Об интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых детей

177

Общая информация

Ключевые слова: региональный опыт внедрения

Рубрика издания: Инклюзивное образование: проблемы и опыт

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Трифонова Э.П. Об интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых детей // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

В России концепция интегративного обучения строится на трех основных принципах интеграции: че­рез раннюю коррекцию; через обязательную коррек-ционную помощь каждому интегрированному ребен­ку; через обоснованный отбор детей для интегриро­ванного обучения. При этом интеграция не противо­поставляется системе специального образования, а выступает как одна из альтернативных форм внутри системы, так как ребенок, интегрированный в общеоб­разовательную среду, обязательно получает специаль­ную помощь. Ее задача сблизить две образовательные системы — общую и специальную.

В настоящее время в Республике Марий Эл реали­зуется трехуровневая система психолого-педагогичес­кого и медико-социального сопровождения детей и подростков, включающая в себя внутреннее сопро­вождение на уровне образовательного учреждения и внешнее сопровождение на уровнях муниципальных центров и республиканского центра психолого-педа­гогической реабилитации и коррекции.

Полный текст

В России концепция интегративного обучения строится на трех основных принципах интеграции: че­рез раннюю коррекцию; через обязательную коррек-ционную помощь каждому интегрированному ребен­ку; через обоснованный отбор детей для интегриро­ванного обучения. При этом интеграция не противо­поставляется системе специального образования, а выступает как одна из альтернативных форм внутри системы, так как ребенок, интегрированный в общеоб­разовательную среду, обязательно получает специаль­ную помощь. Ее задача сблизить две образовательные системы — общую и специальную.

В настоящее время в Республике Марий Эл реали­зуется трехуровневая система психолого-педагогичес­кого и медико-социального сопровождения детей и подростков, включающая в себя внутреннее сопро­вождение на уровне образовательного учреждения и внешнее сопровождение на уровнях муниципальных центров и республиканского центра психолого-педа­гогической реабилитации и коррекции.

Психолого-медико-педагогические консилиумы образовательных учреждений (дошкольных и школ) являются начальным звеном в системе комплексного сопровождения в республике. С 2009 года они успеш­но функционируют в 62 % детских садов и в 69 % об­щеобразовательных школ, реализуя задачи, направ­ленные на оказание системно-ориентированной по­мощи, то есть на предупреждение возникновения или решение проблемы ребенка, обучающегося в учреж­дении. При необходимости к работе ПМП-консилиу-ма образовательного учреждения привлекаются соот­ветствующие специалисты ближайших муниципаль­ных и республиканского психолого-педагогических и медико-социальных центров (ПМПС-центров), ку­рирующих внешнее сопровождение детей. Акцент в работе ПМПС-центров делается на максимальное приближение необходимой помощи к месту прожи­вания ребенка, когда специалисты центров сопро­вождения выезжают в семьи, проживающие даже в самых отдаленных населенных пунктах муниципаль­ных образований.

Необходимость координированной систематичес­кой работы по организации внутреннего и внешнего сопровождения детей, в том числе детей с ограничен­ными возможностями здоровья (ОВЗ), во всех муни­ципальных образованиях республики вызвана боль­шим числом детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразо­вательных школах в обычных классах. По данным ста­тистической отчетности, в 2010—2011 учебном году это число детей составило 1390 человек.

Комплексное системное сопровождение ребенка с жизненными ограничениями включает в себя: помощь в преодолении учебных затруднений; помощь в пре­одолении социально-эмоциональных проблем; взаи­модействие со специальной школой-интернатом по организации и проведению коррекционной работы; логопедическую работу; помощь в выборе образова­тельного маршрута и профессиональном самоопреде­лении.

Успешность реализации программы сопровожде­ния во многом зависит от эффективности взаимодей­ствия сотрудников ППМС-центра, учителей-предмет­ников, классного руководителя и родителей.

Круглые столы и психолого-педагогические конси­лиумы должны проводиться регулярно и посвящаться оценке результативности программы сопровождения, при необходимости — ее коррекции, обмену опытом работы по сопровождению учащихся.

В целях интеграции и социализации детей с ОВЗ, не охваченных специальным (коррекционным) обра­зованием, для преодоления их изоляции от сверстни­ков и лучшей адаптации к жизни в обществе появи­лись новые формы образования — надомное, интегри­рованное и инклюзивное.

Министерством образования и науки начата сис­темная работа по развитию интегрированного и ин­клюзивного образования на территории республики. Еще в мае 2009 года в Йошкар-Оле прошла междуна­родная научно-практическая конференция, в ходе ко­торой бельгийские коллеги высоко оценили опыт вза­имодействия специалистов массового и специального образования Республики Марий Эл по построению адекватной системы психолого-педагогического со­провождения, направленной на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе. В связи с этим проблема поиска и внедрения эф­фективных средств, педагогических технологий, раз­вивающих адекватные адаптивные возможности, обес­печивающие успешную адаптацию детей с ОВЗ в но­вых социальных условиях, в том числе в условиях об­разовательного пространства массовой школы, явля­ется актуальной. Нами апробируются разнообразные модели и формы взаимодействия специальной и мас­совой школ.

На базе ГОУ «Лицей Бауманский» функциониру­ет центр дистанционного образования детей-инвали­дов, в котором с сентября 2010 года дистанционно обучаются 173 ребенка-инвалида, проживающих на территории республики и обучающихся на дому по общеобразовательным программам. Развитие дис­танционной очно-заочной формы обучения детей-ин­валидов с использованием современных информаци­онно-коммуникационных технологий целесообразно рассматривать в качестве эффективного средства ор­ганизации образования и социализации детей с ОВЗ, особенно детей, имеющих трудности в передвиже­нии.

Одной из форм интеграции детей с ОВЗ является открытие в образовательных учреждениях общего ти­па специальных (коррекционных) классов. В течение двух лет в МОУ «Общеобразовательная школа № 1» г. Волжска после ликвидации специальной коррекци-онной школы созданы специальные (коррекционные) классы для детей, обучающихся по программам VIII вида. При этом обеспечено внутреннее психолого-ме­дико-педагогическое сопровождение детей с интел­лектуальной недостаточностью.

Для дальнейшего развития системы психолого-пе­дагогического сопровождения в республике требуется решение следующих основных задач по созданию ус­ловий для получения образования детьми с ОВЗ:

  • развитие системы раннего выявления и коррек­ции недостатков в развитии детей;
  • создание системы мониторинга и учета численно­сти детей с ОВЗ, наличия условий для получения ими образования;
  • совершенствование взаимодействия между пси­холого-медико-педагогическим консилиумом образо­вательного учреждения (ДОУ, МОУ, ГОУ) и муници­пальными (республиканским) психолого-педагогиче­скими и медико-социальными центрами, в том чис­ле — оказание методической помощи педагогам и спе­циалистам образовательных учреждений по организа­ции внутреннего сопровождения детей со стороны ППМС-центров, методистов органов управления об­разованием соответствующего муниципального райо­на (городского) округа;
  • обеспечение доступности качественного образо­вания для детей с ОВЗ;
  • создание во всех образовательных учреждениях условий для получения образования детьми с ОВЗ об­щего образования по месту их жительства;
  • усиление контроля со стороны органов управле­ния образованием за осуществлением внутреннего и внешнего сопровождения всех детей в ОУ, располо­женных на территории муниципального района (го­родского) округа, в том числе детей с ОВЗ, обучаю­щихся и воспитывающихся в МОУ в коррекционных и обычных классах, детей-инвалидов, обучающихся и воспитывающихся в ДОУ и МОУ и обучающихся на дому по общеобразовательным и коррекционным про­граммам;
  • организация системной подготовки, переподготов­ки и повышения квалификации работников органов уп­равления образованием, образовательных учреждений, иных органов и организаций, занимающихся решением вопросов образования детей с ОВЗ (повышение психо­лого-педагогической компетентности педагогов массо­вых школ, получение второго высшего образования пе-дагога-дефектолога, педагога-психолога);
  • получение МОУ лицензий на образовательную деятельность детей с ОВЗ по программам специаль­ных (коррекционных) школ I—VIII вида;
  • формирование в обществе толерантного отноше­ния к детям с ОВЗ, популяризация идей содействия получению ими образования и их социальной интегра­ции.

Таким образом, министерством образования рес­публики проводится определенная работа по созда­нию оптимальных условий для обучения детей с ОВЗ.

Информация об авторах

Метрики

Просмотров

Всего: 5904
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 14

Скачиваний

Всего: 177
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4