Индивидуальные ресурсы родителей нетипичного ребенка

90

Общая информация

Ключевые слова: диалог родителей и специалистов

Рубрика издания: Взаимодействие с семьей и дошкольная инклюзивная практика

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Хорошева Е.В. Индивидуальные ресурсы родителей нетипичного ребенка // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

Теоретический анализ семьи позволяет говорить, что в условиях хронического стресса и бесконечных трудностей на протяжении периода воспитания ребен­ка члены «особой» семьи вынуждены активизировать разнообразный арсенал ресурсов для сохранения се­мьи и избегания ухудшения своего психического и со­матического здоровья.

Семья, в которой один или оба родителя обладают разнообразными личностными ресурсами, сможет оказать необходимую поддержку своему ребенку при возможных затруднениях в процессе коррекционной работы с ним. Подобная семья будет являться разви­вающей средой для ребенка, способствуя его социа­лизации. Многочисленные отечественные и зарубеж­ные исследования, посвященные анализу семьи с не­типичным ребенком, пока не позволяют ответить на вопрос, как одним семьям удается успешно функцио­нировать, а другие не справляются с подобной зада­чей.

Полный текст

Теоретический анализ семьи позволяет говорить, что в условиях хронического стресса и бесконечных трудностей на протяжении периода воспитания ребен­ка члены «особой» семьи вынуждены активизировать разнообразный арсенал ресурсов для сохранения се­мьи и избегания ухудшения своего психического и со­матического здоровья.

Семья, в которой один или оба родителя обладают разнообразными личностными ресурсами, сможет оказать необходимую поддержку своему ребенку при возможных затруднениях в процессе коррекционной работы с ним. Подобная семья будет являться разви­вающей средой для ребенка, способствуя его социа­лизации. Многочисленные отечественные и зарубеж­ные исследования, посвященные анализу семьи с не­типичным ребенком, пока не позволяют ответить на вопрос, как одним семьям удается успешно функцио­нировать, а другие не справляются с подобной зада­чей.

Приоритетным направлением настоящего исследо­вания выступает анализ личностных ресурсов у роди­телей, которые позволяют видеть возможности и пер­спективы в тяжелых жизненных условиях, связанных с уходом за ребенком с нарушениями в развитии.

Американские психологи С. Кобейса и С. Мадди, изучавшие влияние стресса и его последствий на каче­ство жизни человека, обнаружили ключевую личност­ную переменную, которая помогает успешно противо­стоять стрессовым факторам. Этот конструкт они на­звали жизнестойкостью, так как он включает в себя следующие элементы: установки, механизмы совлада-ния, жизнестойкие практики здоровья, навыки соци­альной поддержки [1].

В контексте задач данного исследования были изу­чены жизнестойкие установки родителей нетипичного ребенка. Это позитивное эмоциональное вовлечение в жизнь (включенность), умение человека решать про­блемы с учетом осознания имеющихся способностей или развития новых (контроль), а также принятие по­зитивных и негативных сторон жизни, открытость но­вому опыту, дающему возможности для личностного развития (принятие риска).

Стрессовые события трансформируются в наиме­нее травмирующие, если человек признает ценности жизни, готов действовать, уверен в возможности ока­зывать влияние на происходящее. И это способствует его успешной адаптации.

На фоне нарастающего стресса человек с жизне­стойкими установками не избегает контакта с людьми, а сохраняет и поддерживает с ними отношения, не страдает от собственной беспомощности, а стремится к достижению результата, не ожидает комфортной жизни, а извлекает опыт из проживания жизни в дан­ных обстоятельствах.

Изучение ресурсов личности, которые позволяют «особой» семье сохраняться стабильной, а ее членам оставаться психологически устойчивыми, преодоле­вать жизненные трудности, создавая при этом предпо­сылки для саморазвития, сохранять внутреннюю сба­лансированность и не снижать успешность деятельно­сти, является целью нашего исследования.

Для исследования способности родителя нетипич­ного ребенка выдерживать хронические стрессовые воздействия нами был использован тест жизнестойко­сти С. Мадди, адаптированный Д. А. Леонтьевым и Е. И. Рассказовой [2]. В исследовании приняли учас­тие 50 семей, воспитывающих ребенка с нарушениями развития.

Количественный анализ изучения показателя жиз­нестойкости позволил обнаружить малосущественные различия у матерей и отцов по компонентам «вовле­ченность» и «контроль». Они немного выше, чем у стандартизированной выборки. Общий показатель жизнестойкости у родителей нетипичного ребенка увеличивается в основном за счет компонента «приня­тие риска». Данный компонент жизнестойкости отра­жает жизненную позицию родителя, ориентирован­ную на приобретение и накопление опыта. Как прави­ло, у такой личности развита рефлексия, с помощью которой родитель проводит самоанализ событий про­житой жизни, как негативных, так и позитивных. При­обретенные знания усваиваются и используются в дальнейшем.

Для анализа качественной специфики компонен­тов жизнестойкости выборка родителей, воспитываю­щих нетипичного ребенка, была поделена на две под­группы. В первую подгруппу вошли 67 % родителей, имеющих общий показатель жизнестойкости выше нормативного. Вторую подгруппу составили 33 % ро­дителей, имеющих показатель жизнестойкости ниже нормы.

Для сравнительного анализа использовали про­филь стандартизированной выборки (норма) и два профиля, отражающие полученные значения компо­нентов у обеих подгрупп родителей с показателем жизнестойкости выше и ниже нормативного.

Профили жизнестойкости обеих групп родителей расположены практически симметрично относитель­но нормативного профиля, за исключением компонен­та «принятие риска» на профиле жизнестойкости ни­же нормы. Значение по этому показателю максималь­но приближено к стандартизированной выборке. При этом значения других компонентов жизнестойкости, такие как вовлеченность и контроль, значительно сни­жены и симметрично расположены относительно нор­мативного профиля.

Большая часть 67 % выборки родителей, имеющая показатель жизнестойкости выше нормы, способна гибко реагировать на изменение ситуации, максималь­но извлекать знания и опыт из происходящих в их жизни событий, активно участвовать в планировании собственной жизни, получать удовольствие от дея­тельности. В трудные периоды жизни для них оказы­вается возможным перестраивать взаимоотношения с окружающими, проявлять инициативу и действовать рискованно, воспринимая происходящие с ними изме­нения как результат личностного выбора.

Родители, имеющие показатель жизнестойкости ниже нормы составляют меньшую часть 33 % выборки. Как правило, такие родители проявляют пассивность в планировании собственной жизни, у них снижено целеполагание, наблюдаются трудности с нахождени­ем смысла в происходящих с ними событиях, вероят­нее всего, у них преобладает ощущение, что жизнь проходит мимо. Чувствуя собственную беспомощ­ность, они не верят, что их активное включение в пре­одоление трудностей может оказывать влияние на ход жизненных событий. Несмотря на вышеперечислен­ные минусы, они считают, что происходящие с ними ситуации могут способствовать их развитию и самосо­вершенствованию. Временами они готовы идти на риск, принимать решения и действовать, несмотря на отсутствие надежных гарантий.

Количественный и качественный анализ компо­нентов жизнестойкости выявил, что в обеих подгруп­пах родителей, имеющих показатель жизнестойкости выше и ниже нормативного, существенный вклад в увеличение значения личностной переменной вносит компонент «принятие риска». Мы объясняем это тем, что семья нетипичного ребенка сталкивается с ситуа­циями, исход которых сложно предсказать, и родитель зачастую принимает решения, связанные с риском, так как на данный момент у него отсутствуют гарантии в успехе подобных начинаний. Родители вынуждены находится в постоянном поиске результативного лече­ния своего ребенка, поскольку порой ни специалисты, ни сами родители не уверены в успехе применения то­го или иного вида коррекционного вмешательства. В результате подобного опыта у родителей возникает натренированность в готовности принимать решения и действовать без надежных гарантий, с одной лишь надеждой на вероятностный успех коррекционного лечения ребенка.

Также было проведено специальное сравнитель­ное исследование семей со здоровым и нетипичным ребенком по опроснику семейной адаптации и спло­ченности Д. Олсона, которое позволило выявить осо­бенности распределения семей по уровням семейной системы и процентное количество семей, соответст­вующих сбалансированному и несбалансированному типу [3].

В контексте изучения ресурсов семьи мы посчита­ли необходимым исследовать влияние показателя жизнестойкости на сбалансированность семейной сис­темы.

Для анализа влияния уровня жизнестойкости на тип семейной системы по параметрам сплоченности и гибкости семейной системы выборка родителей была поделена на две подгруппы. В первую подгруппу во­шли 67 % родителей, имеющих общий показатель жиз­нестойкости выше нормативного. Вторую подгруппу составили 33 % родителей, имеющих показатель жиз­нестойкости ниже показателей стандартизированной выборки.

Для наглядности и простоты анализа результатов были взяты уровни семейной системы, относящиеся к сбалансированному типу. По параметру «сплочен­ность» — уровни разделенный и объединенный, по па­раметру «гибкость» — структурированный и гиб­кий [4].

Около половины выборки родителей с уровнем жизнестойкости выше стандартизированного рассма­тривают свою семью как сбалансированную по пара­метру сплоченности (43 %) и гибкости (47 %). Мы объясняем это тем, что такие родители обладают по­зитивной установкой по отношению к членам своей семьи, адекватной мотивацией для поддержания гар­моничных внутрисемейных отношений путем уста­новления эмоциональной близости между членами семьи. Семейная система с большей вероятностью будет оставаться стабильной в ситуации острого или хронического стресса, так как у ее членов развит та­кой компонент жизнестойкости, как контроль, кото­рый способствуют активному преодолению семьей трудностей и гибкому приспособлению к меняющим­ся внешним факторам.

Изучение подгруппы с уровнем жизнестойкости ниже нормативной показало, что лишь небольшая до­ля выборки родителей рассматривают свою семью как сбалансированную по параметру сплоченности (16 %) и гибкости (12 %). Основная доля семей 84 % по пара­метру сплоченности и 88 % по параметру гибкости распределена между уровнями разобщенный и спу­танный, ригидный и хаотичный, которые относятся к проблемному (несбалансированному) типу семейной системы.

Анализ полученных данных показывает, что чем выше уровень жизнестойкости родителей, тем выше адаптационные возможности семейной системы. Ро­дители с жизнестойкостью выше стандартизирован­ной обладают большими ресурсами для выстраива­ния гармоничного взаимодействия с членами семьи, что обеспечивает поддержание баланса в семейном функционировании. Жизнестойкие убеждения роди­телей позволяют семейной системе оставаться ста­бильной, преодолевать трудности и решать пробле­мы, возникающие в процессе воспитания нетипично­го ребенка.

Развитый компонент жизнестойкости — приня­тие риска у родителей ребенка с нарушениями раз­вития отражает психологическую сторону процесса совладания со стрессом в большей степени, чем дея­тельную. Наличие нетипичного ребенка в семье спо­собствует развитию у его родителей более глубокого понимания жизни, ее осмысления, анализа жизнен­ного опыта. Одна из жизнестойких установок — при­нятие риска — является ресурсом для семьи нети­пичного ребенка, помогающим противостоять хро­ническому напряжению и негативным впечатлени­ям, способствуя развитию умения принимать нега­тивные стороны жизни извлекая из них уроки, нахо­дить смысл, творчески преобразовывать трудности и препятствия в возможности.

Литература

  1. Мадди С., Хошаба-Мадди Д. Жизнестойкость, ее диагностика и тренинг. Видеоматериалы института экзистенциальной психологии и жизнетворчества. М., 2002.
  2. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестой­кости. — М., 2006.
  3. Хорошева Е. В. Сравнительное исследование се­мей, имеющих ребенка с нормативным и нарушенным развитием // Журн. Психологическая наука и образо­вание. 2010. № 5.
  4. Системная семейная психотерапия / Под ред. Э. Г. Эйдемиллера. — СПб., 2002.

Информация об авторах

Хорошева Екатерина Владимировна, педагог-психолог , Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Пресненский», аспирант кафедры дошкольной психологии и педагогики кафедры психологии образования; научный сотрудник лаборатории аномального развития Московского государственного психолого-педагогического университета, Москва, Россия, e-mail: katekhorosheva@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2972
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 90
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0