Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в Восточном административном округе Москвы

43

Общая информация

Ключевые слова: организация инклюзивной практики до школы

Рубрика издания: Взаимодействие с семьей и дошкольная инклюзивная практика

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Малова А.А. Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в Восточном административном округе Москвы // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

Одним из ведущих направлений обновления систе­мы дошкольного и специального образования в насто­ящее время является развитие инклюзивного/интег­рированного обучения. В связи с этим остро встает проблема включения детей с ограниченными возмож­ностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников.

С начала 2008—09 учебного года в Восточном ад­министративном округе Москвы была создана творче­ская группа по развитию инклюзивных процессов в образовании, состоящая из специалистов следующих учреждений: ЦППРиК «Восточный», ДОУ № 210, СОШ № 434, школа-интернат № 29. Данные учрежде­ния объединяла общая цель: дать всем детям возмож­ность наиболее полноценной социальной жизни, само­го активного участия в коллективе, тем самым обеспе­чивая наиболее полное взаимодействие, и заботу друг о друге как членах сообщества. Для достижения этой цели был разработан проект «ДОМИНО» — «Для Особых Малышей Инклюзивное Образование». Глав­ная задача проекта — создать уникальную модель го­сударственного учреждения, осуществляющего ком­плексное развитие детей с особыми образовательными потребностями.

Полный текст

Одним из ведущих направлений обновления систе­мы дошкольного и специального образования в насто­ящее время является развитие инклюзивного/интег­рированного обучения. В связи с этим остро встает проблема включения детей с ограниченными возмож­ностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников.

С начала 2008—09 учебного года в Восточном ад­министративном округе Москвы была создана творче­ская группа по развитию инклюзивных процессов в образовании, состоящая из специалистов следующих учреждений: ЦППРиК «Восточный», ДОУ № 210, СОШ № 434, школа-интернат № 29. Данные учрежде­ния объединяла общая цель: дать всем детям возмож­ность наиболее полноценной социальной жизни, само­го активного участия в коллективе, тем самым обеспе­чивая наиболее полное взаимодействие, и заботу друг о друге как членах сообщества. Для достижения этой цели был разработан проект «ДОМИНО» — «Для Особых Малышей Инклюзивное Образование». Глав­ная задача проекта — создать уникальную модель го­сударственного учреждения, осуществляющего ком­плексное развитие детей с особыми образовательными потребностями.

Структура работы в рамках проекта «ДОМИНО»


Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в систематической психолого-медико-педагогической помощи и, безусловно, в социализа­ции, адаптации в коллективе и в дальнейшей подго­товке к включению в дошкольные образовательные учреждения и школы. Данный вид помощи детям-дошкольникам с ОВЗ оказывают специалисты ГОУ ЦППРиК «Восточный», куда ребенок может посту­пить по инициативе родителей или же по инициати­ве образовательных и медицинских учреждений. Бу­дущее ребенка-инвалида зависит во многом от пра­вильно подобранного и осуществляемого специалис­тами целенаправленного, на основе комплексного подхода, выбора индивидуального маршрута сопро­вождения.

Ребенку с ограниченными возможностями здоро­вья раннего возраста, который поступил в центр, ока­зывается квалифицированная психолого-медико-пе­дагогическая помощь, а также рекомендуется посеще­ние службы ранней помощи (от 1,5 до 3 лет) в режиме группы «Особый ребенок». Важным условием эффек­тивности ранней помощи является активное привле­чение ближайшего социального окружения к коррек-ционной деятельности. Поэтому работа проходит с обязательным присутствием мамы и обучением ее приемам взаимодействия с ребенком, обеспечиваю­щим преемственность коррекционно-развивающего процесса дома.

Дети среднего и старшего дошкольного возраста посещают группу «Лекотека» (3—5 (7) лет). При по­сещении данной группы контакт со сверстниками дает ребенку с ограниченными возможностями здо­ровья дополнительные впечатления, новые эмоцио­нальные переживания, развивает его подражатель­ные способности, стимулирует интерес и доброжела­тельные отношения к другим людям, способствует повышению активности ребенка, развитию комму­никативной, социальной и эмоциональной сфер, формированию когнитивных навыков и навыков са­мообслуживания.

Содержание деятельности службы ранней по­мощи и лекотеки определяются индивидуально-ориентированной программой сопровождения ре­бенка разрабатываемой междисциплинарной ко­мандой специалистов Центра на основе существу­ющих методов и техник коррекционно-развиваю-щей работы с детьми с особыми образовательными потребностями. В работе данных служб главным является инклюзивный принцип, а приоритет отда­ется развитию социально активной личности. Оче­видно, что чем раньше начинается программа по­мощи ребенку с ОВЗ, тем выше эффективность его включения в социум. Данные направления коррек-ционно-развивающей работы являются подготови­тельным этапом дальнейшего включения ребенка-инвалида в образовательное пространство ДОУ, а затем в инклюзивные классы школ разного вида и типа.

Процесс инклюзивного образования требует индивидуально-дифференцированного подхода к каждой конкретной группе детей и ориентирован на поиск новых способов удовлетворения образо­вательных потребностей каждого ребенка. Детский сад № 210 является одним из немногих дошколь­ных учреждений ВАО, реализующих инновацион­ный проект по включению детей с ограниченными возможностями здоровья (дети с расстройствами аутистического спектра, синдромом Дауна) в груп­пы, которые посещают нормально развивающиеся дети. Деятельность инклюзивных групп в детском саду направлена на предоставление образователь­ных услуг для детей с различными стартовыми воз­можностями. В их основе лежат идеи дифференци­ации, уникальности каждого ребенка и концепция использования творческих ресурсов детского сооб­щества. У детей с ОВЗ и их сверстников появляет­ся возможность сорганизовывать свои интересы в совместной деятельности и игре, создавая тем са­мым предпосылки развития социальных способно­стей — умения договариваться с другими, находить компромисс и совместные решения, распределять активность, согласовывать свои действия, выби­рать, планировать собственную деятельность, вы­полнять разные социальные роли, оказывать взаи­мопомощь и поддержку, уметь исполнять поруче­ния. Специалисты ДОУ № 210 умело используют многовариативные методы работы: организуют предметно-развивающую среду, игровую и пред­метно-практическую деятельность, развивают ини­циативу и активность детей.

Основным результатом работы специалистов ин­клюзивных образовательных учреждений можно считать формирование модели отношения к таким детям и семьям. Эта модель подразумевает выстраи­вание определенного жизненного пути (ЦППРиК— детский сад—школа) и дальнейшую полноценную включенность особых детей и их родителей в обще­ство.

Информация об авторах

Малова Анастасия Алексеевна, руководитель структурного подразделения по развитию инклюзивных процессов в образовании ГОУ Окружной ресурсный центр «Центр психолого;педагогической реабилитации и коррекции «Восточный», Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 3759
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 43
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0