующих контекстах: качест­во жизни, связанное со здоровьем, качество жизни, свя­занное с социально-экономическими показателями, ка­чество жизни, связанное с психологическими показате­лями. Прикладной аспект исследований заключается в получении объективной оценки эффективности тех или иных мероприятий (государственная политика, реабилитационные программы и т. п.). Методологичес­кий аспект содержит в себе изучение самого содержа­ния качества жизни, его составляющих с целью интег­рации множества параметров в единую модель. Крити­ка направления исследований, посвященных качеству жизни, в основном касается того, что параметры оцен­ки слишком обширны, разрозненны, они с трудом под­даются структурированию, так как не имеют единого основания для классификации. Характер взаимосвязей параметров качества жизни зачастую нелинейный, по­этому ученым не удается проследить устойчивые зако­номерности и выявить причинно-следственные связи. В связи с этим существует немало, главным образом, прикладных концепций качества жизни, которые не удается выстроить в единую модель, удовлетворяю­щую междисциплинарным запросам.

Возможно также, что причины некоторых труднос­тей кроются в самом лингвистическом конструкте. Так, мы можем рассматривать понятие «качество» в трех плоскостях: а) как качество объекта — и тогда мы изучаем его свойство; б) как качество процесса — изу­чаем характер протекания; в) как результат — эффек­тивность процесса. В таком случае исследования, пре­тендующие на создание модели, главным образом, по­священы изучению качества жизни как свойства; лон-гитюдные исследования качества жизни населения де­лают акцент на качестве жизни как процессе; монито­ринг результатов политической, экономической, соци­альной или медицинской деятельности рассматривает качество жизни с точки зрения эффективности. Для наиболее полного анализа необходимо стремиться рассматривать качество жизни, учитывая все три кон­текста.

Таким образом, теоретически качество жизни включает в себя аспекты, связанные со здоровьем, с со­циально-экономическими показателями, а также с пси­хологическим благополучием. В целом же качество жизни зависит от восприятия жизни человеком и, сле­довательно, является опосредованным личностными факторами. Другими словами, психологический аспект качества жизни является одним из главных направле­ний исследования данного феномена. Жизнь и ее объ­ективные стороны преломляются в личности, поэтому люди, находящиеся в одних и тех же внешних услови­ях, могут ощущать себя совершенно по-разному и иметь неодинаковый уровень психологического благо­получия. Если одним из условий существования явля­ется инвалидность, она также не оказывает тождест­венного влияния на личность. Более того, человек с ог­раниченными возможностями здоровья может ощу­щать себя счастливее, чем здоровый, если ему удается реализовать свой потенциал при дефиците внешних возможностей. В связи с этим особенно актуальными являются исследования, касающиеся внутреннего ха­рактера протекания процессов жизни личности.

На базе лаборатории проблем развития личности лиц с ОВЗ (ИПИО МГППУ) проводится исследова­ние роли личностных ресурсов саморегуляции в кон­тексте совладания с жизненными трудностями. Люди, имеющие ограничения возможностей здоровья, нахо­дятся не просто в ситуации хронического стресса, но и в ситуации непрекращающегося совладания с ним.

В контексте изучения качества жизни лиц с ОВЗ важным условием, оказывающим влияние на эффектив­ность жизнедеятельности, выступает ситуация инвалид­ности. Она постоянно сопровождает человека и носит хронический характер, что, естественно, определенным образом влияет на организацию человеком своего про­странства, на управление собой и своим поведением. Во-первых, ситуация инвалидности заставляет человека жить на грани своих возможностей, постоянно решать задачи мобилизации, а значит, непрерывно осуществ­лять самоконтроль на уровне действий и операций, а также самоуправление на уровне деятельности и лично­сти. Во-вторых, ситуация инвалидности требует от че­ловека одновременного решения двух задач — и выдер­жать, то есть сохранить себя, и измениться. Следова­тельно, вопрос о качестве жизни личности может быть поставлен как вопрос об эффективности выполнения личностью обеих задач саморегуляции.

Зарубежные исследования показывают, что субъек­тивная самооценка благополучия и здоровья является более мощной переменной, чем объективные экономиче­ские или социально-демографические индикаторы в пе­ременных, объясняющих параметры качества жизни. Некоторые другие психологические переменные так­же выделяются как ключевые предсказывающие фак­торы в воспринимаемом качестве жизни. Это, напри­мер, уровень адаптации, самообладание и самоэффек­тивность, моральное состояние и самоуважение, вос­принимаемый контроль над жизнью (локус), общест­венные сравнения и ожидания от жизни, линия опти­мизм-пессимизм, общественные ценности, верования, стремление к достижению и социальный эталон срав­нения [5].

Одним из главных аспектов субъективного благо­получия выступает удовлетворенность жизнью, кото­рая представляет собой некую интегральную оценку субъектом своей жизни. Высокие показатели удовле­творенности жизнью свидетельствуют о сохранении личностью самой себя, подкрепляют позицию оста­ваться неизменным, однако «ценность положитель­ных обратных связей в любой системе крайне низка» [1], поэтому высокий уровень благополучия не несет в себе развивающего потенциала, а значит, в конечном счете, рискует снижаться. Сигналом для изменения и адаптации является снижение уровня удовлетворен­ности жизнью, так как именно это стимулирует лич­ность к развитию. Таким образом, с точки зрения каче­ства жизни важно, чтобы обе эти линии (сохранение и изменение) были сбалансированы.

Итак, инвалидность как условие существования, предъявляет высокие требования к личности. Однако «внешние причины действуют через внутренние усло­вия» [3], поэтому особую значимость приобретают в этой связи личностные ресурсы, так как именно они являются источником запаса прочности, с одной сто­роны, и потенциалом развития — с другой. Под ресур­сами мы понимаем личностные особенности, выступа­ющие как средства развития и сохранения личностью самой себя в условиях изменяющегося мира. Таким образом, система индивидуально организованных личностных ресурсов, а также ее эффективность явля­ется центральным аспектом, связанным, в конечном счете, с качеством жизни человека.

Мы предполагаем, что люди с ограниченными воз­можностями здоровья обладают специфически орга­низованной системой личностных ресурсов. В рамках разработки этой идеи нами было проведено исследова­ние ряда личностных особенностей в их связи с субъ­ективным благополучием. Основной этап исследова­ния был проведен в 2010 году. В нем принял участие 151 человек из числа студентов факультета информа­ционных технологий и учащихся социально-психоло­гического колледжа МГППУ. Из них около 60 человек имеют физические ограничения возможностей здоро­вья (медицинскую инвалидность).

Обнаружены различия в уровне удовлетвореннос­ти жизнью между группой «условно здоровых» и ис­пытуемых с ОВЗ на уровне значимости p<0,05 (срав­нение выборок осуществлялось с помощью ^-критерия Стьюдента). Средние показатели удовлетворенности жизнью выше в группе «условно здоровых» испытуе­мых, чем в группе студентов с ОВЗ.

Межгрупповое сравнение корреляционных матриц показывает, что в обеих исследуемых группах отмеча­ется устойчивая положительная связь между показа­телями удовлетворенности жизнью, с одной стороны, и такими переменными как витальность, смысложиз-ненные ориентации, жизнестойкость, толерантность к неопределенности, самоэффективность. Данный факт свидетельствует в пользу того, что все эти пара­метры функционируют как единый сплав, объединен­ный термином личностный потенциал [1].

Итак, качество жизни — это многоуровневый и вместе с тем аморфный концепт. Он отражает макро-социальные и микроиндивидуальные воздействия. Это совокупность объективных и субъективных изме­рений, которые влияют друг на друга [4]. Вместе с тем, можно отметить большой исследовательский потен­циал тех направлений, которые рассматривают роль личностных факторов в субъективном качестве жиз­ни. Одним из таких путей мы видим изучение системы личностных ресурсов в ситуации инвалидности и осо­бенности отражения результатов ее функционирова­ния на субъективном благополучии.

Литература

  1. Леонтьев Д. А. Личностный потенциал как осно­ва саморегуляции // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Вып. 1 / Под ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. — М. : Смысл, 2002. С. 56—65.
  2. Леонтьев Д. А. Качество жизни и личностный по­тенциал // Материалы IV Всероссийского съезда РПО 18—21 сентября 2007 г.: В 3-х т. Т. 2. — М.; Рос­тов н/Д.: Кредо, 2007. С. 238—239.
  3. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. — М., 1959.
  4. Lawton M. P. A multidimensional view of quality of life in frail elders // J. E. Birren, J. Lubben, J. Rowe & D. Deutchman (Eds.), The concept, and measurement of quality of life. — New York: Academic Press, 1991.
  5. Bowling A., Banister D., Sutton S., Evans O., Winsdor J. A multidimensional model of the quality of life in older age // Aging & Mental Health, 2002; 6 (4): 355—371.

Информация об авторах

Анна Александровна Лебедева, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, доцент департамента психологии факультета социальных наук, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"», Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5919-5338, e-mail: anna.alex.lebedeva@gmail.com

Метрики

 Просмотров web

За все время: 3943
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 1

 Скачиваний PDF

За все время: 87
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0

 Всего

За все время: 4030
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 1