Деятельность окружного ресурсного центра по инклюзивному образованию — новый вектор развития образовательного пространства округа
Общая информация
Ключевые слова: проблемы и возможности внедрения
Рубрика издания: Инклюзивное образование: проблемы и опыт
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Курбанов Р.А., Евсикова Н.И. Деятельность окружного ресурсного центра по инклюзивному образованию — новый вектор развития образовательного пространства округа // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Фрагмент статьи
В настоящее время в отечественном образовательном пространстве в рамках реформы образования осуществляется масштабная реализация инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями.
Инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку реализовать свои потребности в развитии и равные права в получении адекватного своему уровню развития образования независимо от социального положения, национальной или конфессиональной принадлежности, физических и умственных способностей.
Инклюзивное образование позволяет оказывать системную комплексную помощь в социализации ребенка с особыми образовательными потребностями. Ресурс образовательного и социального развития связан не только с возможностями ребенка и его семьи, но в первую очередь с возможностями и ресурсами самой образовательной среды, включающей в себя различные субъекты. Включение ребенка с особыми образовательными потребностями в массовую образовательную среду значительно усиливает потенциал развития и самоопределения такого ребенка в условиях современного образования. Возможности образовательной среды в условиях реализации инклюзивного образования несравнимо выше возможностей традиционного психолого-педагогического сопровождения (психокоррекцион-ного, психотерапевтического) детей с особыми образовательными потребностями и их семей.
Полный текст
В настоящее время в отечественном образовательном пространстве в рамках реформы образования осуществляется масштабная реализация инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями.
Инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку реализовать свои потребности в развитии и равные права в получении адекватного своему уровню развития образования независимо от социального положения, национальной или конфессиональной принадлежности, физических и умственных способностей.
Инклюзивное образование позволяет оказывать системную комплексную помощь в социализации ребенка с особыми образовательными потребностями. Ресурс образовательного и социального развития связан не только с возможностями ребенка и его семьи, но в первую очередь с возможностями и ресурсами самой образовательной среды, включающей в себя различные субъекты. Включение ребенка с особыми образовательными потребностями в массовую образовательную среду значительно усиливает потенциал развития и самоопределения такого ребенка в условиях современного образования. Возможности образовательной среды в условиях реализации инклюзивного образования несравнимо выше возможностей традиционного психолого-педагогического сопровождения (психокоррекцион-ного, психотерапевтического) детей с особыми образовательными потребностями и их семей.
ЦППРиК «Строгино» по приказу окружного управления образования работает как окружной ресурсный центр инклюзивного образования с сентября 2009 года. Подразделение психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования включает в себя 14 сотрудников, в число которых входят пять логопедов, два дефектолога и семь психологов. Комплексная психолого-педагогической помощь детям с ограниченными возможностями развития, осуществляемая ими, осуществляется через консультативно-диагностические приемы, коррекционно-развивающие занятия для детей с проблемами в развитии, работу с родителями, направленную на предупреждение инвалидизации семей, имеющих ребенка с проблемами в развитии, диспетчерские приемы для раннего выявления отклонений в развитии детей, осуществляемые психологом, логопедом и дефектологом. Специалисты устанавливают ведущую проблему в развитии ребенка, определяют систему мер в контексте заболевания и общего развития, помогают определить дальнейший образовательный маршрут: инклюзивная группа детского сада, группа «особый ребенок», лекотека, общеобразовательная школа, школа с инклюзивным образованием или специальное коррекционное учреждение.
Отдельным направлением окружного ресурсного центра инклюзивного образования является специальная подготовка и обучение специалистов для работы с «особыми» детьми.
На базе ЦППРиК «Строгино» проводятся курсы повышения квалификации «Психолого-педагогическое сопровождение современного инклюзивного образования», программа которых утверждена Московским институтом открытого образования. Общее число слушателей составило 41 человек.
Система кураторства, когда каждый сотрудник подразделения непосредственно связан с конкретным образовательным учреждением и его специалистами, обеспечивает методическую помощь специалистам образовательных учреждений, реализующих практику инклюзивного образования в округе.
На базе окружного ресурсного центра инклюзивного образования «Строгино» действует Окружная психолого-медико-педагогическая комиссия по комплектованию учреждений, работающих в инклюзивном режиме. За это время комиссия на 12 выездных заседаниях обследовала 56 детей, на базе ЦППРиК «Строгино» — 19 человек.
Целями работы комиссии являются: уточнение и оптимизация образовательного маршрута ребенка, методическая помощь специалистам образовательных учреждений, консультирование родителей, организация комплексной системной помощи ребенку с особыми образовательными потребностями в образовательном пространстве округа.
Выездные заседания ОПМПК позволяют также увидеть и оценить организацию реального физического и социального пространства, «безбарьерной» среды, в которой непосредственно реализуется инклюзивное образование. Так, выявилась важная проблема — недостаточный и невысокий уровень организации деятельности психолого-медико-педагогических консилиумов в учреждениях, работающих в инклюзивном режиме. Такие консилиумы являются обязательной формой сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями, включенного в инклюзивное образование.
Для преодоления подобной ситуации в течение учебного года Окружной ресурсный центр стал последовательно проводить расширенные психолого-педагогические междисциплинарные консилиумы как на своей базе, так и на местах с участием специалистов центра и образовательного учреждения.
С целью изменения стереотипов и профессиональной позиции специалистов необходимо осуществление планомерной работы по обучению организации деятельности психолого-медико-педагогических консилиумов в учреждениях, включенных в инклюзивное образование. Такой формой является годичный постоянно действующий семинар на базе ЦППРиК «Строгино», на котором обсуждаются и моделируются консилиумы в ДОУ и ГОУ, а также возможные точки преемственности между дошкольной и школьной инклюзией.
На сегодняшний день в Северо-Западном административном округе Москвы достаточно успешно апробируется модель непрерывной образовательной вертикали — эффективного сотрудничества нескольких ОУ: «Детский сад — ПМСЦ — Школа — Центр творчества» она позволяет осуществить на практике системный подход включения детей с особенностями развития в социум, реализовать преемственность принципов и технологий преподавания, обучающих и развивающих программ, предназначенных как для обычных, так и для «особых» детей. Она направлена на обеспечение общей стратегии развития инклюзивного образовательного пространства округа и его адекватное методическое сопровождение, постоянный обмен опытом как по вертикали, так и на каждой ступени образования, отработку эффективного механизма подготовки, переподготовки и методического сопровождения всех педагогов и специалистов, участвующих в инклюзивном образовании.
Существенную роль в этой вертикали играют психологические центры, имеющиеся в округе. В каждом из них, безусловно, не только присутствует координатор по вопросам инклюзивного образования, но и ведется большая работа в этой области.
Такая модель с необходимостью ставит задачу выстраивания системы совместной работы центров по данному направлению с разграничением обязанностей между ресурсным центром и другими психологическими центрами СЗОУО. При решении данной задачи важным является инициативное встречное движение и осознанное формирование совместной политики.
Система совместной работы центров становится особенно насущно необходимой в свете внедрения новых образовательных стандартов начальной школы. Стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, предоставляет равные возможности получения качественного начального общего образования для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, — одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно новому стандарту при организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья его специалистами разрабатывается программа коррекционной работы. Таким образом, любая школа может стать инклюзивной.
В этих условиях специальная работа с родителями ребенка с особыми образовательными потребностями становится насущно необходимой. Как показывают итоги завершающегося учебного года, только информирование родителей в рамках психологических центров об инклюзивном образовании, инклюзивных образовательных учреждениях СЗАО, специализированных ОУ является необходимым, но недостаточным действием. Необходимо шире использовать окружные средства массовой коммуникации. Но самое главное, работа с родителями ребенка с особыми образовательными потребностями и в центрах, и в образовательных учреждениях должна приобрести выраженный индивидуальный диалогический характер.
Для изменения стереотипов и профессиональной позиции специалистов следует организовать планомерную деятельность по обучению организации работы с родителями ребенка с особыми образовательными потребностями. Например, в рамках постоянно действующего семинара обсуждаются и моделируются особенности индивидуального диалога с родителями ребенка с особыми образовательными потребностями, осуществляется работа в педагогических мастерских и мастер-классах. Такой семинар может последовательно перемещаться из одного психологического центра в другой, используя в качестве содержательного материала конкретные случаи взаимодействия с родителями ребенка с особыми образовательными потребностями, с которыми столкнулся данный центр. Участниками семинара будут специалисты образовательных учреждений, которые включены в конкретные вертикали инклюзии.
Конечно, опыт работы, особенно на начальных этапах ее организации, всегда содержит в себе как позитивные составляющие, так и негативные. Каждая из них ценна по-своему: позитивная облегчает следующий шаг, негативная делает его более точным.
Для успеха образовательной интеграции немаловажное значение имеет отношение и общества в целом, так и лиц, принимающих ответственные решения в сфере законодательства, организации и финансирования образования.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3745
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 64
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0