Родительские экспектации в отношении подростков с ДЦП
Общая информация
Ключевые слова: диалог родителей и специалистов
Рубрика издания: Взаимодействие с семьей и дошкольная инклюзивная практика
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Белоногова Е.В. Родительские экспектации в отношении подростков с ДЦП // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Фрагмент статьи
Ребенок с ограниченными возможностями как субъект образовательного и воспитательного воздействия, независимо от вида дефекта, представляет собой развивающуюся личность и индивидуальность, способен под влиянием обучения и воспитания успешно развиваться в психическом и личностном отношениях. Человек, имеющий инвалидность, имеет право на включение во все аспекты жизни общества, на независимую жизнь, самоопределение, свободу выбора, как и все другие люди. И подростковый возраст — значимый период развития в плане определенных жизненных выборов, так как именно на этом этапе у ребенка с ограниченными возможностями (как и у любого другого) происходит первичное самоопределение в отношении профессиональных, социальных и других жизненных перспектив.
Полный текст
Ребенок с ограниченными возможностями как субъект образовательного и воспитательного воздействия, независимо от вида дефекта, представляет собой развивающуюся личность и индивидуальность, способен под влиянием обучения и воспитания успешно развиваться в психическом и личностном отношениях. Человек, имеющий инвалидность, имеет право на включение во все аспекты жизни общества, на независимую жизнь, самоопределение, свободу выбора, как и все другие люди. И подростковый возраст — значимый период развития в плане определенных жизненных выборов, так как именно на этом этапе у ребенка с ограниченными возможностями (как и у любого другого) происходит первичное самоопределение в отношении профессиональных, социальных и других жизненных перспектив.
Важнейшей предпосылкой нормального психического развития ребенка является любовь к нему значимых близких взрослых — родителей, спокойная атмосфера в семье, доброжелательное отношение, содействие родителей в развитии его самостоятельности, целеустремленности, морально-волевых и коммуникативных качеств. Значимую роль (как и при воспитании обычного ребенка) играет фактор родительского отношения к возможностям ребенка-инвалида, которое транслируется ему, воспринимается им и влияет на его собственное отношение к себе и миру. Отношение родителей к будущему своего ребенка проявляется и в родительских ожиданиях — экспектациях, которые могут быть реалистичными, нереалистичными или болезненно тревожными.
Проблемы семьи аномального ребенка рассматривались в работах Н. В. Мазуровой, З. Ф. Гафуровой, О. Г. Комаровой и др. Психологическому изучению специфики личностных нарушений у родителей, воспитывающих детей с тяжелыми двигательными патологиями, отводится большое место в работах В. В. Ткачевой [3]. В семьях детей-инвалидов происходят качественные изменения на психологическом и социальном уровнях [2]. Многими авторами подчеркивается необходимость поддержания психического и психологического здоровья у членов семей особого ребенка, так как именно они являются для ребенка тем ресурсом, который вселяет уверенность, дает силы к преодолению трудностей. Направленность и содержание психологической работы определяется тем, что последствия хронического социально-психологического стресса, в котором пребывают такие семьи, проявляются в личностных особенностях самих родителей [1].
Особенности ожиданий родителей в отношении ребенка с ОВЗ определяются рядом внешних и внутренних факторов. Здоровые ожидания отличаются реалистичностью, позитивностью, верой в силы и способности ребенка, в возможность его самостоятельного жизненного самоопределения. Для этого сами родители ребенка с ОВЗ должны быть благополучными в социальном, профессиональном, личностном и эмоциональном плане, обладать компетентностью в воспитании и развитии особого ребенка.
Данное исследование (совместно с Н. Н. Савельевой) было посвящено изучению родительских ожиданий в отношении подростков с ДЦП. Интеллект у многих подростков сохранен, но есть двигательные и сенсорные нарушения и различного рода задержки в развитии. Условия интегрированного воспитания и обучения данной категории детей со здоровыми практически отсутствуют. Большую часть времени они проводят в условиях интерната в обществе специалистов, других детей с ДЦП и с родителями. В настоящее время в Кемерове работают детский сад, специализированная школа-интернат для детей с ДЦП и реабилитационный центр для детей с ОВЗ.
Исследование осуществлялось на базе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 100 VI вида. В нем участвовало 16 учащихся-подростков в возрасте 13—17 лет с различными формами ДЦП. 16 родителей участвовали в опросе и анкетировании. Для сбора эмпирических данных применялись следующие методы: 1) анализ медицинских документов; 2) опрос педагогов; 3) тест ШТУР для диагностики умственного развития; 4) мини-сочинение на основе авторской методики Е. И. Афанасьевой, Н. В. Васильевой; 5) тест самооценки школьника (модификация методик Т. Дембо — С. Я. Рубинштейн, В. Г. Щур); 6) авторская анкета для родителей, направленная на выявление родительских экспектаций; 7) тест-опросник родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столина. Для анализа полученных первичных данных использовались методы описательного количественно-качественного и количественного анализа. Данные были подвергнуты статистической обработке с применением критерия Спирмена и коэффициента корреляции ф-квадрат.
В результате применения анкеты для родителей, направленной на выявление родительских экспекта-ций, получены следующие результаты: 13 родителей надеются, что их ребенок добьется успеха в жизни, 3 родителя — сомневаются; 11 родителей считают, что их ребенок достаточно способный, чтобы получить образование и найти достойную работу, 5 родителей сомневаются, считают его неспособным; 15 родителей считают, что их ребенок будет окружен друзьями, так как он достаточно общителен и хорошо относится к людям, 1 родитель так не считает. 11 родителей считают, что ребенок сможет стать самостоятельным, жить отдельно и заботиться о себе, 5 родителей считают, что ребенок не сможет стать самостоятельным. 15 родителей считают, что ребенок сможет стать успешным только при активной их поддержке, противоположное мнение высказано лишь одним из опрошенных родителей. Такая скрытая гиперопекающая установка родителей может транслироваться ребенку, вызывая в нем сомнения относительно своей будущей самостоятельности, так как ставит будущее ребенка в полную зависимость от активности и помощи родителя. Между тем, все опрошенные считают, что сверстники, педагоги и будущие коллеги смогут принять их ребенка таким, каков он есть.
10 родителей считают, что ребенок способен ставить цели и добиваться их, 6 родителей уверены в обратном. 14 родителей считают, что здоровье и благополучие ребенка зависит от их участия, двое выражают противоположное мнение. 10 родителей считают, что у ребенка в будущем хватит мудрости, чтобы самому принимать жизненные решения и быть счастливым, шестеро родителей с этим не согласны. 12 родителей спокойны за будущее своего ребенка, четыре родителя, напротив, очень тревожатся по этому поводу. Столько же родителей верят, что ребенок добьется успеха.
Треть родителей не верят в самостоятельность ребенка, тем не менее уверены, что их ребенок добьется успеха в жизни, считают его способным, ожидают, что он будет окружен друзьями, способен ставить цели и добиваться их. При этом они считают, что только при их активной поддержке и участии ребенок может стать успешным в жизни и благополучным по здоровью. Ожидания этих родителей можно условно считать позитивными: они принимают ребенка и сотрудничают с ним, но при этом видят его как объект собственного воздействия и заботы.
Мнение четверых родителей совпадают с мнением их детей. Родительские ожидания реалистичны, в основном соотносятся со способностями ребенка, но планы детей на будущее нереалистичны: подростки переоценивают свои возможности в отношении профессиональной самореализации. Однако у двоих родителей ожидания нереалистично завышены при соотнесении с реальными способностями ребенка, планы их детей также нереалистичны. Ожидания родителей в отношении детей с ОВЗ неоднородны по степени реалистичности в том, как они соотносятся со способностями ребенка. Надежда родителей, что ребенок добьется успехов в жизни, будет окружен друзьями, так как он достаточно общителен и хорошо относится к людям, не всегда соотносится с планами и самооценкой их детей-подростков.
По содержанию ожидания в отношении будущего детей достаточно противоречивы практически у всех родителей. С одной стороны, они достаточно позитивны в отношении профессионального успеха, личностного и физического благополучия ребенка, с другой — родители берут на себя ответственность за эту успешность, особенно — за здоровье и благополучие в дальнейшей жизни. Противоречие проявляется и в том, что у части родителей по одним параметрам ожидания неадекватно завышены, по другим — неадекватно занижены — без учета реальных возможностей ребенка, например, при оценке коммуникативных способностей в отношениях его со сверстниками, педагогами и коллегами, которые когда-то появятся. Хотя родительские экспектации в целом отличаются позитивностью, залогом будущего благополучия ребенка родителям видится собственное активное участие в его жизни.
Анализ выявил, что ожидания родителей в отношении детей с ДЦП являются неоднородными по степени реалистичности, в разной мере соотносясь с реальными умственными, моторными и коммуникативными способностями и возможностями ребенка. В своих ожиданиях родители разделяются на группы — «относительных оптимистов» (4), «сомневающихся» (7) и «пессимистов» (5). Полного оптимизма в отношении своего ребенка не продемонстрировал ни один из родителей. Причем сомнения и относительный оптимизм в экспектациях родителей можно считать адекватными для данной категории детей, а пессимизм говорит о заниженных ожиданиях по поводу будущего их ребенка. Наблюдается нереалистичное компенсаторное завышение ожиданий у некоторых родителей детей с низкими умственными способностями, реально ограничивающими возможности дальнейшей социализации этих детей.
Ожидания родителей по поводу будущего своих детей отличаются внутренней противоречивостью: с одной стороны, родители выражают уверенность в будущем своего ребенка, его успешном профессиональном и социальном самоопределении, его будущей самостоятельности, а с другой стороны, они не доверяют собственным силам ребенка, ставят его будущее здоровье, благополучие и жизненный успех в зависимость от своего непосредственного участия.
Противоречивость отражается и в родительском отношении к ребенку: в целом оно отличается позитивностью, принятием, сотрудничеством с ним, что коррелирует с высоким уровнем освоения социального пространства ребенком. Но при этом родители воспринимают ребенка-инвалида как объект собственного воздействия и повышенной заботы, в том числе и в будущем. Такая установка родителей транслируется ребенку, вызывая в нем сомнение относительно своей будущей самостоятельности.
Кроме того, в исследовании обнаружена взаимосвязь гиперопекающего компонента в отношении родителя к своему ребенку и негативных родительских экспектаций по поводу его будущих успехов и самостоятельности. Чем больше родитель ставит в зависимость от своего участия здоровье и благополучие ребенка, тем меньше он верит, что в будущем ребенку хватит мудрости для самостоятельного принятия решений. Чем больше уверенность родителя, что жизненный успех ребенка зависит только от активной поддержки родителей, тем меньше он ждет, что его ребенок способен ставить перед собой цели и добиваться их, грамотно учитывая свои силы.
В исследовании также выявлены значимые взаимосвязи между родительскими экспектациями и представлениями самих детей о себе и своей будущей профессии, а именно: 1) между позитивными ожиданиями родителей относительно способностей, хорошего образования и достойной работы для своего ребенка в будущем и позитивной эмоциональной оценкой самими подростками своей будущей профессии; 2) между спокойствием родителя за будущее своего ребенка и выраженностью у подростка позитивного эмоционального образа будущей профессии. Кроме того, чем больше родители ставят будущее благополучие и здоровье ребенка в зависимость от своего участия, тем ниже дети оценивают себя по шкале здоровья.
Семья, воспитывающая ребенка-инвалида, несет на себе большую ответственность, так как процесс включения ребенка в социум начинается именно в семье, где через общение с самыми близкими людьми закладываются основы самостоятельности, жизнестойкости, социально-психологической компетентности ребенка, его представления о себе, своих возможностях в настоящем и будущем. Следовательно, психологическая помощь такой семье может стать значительным вкладом в развитие, обучение и социализацию особого ребенка.
Однако любое вмешательство педагогов и психологов должно быть максимально корректным, тактичным, учитывать особенности таких семей, в том числе особенности родительских ожиданий в отношении будущего своих детей, в соотнесении с реальными способностями, возможностями и ограничениями, имеющимися у ребенка, а также объективной реальностью и возможностями, которые предоставляет общество, постепенно расширяющее горизонты возможностей для людей с ОВЗ.
Особенности ожиданий родителей детей с ОВЗ необходимо учитывать и в практике инклюзивного образования, содействуя развитию у них рефлексии, оптимистического мышления и адекватной самооценки.
Литература
- Савина Е. А., Чарова О. Б. Особенности материнских установок по отношению к детям с нарушениями в развитии // Вопросы психологии. 2002. № 6.
- Ткачева В. В. Консультирование семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2004. №2.
- Ткачева В. В. Работа психолога с матерями, воспитывающими детей с тяжелыми двигательными нарушениями // Дефектология. 2005. № 1.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2987
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 75
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0