Правовое регулирование инклюзивного образования в проекте нового закона «Об образовании»
Общая информация
Ключевые слова: проблемы и возможности внедрения
Рубрика издания: Инклюзивное образование: проблемы и опыт
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Жаворонков Р.Н. Правовое регулирование инклюзивного образования в проекте нового закона «Об образовании» // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Фрагмент статьи
В 2009 г. Минобрнауки РФ начал разработку проекта нового федерального закона «Об образовании в РФ». Данный законопроект должен на многие годы определить вектор развития национальной системы образования, что обусловливает его чрезвычайную важность и актуальность.
Первоначальный текст законопроекта был опубликован на официальном сайте Минобрнауки России в мае 2010 г. (адрес страницы законопроекта http:// mon.gov.ru/dok/proj/7786/). В течение полугода на сайте Минобрнауки, в Общественной палате, Совете Федерации, Государственной думе, Союзе ректоров России проходило обсуждение первоначального текста. В обсуждении участвовало в основном образовательное сообщество. Итогом стал существенно переработанный текст законопроекта, который был опубликован на сайте zakonoproekt2010.ru для широкого общественного обсуждения, которое проходило с 1 декабря 2010 г. до 1 февраля 2011 г.
Полный текст
В 2009 г. Минобрнауки РФ начал разработку проекта нового федерального закона «Об образовании в РФ». Данный законопроект должен на многие годы определить вектор развития национальной системы образования, что обусловливает его чрезвычайную важность и актуальность.
Первоначальный текст законопроекта был опубликован на официальном сайте Минобрнауки России в мае 2010 г. (адрес страницы законопроекта http:// mon.gov.ru/dok/proj/7786/). В течение полугода на сайте Минобрнауки, в Общественной палате, Совете Федерации, Государственной думе, Союзе ректоров России проходило обсуждение первоначального текста. В обсуждении участвовало в основном образовательное сообщество. Итогом стал существенно переработанный текст законопроекта, который был опубликован на сайте zakonoproekt2010.ru для широкого общественного обсуждения, которое проходило с 1 декабря 2010 г. до 1 февраля 2011 г.
Институтом проблем интегрированного (инклюзивного) образования МГППУ 13 декабря 2010 г. был проведен круглый стол «Проект федерального закона «Об образовании в РФ» и лица с ограниченными возможностями здоровья», в котором приняли участие специалисты в области образования лиц с ОВЗ и представители общественных организаций, работающих с инвалидами. На круглом столе была дана глубокая и всесторонняя оценка законопроекта с точки зрения правового регулирования образования лиц с ОВЗ.
Анализ законопроекта на предмет регулирования образования лиц с ОВЗ показывает, что данный законопроект не содержит четкого подхода к организации образования указанной категории обучающихся. Совершенно неоднозначно регулируется организация инклюзивного образования, постепенный переход к которому научно обоснован и уже является для всех очевидным. В законопроекте нет определения понятий «инклюзивное образование» и «интегрированные классы». Согласно п. 12 ст. 34 для лиц с ОВЗ должны создаваться образовательные учреждения, но не уточняется, какие. Создание специальных условий в учебных заведениях общего типа предусмотрено только на ступенях общего образования (ст. 99) и среднего профессионального образования (ст. 111). Из статьи 66 следует, что дошкольное образование дети могут получать в коррекционном детском саду. По поводу высшего образования речь идет только о предоставлении льгот инвалидам при поступлении в вузы (ст. 117). В законопроекте не прописаны условия получения лицами с ОВЗ профессиональной подготовки, дополнительного образования и дополнительного профессионального образования. Кроме того, четко не определено, когда допустимо обучение лиц с ОВЗ в инклюзивных учебных заведениях, а когда — в коррекционных учреждениях или на дому.
В целях восполнения пробелов в правовом регулировании образования лиц с ОВЗ в законопроект необходимо внести следующие изменения и дополнения.
В статью 2 «Основные понятия и термины, применяемые в настоящем Федеральном законе» внести определение понятия инклюзивное образование:
«Инклюзивное образование — совместное обучение и воспитание, включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся, не имеющих таких ограничений».
Пункт 12 ст. 34 «Основные права и меры социальной поддержки обучающихся» изложить в следующей редакции:
«Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья органы государственной власти и местного самоуправления создают специальные условия для инклюзивного образования в образовательных организациях общего типа. Для детей указанной категории, состояние здоровья которых исключает инклюзивное образование, создаются коррекционные образовательные организации (классы, группы), обеспечивающие их воспитание и обучение, лечение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. При невозможности осуществлять воспитание и обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в общих или коррекционных образовательных организациях органы государственной власти обеспечивают их обучение на дому или в лечебно-профилактических учреждениях, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
Категории обучающихся, имеющих право на создание специальных условий для инклюзивного образования, направление в специальные (коррекционные) образовательные организации или обучение на дому, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».
Кроме того, необходимо урегулировать получение образования лицами с ОВЗ путем дополнения главы 17 законопроекта отдельной статьей, определяющей варианты и особенности их обучения. При этом следует учесть основные нормы действующего законодательства о социальной защите инвалидов и положения Конвенции ООН о правах инвалидов, прежде всего, статьи 9 и 24.
В Законе необходимо предусмотреть обеспечение лицам с ОВЗ условий для получения образования без какой-либо дискриминации с учетом их индивидуальных возможностей:
— путем обеспечения доступности помещений и инфраструктуры всех образовательных организаций;
— предоставления специальных средств обучения;
— создания необходимых условий образовательного процесса (включая соответствующие услуги);
— обеспечения индивидуальных планов реализации образовательных программ.
Должны быть даны определения специальных средств обучения, необходимых условий образовательного процесса, индивидуального плана реализации образовательной программы.
Закон должен устанавливать инклюзивный подход к получению образования лицами с ОВЗ, состоящий в приоритете совместного пребывания, обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и обучающихся, не имеющих подобных ограничений, во всех видах и типах образовательных организаций без ущерба целям и результатам образовательного процесса.
Следует предусмотреть новый тип образовательной организации — комбинированный детский сад и комбинированная общеобразовательная школа, которые должны стать основным учебным заведением для детей с ОВЗ. Каждое подобное учебное заведение должно специализироваться на интегрированном обучении детей с определенным нарушением в развитии. В нем могут создаваться обычные, специальные и смешанные группы (классы), позволяющие каждому ребенку получать ту «долю» интеграции, которая ему полезна и доступна на данном этапе его развития.
Необходимо ввести в Закон нормы, что вариант обучения лиц с ОВЗ определяется психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, либо федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития. Основным критерием рекомендуемого ПМПК варианта обучения лиц с ОВЗ следует считать возможность наиболее полного освоения образовательной программы. Основания и порядок определения варианта обучения лиц с ОВЗ в соответствии с нормами Закона определяется Правительством РФ или Минобрнауки и Минздравсоцразвития России.
Необходимо установить, что изменение варианта обучения лица с ОВЗ осуществляется на основании заключения ПМПК с согласия его законных представителей, если лицо с ОВЗ не осваивает образовательную программу. Если совместное обучение с лицом с ОВЗ отрицательно сказывается на результатах обучения других лиц, то изменение варианта обучения лица с ОВЗ осуществляется в обязательном порядке. При этом выбор нового варианта обучения согласовывается с его законными представителями. Следует отметить, что подобный подход не является нарушением права лица с ОВЗ и его законного представителя на выбор образовательной организации и формы обучения. Согласно ст. 55 Конституции РФ основные права и свободы не должны толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц. Следовательно, если совместное обучение с лицом с ОВЗ отрицательно сказывается на результатах обучения других лиц, то тем самым создаются препятствия для реализации этими лицами их права на образование, что является основанием для ограничения права лица с ОВЗ на выбор образовательной организации и формы обучения.
В Законе следует урегулировать взаимодействие образовательных организаций, предназначенных для обучения лиц с ОВЗ, с иными образовательными организациями, с их педагогическими работниками и с родителями лиц с ОВЗ по вопросам обеспечения специальных условий обучения и воспитания лиц с ОВЗ соответствующей категории.
Необходимо предусмотреть, что при установлении норм и порядка финансирования обучения лиц с ОВЗ должно осуществляться выделение надлежащих средств на создание необходимых для этого условий с применением адресного подхода.
Следует распространить принципы и основные правила организации получения дошкольного и общего образования лицами с ОВЗ на регулирование получения ими профессионального и дополнительного образования.
Внесение в законопроект указанных изменений и дополнений позволит создать надежную правовую основу для будущего развития инклюзивного образования в России.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3800
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 119
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0