Психолого-педагогическое сопровождение родителей при переходе к инклюзивному образованию*
Общая информация
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект №10-06-01 308 а/Б.
Ключевые слова: диалог родителей и специалистов
Рубрика издания: Взаимодействие с семьей и дошкольная инклюзивная практика
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Шалагинова К.С. Психолого-педагогическое сопровождение родителей при переходе к инклюзивному образованию // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Фрагмент статьи
Обсуждение идей инклюзивного образования в условиях современной российской школы сводится, как правило, к дискуссии по поводу предоставления родителям детей с проблемами в развитии возможности выбора одного из двух путей социально-реабилитационного сопровождения:
-
в рамках специально организованного коррекцион-ного пространства специализированной школы;
-
в условиях обычной массовой школы со всеми социально-психологическими рисками для нетипичного ребенка.
Полный текст
Обсуждение идей инклюзивного образования в условиях современной российской школы сводится, как правило, к дискуссии по поводу предоставления родителям детей с проблемами в развитии возможности выбора одного из двух путей социально-реабилитационного сопровождения:
-
в рамках специально организованного коррекцион-ного пространства специализированной школы;
-
в условиях обычной массовой школы со всеми социально-психологическими рисками для нетипичного ребенка.
Первый маршрут предусматривает активизацию сохранных функций ребенка и развитие его зоны ближайшего развития при участии коррекционных педагогов и специальных психологов.
Второй маршрут активизирует социально-психологические механизмы взаимодействия проблемного ребенка со средой и только потом — коррекцию. Этот путь может оказаться гораздо более эффективным при условии грамотно организованного психолого-педагогического сопровождения не только самого ребенка, но всей его семьи.
Закон предоставляет родителям право выбирать формы обучения, образовательное учреждение, защищать законные права и интересы ребенка. Однако пытаясь реализовать свое конституционное право на образование, родители и ребенок сталкиваются с большими трудностями, препятствующими их вхождению в образовательную среду.
До недавнего времени, да и сейчас достаточно часто приходится слышать о нарушениях прав детей-инвалидов. С одной стороны, родителям отказывают в приеме в школы, с другой — в последнее время появилась принудительная формальная интеграция детей-инвалидов в среду здоровых детей без создания специальных образовательных условий, когда в целях экономии интернаты расформировывают, детей переводят в обычные учебные заведения, но условия для них там забывают создавать. Далеко не все участники образовательного процесса сегодня готовы принять в свое сообщество ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Эта неготовность имеет психологическую, морально-этическую, да и материально-техническую основу. При этом и сами родители детей-инвалидов предпочитают инклюзивному образованию обучение на дому, которое, безусловно, не способствует получению ребенком качественного образования, а главное, ведет к трудностям его социальной адаптации и интеграции в общество.
Значительное большинство родителей детей-инвалидов отдают предпочтение обучению на дому и классно-урочной системе, они удовлетворены полностью или частично этими формами обучения, а также качеством знаний их детей. При этом они положительно относятся к совместному обучению, и трудности их не пугают.
Отсюда вытекает одна из первоочередных задач — формирование в обществе толерантного отношения к детям (к людям) с недостатками в физическом и (или) психическом развитии, позволяющего не только сосуществовать, но и жить полной жизнью всем независимо от состояния здоровья.
В современной психолого-педагогической литературе уже закрепился термин «сопровождение инклюзивного образования», рассматриваемый специалистами:
-
во-первых, как один из видов социального патронажа как целостной и комплексной системы социальной поддержки и психологической помощи, осуществляемой в рамках деятельности социально-психологических служб;
-
во-вторых, как интегративная технология, сердцевина которой — создание условий для восстановления потенциала развития и саморазвития семьи и личности и, в результате — эффективного выполнения отдельным человеком или семьей своих основных функций;
-
в-третьих, как процесс особого рода бытийных отношений между сопровождающим и теми, кто нуждается в помощи.
Достаточно важно при переходе к инклюзивному образованию, на наш взгляд, организовать работу не только с педагогами, детьми, администрацией учебного заведения, но и с родителями. Анализ современных исследований, а также собственный опыт работы позволяют утверждать, что в сопровождении нуждаются родители детей обеих категорий — и здоровых детей, и детей с особыми образовательными потребностями.
Мы сочли возможным выделить следующие основные принципы психолого-педагогического сопровождения родителей:
-
рекомендательный характер советов сопровождающего;
-
приоритет интересов сопровождаемого «на стороне ребенка»;
-
непрерывность сопровождения;
-
мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения: согласованная работа «команды» специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов.
Наиболее приоритетными направлениями работы с родителями в настоящее время считаются круглые столы, семинары, подготовка и распространение буклетов, оформление стендового материала.
Целесообразным мы считаем выделить три основные составляющие в работе:
-
поддержка родителей детей с особыми образовательными потребностями при переходе к инклюзивному образованию;
-
подготовительная работа с родителями здоровых детей;
-
совместные занятия.
Сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями при переходе к инклюзивному образованию должно строиться с учетом следующих аспектов.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что у родителей детей, воспитывающих особого ребенка, несмотря на многообразие и вариативность отклонений от нормы, много общего. Все они живут со своей проблемой, и проблема эта в большинстве случаев только их.
Семье и ребенку с ограниченными возможностями (при условии сохранного интеллекта последнего) свойственно искажение субъективного образа мира — представлений об отношении к себе и к окружающему миру в целом. В качестве психологической защиты появляется отчуждение и нарушается адаптация человека к жизни.
К наиболее часто встречающимся деформациям образа мира и нарушениям адаптации относят «комплекс жертвы», выражающийся в апатии, отказе от ответственности за себя и других, беспомощности, снижении самооценки, и «комплекс отверженности», для которого характерна социальная индифферентность, отгороженность, привычка рассчитывать только на себя.
И в том и в другом случае люди полны катастрофических ожиданий и предчувствий, опасаются негативного влияния любых событий на свою жизнь. Это сочетается с внешним локусом контроля — экстерналь-ностью, то есть склонностью объяснять основную часть жизненных неудач внешними обстоятельствами (не «я делаю», а «со мною происходит», «так уж сложились обстоятельства», «от судьбы не уйдешь»). Подобное эмоциональное самочувствие оказывает негативное влияние на душевное благополучие как родителей, так и их детей, на их отношения с окружающими и усиливает социально-психологические и личностные конфликты.
Достаточно эффективным при реализации первого направления работы мы считаем обсуждение конкретных примеров — историй о детях с инвалидностью и их родителях, которые успешно адаптировались и учатся в массовых школах. Подобный опыт уже накоплен в России и изложен в брошюре «Наши дети на пути к активной жизни: родительский опыт» (Москва, 2009).
Одним из результатов психологического сопровождения родителей и, как следствие, самих детей с особыми образовательными потребностями должно стать новое жизненное качество родителей — адаптивность, то есть способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях. Адаптивность предполагает принятие жизни (и себя как ее части) во всех проявлениях, относительную автономность, готовность и способность изменяться во времени и изменять условия своей жизни — быть ее автором и творцом.
Родители здоровых детей часто высказывают опасения, что развитие их ребенка может задерживаться присутствием тех, кто требует значительной поддержки. Важным при работе с данной категорией родителей мы считаем донести уже накопленный опыт, доказывающий, что успеваемость здоровых детей не становится хуже, а часто их показатели оказываются выше в интеграционных условиях, чем в простом классе массовой школы.
Основу работы с родителями здоровых детей должен составить цикл занятий, направленных на развитие толерантности. В работе с родителями здоровых детей мы придерживаемся подхода, определяющего толерантность как сознательное допущение субъектом чего-либо, что им не одобряется; как добровольное воздержание от учинения препятствий осуждаемому «другому» при условии, что у субъекта есть возможность оказать ему сопротивление, есть власть помешать свободному самовыражению «другого»; как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо одной точки зрения.
Основная цель занятий — формирование установок понимания и принятия чужого мнения, умение проявлять эмпатию, элементарно налаживать контакты. Тренинговые упражнения, наполняющие данный блок, направлены на решение следующих задач: осознание собственной уникальности и уникальности других; развитие умения понимать чувства, эмоции, действия, отношение других людей; овладение умением сопереживать через установление эмоционального контакта и регулярного общения.
Основная цель совместных занятий — дать родителям ответ на вопрос «что такое инклюзивное образование». Считаем целесообразным организовывать совместную работу с родителями обеих категорий детей по следующему алгоритму.
1. Просветительский блок
а) информационный блок призван дать родителям ответ на вопрос «что такое инклюзивное образование», его основные принципы, каковы особенности детей с ограниченными возможностями здоровья; преимущества инклюзии детей с нарушениями здоровья, возможные трудности и проблемы; б) законодательный блок позволяет родителям получить информацию о правах детей вообще и правах инвалидов в частности, о российском и международном законодательстве, обеспечивающем право на равный доступ детей к образованию; какую законодательную базу нужно иметь, чтобы выстроить систему инклюзивного образования, какая роль отводится родителям, а какая — самим детям, через какие инстанции нужно пройти ребенку, чтобы попасть в общеобразовательное заведение, как выстраивается график занятий ребенка и какие условия создаются для того, чтобы ребенку было комфортно в школе.
2. Так называемый психологический блок призван помочь родителям и «больных» и «здоровых» детей решить проблемы и трудности психологического характера:
а) разрушение барьеров, стереотипов — предполагает рассмотрение существующих стереотипов в отношении людей с инвалидностью и подходов к пониманию проблем инвалидности; выработку основных направлений по разрушению барьеров;
б) приобретение навыков, призванных помочь в улучшении ведения переговоров с представителями органов образования и школьных администраций;
3. Блок обмена опытом
а) совместное обсуждение опыта зарубежных стран по внедрению инклюзивного образования;
б) совместное обсуждение проблем и трудностей, с которыми пришлось столкнуться при переходе к инклюзивному образованию;
в) совместное обсуждение конкретных примеров —историй о детях с инвалидностью, которые успешно учатся в массовых школах.
Совместные занятия позволяют реализовать основной принцип инклюзии «Другой — не значит плохой!» и защитить права детей с ограниченными возможностями на равный доступ к образованию и общению со сверстниками. Работа, построенная подобным образом, помогает родителям лучше понимать проблемы детей, а родителям детей-инвалидов избавиться от чрезмерной опеки над ними, поскольку дети становятся более самостоятельными и уверенными в себе.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 9527
В прошлом месяце: 37
В текущем месяце: 22
Скачиваний
Всего: 334
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2