Деятельность ПМПК в условиях развития инклюзивного образования в Мурманской области

126

Общая информация

Ключевые слова: региональный опыт внедрения

Рубрика издания: Инклюзивное образование: проблемы и опыт

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Баланова Т.А., Курдвановская Н.В. Деятельность ПМПК в условиях развития инклюзивного образования в Мурманской области // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

Стратегической целью государственной политики в области образования на современном этапе является повышение доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям обще­ства и каждого гражданина. Однако дети с ограничен­ными возможностями здоровья (ОВЗ), дети-инвали­ды, а также дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, требуют особого внимания. Согласно Кон­цепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011—2015 годы «... в соответствии с инициативой "Наша новая школа" в любой школе должна быть обеспечена успешная социализация дан­ной категории детей, при этом в каждом образователь­ном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полно­ценную интеграцию».

Полный текст

Стратегической целью государственной политики в области образования на современном этапе является повышение доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям обще­ства и каждого гражданина. Однако дети с ограничен­ными возможностями здоровья (ОВЗ), дети-инвали­ды, а также дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, требуют особого внимания. Согласно Кон­цепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011—2015 годы «... в соответствии с инициативой "Наша новая школа" в любой школе должна быть обеспечена успешная социализация дан­ной категории детей, при этом в каждом образователь­ном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полно­ценную интеграцию».

Реализация этой цели предполагает модернизацию институтов системы образования как инструментов социального развития, и формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей.

Обеспечение государственных гарантий доступно­сти качественного образования для обучающихся с ОВЗ является одним из приоритетных направлений образовательной политики в Мурманской области. В контексте государственных гарантий доступности качественного образования для всех категорий граж­дан система социально-педагогической и психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ требует постоян­ного развития и совершенствования.

За последние два года в Мурманской области со­здана нормативная правовая база, обеспечивающая стабильное функционирование и развитие как регио­нальной системы специального образования, так и ин-тегративного образования, в частности. Для решения проблем развития и обучения детей с ОВЗ внутри об­разовательной среды общеобразовательных учрежде­ний наиболее значимыми стали приказы Министерст­ва образования и науки Мурманской области «О со­здании и организации деятельности Центральной пси­холого-медико-педагогической комиссии Мурман­ской области», «Об утверждении примерного положе­ния о Ресурсном центре дистанционного образования детей-инвалидов» и административный регламент по исполнению государственной функции «Организация предоставления общедоступного и бесплатного до­школьного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными воз­можностями здоровья, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи».

Важная роль в развитии интегрированного образо­вания отводится психолого-медико-педагогическим комиссиям (ПМПК). Необходимость совершенство­вания системы психолого-медико-педагогического со­провождения детей с ОВЗ в общеобразовательных уч­реждениях стала отправным моментом в развитии та­ких направлений деятельности центральной ПМПК, как:

  • оказание помощи общеобразовательным учреж­дениям в формировании индивидуальной программы интегрированного обучения;
  • разработка рекомендаций собственно организа­ционных форм интегрированного обучения (комбини­рованная, смешанная, полная модель интеграции);
  • содействие государственным областным и муни­ципальным учреждениям медико-социальной экспер­тизы в составлении индивидуальной программы реа­билитации ребенка-инвалида.

В целях организации интегрированного обучения и внедрения эффективных инклюзивных технологий в образовательный процесс проведен ряд мероприятий, в том числе по разработке стандартов качества дея­тельности ЦПМПК и организации сетевого взаимо­действия участников процесса интеграции.

В регионе активно развиваются формы взаимного сотрудничества центральной и территориальных ПМПК. Для активизации данного направления дея­тельности заключены договоры о сотрудничестве ЦПМПК с ТПМПК всех административных образова­ний Мурманской области. Для развития системы со­провождения инклюзивного образования специалис­ты Центра психолого-медико-социального сопровож­дения (ЦПМСС) внедряют модель взаимодействия ЦПМПК с психолого-медико-педагогическими кон­силиумами образовательных учреждений. В ней раз­рабатывается индивидуальный маршрут обучения и эффективно используется система показаний и фор­мы заключений специалистов ЦПМПК о готовности конкретного ребенка к обучению в общеобразователь­ной школе.

Решение вопросов определения сроков начала и за­вершения интегрированного образования осуществ­ляется ЦПМПК индивидуально по каждому обучаю­щемуся с учетом согласия его родителей (законных представителей) и в соответствии с критериями отбо­ра детей для интегрированного обучения. Данные кри­терии включают в себя три основные позиции:

  • возможности ребенка — степень выраженности проблем в развитии, зона ближайшего развития, ком­пенсаторные возможности, эмоционально-личност­ные особенности;
  • готовность конкретного образовательного учреж­дения осуществлять помощь в реализации особых по­требностей обучающегося (воспитанника) — кадро­вый потенциал, материально-технические возможнос­ти, методическая база;
  • готовность социума к интегративным процессам — возможности родителей для оказания помощи ребен­ку, степень толерантного отношения сверстников к проблеме, уровень готовности педагога к решению проблем внутриколлективной коммуникации (меж­личностных взаимоотношений).

С целью формирования профессиональных и лич­ностных компетенций всех участников интегративно-го образовательного процесса (дети, родители, педаго­ги) специалистами ЦПМСС разработаны и внедряют­ся в практику образовательных учреждений програм­ма «Шаг навстречу» по психолого-педагогическому сопровождению родителей, воспитывающих детей-ин­валидов, и полифункциональный блок коррекционно-развивающих программ по работе с детьми с ОВЗ.

В современных условиях важнейшим принципом развития качества и доступности образовательных ус­луг является совершенствование информационного обеспечения всех направлений деятельности учрежде­ния. Организация работы по расширению информаци­онного пространства и обеспечению доступности ин­формации об оказываемых ЦПМПК услугах включает функционирование и регулярное обновление офици­ального сайта ЦПМСС; интернет-консультирование детей, родителей, специалистов; изготовление и рас­пространение информационно-наглядной продукции; взаимодействие со СМИ. На официальном сайте в разделах о деятельности ЦПМПК и отдела ранней по­мощи с целью оказания психолого-педагогической по­мощи родителям, воспитывающим детей с ОВЗ, ве­дутся странички «Полезные статьи» и «Родителям особого ребенка».

Для повышения качества услуг, предоставляемых специалистами ЦПМПК, в образовательном коррек-ционно-развивающем процессе эффективно использу­ются современные информационно-коммуникацион­ные технологии:

  • компьютерный комплекс БОС коррекции психо­эмоционального состояния;
  • компьютерный комплекс БОС логотерапевтический;
  • компьютерная экспертная система «Лонгитюд»;
  • лицензионные программы компьютерной обра­ботки психологического тестирования фирм «Амал-тея» и «Иматон».

В перспективах развития ЦПМСС — создание в рамках деятельности ЦПМПК Центра психолого-пе­дагогического сопровождения интегрируемого ребен­ка с ОВЗ (ЦППСИР).

Приоритетными задачами в данном направлении станут:

  • проведение мониторинга соотношения специаль­ной и общеобразовательной систем Мурманской обла­сти как двух взаимодействующих образовательных моделей;
  • оказание адекватной коррекционной помощи каждому ребенку с ОВЗ, находящемуся в условиях полной или комбинированной интеграции;
  • осуществление систематического контроля раз­вития ребенка и эффективности его интегрированно­го, инклюзивного обучения;
  • психолого-педагогическое сопровождение дис­танционного обучения детей-инвалидов;
  • разработка модели взаимодействия педагогов массового и специального образования с целью рас­пространения методического опыта по специальному (коррекционному) образованию.

Таким образом, проведение скоординированной политики в области образования, обеспечивающей в равной мере дальнейшее развитие как системы специ­ального обучения, так и интеграционных процессов, позволит обеспечить право родителей на выбор обра­зовательного маршрута особого ребенка. Подлинная интеграция в образовании может состояться лишь в том случае, если специалисты, работающие в системе общего и специального обучения, будут совместно ре­шать проблемы интеграции посредством организации систематического, непрерывного, комплексного пси­холого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.

Информация об авторах

Метрики

Просмотров

Всего: 8335
В прошлом месяце: 22
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 126
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2