Деятельность окружного ресурсного центра по инклюзивному образованию — новый вектор развития образовательного пространства округа

64

Общая информация

Ключевые слова: проблемы и возможности внедрения

Рубрика издания: Инклюзивное образование: проблемы и опыт

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Курбанов Р.А., Евсикова Н.И. Деятельность окружного ресурсного центра по инклюзивному образованию — новый вектор развития образовательного пространства округа // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

В настоящее время в отечественном образователь­ном пространстве в рамках реформы образования осу­ществляется масштабная реализация инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями.

Инклюзивное образование предоставляет возмож­ность каждому ребенку реализовать свои потребности в развитии и равные права в получении адекватного своему уровню развития образования независимо от социального положения, национальной или конфесси­ональной принадлежности, физических и умственных способностей.

Инклюзивное образование позволяет оказывать си­стемную комплексную помощь в социализации ребенка с особыми образовательными потребностями. Ресурс образовательного и социального развития связан не только с возможностями ребенка и его семьи, но в пер­вую очередь с возможностями и ресурсами самой обра­зовательной среды, включающей в себя различные субъекты. Включение ребенка с особыми образователь­ными потребностями в массовую образовательную сре­ду значительно усиливает потенциал развития и само­определения такого ребенка в условиях современного образования. Возможности образовательной среды в условиях реализации инклюзивного образования не­сравнимо выше возможностей традиционного психоло­го-педагогического сопровождения (психокоррекцион-ного, психотерапевтического) детей с особыми образо­вательными потребностями и их семей.

Полный текст

В настоящее время в отечественном образователь­ном пространстве в рамках реформы образования осу­ществляется масштабная реализация инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями.

Инклюзивное образование предоставляет возмож­ность каждому ребенку реализовать свои потребности в развитии и равные права в получении адекватного своему уровню развития образования независимо от социального положения, национальной или конфесси­ональной принадлежности, физических и умственных способностей.

Инклюзивное образование позволяет оказывать си­стемную комплексную помощь в социализации ребенка с особыми образовательными потребностями. Ресурс образовательного и социального развития связан не только с возможностями ребенка и его семьи, но в пер­вую очередь с возможностями и ресурсами самой обра­зовательной среды, включающей в себя различные субъекты. Включение ребенка с особыми образователь­ными потребностями в массовую образовательную сре­ду значительно усиливает потенциал развития и само­определения такого ребенка в условиях современного образования. Возможности образовательной среды в условиях реализации инклюзивного образования не­сравнимо выше возможностей традиционного психоло­го-педагогического сопровождения (психокоррекцион-ного, психотерапевтического) детей с особыми образо­вательными потребностями и их семей.

ЦППРиК «Строгино» по приказу окружного управ­ления образования работает как окружной ресурсный центр инклюзивного образования с сентября 2009 года. Подразделение психолого-педагогического сопровожде­ния инклюзивного образования включает в себя 14 со­трудников, в число которых входят пять логопедов, два дефектолога и семь психологов. Комплексная психоло­го-педагогической помощь детям с ограниченными воз­можностями развития, осуществляемая ими, осуществ­ляется через консультативно-диагностические приемы, коррекционно-развивающие занятия для детей с пробле­мами в развитии, работу с родителями, направленную на предупреждение инвалидизации семей, имеющих ребен­ка с проблемами в развитии, диспетчерские приемы для раннего выявления отклонений в развитии детей, осуще­ствляемые психологом, логопедом и дефектологом. Спе­циалисты устанавливают ведущую проблему в развитии ребенка, определяют систему мер в контексте заболева­ния и общего развития, помогают определить дальней­ший образовательный маршрут: инклюзивная группа детского сада, группа «особый ребенок», лекотека, обще­образовательная школа, школа с инклюзивным образо­ванием или специальное коррекционное учреждение.

Отдельным направлением окружного ресурсного центра инклюзивного образования является специ­альная подготовка и обучение специалистов для рабо­ты с «особыми» детьми.

На базе ЦППРиК «Строгино» проводятся курсы повышения квалификации «Психолого-педагогичес­кое сопровождение современного инклюзивного обра­зования», программа которых утверждена Москов­ским институтом открытого образования. Общее чис­ло слушателей составило 41 человек.

Система кураторства, когда каждый сотрудник подразделения непосредственно связан с конкретным образовательным учреждением и его специалистами, обеспечивает методическую помощь специалистам об­разовательных учреждений, реализующих практику инклюзивного образования в округе.

На базе окружного ресурсного центра инклюзив­ного образования «Строгино» действует Окружная психолого-медико-педагогическая комиссия по ком­плектованию учреждений, работающих в инклюзив­ном режиме. За это время комиссия на 12 выездных за­седаниях обследовала 56 детей, на базе ЦППРиК «Строгино» — 19 человек.

Целями работы комиссии являются: уточнение и оптимизация образовательного маршрута ребенка, ме­тодическая помощь специалистам образовательных учреждений, консультирование родителей, организа­ция комплексной системной помощи ребенку с особы­ми образовательными потребностями в образователь­ном пространстве округа.

Выездные заседания ОПМПК позволяют также увидеть и оценить организацию реального физическо­го и социального пространства, «безбарьерной» среды, в которой непосредственно реализуется инклюзивное образование. Так, выявилась важная проблема — недо­статочный и невысокий уровень организации деятель­ности психолого-медико-педагогических консилиу­мов в учреждениях, работающих в инклюзивном ре­жиме. Такие консилиумы являются обязательной формой сопровождения ребенка с особыми образова­тельными потребностями, включенного в инклюзив­ное образование.

Для преодоления подобной ситуации в течение учебного года Окружной ресурсный центр стал после­довательно проводить расширенные психолого-педа­гогические междисциплинарные консилиумы как на своей базе, так и на местах с участием специалистов центра и образовательного учреждения.

С целью изменения стереотипов и профессиональ­ной позиции специалистов необходимо осуществление планомерной работы по обучению организации дея­тельности психолого-медико-педагогических консили­умов в учреждениях, включенных в инклюзивное обра­зование. Такой формой является годичный постоянно действующий семинар на базе ЦППРиК «Строгино», на котором обсуждаются и моделируются консилиумы в ДОУ и ГОУ, а также возможные точки преемственно­сти между дошкольной и школьной инклюзией.

На сегодняшний день в Северо-Западном админист­ративном округе Москвы достаточно успешно апробиру­ется модель непрерывной образовательной вертикали — эффективного сотрудничества нескольких ОУ: «Детский сад — ПМСЦ — Школа — Центр творчества» она позво­ляет осуществить на практике системный подход вклю­чения детей с особенностями развития в социум, реализо­вать преемственность принципов и технологий препода­вания, обучающих и развивающих программ, предназна­ченных как для обычных, так и для «особых» детей. Она направлена на обеспечение общей стратегии развития ин­клюзивного образовательного пространства округа и его адекватное методическое сопровождение, постоянный обмен опытом как по вертикали, так и на каждой ступени образования, отработку эффективного механизма подго­товки, переподготовки и методического сопровождения всех педагогов и специалистов, участвующих в инклю­зивном образовании.

Существенную роль в этой вертикали играют пси­хологические центры, имеющиеся в округе. В каждом из них, безусловно, не только присутствует координа­тор по вопросам инклюзивного образования, но и ве­дется большая работа в этой области.

Такая модель с необходимостью ставит задачу выст­раивания системы совместной работы центров по дан­ному направлению с разграничением обязанностей между ресурсным центром и другими психологически­ми центрами СЗОУО. При решении данной задачи важным является инициативное встречное движение и осознанное формирование совместной политики.

Система совместной работы центров становится осо­бенно насущно необходимой в свете внедрения новых об­разовательных стандартов начальной школы. Стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограни­ченными возможностями здоровья, предоставляет равные возможности получения качественного начального общего образования для индивидуального развития всех обучаю­щихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуж­дается в специальных условиях обучения, — одаренных де­тей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно новому стандарту при организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с огра­ниченными возможностями здоровья его специалистами разрабатывается программа коррекционной работы. Та­ким образом, любая школа может стать инклюзивной.

В этих условиях специальная работа с родителями ребенка с особыми образовательными потребностями становится насущно необходимой. Как показывают итоги завершающегося учебного года, только инфор­мирование родителей в рамках психологических цент­ров об инклюзивном образовании, инклюзивных обра­зовательных учреждениях СЗАО, специализирован­ных ОУ является необходимым, но недостаточным действием. Необходимо шире использовать окружные средства массовой коммуникации. Но самое главное, работа с родителями ребенка с особыми образователь­ными потребностями и в центрах, и в образовательных учреждениях должна приобрести выраженный инди­видуальный диалогический характер.

Для изменения стереотипов и профессиональной по­зиции специалистов следует организовать планомерную деятельность по обучению организации работы с родите­лями ребенка с особыми образовательными потребностя­ми. Например, в рамках постоянно действующего семи­нара обсуждаются и моделируются особенности индиви­дуального диалога с родителями ребенка с особыми обра­зовательными потребностями, осуществляется работа в педагогических мастерских и мастер-классах. Такой се­минар может последовательно перемещаться из одного психологического центра в другой, используя в качестве содержательного материала конкретные случаи взаимо­действия с родителями ребенка с особыми образователь­ными потребностями, с которыми столкнулся данный центр. Участниками семинара будут специалисты обра­зовательных учреждений, которые включены в конкрет­ные вертикали инклюзии.

Конечно, опыт работы, особенно на начальных эта­пах ее организации, всегда содержит в себе как позитив­ные составляющие, так и негативные. Каждая из них ценна по-своему: позитивная облегчает следующий шаг, негативная делает его более точным.

Для успеха образовательной интеграции немало­важное значение имеет отношение и общества в целом, так и лиц, принимающих ответственные решения в сфере законодательства, организации и финансирова­ния образования.

Информация об авторах

Курбанов Рустам Анверович, старший методист, отдела профессионального развития педагогических кадров, Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы, Москва, Россия, e-mail: KurbanovRA@edu.mos.ru

Евсикова Н.И.

Метрики

Просмотров

Всего: 3751
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 64
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0