О мониторинге инклюзивного процесса в образовании

586

Общая информация

Ключевые слова: проблемы и возможности внедрения

Рубрика издания: Инклюзивное образование: проблемы и опыт

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Алехина С.В. О мониторинге инклюзивного процесса в образовании // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

Развитие инклюзивного подхода в современном образовании сталкивается не только с трудностями организации так называемой безбарьерной среды, но прежде всего с проблемами социального свойства. Они включают в себя распространенные стереотипы и предрассудки, неготовность или отказ учителей при­нять принципы инклюзивного образования, а также недостаток систематических, комплексных психолого-педагогических знаний и технологий, специальных мониторинговых исследований, непосредственно ка­сающихся опыта отечественного инклюзивного обра­зования. Наряду с декларируемыми философскими принципами отсутствие методологии инклюзивного образования рождает множество вопросов, связанных с недоверием и критикой относительно самой идеи. На этапе понимания и внедрения инклюзивного образо­вания прикладные исследования могут дать знания о процессах и результатах качественных изменений, по­влиять на общие представления об эффективности процессов инклюзии в образовании. Необходимо изу­чение успешного опыта практической реализации ин­клюзивного подхода и подробное описание процессов и механизмов его запуска и сопровождения.

Полный текст

Развитие инклюзивного подхода в современном образовании сталкивается не только с трудностями организации так называемой безбарьерной среды, но прежде всего с проблемами социального свойства. Они включают в себя распространенные стереотипы и предрассудки, неготовность или отказ учителей при­нять принципы инклюзивного образования, а также недостаток систематических, комплексных психолого-педагогических знаний и технологий, специальных мониторинговых исследований, непосредственно ка­сающихся опыта отечественного инклюзивного обра­зования. Наряду с декларируемыми философскими принципами отсутствие методологии инклюзивного образования рождает множество вопросов, связанных с недоверием и критикой относительно самой идеи. На этапе понимания и внедрения инклюзивного образо­вания прикладные исследования могут дать знания о процессах и результатах качественных изменений, по­влиять на общие представления об эффективности процессов инклюзии в образовании. Необходимо изу­чение успешного опыта практической реализации ин­клюзивного подхода и подробное описание процессов и механизмов его запуска и сопровождения.

Инклюзивное образование не будет успешным, ес­ли оно будет основано лишь на организационных из­менениях. Это динамичный процесс, связанный с глу­бокими ценностными и содержательными изменения­ми. Опыт инклюзивного образования в мире знает раз­личные стратегии изменения существующей ситуа­ции, различные модели и практики включающего об­разования. Российский опыт инклюзивной практики связан с длительным этапом экспериментального и проектного режима работы образовательных учрежде­ний, авторской адаптации образовательных условий под индивидуальные потребности детей с ограничен­ными возможностями здоровья. Поэтому остро встает вопрос качества самого процесса включения, профес­сиональной оценки его эффективности относительно различных категорий детей. В условиях нисходящей стратегии изменений важным становится оценка го­товности того или иного образовательного учрежде­ния к реализации инклюзивного подхода, работа с ри­сками, коррекция ошибок.

Для успешного планирования и анализа существу­ющих тенденций в целом необходимо располагать объективными данными. Для эффективного управле­ния процессом внедрения и развития инклюзивной практики необходимо понимать и объективно оцени­вать складывающиеся в ней проблемы и тенденции. Для оценки качества инклюзивного процесса в систе­ме образования необходима разработка комплекса программ мониторинговых исследований, связанных с динамической оценкой психологических параметров процесса инклюзии в общеобразовательном учрежде­нии и в системе в целом.

Теперь мы хорошо понимаем, что школа проходит два основных этапа — этап подготовки к инклюзивной стратегии развития и этап реализации изменений в уп­равлении, культуре и практике образовательного про­цесса. Даже при наличии приказов сверху и общей ус­тановки не каждая школа готова принять путь инклю­зии и стать инклюзивной. Каждая из таких школ должна иметь программу оценки своих изменений и владеть мониторинговыми программами или участво­вать в системных мониторингах по отслеживанию из­менений. Для оценки их качества необходимо созда­вать систему экспертной поддержки школ, обсужде­ние опыта педагогов, организовывать рефлексию кон­кретного опыта.

Ключевая роль в процессе развития инклюзивного процесса в общем образовании и оценке качества про­цесса включения принадлежит мониторингу.

Остановимся на самом понятии. Мониторинг в об­разовании — это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной си­стеме или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития. Мо­ниторинг — весьма специфический вид исследования. Он не опирается на гипотезу, основная причина его проведения — не поиск истины, как в уважающем себя научном исследовании, а получение информации о ка­честве осуществляемой деятельности или эффектив­ности реализуемого процесса. Кроме того, ценность мониторинговых данных объективно ограничена по времени, а мониторинговая процедура не предполагает манипулирования условиями и показателями. Это очень стабильная процедура, воспроизводимая раз за разом без изменений. Мониторинговое исследование должно быть функционально, через систему динамиче­ских показателей объективно представлять развиваю­щиеся тенденции. Особенностью мониторинга являет­ся определение целевых установок исследования через фиксацию состояния системы, выявление потенциаль­ных рисков и актуальных проблем.

Важно отметить, что мониторинг является ком­плексной технологией, объединяющей в себе ряд по­следовательных деятельностей, ориентированных на анализ проблематики, оформление предмета монито­ринга, работу с экспертами, разработку параметров ис­следования, составление программы, реализацию ор­ганизационной модели, обработку полученных дан­ных, анализ и интерпретацию полученных результа­тов. Крайне важно, чтобы данные мониторинга стали обсуждаемой и проектной информацией, а сам мони­торинг заканчивался реализацией мероприятий, наце­ленных на внедрение результатов исследования в практику образования. В то же время лица, ответст­венные за принятие управленческих решений и фор­мирование инклюзивной политики, нуждаются в до­стоверной информации об актуальных и потенциаль­ных социальных барьерах и естественных ограничени­ях инклюзивного образования, а также о факторах, тормозящих или стимулирующих процесс его внедре­ния. Кроме того, крайне важно заложить основы мони­торинга основных социальных параметров процесса внедрения инклюзивного образования для дальней­шей фиксации изменений и осуществления корректи­рующих воздействий. Любое системное изменение требует постоянного анализа промежуточных резуль­татов, корректировки рисков и основных действий, предупреждения ошибок.

Выделяют следующие этапы мониторинга.

I. Подготовительный

  1. Уточнение потребности в информации, работа с заказом.
  2. Формирование плана исследования.
  3. Формулирование проблемы, определение объек­та и предмета исследования, постановка целей и задач мониторингового обследования.
  4. Создание модели мониторинга.
  5. Обоснование выборки и деление ее на опреде­ленные группы.
  6. Разработка и научное обоснование параметров и индикаторов.
  7. Подбор метода и разработка инструмента.
  8. Разработка процедуры проведения мониторинга.
  9. Создание методики для сбора и обработки дан­ных мониторинга.
  10. Согласование сроков и графиков работ по каж-
    дому этапу проведения мониторинга.

11.    Пилотное исследование

  1. Проведение пилотного исследования на неболь­шой выборке.
  2. Обработка и анализ данных.
  3. Необходимая корректировка содержания анкет, методик и инструкции.

III.   Полевая стадия исследования

  1. Проведение мониторинга на всех группах выборки.
  2. Сбор первичной эмпирической информации по всем выделенным группам выборки.

IV.  Обработка и анализ информации

  1. Обработка оперативных данных.
  2. Анализ независимыми экспертами полученных результатов.
  3. Обсуждение полученных результатов.
  4. Создание аналитического отчета по результатам мониторинга.

V.   Составление рекомендаций.

В процессе мониторинга можно получить динами­ческую информацию:

  • какие категории детей «включены» в инклюзив­ный процесс в образовательных учреждениях. Анализ категорий детей, включенных в инклюзивное прост­ранство учреждения, характер и форма инклюзии;
  • какие формы инклюзии присутствуют в деятель­ности дошкольных и школьных образовательных уч­реждений, учреждений дополнительного образования, системы среднего профессионального образования;
  • каковы образовательные и социальные потребно­сти детей с ОВЗ, потребность в инклюзивном образо­вании;
  • какова методическая обеспеченность образова­тельного учреждения;
  • какова степень готовности педагогов к реализа­ции инклюзивного подхода;
  • какие отношения складываются у всех участни­ков инклюзивного образовательного процесса, на ка­ких ценностных принципах они формируются;
  • каково отношение учителей, родителей и педаго­гов к процессу внедрения инклюзии в образование, уровень осведомленности о принципах инклюзии, уровень принятия.

Аналитические данные мониторинга ориентирова­ны на дальнейшее проектирование и принятие необхо­димых решений в целях снижения рисков предполагае­мых изменений. Например, проведение мониторинга готовности педагогов образовательных учреждений к включению ребенка с ОВЗ в образовательный процесс массовой школы должно обеспечить информационную и аналитическую составляющую процесса внедрения инклюзивного подхода в образовательных учреждени­ях, определить основные направления повышения ква­лификации педагогических кадров по реализации ин­клюзивного подхода в сфере образования и эффектив­ные способы психологической поддержки педагога в процессе внедрения инклюзивной формы обучения.

Мониторинг всегда работает на отслеживание ак­туальной ситуации. На современном этапе развития инклюзивного образования, при существующих усло­виях его развития, программы мониторингов в сфере инклюзивного образования могут быть ориентирова­ны на отслеживание основных показателей развития инклюзивной практики и культуры: готовность педа­гогов к включению ребенка с ОВЗ в массовый класс; оценка потребности в инклюзивном образовании как детей с ОВЗ, так и обычных детей; состояние образо­вательной среды и ее готовность к включению; отно­шение учителей и родителей к инклюзии в образова­нии.

Теперь попробуем понять, кто должен создавать и реализовывать программы мониторинга. Учитывая сложность и технологичность самого мониторингово­го исследования, мы считаем, что это должны делать подготовленные специалисты, владеющие мониторин­говыми технологиями. Разработка системы индикато­ров мониторинга — сложная профессиональная зада­ча, решить которую могут лишь специалисты в узкой предметной области. Мониторинг процесса развития инклюзивного образования может стать одним из важ­ных направлений деятельности ресурсных центров по развитию инклюзивного образования, которые стали создаваться в некоторых регионах Российской Феде­рации, в частности, в Москве. Институтом проблем инклюзивного образования Московского городского психолого-педагогического университета разработаны и запущены некоторые из названных мониторинговых программ, начата разработка параметров и индикато­ров качества инклюзивного процесса в общем образо­вании.

Современные требования к образованию связаны с доступностью и качеством предоставления образова­тельных услуг. Постоянный мониторинг инклюзивно­го процесса позволит двигаться к решению этих во­просов осознанно и системно.

Информация об авторах

Алехина Светлана Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, директор Федерального центра по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9374-5639, e-mail: ipio.mgppu@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 21260
В прошлом месяце: 53
В текущем месяце: 52

Скачиваний

Всего: 586
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 11