Родительские экспектации в отношении подростков с ДЦП

69

Общая информация

Ключевые слова: диалог родителей и специалистов

Рубрика издания: Взаимодействие с семьей и дошкольная инклюзивная практика

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Белоногова Е.В. Родительские экспектации в отношении подростков с ДЦП // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

Ребенок с ограниченными возможностями как субъект образовательного и воспитательного воздей­ствия, независимо от вида дефекта, представляет со­бой развивающуюся личность и индивидуальность, способен под влиянием обучения и воспитания успеш­но развиваться в психическом и личностном отноше­ниях. Человек, имеющий инвалидность, имеет право на включение во все аспекты жизни общества, на неза­висимую жизнь, самоопределение, свободу выбора, как и все другие люди. И подростковый возраст — зна­чимый период развития в плане определенных жиз­ненных выборов, так как именно на этом этапе у ре­бенка с ограниченными возможностями (как и у любо­го другого) происходит первичное самоопределение в отношении профессиональных, социальных и других жизненных перспектив.

Полный текст

Ребенок с ограниченными возможностями как субъект образовательного и воспитательного воздей­ствия, независимо от вида дефекта, представляет со­бой развивающуюся личность и индивидуальность, способен под влиянием обучения и воспитания успеш­но развиваться в психическом и личностном отноше­ниях. Человек, имеющий инвалидность, имеет право на включение во все аспекты жизни общества, на неза­висимую жизнь, самоопределение, свободу выбора, как и все другие люди. И подростковый возраст — зна­чимый период развития в плане определенных жиз­ненных выборов, так как именно на этом этапе у ре­бенка с ограниченными возможностями (как и у любо­го другого) происходит первичное самоопределение в отношении профессиональных, социальных и других жизненных перспектив.

Важнейшей предпосылкой нормального психи­ческого развития ребенка является любовь к нему значимых близких взрослых — родителей, спокой­ная атмосфера в семье, доброжелательное отноше­ние, содействие родителей в развитии его самосто­ятельности, целеустремленности, морально-воле­вых и коммуникативных качеств. Значимую роль (как и при воспитании обычного ребенка) играет фактор родительского отношения к возможностям ребенка-инвалида, которое транслируется ему, вос­принимается им и влияет на его собственное отно­шение к себе и миру. Отношение родителей к буду­щему своего ребенка проявляется и в родительских ожиданиях — экспектациях, которые могут быть реалистичными, нереалистичными или болезненно тревожными.

Проблемы семьи аномального ребенка рассматри­вались в работах Н. В. Мазуровой, З. Ф. Гафуровой, О. Г. Комаровой и др. Психологическому изучению специфики личностных нарушений у родителей, вос­питывающих детей с тяжелыми двигательными пато­логиями, отводится большое место в работах В. В. Ткачевой [3]. В семьях детей-инвалидов проис­ходят качественные изменения на психологическом и социальном уровнях [2]. Многими авторами подчер­кивается необходимость поддержания психического и психологического здоровья у членов семей особого ребенка, так как именно они являются для ребенка тем ресурсом, который вселяет уверенность, дает си­лы к преодолению трудностей. Направленность и со­держание психологической работы определяется тем, что последствия хронического социально-психологи­ческого стресса, в котором пребывают такие семьи, проявляются в личностных особенностях самих ро­дителей [1].

Особенности ожиданий родителей в отношении ребенка с ОВЗ определяются рядом внешних и внут­ренних факторов. Здоровые ожидания отличаются ре­алистичностью, позитивностью, верой в силы и спо­собности ребенка, в возможность его самостоятельно­го жизненного самоопределения. Для этого сами роди­тели ребенка с ОВЗ должны быть благополучными в социальном, профессиональном, личностном и эмоци­ональном плане, обладать компетентностью в воспита­нии и развитии особого ребенка.

Данное исследование (совместно с Н. Н. Савелье­вой) было посвящено изучению родительских ожида­ний в отношении подростков с ДЦП. Интеллект у многих подростков сохранен, но есть двигательные и сенсорные нарушения и различного рода задержки в развитии. Условия интегрированного воспитания и обучения данной категории детей со здоровыми прак­тически отсутствуют. Большую часть времени они проводят в условиях интерната в обществе специалис­тов, других детей с ДЦП и с родителями. В настоящее время в Кемерове работают детский сад, специализи­рованная школа-интернат для детей с ДЦП и реабили­тационный центр для детей с ОВЗ.

Исследование осуществлялось на базе специаль­ной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 100 VI вида. В нем участвовало 16 уча­щихся-подростков в возрасте 13—17 лет с различными формами ДЦП. 16 родителей участвовали в опросе и анкетировании. Для сбора эмпирических данных при­менялись следующие методы: 1) анализ медицинских документов; 2) опрос педагогов; 3) тест ШТУР для ди­агностики умственного развития; 4) мини-сочинение на основе авторской методики Е. И. Афанасьевой, Н. В. Васильевой; 5) тест самооценки школьника (мо­дификация методик Т. Дембо — С. Я. Рубинштейн, В. Г. Щур); 6) авторская анкета для родителей, направ­ленная на выявление родительских экспектаций; 7) тест-опросник родительского отношения А. Я. Вар­га, В. В. Столина. Для анализа полученных первичных данных использовались методы описательного коли­чественно-качественного и количественного анализа. Данные были подвергнуты статистической обработке с применением критерия Спирмена и коэффициента корреляции ф-квадрат.

В результате применения анкеты для родителей, направленной на выявление родительских экспекта-ций, получены следующие результаты: 13 родителей надеются, что их ребенок добьется успеха в жизни, 3 родителя — сомневаются; 11 родителей считают, что их ребенок достаточно способный, чтобы получить об­разование и найти достойную работу, 5 родителей со­мневаются, считают его неспособным; 15 родителей считают, что их ребенок будет окружен друзьями, так как он достаточно общителен и хорошо относится к людям, 1 родитель так не считает. 11 родителей счита­ют, что ребенок сможет стать самостоятельным, жить отдельно и заботиться о себе, 5 родителей считают, что ребенок не сможет стать самостоятельным. 15 родите­лей считают, что ребенок сможет стать успешным только при активной их поддержке, противоположное мнение высказано лишь одним из опрошенных роди­телей. Такая скрытая гиперопекающая установка ро­дителей может транслироваться ребенку, вызывая в нем сомнения относительно своей будущей самостоя­тельности, так как ставит будущее ребенка в полную зависимость от активности и помощи родителя. Меж­ду тем, все опрошенные считают, что сверстники, пе­дагоги и будущие коллеги смогут принять их ребенка таким, каков он есть.

10 родителей считают, что ребенок способен ста­вить цели и добиваться их, 6 родителей уверены в об­ратном. 14 родителей считают, что здоровье и благопо­лучие ребенка зависит от их участия, двое выражают противоположное мнение. 10 родителей считают, что у ребенка в будущем хватит мудрости, чтобы самому принимать жизненные решения и быть счастливым, шестеро родителей с этим не согласны. 12 родителей спокойны за будущее своего ребенка, четыре родителя, напротив, очень тревожатся по этому поводу. Столько же родителей верят, что ребенок добьется успеха.

Треть родителей не верят в самостоятельность ре­бенка, тем не менее уверены, что их ребенок добьется успеха в жизни, считают его способным, ожидают, что он будет окружен друзьями, способен ставить цели и добиваться их. При этом они считают, что только при их активной поддержке и участии ребенок может стать успешным в жизни и благополучным по здоровью. Ожидания этих родителей можно условно считать по­зитивными: они принимают ребенка и сотрудничают с ним, но при этом видят его как объект собственного воздействия и заботы.

Мнение четверых родителей совпадают с мнением их детей. Родительские ожидания реалистичны, в ос­новном соотносятся со способностями ребенка, но планы детей на будущее нереалистичны: подростки переоценивают свои возможности в отношении про­фессиональной самореализации. Однако у двоих ро­дителей ожидания нереалистично завышены при соот­несении с реальными способностями ребенка, планы их детей также нереалистичны. Ожидания родителей в отношении детей с ОВЗ неоднородны по степени ре­алистичности в том, как они соотносятся со способно­стями ребенка. Надежда родителей, что ребенок до­бьется успехов в жизни, будет окружен друзьями, так как он достаточно общителен и хорошо относится к людям, не всегда соотносится с планами и самооцен­кой их детей-подростков.

По содержанию ожидания в отношении будуще­го детей достаточно противоречивы практически у всех родителей. С одной стороны, они достаточно позитивны в отношении профессионального успе­ха, личностного и физического благополучия ре­бенка, с другой — родители берут на себя ответст­венность за эту успешность, особенно — за здоро­вье и благополучие в дальнейшей жизни. Противо­речие проявляется и в том, что у части родителей по одним параметрам ожидания неадекватно завы­шены, по другим — неадекватно занижены — без учета реальных возможностей ребенка, например, при оценке коммуникативных способностей в от­ношениях его со сверстниками, педагогами и кол­легами, которые когда-то появятся. Хотя родитель­ские экспектации в целом отличаются позитивнос­тью, залогом будущего благополучия ребенка роди­телям видится собственное активное участие в его жизни.

Анализ выявил, что ожидания родителей в отноше­нии детей с ДЦП являются неоднородными по степе­ни реалистичности, в разной мере соотносясь с реаль­ными умственными, моторными и коммуникативны­ми способностями и возможностями ребенка. В своих ожиданиях родители разделяются на группы — «отно­сительных оптимистов» (4), «сомневающихся» (7) и «пессимистов» (5). Полного оптимизма в отношении своего ребенка не продемонстрировал ни один из ро­дителей. Причем сомнения и относительный опти­мизм в экспектациях родителей можно считать адек­ватными для данной категории детей, а пессимизм го­ворит о заниженных ожиданиях по поводу будущего их ребенка. Наблюдается нереалистичное компенса­торное завышение ожиданий у некоторых родителей детей с низкими умственными способностями, реаль­но ограничивающими возможности дальнейшей соци­ализации этих детей.

Ожидания родителей по поводу будущего своих детей отличаются внутренней противоречивостью: с одной стороны, родители выражают уверенность в будущем своего ребенка, его успешном професси­ональном и социальном самоопределении, его бу­дущей самостоятельности, а с другой стороны, они не доверяют собственным силам ребенка, ставят его будущее здоровье, благополучие и жизненный успех в зависимость от своего непосредственного участия.

Противоречивость отражается и в родительском отношении к ребенку: в целом оно отличается пози­тивностью, принятием, сотрудничеством с ним, что коррелирует с высоким уровнем освоения социально­го пространства ребенком. Но при этом родители вос­принимают ребенка-инвалида как объект собственно­го воздействия и повышенной заботы, в том числе и в будущем. Такая установка родителей транслируется ребенку, вызывая в нем сомнение относительно своей будущей самостоятельности.

Кроме того, в исследовании обнаружена взаи­мосвязь гиперопекающего компонента в отноше­нии родителя к своему ребенку и негативных роди­тельских экспектаций по поводу его будущих успе­хов и самостоятельности. Чем больше родитель ставит в зависимость от своего участия здоровье и благополучие ребенка, тем меньше он верит, что в будущем ребенку хватит мудрости для самостоя­тельного принятия решений. Чем больше уверен­ность родителя, что жизненный успех ребенка за­висит только от активной поддержки родителей, тем меньше он ждет, что его ребенок способен ста­вить перед собой цели и добиваться их, грамотно учитывая свои силы.

В исследовании также выявлены значимые взаи­мосвязи между родительскими экспектациями и представлениями самих детей о себе и своей будущей профессии, а именно: 1) между позитивными ожида­ниями родителей относительно способностей, хоро­шего образования и достойной работы для своего ре­бенка в будущем и позитивной эмоциональной оцен­кой самими подростками своей будущей профессии; 2) между спокойствием родителя за будущее своего ребенка и выраженностью у подростка позитивного эмоционального образа будущей профессии. Кроме того, чем больше родители ставят будущее благопо­лучие и здоровье ребенка в зависимость от своего участия, тем ниже дети оценивают себя по шкале здо­ровья.

Семья, воспитывающая ребенка-инвалида, несет на себе большую ответственность, так как процесс вклю­чения ребенка в социум начинается именно в семье, где через общение с самыми близкими людьми закла­дываются основы самостоятельности, жизнестойкос­ти, социально-психологической компетентности ре­бенка, его представления о себе, своих возможностях в настоящем и будущем. Следовательно, психологичес­кая помощь такой семье может стать значительным вкладом в развитие, обучение и социализацию особого ребенка.

Однако любое вмешательство педагогов и психоло­гов должно быть максимально корректным, тактич­ным, учитывать особенности таких семей, в том числе особенности родительских ожиданий в отношении бу­дущего своих детей, в соотнесении с реальными спо­собностями, возможностями и ограничениями, имею­щимися у ребенка, а также объективной реальностью и возможностями, которые предоставляет общество, по­степенно расширяющее горизонты возможностей для людей с ОВЗ.

Особенности ожиданий родителей детей с ОВЗ необходимо учитывать и в практике инклюзивного образования, содействуя развитию у них рефлексии, оптимистического мышления и адекватной само­оценки.

Литература

  1. Савина Е. А., Чарова О. Б. Особенности материн­ских установок по отношению к детям с нарушениями в развитии // Вопросы психологии. 2002. № 6.
  2. Ткачева В. В. Консультирование семьи, воспи­тывающей ребенка с отклонениями // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2004. №2.
  3. Ткачева В. В. Работа психолога с матерями, вос­питывающими детей с тяжелыми двигательными на­рушениями // Дефектология. 2005. № 1.

Информация об авторах

Белоногова Е.В., Кемеровский областной психолого-валеологический центр, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2965
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 69
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1