Об интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых детей
Общая информация
Ключевые слова: региональный опыт внедрения
Рубрика издания: Инклюзивное образование: проблемы и опыт
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Трифонова Э.П. Об интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых детей // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Фрагмент статьи
В России концепция интегративного обучения строится на трех основных принципах интеграции: через раннюю коррекцию; через обязательную коррек-ционную помощь каждому интегрированному ребенку; через обоснованный отбор детей для интегрированного обучения. При этом интеграция не противопоставляется системе специального образования, а выступает как одна из альтернативных форм внутри системы, так как ребенок, интегрированный в общеобразовательную среду, обязательно получает специальную помощь. Ее задача сблизить две образовательные системы — общую и специальную.
В настоящее время в Республике Марий Эл реализуется трехуровневая система психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей и подростков, включающая в себя внутреннее сопровождение на уровне образовательного учреждения и внешнее сопровождение на уровнях муниципальных центров и республиканского центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции.
Полный текст
В России концепция интегративного обучения строится на трех основных принципах интеграции: через раннюю коррекцию; через обязательную коррек-ционную помощь каждому интегрированному ребенку; через обоснованный отбор детей для интегрированного обучения. При этом интеграция не противопоставляется системе специального образования, а выступает как одна из альтернативных форм внутри системы, так как ребенок, интегрированный в общеобразовательную среду, обязательно получает специальную помощь. Ее задача сблизить две образовательные системы — общую и специальную.
В настоящее время в Республике Марий Эл реализуется трехуровневая система психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей и подростков, включающая в себя внутреннее сопровождение на уровне образовательного учреждения и внешнее сопровождение на уровнях муниципальных центров и республиканского центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции.
Психолого-медико-педагогические консилиумы образовательных учреждений (дошкольных и школ) являются начальным звеном в системе комплексного сопровождения в республике. С 2009 года они успешно функционируют в 62 % детских садов и в 69 % общеобразовательных школ, реализуя задачи, направленные на оказание системно-ориентированной помощи, то есть на предупреждение возникновения или решение проблемы ребенка, обучающегося в учреждении. При необходимости к работе ПМП-консилиу-ма образовательного учреждения привлекаются соответствующие специалисты ближайших муниципальных и республиканского психолого-педагогических и медико-социальных центров (ПМПС-центров), курирующих внешнее сопровождение детей. Акцент в работе ПМПС-центров делается на максимальное приближение необходимой помощи к месту проживания ребенка, когда специалисты центров сопровождения выезжают в семьи, проживающие даже в самых отдаленных населенных пунктах муниципальных образований.
Необходимость координированной систематической работы по организации внутреннего и внешнего сопровождения детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), во всех муниципальных образованиях республики вызвана большим числом детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательных школах в обычных классах. По данным статистической отчетности, в 2010—2011 учебном году это число детей составило 1390 человек.
Комплексное системное сопровождение ребенка с жизненными ограничениями включает в себя: помощь в преодолении учебных затруднений; помощь в преодолении социально-эмоциональных проблем; взаимодействие со специальной школой-интернатом по организации и проведению коррекционной работы; логопедическую работу; помощь в выборе образовательного маршрута и профессиональном самоопределении.
Успешность реализации программы сопровождения во многом зависит от эффективности взаимодействия сотрудников ППМС-центра, учителей-предметников, классного руководителя и родителей.
Круглые столы и психолого-педагогические консилиумы должны проводиться регулярно и посвящаться оценке результативности программы сопровождения, при необходимости — ее коррекции, обмену опытом работы по сопровождению учащихся.
В целях интеграции и социализации детей с ОВЗ, не охваченных специальным (коррекционным) образованием, для преодоления их изоляции от сверстников и лучшей адаптации к жизни в обществе появились новые формы образования — надомное, интегрированное и инклюзивное.
Министерством образования и науки начата системная работа по развитию интегрированного и инклюзивного образования на территории республики. Еще в мае 2009 года в Йошкар-Оле прошла международная научно-практическая конференция, в ходе которой бельгийские коллеги высоко оценили опыт взаимодействия специалистов массового и специального образования Республики Марий Эл по построению адекватной системы психолого-педагогического сопровождения, направленной на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе. В связи с этим проблема поиска и внедрения эффективных средств, педагогических технологий, развивающих адекватные адаптивные возможности, обеспечивающие успешную адаптацию детей с ОВЗ в новых социальных условиях, в том числе в условиях образовательного пространства массовой школы, является актуальной. Нами апробируются разнообразные модели и формы взаимодействия специальной и массовой школ.
На базе ГОУ «Лицей Бауманский» функционирует центр дистанционного образования детей-инвалидов, в котором с сентября 2010 года дистанционно обучаются 173 ребенка-инвалида, проживающих на территории республики и обучающихся на дому по общеобразовательным программам. Развитие дистанционной очно-заочной формы обучения детей-инвалидов с использованием современных информационно-коммуникационных технологий целесообразно рассматривать в качестве эффективного средства организации образования и социализации детей с ОВЗ, особенно детей, имеющих трудности в передвижении.
Одной из форм интеграции детей с ОВЗ является открытие в образовательных учреждениях общего типа специальных (коррекционных) классов. В течение двух лет в МОУ «Общеобразовательная школа № 1» г. Волжска после ликвидации специальной коррекци-онной школы созданы специальные (коррекционные) классы для детей, обучающихся по программам VIII вида. При этом обеспечено внутреннее психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с интеллектуальной недостаточностью.
Для дальнейшего развития системы психолого-педагогического сопровождения в республике требуется решение следующих основных задач по созданию условий для получения образования детьми с ОВЗ:
- развитие системы раннего выявления и коррекции недостатков в развитии детей;
- создание системы мониторинга и учета численности детей с ОВЗ, наличия условий для получения ими образования;
- совершенствование взаимодействия между психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательного учреждения (ДОУ, МОУ, ГОУ) и муниципальными (республиканским) психолого-педагогическими и медико-социальными центрами, в том числе — оказание методической помощи педагогам и специалистам образовательных учреждений по организации внутреннего сопровождения детей со стороны ППМС-центров, методистов органов управления образованием соответствующего муниципального района (городского) округа;
- обеспечение доступности качественного образования для детей с ОВЗ;
- создание во всех образовательных учреждениях условий для получения образования детьми с ОВЗ общего образования по месту их жительства;
- усиление контроля со стороны органов управления образованием за осуществлением внутреннего и внешнего сопровождения всех детей в ОУ, расположенных на территории муниципального района (городского) округа, в том числе детей с ОВЗ, обучающихся и воспитывающихся в МОУ в коррекционных и обычных классах, детей-инвалидов, обучающихся и воспитывающихся в ДОУ и МОУ и обучающихся на дому по общеобразовательным и коррекционным программам;
- организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников органов управления образованием, образовательных учреждений, иных органов и организаций, занимающихся решением вопросов образования детей с ОВЗ (повышение психолого-педагогической компетентности педагогов массовых школ, получение второго высшего образования пе-дагога-дефектолога, педагога-психолога);
- получение МОУ лицензий на образовательную деятельность детей с ОВЗ по программам специальных (коррекционных) школ I—VIII вида;
- формирование в обществе толерантного отношения к детям с ОВЗ, популяризация идей содействия получению ими образования и их социальной интеграции.
Таким образом, министерством образования республики проводится определенная работа по созданию оптимальных условий для обучения детей с ОВЗ.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 5908
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 180
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0