Проблемы организации межведомственного сопровождения семей с детьми раннего возраста

72

Общая информация

Ключевые слова: диалог родителей и специалистов

Рубрика издания: Взаимодействие с семьей и дошкольная инклюзивная практика

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Аверина И.Е. Проблемы организации межведомственного сопровождения семей с детьми раннего возраста // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

Существует множество исследований и работ, в ко­торых говорится о критическом значении первых лет жизни ребенка для всего его последующего развития. Так, для первого года жизни характерен ряд особенно­стей, которые не встречаются в более старшем возрас­те, а именно: быстрый темп и взаимодействие физиче­ского и нервно-психического развития, высокая по­требность в сенсорных впечатлениях и двигательной активности, большая зависимость развития ребенка от матери (родителей).

Ранняя помощь детям и семьям во всем мире стала одной из приоритетных областей деятельности здра­воохранения, образования, социальной защиты. Раз­витие и становление системы поддержки детей ранне­го возраста в мировой практике насчитывает уже не одно десятилетие. Еще в начале 70-х годов прошлого столетия успехи, достигнутые на этом пути, привели к тому, что во многих странах направление деятельнос­ти, получившее название Earlyintervention (раннее вмешательство), приобрело характер крупнейшего со­циального проекта, целью которого являлось спасение детей, имеющих проблемы развития.

Полный текст

Существует множество исследований и работ, в ко­торых говорится о критическом значении первых лет жизни ребенка для всего его последующего развития. Так, для первого года жизни характерен ряд особенно­стей, которые не встречаются в более старшем возрас­те, а именно: быстрый темп и взаимодействие физиче­ского и нервно-психического развития, высокая по­требность в сенсорных впечатлениях и двигательной активности, большая зависимость развития ребенка от матери (родителей).

Ранняя помощь детям и семьям во всем мире стала одной из приоритетных областей деятельности здра­воохранения, образования, социальной защиты. Раз­витие и становление системы поддержки детей ранне­го возраста в мировой практике насчитывает уже не одно десятилетие. Еще в начале 70-х годов прошлого столетия успехи, достигнутые на этом пути, привели к тому, что во многих странах направление деятельнос­ти, получившее название Earlyintervention (раннее вмешательство), приобрело характер крупнейшего со­циального проекта, целью которого являлось спасение детей, имеющих проблемы развития.

По данным статистики, более 85 % детей уже на момент рождения попадают в «зону риска». Дети этой группы относятся к условной норме и зачастую не получают должного внимания со стороны специа­листов, что, в свою очередь, приводит к формирова­нию различных вторичных нарушений (трудности поведения, проблемы обучения, проблемы социаль­ной адаптации). Поэтому нам видится очень важной комплексная работа с семьями, имеющими норма­тивных детей младенческого и раннего возраста. Осо­бое место в этой работе должны занимать групповые формы. Групповая работа может стать эффективным средством для понимания родителями как своего ре­бенка, так и самих себя. Групповые занятия позволя­ют снять ощущение единственности и уникальности собственных трудностей в воспитании малыша, по­лучить обратную связь о своих действиях со стороны специалиста и других родителей. Они также создают возможность взглянуть «глазами других» на свой опыт воспитания ребенка, проанализировать и дру­гие точки зрения, понять свои стереотипы, избавить­ся от заблуждений, навязанных ближайшим окруже­нием, средствами массовой коммуникации и инфор­мации, и, конечно же, обрести некоторый круг обще­ния.

Наиболее благоприятным временем для начала про­цесса инклюзии является ранний возраст. Поэтому су­ществуют следующие преимущества использования интегративной системы воспитания в раннем возрасте.

Каждого ребенка в интегративной среде принима­ют независимо от его нарушений. Общаясь с «обычны­ми» детьми и их родителями, ребенок с особенностями развития лучше усваивает нормы и правила жизни в обществе, развивается «ближе к норме», чем в специа­лизированных учреждениях. Это также поддерживает семью в ее желании воспитывать ребенка дома. Для большинства семей это становится первым опытом по­зитивного отношения к своему ребенку, имеющему нарушения развития, помогает семье разрушить фор­мирующийся стереотип инвалидизации. Это также уменьшает риск отказа от ребенка.

Большое количество «обычных» семей вовлекается в проблемы семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, за счет чего происходит заметное воздейст­вие на общественное мнение. Включать детей с ОВЗ в систему школьного образования поздно. Толерантную среду необходимо готовить заранее.

Возможность получить квалифицированную помощь по возникающим вопросам, касающимся здоровья ре­бенка, его воспитания, адаптации в обществе, дает роди­телям определенную уверенность и спокойствие. И то, что специалисты постоянно подчеркивают значение се­мейного воспитания, роль родителей, советуются с ни­ми по всем вопросам развития и жизни ребенка, повы­шает самооценку и уровень компетентности семьи.

Условия, созданные для общения родителей, взаимо­действия семей, позволяют семье, воспитывающей особенного ребенка, преодолеть тенденцию к социаль­ной изоляции, вызванную отличиями ребенка от свер­стников. В раннем возрасте, как правило, отставание в развитии не так выражено, как в более старшем до­школьном и школьном возрастах, в связи с чем роди­телям легче принять особенности своего проблемного ребенка. При этом формируется активная жизненная позиция у ребенка и семьи в целом.

Повышаются адаптационные возможности детской психики за счет работы с детско-родительскими группа­ми в раннем возрасте. Адаптационный стресс, испыты­ваемый при вхождении в новую среду (в ДОУ), прохо­дит значительно мягче у всех категорий детей.

Говоря о службах ранней помощи, мы должны го­ворить о работе специалистов разных ведомств: меди­цинских работников, психолого-педагогического со­провождения и социальной службы. Служба ранней помощи по сути своей — междисциплинарная струк­тура, в которой должны работать представители раз­ных профессий. Проблема обеспечения статуса, прав, льгот и гарантий специалистов разных профессий в службе ранней помощи может быть решена только во взаимодействии трех ведомств. Необходимо вывести работу на междисциплинарный и межведомственный уровень.

Ранняя помощь тем эффективнее, чем раньше она предоставлена ребенку. Создание и организация вы­полнения обязательной для всех детей процедуры ди­агностического скрининга возможна лишь при актив­ной заинтересованности Министерства здравоохране­ния, а также органов управления здравоохранением. Для своевременного включения детей в программы ранней помощи необходимо взаимодействие учрежде­ний здравоохранения, проводящих скрининговые об­следования, и служб ранней помощи.

К сожалению, большой проблемой является раннее выявление детей с нарушениями психологического развития. Так, большинство детей с расстройствами аутистического спектра попадает в поле зрения специ­алистов после 4—5 лет! Необходима система скринин­га детей раннего возраста, позволяющая отслеживать проблемы в детской популяции.

Существует некоторое разнообразие в работе с де­тьми раннего возраста, имеющими ограниченные воз­можности здоровья: лекотеки, службы ранней помо­щи, консультативные пункты.

Работа с детьми, имеющими условно нормативное развитие раннего возраста в ДОУ, не охватывает боль­шинство семей, нуждающихся в психолого-педагоги­ческой и медико-социальной помощи (ясельные груп­пы и адаптационные группы в ДОУ).

Предлагаемые частные услуги, связанные с ранним обучением, способны нанести непоправимый вред психологическому здоровью детей раннего возраста, некомпетентность родителей в вопросах воспитания и обучения детей раннего возраста приводит к негатив­ным последствиям.

Интегративный (инклюзивный) подход в отноше­нии к детям раннего возраста позволяет формировать толерантное самосознание в будущей образователь­ной среде. Организация системы служб ранней помо­щи подразумевает обеспечение этих служб высококва­лифицированными специалистами. Сотрудник такой службы должен обладать не только общеспециальной подготовкой, но и специализацией в области работы с детьми младенческого и раннего возраста. Кроме того, работа в службе ранней помощи требует от професси­оналов умения работать в междисциплинарной коман­де. В России существует традиционно сильная школа подготовки специалистов для работы с детьми, имею­щими те или иные проблемы здоровья и развития. Тем не менее, существуют специальности, обучение по ко­торым в российской системе подготовки кадров не ор­ганизовано. Для работы с детьми раннего возраста не­обходимы такие специалисты, как специальный педа­гог, психолог (клинический психолог), физический терапевт. Все эти специалисты должны пройти специ­ализацию для работы с детьми младенческого и ранне­го возраста.

Анализ современного состояния дел в области со­провождения семей с детьми раннего возраста показы­вает необходимость создания инклюзивных межведом­ственных служб ранней помощи, где родители с помо­щью врачей, психологов, специалистов социальной службы будут решать все основные вопросы семьи с ма­ленькими детьми и закладывать фундамент психологи­ческого, физического и социального здоровья нации.

Информация об авторах

Аверина Ирина Евгеньевна, научный сотрудник городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования Института проблем интегративного (инклюзивного) образования МГППУ, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2719
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 72
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0