Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в Восточном административном округе Москвы
Общая информация
Ключевые слова: организация инклюзивной практики до школы
Рубрика издания: Взаимодействие с семьей и дошкольная инклюзивная практика
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Малова А.А. Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в Восточном административном округе Москвы // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Фрагмент статьи
Одним из ведущих направлений обновления системы дошкольного и специального образования в настоящее время является развитие инклюзивного/интегрированного обучения. В связи с этим остро встает проблема включения детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников.
С начала 2008—09 учебного года в Восточном административном округе Москвы была создана творческая группа по развитию инклюзивных процессов в образовании, состоящая из специалистов следующих учреждений: ЦППРиК «Восточный», ДОУ № 210, СОШ № 434, школа-интернат № 29. Данные учреждения объединяла общая цель: дать всем детям возможность наиболее полноценной социальной жизни, самого активного участия в коллективе, тем самым обеспечивая наиболее полное взаимодействие, и заботу друг о друге как членах сообщества. Для достижения этой цели был разработан проект «ДОМИНО» — «Для Особых Малышей Инклюзивное Образование». Главная задача проекта — создать уникальную модель государственного учреждения, осуществляющего комплексное развитие детей с особыми образовательными потребностями.
Полный текст
Одним из ведущих направлений обновления системы дошкольного и специального образования в настоящее время является развитие инклюзивного/интегрированного обучения. В связи с этим остро встает проблема включения детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников.
С начала 2008—09 учебного года в Восточном административном округе Москвы была создана творческая группа по развитию инклюзивных процессов в образовании, состоящая из специалистов следующих учреждений: ЦППРиК «Восточный», ДОУ № 210, СОШ № 434, школа-интернат № 29. Данные учреждения объединяла общая цель: дать всем детям возможность наиболее полноценной социальной жизни, самого активного участия в коллективе, тем самым обеспечивая наиболее полное взаимодействие, и заботу друг о друге как членах сообщества. Для достижения этой цели был разработан проект «ДОМИНО» — «Для Особых Малышей Инклюзивное Образование». Главная задача проекта — создать уникальную модель государственного учреждения, осуществляющего комплексное развитие детей с особыми образовательными потребностями.
Структура работы в рамках проекта «ДОМИНО»
Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в систематической психолого-медико-педагогической помощи и, безусловно, в социализации, адаптации в коллективе и в дальнейшей подготовке к включению в дошкольные образовательные учреждения и школы. Данный вид помощи детям-дошкольникам с ОВЗ оказывают специалисты ГОУ ЦППРиК «Восточный», куда ребенок может поступить по инициативе родителей или же по инициативе образовательных и медицинских учреждений. Будущее ребенка-инвалида зависит во многом от правильно подобранного и осуществляемого специалистами целенаправленного, на основе комплексного подхода, выбора индивидуального маршрута сопровождения.
Ребенку с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста, который поступил в центр, оказывается квалифицированная психолого-медико-педагогическая помощь, а также рекомендуется посещение службы ранней помощи (от 1,5 до 3 лет) в режиме группы «Особый ребенок». Важным условием эффективности ранней помощи является активное привлечение ближайшего социального окружения к коррек-ционной деятельности. Поэтому работа проходит с обязательным присутствием мамы и обучением ее приемам взаимодействия с ребенком, обеспечивающим преемственность коррекционно-развивающего процесса дома.
Дети среднего и старшего дошкольного возраста посещают группу «Лекотека» (3—5 (7) лет). При посещении данной группы контакт со сверстниками дает ребенку с ограниченными возможностями здоровья дополнительные впечатления, новые эмоциональные переживания, развивает его подражательные способности, стимулирует интерес и доброжелательные отношения к другим людям, способствует повышению активности ребенка, развитию коммуникативной, социальной и эмоциональной сфер, формированию когнитивных навыков и навыков самообслуживания.
Содержание деятельности службы ранней помощи и лекотеки определяются индивидуально-ориентированной программой сопровождения ребенка разрабатываемой междисциплинарной командой специалистов Центра на основе существующих методов и техник коррекционно-развиваю-щей работы с детьми с особыми образовательными потребностями. В работе данных служб главным является инклюзивный принцип, а приоритет отдается развитию социально активной личности. Очевидно, что чем раньше начинается программа помощи ребенку с ОВЗ, тем выше эффективность его включения в социум. Данные направления коррек-ционно-развивающей работы являются подготовительным этапом дальнейшего включения ребенка-инвалида в образовательное пространство ДОУ, а затем в инклюзивные классы школ разного вида и типа.
Процесс инклюзивного образования требует индивидуально-дифференцированного подхода к каждой конкретной группе детей и ориентирован на поиск новых способов удовлетворения образовательных потребностей каждого ребенка. Детский сад № 210 является одним из немногих дошкольных учреждений ВАО, реализующих инновационный проект по включению детей с ограниченными возможностями здоровья (дети с расстройствами аутистического спектра, синдромом Дауна) в группы, которые посещают нормально развивающиеся дети. Деятельность инклюзивных групп в детском саду направлена на предоставление образовательных услуг для детей с различными стартовыми возможностями. В их основе лежат идеи дифференциации, уникальности каждого ребенка и концепция использования творческих ресурсов детского сообщества. У детей с ОВЗ и их сверстников появляется возможность сорганизовывать свои интересы в совместной деятельности и игре, создавая тем самым предпосылки развития социальных способностей — умения договариваться с другими, находить компромисс и совместные решения, распределять активность, согласовывать свои действия, выбирать, планировать собственную деятельность, выполнять разные социальные роли, оказывать взаимопомощь и поддержку, уметь исполнять поручения. Специалисты ДОУ № 210 умело используют многовариативные методы работы: организуют предметно-развивающую среду, игровую и предметно-практическую деятельность, развивают инициативу и активность детей.
Основным результатом работы специалистов инклюзивных образовательных учреждений можно считать формирование модели отношения к таким детям и семьям. Эта модель подразумевает выстраивание определенного жизненного пути (ЦППРиК— детский сад—школа) и дальнейшую полноценную включенность особых детей и их родителей в общество.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3791
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 48
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0