Психолого-педагогическое сопровождение как часть инклюзивной среды ГОУ санаторно-лесной школы № 7
Общая информация
Ключевые слова: опыт внедрения инклюзивного обучения в школе
Рубрика издания: Иклюзивная практика в школе
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Бражник Ю.В., Васина М.В., Покидченко Т.А. Психолого-педагогическое сопровождение как часть инклюзивной среды ГОУ санаторно-лесной школы № 7 // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Фрагмент статьи
ГОУ санаторно-лесная школа № 7 — молодое образовательное учреждение (образовано в декабре 2006 года). Мы называем нашу школу школой равных возможностей, где дети учатся друг у друга, помогают друг другу и все вместе становятся сообществом, члены которого способны к взаимодействию. Нашей целью является создание микросоциума детей и взрослых, где любой готов откликнуться на зов «помоги мне сделать это самому» (М. Монтессори), и при этом каждый участник образовательного пространства знает: «Он такой же, как я, а может даже и лучше!».
Полный текст
ГОУ санаторно-лесная школа № 7 — молодое образовательное учреждение (образовано в декабре 2006 года). Мы называем нашу школу школой равных возможностей, где дети учатся друг у друга, помогают друг другу и все вместе становятся сообществом, члены которого способны к взаимодействию. Нашей целью является создание микросоциума детей и взрослых, где любой готов откликнуться на зов «помоги мне сделать это самому» (М. Монтессори), и при этом каждый участник образовательного пространства знает: «Он такой же, как я, а может даже и лучше!».
Основной контингент нашей школы — это дети с заболеваниями нервной системы (невротические реакции, ММД, ЗПР), нарушением функций опорно-двигательного аппарата (ДЦП, поражение суставов, черепно-мозговые травмы и др.), мочевыводящих путей, сердечно-сосудистой системы, нарушением обмена веществ, органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, онкологией, часто болеющие дети, а также дети, имеющие нарушения психоэмоциональной сферы, в том числе с расстройствами аутистического спектра. Дети с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, приезжающие к нам, часто в мегаполисе не имеют возможности посещать школу и занимаются на дому.
В ГОУ санаторно-лесная школа № 7 создана необходимая безбарьерная среда, которая включает в себя информационную, эмоциональную, коммуникативную и эргономическую составляющие.
Эргономика пространства основана на материально-технической базе (пандусы, подъемники, лифты), что дает безбарьерный доступ ко всем объектам образовательного учреждения. Для организации правильного ортопедического режима во время занятий в школе установлена специальная мебель.
В соответствии с российским законодательством, дети с ограниченными возможностями здоровья могут получать образование в общих классах и группах системы общего образования, по индивидуальным программам специальных коррекционно-образователь-ных учреждений.
В СЛШ № 7 дети с ограниченными возможностями здоровья (физическими, интеллектуальными и другими особенностями) включены в общеобразовательную развивающую среду, где все дети учатся, отдыхают и живут вместе. Педагогическая система учреждения построена таким образом, что ребенок с особенностями получает не только образование и необходимые навыки общения в среде сверстников, но и возможность и поддержку для преодоления социальных последствий дефектов развития. Для этого организованы занятия с психологами, дефектологами и логопедами. Учитель-дефектолог, логопед и психолог проводят занятия, опираясь на компенсаторные механизмы каждого ребенка, на то, что он может, несмотря на нарушение.
Приоритетной задачей нашего учреждения на данном этапе мы видим развитие инклюзивной образовательно-развивающей среды. С одной стороны, среда — это та или иная совокупность условий и влияний, окружающих человека, где он является субъектом, и среда для него нечто значимое. С другой стороны, среда — это источник развития человека (человек выступает одновременно продуктом и творцом своей среды), который составляет физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие.
Развивающая образовательная среда должна быть насыщенной, обеспечивать всех субъектов образовательного процесса возможностями для эффективного личностного развития, стимулировать появление мотивации к деятельности и активности. Важнейшая характеристика среды — ее когерентность, т. е. обеспечение возможности каждому учащемуся и воспитаннику выбирать себе занятие по интересу. Для этого в школе работает широкий спектр кружков дополнительного образования.
Дети с ограниченными возможностями здоровья — одна из наиболее незащищенных категорий населения России. Важной задачей является решение проблемы их социализации и интеграции в обществе. Социальная адаптация детей с проблемами в развитии существенно затруднена в силу ограничений, накладываемых первичным дефектом, провоцирующим появление вторичных и третичных дефектов. Именно вторичными нередко являются нарушения высших психических функций, речи, общения. В связи с этим ребенок или подросток с ограниченными возможностями, как правило, оказывается в условиях социальной и психологической изоляции.
С другой стороны, мы можем наблюдать со стороны детей без ОВЗ непонимание, как общаться с особым ребенком, неумение увидеть, почувствовать и понять другого. Между обычным ребенком и ребенком с особенностями может долго не устанавливаться контакт, они не умеют взаимодействовать между собой.
Для решения вышеозначенной проблемы психологической службой нашей школы был разработан и проведен тренинг «Воспитание толерантности у детей среднего и старшего звена школы».
При работе над материалами тренинга мы ставили перед собой следующую цель: повышение уровня адекватности и успешности ребенка в социальном мире, где расширяется диапазон восприятия многообразия мира людей и повышается психологическая выносливость личности. Основные задачи тренинга — формирование толерантного отношения к особым людям и воспитание позитивного отношения к социально уязвимым группам детей. Посредством подборки разноплановых упражнений мы решали поставленные цели и задачи во время проведения тренинга.
В ходе работы тренинга мы отмечали у детей:
-
расширение словарного запаса и кругозора;
-
выстраивание нового понимания социального мира;
-
развития умения принимать другого таким, какой он есть;
-
улучшение взаимодействия с другими на основе осознавания его (другого) уникальности.
Таким образом, стирается грань между обычным и необычным ребенком. Дети с ограниченными возможностями здоровья получают опыт быть принятыми в сообщество обычных, здоровых детей, новые импульсы к развитию, повышают свои шансы адаптироваться к нормальной социальной жизни. Дети с обычным развитием — возможность познакомиться с особыми детьми, научиться принимать и понимать их, выстраивать с ними взаимоотношения.
Психолого-педагогической службой нашей школы детям с ограниченными возможностями здоровья наряду с другими детьми оказывается постоянная психологическая и коррекционная помощь. Целью психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса является обеспечение развития ребенка соответственно его возможностям, а также комфортного обучения в среде здоровых сверстников. Задачи психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в санаторно-лесной школе:
-
развитие и коррекция психических функций (восприятия, памяти, мышления, речи);
-
помощь в усвоении учебных навыков;
-
коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы;
-
помощь в решении проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
-
развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов.
Психолого-педагогическая помощь направлена на регуляцию эмоционального состояния ребенка или группы детей, профилактику возможных психологических затруднений, диагностику и коррекцию сложившихся неблагоприятных психологических состояний, высших психических функций. Специалистами психолого-педагогической службы используются методы работы: диагностика, консультирование, коррекция и развитие, просвещение и профилактика имеющихся нарушений.
В санаторно-лесной школе дети с тяжелыми нарушениями здоровья находятся вместе с законным представителем (чаще с мамой), и есть возможность работать не только с ребенком, но и с его семьей. Такое направление, как сопровождение семьи ребенка с ОВЗ в условиях инклюзии, приобретает стратегическое значение, поскольку на переходном этапе становления и развития данного вида образования семья испытывает страхи и имеет трудности не меньшие, чем педагоги и администрация. В этом направлении усилия психолого-педагогической службы направлены на снижение эмоционального дискомфорта в связи с заболеванием ребенка, формирование у родителей адекватного отношения к болезни ребенка, воспитание и развитие адекватных родительскодетских отношений и стилей семейного воспитания (как известно, дети с тяжелыми нарушениями особенно часто оказываются в ситуации гиперопеки, что препятствует развитию самостоятельности в социуме).
Для успешного развития инклюзивного образования необходимо не только создание законодательной базы, регламентирующей порядок обучения и аттестации детей с ОВЗ, но и изменение сознания учителей, которые в своей практике не сталкивались с проблемами специального образования. В санаторно-лесной школе № 7 с помощью научных сотрудников ведущих московских ВУЗов, а также силами специалистов психолого-педагогической службы проводятся семинары и практикумы по развитию представлений о психофизических особенностях детей с ОВЗ, видах коррекци-онных и реабилитационных мероприятий, что способствует непрерывному повышению квалификации педагогического состава.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2658
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 47
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0