Особенности обучения, воспитания и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в ГОУ санаторно-лесная школа № 7
Общая информация
Ключевые слова: опыт внедрения инклюзивного обучения в школе
Рубрика издания: Иклюзивная практика в школе
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Шпитальская И.Ю. Особенности обучения, воспитания и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в ГОУ санаторно-лесная школа № 7 // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Фрагмент статьи
ГОУ санаторно-лесная школа № 7 находится в 60 км от Москвы на берегу Истринского водохранилища в лесном массиве экологически чистого района.
Контингент учащихся школы — дети с заболеваниями нервной системы (невротические реакции, ММД, ЗПР), с нарушением функций опорно-двигательного аппарата (ДЦП, поражение суставов, черепно-мозговые травмы), мочевыводящих путей, сердечно-сосудистой системы, обмена веществ, органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, с онкологией, часто болеющие дети, а также дети, имеющие нарушения психоэмоциональной сферы, в том числе с аутистическим спектром расстройств.
Полный текст
ГОУ санаторно-лесная школа № 7 находится в 60 км от Москвы на берегу Истринского водохранилища в лесном массиве экологически чистого района.
Контингент учащихся школы — дети с заболеваниями нервной системы (невротические реакции, ММД, ЗПР), с нарушением функций опорно-двигательного аппарата (ДЦП, поражение суставов, черепно-мозговые травмы), мочевыводящих путей, сердечно-сосудистой системы, обмена веществ, органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, с онкологией, часто болеющие дети, а также дети, имеющие нарушения психоэмоциональной сферы, в том числе с аутистическим спектром расстройств.
Основная задача работы СЛШ № 7 состоит в создании эффективной инклюзивной среды, включающей в себя образовательную, социальную, оздоровительную и реабилитационную составляющие, и равных условий для реабилитации и успешной социальной адаптации детей с ОВЗ. Комфортная для ребенка среда характеризуется гибкостью и динамичностью системы приоритетов, терапевтической эффективностью всех компонентов среды, возможностью выбора в конструируемом пространстве.
Инклюзивная среда СЛШ № 7, базирующаяся на психолого-педагогической поддержке каждого учащегося, включает в себя следующие компоненты:
-
оздоровление и реабилитация;
-
основное образование;
-
дополнительное образование;
-
театрально-концертная деятельность;
-
адаптивный спорт (фитнес, командные соревнования);
-
социализация;
-
эргономика пространства.
СЛШ № 7 функционирует не только как образовательное, но и как реабилитационное учреждение. На территории школы создана безбарьерная среда. Корпуса и помещения школы приспособлены для жизнедеятельности детей с ОВЗ.
Оздоровительный средовой компонент школы представлен реабилитационным модулем и медицинским корпусом, где дети имеют возможность систематически получать фито-чаи, кислородные коктейли, жемчужные, лекарственные, гидромассажные ванны, физиопроцедуры, ручной и аппаратный массаж.
Школа располагает таким оборудованием, как ауто-гравитационная кушетка, массажный стол с псевдокипящим слоем, соляная пещера, ингаляторий, мини-сауна «Кедровая бочка», крио-сауна, гидротерапевтический бассейн, спа-капсула, инфракрасная кабина, оборудование для парафинотерапии, электролечения (мио-ритм, амплипульс, УВЧ и СВЧ-аппараты, аппарат УФО-облучения), стоматологическое оборудование.
Врач школы после осмотра и изучения выписки из медицинской карты делает назначения и формирует индивидуальную программу оздоровления каждого учащегося.
В свою очередь, в рамках реабилитационной программы работают психологи и логопеды-дефектологи СЛШ № 7. Специалисты психологической службы проводят коррекционно-развивающие и обучающие групповые и индивидуальные занятия с учащимися в сенсорной комнате. Основной акцент в индивидуальной работе делается на коррекции нарушений у детей с ОВЗ. Групповая форма работы имеет своей целью снятие барьеров в социальном взаимодействии между нормально развивающимися детьми и детьми с ОВЗ.
Сенсорная комната СЛШ № 7 представляет собой специально оборудованное помещение, где дети исследуют окружающее, пребывая в безопасной и комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами.
Для проведения групповых и индивидуальных занятий в сенсорной комнате имеется большое разнообразие развивающих игр (настольных и напольных) и наборов (Пертра, тактильных, визуальных, слуховых).
В индивидуальной работе с детьми с ОВЗ применяются элементы арттерапии с использованием стола для рисования с нижней подсветкой и игры в песок. Это способствует развитию творческого воображения, пространственного мышления, мелкой моторики, «заземлению» негативных переживаний и просто доставляет огромное удовольствие от процесса созидания.
В сенсорной комнате имеются куклы-перчатки. Игры с куклами-перчатками позволяют решать важные коррекционные задачи — способствуют формированию позитивных установок, эмоциональной и моторной адекватности, коммуникативных навыков.
Педагоги-психологи в работе с детьми, в том числе и с ОВЗ, используют типсы. Типс-моделирование развивает абстрактное мышление, творческие способности, мелкую моторику, внимание и воображение, а также улучшает настроение и повышает жизненный тонус.
Образовательная составляющая СЛШ № 7, включающая основное и дополнительное образование, имеет следующие особенности.
-
Сменный состав учащихся. Дети учатся в течение одной учебной четверти (редко — в течение двух или трех четвертей).
-
Разнородность подготовки учащихся, приходящих из разных школ (разные программы обучения), включая разнородность их физических возможностей.
-
Комплексность педагогического, психологического и медицинского сопровождения ребенка в образовательном процессе.
Педагоги СЛШ № 7 работают по государственным образовательным программам, адаптированным для обучения детей с ОВЗ, с использованием индивидуального подхода.
Обучение ведется по трем ступеням (начальная школа, среднее и старшее звено) по шестидневной рабочей неделе с седьмым развивающим днем и продолжительностью урока 40 минут.
Организация учебной деятельности проводится с учетом строгой дозировки учебной нагрузки, соблюдения гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота) и благоприятного эмоционального настроя.
В процессе обучения применяются:
-
электронные курсы, созданные по всем общеобразовательным дисциплинам;
-
технологии учебных циклов по усвоению ключевых понятий по блочной системе подачи материалов;
-
экспериментальные методы обучения, стимулирующие активность;
-
свобода выбора учащимся форм и уровня сложности заданий;
-
активные методы обучения, включая дискуссии, общение;
-
индивидуальный подход.
Использование на уроках ИКТ-технологий обеспечивает наглядность, высокое качество учебного материала и различную методику его подачи.
В процессе обучения используются конспекты. Дети достаточно быстро их запоминают и воспроизводят.
Все конспекты, лекции, тесты по теме курса размещаются в оболочке «MOODLE», что позволяет регулировать темп прохождения учебного материала, дозировать объем информации и дифференцировать задания исходя из возможностей и потребностей учащегося.
Система дополнительного образования СЛШ № 7 ориентирована на решение терапевтических задач и рассматривается как вспомогательная терапия в ходе комплексной реабилитации, включающей агротера-пию, ипотерапию, музыкотерапию, изотерапию, сюжетно-ролевые игры.
В школе работает 30 мастерских, студий и секций: гончарная мастерская, изостудия, народные ремесла, театральная студия, хореографическая студия, музыкальный театр, лаборатория проектной деятельности, теннисный клуб, лоскутная графика, мастерица (бисероплетение, народная кукла), спорт-клуб, фитнес-клуб, боевые искусства, флорбол, шахматно-шашечный клуб, выжигание, тренажерный зал, клуб любителей караоке, витражная живопись, школа коневода, резьба по дереву, ковроткачество.
Также в СЛШ № 7 большое внимание уделяется театрально-концертной деятельности учащихся, включающей концерты, выставки, мастер-классы, участие в конкурсах. Театрально-концертная деятельность способствует преодолению комплексов и страхов у детей, выявлению их новых возможностей, способностей и повышению самооценки и рейтинга в детском сообществе.
Школьное телевидение является дополнительным стимулом для развития активности ребенка, самостоятельности выражения собственного мнения, личной жизненной позиции.
Таким образом, поддерживаемые в СЛШ №7 принципы равности, доступности и избыточности среды способствуют как успешной социальной адаптации детей с ОВЗ, так и безусловному принятию самим обществом таких детей.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2795
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 54
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1