Некоторые аспекты эффективного управления инклюзивным образованием

81

Общая информация

Ключевые слова: проблемы и возможности внедрения

Рубрика издания: Инклюзивное образование: проблемы и опыт

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Дух Н.Б. Некоторые аспекты эффективного управления инклюзивным образованием // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

В человеческом обществе исторически сложилось так, что практически всегда были те, кто руководит, и те, кем руководят. Но, тем не менее, человечество до начала ХХ столетия придавало мало значения поня­тию управления. Те, кто управлял в России, начиная от приказчиков, распорядителей, старост, руководили, основываясь на своей интуиции, и не задумывались всерьез над сущностью процесса управления. С начала ХХ века управление начинает выделяться в самостоя­тельную науку и продолжает развиваться в настоящее время. На всем протяжении развития науки управле­ния основное внимание уделялось тому, как руководи­тель должен руководить, чтобы организация работала эффективно. Сегодняшнее развитие общества показы­вает, что успешность организации во многом зависит от умелого и грамотного руководства.

Полный текст

В человеческом обществе исторически сложилось так, что практически всегда были те, кто руководит, и те, кем руководят. Но, тем не менее, человечество до начала ХХ столетия придавало мало значения поня­тию управления. Те, кто управлял в России, начиная от приказчиков, распорядителей, старост, руководили, основываясь на своей интуиции, и не задумывались всерьез над сущностью процесса управления. С начала ХХ века управление начинает выделяться в самостоя­тельную науку и продолжает развиваться в настоящее время. На всем протяжении развития науки управле­ния основное внимание уделялось тому, как руководи­тель должен руководить, чтобы организация работала эффективно. Сегодняшнее развитие общества показы­вает, что успешность организации во многом зависит от умелого и грамотного руководства.

Современный аппарат управления представляет со­бой многоуровневый механизм с разнородными функ­циями и различным содержанием работы. Система по­казателей эффективности управления должна быть уни­фицированной, применимой для различных сфер управ­ленческой деятельности. Играя активную роль, она смо­жет объективно характеризовать степень достижения выдвинутых задач. Ведущей целью управления являет­ся организация определенных условий для достижения конкретных и запланированных результатов.

В соответствии с современной теорией управления эффективность управления определяется эффектив­ностью того состояния, в котором оказалась управляе­мая система под воздействием этого управления [1]. Бессмысленно оценивать отдельно эффективность де­ятельности органов управления образованием, так как эффективность является показателем деятельности образовательных учреждений.

С 2004 года в образовательных учреждения Цент­рального административного округа города Москвы ре­ализуется проект «Стрижи» (стремление к инклюзив­ной жизни). Из общественной практики известно, что инновации всегда возникают снизу и распространяются снизу вверх, затрагивая те уровни, вмешательство кото­рых необходимо для успешной инновационной дея­тельности и тиражирования положительного опыта.

Аналогичная практика сложилась и у нас в округе. С 2007 года реализация инновационного проекта осуще­ствляется под руководством управления образования. С целью реализации идеи инклюзивного образования на базе Центрального окружного управления образова­ния был создан координационный совет, который воз­главила начальник управления. Членами совета явля­ются специалисты управления образования и методи­ческого центра, руководители образовательных учреж­дений различных видов и типов, представители роди­тельской общественности и общественных организа­ций, реализующие идеи инклюзивного образования.

Основной функцией совета является обсуждение вопросов, касающихся эффективного развития и внед­рения инклюзивного образования, а также управление процессами, связанными с устойчивым функциониро­ванием создаваемой инновационной системы.

Продукт труда управленческих работников не име­ет формы специфических вещественных результатов. Конечным продуктом управленческого труда считает­ся совокупность управленческих решений и влияние, которое они оказывают на объект управления. Управ­ляя инновационной системой, мы сталкиваемся со специфическими особенностями:

  • управленческий труд по отношению к конечным результатам деятельности носит опосредованный ха­рактер, т.е. данный вид труда не создает непосредст­венно потребительскую стоимость, а направлен на уп­равление работниками, занятыми оказанием услуг;
  • в основном этот труд является специфически вы­раженным творческим процессом, опыт и интуиция играют в нем весьма важную роль;
  • управленческий труд требует высокого уровня организационных навыков.

Так, Г. Э. Слезингер в основу определения эффек­тивности управленческого труда положил так называ­емый информационный метод. За основной показа­тель эффективности он принял количество вырабаты­ваемых аппаратом управления условных единиц ин­формации в единицу времени. Данный показатель на­зван «эффективной производительностью управлен­ческого труда» [2].

Опираясь на данный показатель, мы можем конста­тировать следующие результаты деятельности коор­динационного совета по развитию инклюзивного об­разования:

  1. Создана локальная нормативно-правовая база функционирования инновационного проекта.
  2. Все учреждения распределены по уровням вклю­чения в процесс инклюзивного образования.
  3. В каждом образовательном учреждении назначен координатор по внедрению инклюзивного образования с возложением на него обязанностей по взаимодейст­вию с ресурсным центром, разработке совместного пла­на по взаимодействию с ОУ внутри районной образова­тельной вертикали, по участию ОУ в окружных и го­родских мероприятиях по инклюзивному образованию.
  4. Разработана система учета детей в дошкольных учреждениях, которая дала возможность понять, ка­кие ДОУ посещают дети: только в режиме полной инклюзии; в режиме как полной инклюзии, так и частичной инклюзии; только в режиме частичной инклюзии.
  5. Подготовлены и изданы информационно-про­светительский журнал «Стрижи» и приложение к нему (4 номера), сборник «Инклюзивный детский сад», выпущены два номера с нормативными докумен­тами и методическими рекомендациями для замести­телей руководителя ОУ.
  6. Среди учащихся начальной школы проведен мо­ниторинг толерантного отношения к людям с ограни­ченными возможностями здоровья.
  7. Решением координационного совета по разви­тию и внедрению инклюзивного образования 25 % пе­дагогического состава в каждом образовательном уч­реждении должны пройти курсовую подготовку по проблемам инклюзивного образования. И как продукт решения в каждом образовательном учреждении со­ставлен план повышения квалификации специалистов на переходный период до 2013 года по вопросам внед­рения инклюзивного образования.
  8. Усовершенствована система информационного обме­на среди образовательных учреждений внутри образова­тельной вертикали, а также среди всех участников проекта.

Литература

  1. Новиков А. М., Новиков Д. А. Как модернизиро­вать управление образованием? // «Народное образо­вание». 2005. № 5.
  2. Слезингер. Г. Э. Труд в управлении промышлен­ным производством. — М., 1967.

Информация об авторах

Дух Н.Б., Центральное окружное управление образования Департамента образования города Москвы, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 3212
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 81
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0