Правовое регулирование инклюзивного образования в проекте нового закона «Об образовании»

119

Общая информация

Ключевые слова: проблемы и возможности внедрения

Рубрика издания: Инклюзивное образование: проблемы и опыт

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Жаворонков Р.Н. Правовое регулирование инклюзивного образования в проекте нового закона «Об образовании» // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

В 2009 г. Минобрнауки РФ начал разработку про­екта нового федерального закона «Об образовании в РФ». Данный законопроект должен на многие годы определить вектор развития национальной системы образования, что обусловливает его чрезвычайную важность и актуальность.

Первоначальный текст законопроекта был опубли­кован на официальном сайте Минобрнауки России в мае 2010 г. (адрес страницы законопроекта http:// mon.gov.ru/dok/proj/7786/). В течение полугода на сайте Минобрнауки, в Общественной палате, Совете Федерации, Государственной думе, Союзе ректоров России проходило обсуждение первоначального текс­та. В обсуждении участвовало в основном образова­тельное сообщество. Итогом стал существенно перера­ботанный текст законопроекта, который был опубли­кован на сайте zakonoproekt2010.ru для широкого об­щественного обсуждения, которое проходило с 1 дека­бря 2010 г. до 1 февраля 2011 г.

Полный текст

В 2009 г. Минобрнауки РФ начал разработку про­екта нового федерального закона «Об образовании в РФ». Данный законопроект должен на многие годы определить вектор развития национальной системы образования, что обусловливает его чрезвычайную важность и актуальность.

Первоначальный текст законопроекта был опубли­кован на официальном сайте Минобрнауки России в мае 2010 г. (адрес страницы законопроекта http:// mon.gov.ru/dok/proj/7786/). В течение полугода на сайте Минобрнауки, в Общественной палате, Совете Федерации, Государственной думе, Союзе ректоров России проходило обсуждение первоначального текс­та. В обсуждении участвовало в основном образова­тельное сообщество. Итогом стал существенно перера­ботанный текст законопроекта, который был опубли­кован на сайте zakonoproekt2010.ru для широкого об­щественного обсуждения, которое проходило с 1 дека­бря 2010 г. до 1 февраля 2011 г.

Институтом проблем интегрированного (инклю­зивного) образования МГППУ 13 декабря 2010 г. был проведен круглый стол «Проект федерального закона «Об образовании в РФ» и лица с ограничен­ными возможностями здоровья», в котором приняли участие специалисты в области образования лиц с ОВЗ и представители общественных организаций, работающих с инвалидами. На круглом столе была дана глубокая и всесторонняя оценка законопроекта с точки зрения правового регулирования образова­ния лиц с ОВЗ.

Анализ законопроекта на предмет регулирования образования лиц с ОВЗ показывает, что данный за­конопроект не содержит четкого подхода к организа­ции образования указанной категории обучающих­ся. Совершенно неоднозначно регулируется органи­зация инклюзивного образования, постепенный пе­реход к которому научно обоснован и уже является для всех очевидным. В законопроекте нет определе­ния понятий «инклюзивное образование» и «интег­рированные классы». Согласно п. 12 ст. 34 для лиц с ОВЗ должны создаваться образовательные учрежде­ния, но не уточняется, какие. Создание специальных условий в учебных заведениях общего типа предус­мотрено только на ступенях общего образования (ст. 99) и среднего профессионального образования (ст. 111). Из статьи 66 следует, что дошкольное образо­вание дети могут получать в коррекционном детском саду. По поводу высшего образования речь идет только о предоставлении льгот инвалидам при по­ступлении в вузы (ст. 117). В законопроекте не про­писаны условия получения лицами с ОВЗ професси­ональной подготовки, дополнительного образования и дополнительного профессионального образования. Кроме того, четко не определено, когда допустимо обучение лиц с ОВЗ в инклюзивных учебных заведе­ниях, а когда — в коррекционных учреждениях или на дому.

В целях восполнения пробелов в правовом регули­ровании образования лиц с ОВЗ в законопроект необ­ходимо внести следующие изменения и дополнения.

В статью 2 «Основные понятия и термины, приме­няемые в настоящем Федеральном законе» внести оп­ределение понятия инклюзивное образование:

«Инклюзивное образование — совместное обуче­ние и воспитание, включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополни­тельного образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, не имею­щих таких ограничений».

Пункт 12 ст. 34 «Основные права и меры социаль­ной поддержки обучающихся» изложить в следующей редакции:

«Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья органы государственной власти и местного самоуправления создают специальные условия для инклюзивного образования в образовательных орга­низациях общего типа. Для детей указанной катего­рии, состояние здоровья которых исключает инклю­зивное образование, создаются коррекционные обра­зовательные организации (классы, группы), обеспечи­вающие их воспитание и обучение, лечение, социаль­ную адаптацию и интеграцию в общество. При невоз­можности осуществлять воспитание и обучение уча­щихся с ограниченными возможностями здоровья в общих или коррекционных образовательных органи­зациях органы государственной власти обеспечивают их обучение на дому или в лечебно-профилактических учреждениях, в том числе с использованием дистанци­онных образовательных технологий.

Категории обучающихся, имеющих право на созда­ние специальных условий для инклюзивного образо­вания, направление в специальные (коррекционные) образовательные организации или обучение на дому, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке госу­дарственной политики и нормативно-правовому регу­лированию в сфере образования».

Кроме того, необходимо урегулировать получение образования лицами с ОВЗ путем дополнения главы 17 законопроекта отдельной статьей, определяющей варианты и особенности их обучения. При этом следу­ет учесть основные нормы действующего законода­тельства о социальной защите инвалидов и положения Конвенции ООН о правах инвалидов, прежде всего, статьи 9 и 24.

В Законе необходимо предусмотреть обеспечение лицам с ОВЗ условий для получения образования без какой-либо дискриминации с учетом их индивидуаль­ных возможностей:

— путем обеспечения доступности помещений и инфраструктуры всех образовательных организаций;

— предоставления специальных средств обучения;

— создания необходимых условий образовательно­го процесса (включая соответствующие услуги);

— обеспечения индивидуальных планов реализа­ции образовательных программ.

Должны быть даны определения специальных средств обучения, необходимых условий образова­тельного процесса, индивидуального плана реализа­ции образовательной программы.

Закон должен устанавливать инклюзивный подход к получению образования лицами с ОВЗ, состоящий в приоритете совместного пребывания, обучения и вос­питания обучающихся с ОВЗ и обучающихся, не име­ющих подобных ограничений, во всех видах и типах образовательных организаций без ущерба целям и ре­зультатам образовательного процесса.

Следует предусмотреть новый тип образователь­ной организации — комбинированный детский сад и комбинированная общеобразовательная школа, ко­торые должны стать основным учебным заведением для детей с ОВЗ. Каждое подобное учебное заведе­ние должно специализироваться на интегрирован­ном обучении детей с определенным нарушением в развитии. В нем могут создаваться обычные, специ­альные и смешанные группы (классы), позволяющие каждому ребенку получать ту «долю» интеграции, которая ему полезна и доступна на данном этапе его развития.

Необходимо ввести в Закон нормы, что вариант обучения лиц с ОВЗ определяется психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в порядке, уста­навливаемом Правительством РФ, либо федеральным органом исполнительной власти, который осуществ­ляет функции по выработке государственной полити­ки и нормативно-правовому регулированию в сфере образования совместно с федеральным органом ис­полнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития. Основным критерием рекомен­дуемого ПМПК варианта обучения лиц с ОВЗ следует считать возможность наиболее полного освоения об­разовательной программы. Основания и порядок оп­ределения варианта обучения лиц с ОВЗ в соответст­вии с нормами Закона определяется Правительством РФ или Минобрнауки и Минздравсоцразвития Рос­сии.

Необходимо установить, что изменение варианта обучения лица с ОВЗ осуществляется на основании заключения ПМПК с согласия его законных предста­вителей, если лицо с ОВЗ не осваивает образователь­ную программу. Если совместное обучение с лицом с ОВЗ отрицательно сказывается на результатах обуче­ния других лиц, то изменение варианта обучения лица с ОВЗ осуществляется в обязательном порядке. При этом выбор нового варианта обучения согласовывает­ся с его законными представителями. Следует отме­тить, что подобный подход не является нарушением права лица с ОВЗ и его законного представителя на выбор образовательной организации и формы обуче­ния. Согласно ст. 55 Конституции РФ основные права и свободы не должны толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод чело­века и гражданина. Права и свободы человека и граж­данина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц. Следователь­но, если совместное обучение с лицом с ОВЗ отрица­тельно сказывается на результатах обучения других лиц, то тем самым создаются препятствия для реали­зации этими лицами их права на образование, что яв­ляется основанием для ограничения права лица с ОВЗ на выбор образовательной организации и формы обу­чения.

В Законе следует урегулировать взаимодействие образовательных организаций, предназначенных для обучения лиц с ОВЗ, с иными образовательными орга­низациями, с их педагогическими работниками и с ро­дителями лиц с ОВЗ по вопросам обеспечения специ­альных условий обучения и воспитания лиц с ОВЗ со­ответствующей категории.

Необходимо предусмотреть, что при установлении норм и порядка финансирования обучения лиц с ОВЗ должно осуществляться выделение надлежащих средств на создание необходимых для этого условий с применением адресного подхода.

Следует распространить принципы и основные правила организации получения дошкольного и обще­го образования лицами с ОВЗ на регулирование полу­чения ими профессионального и дополнительного об­разования.

Внесение в законопроект указанных изменений и дополнений позволит создать надежную правовую ос­нову для будущего развития инклюзивного образова­ния в России.

Информация об авторах

Жаворонков Роман Николаевич, кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психолого-педагогических проблем непрерывного образования детей и молодежи с особенностями развития и инвалидностью Института проблем интегративного (инклюзивного) образования , ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, e-mail: javoronkov@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3800
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 119
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0