Новая роль специального (коррекционного) образовательного учреждения
Общая информация
Ключевые слова: опыт внедрения инклюзивного обучения в школе
Рубрика издания: Иклюзивная практика в школе
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Чушева Л.Н. Новая роль специального (коррекционного) образовательного учреждения // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Фрагмент статьи
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами её перехода к демократическому и правовому государству. На фоне глубоких социально-экономических изменений в развитии общества происходят серьезные перемены в системе образования: переход от традиционного, авторитарного обучения и воспитания к гуманистическому, личностно-ориентированному.
На территории Псковской области проживают 80 100 детей, 7 % из них — дети с ограниченными возможностями здоровья: 1700 детей обучаются в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (школах и школах-интернатах), 2916 детей с задержкой психического развития и с нарушениями интеллекта посещают 227 специальных коррекционных классов муниципальных общеобразовательных школ, а большая часть детей с ОВЗ, в том числе и с интеллектуальной недостаточностью, обучаются в муниципальных общеобразовательных учреждениях. Интересно то, что причиной обучения детей с ОВЗ в системе общего, а не специального образования, в большинстве случаев является нежелание родителей расставаться с детьми.
Полный текст
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами её перехода к демократическому и правовому государству. На фоне глубоких социально-экономических изменений в развитии общества происходят серьезные перемены в системе образования: переход от традиционного, авторитарного обучения и воспитания к гуманистическому, личностно-ориентированному.
На территории Псковской области проживают 80 100 детей, 7 % из них — дети с ограниченными возможностями здоровья: 1700 детей обучаются в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (школах и школах-интернатах), 2916 детей с задержкой психического развития и с нарушениями интеллекта посещают 227 специальных коррекционных классов муниципальных общеобразовательных школ, а большая часть детей с ОВЗ, в том числе и с интеллектуальной недостаточностью, обучаются в муниципальных общеобразовательных учреждениях. Интересно то, что причиной обучения детей с ОВЗ в системе общего, а не специального образования, в большинстве случаев является нежелание родителей расставаться с детьми.
Исследование данной проблемы, анализ законодательства и изучение опыта зарубежных стран по организации интегрированного и инклюзивного образования позволили установить наличие неиспользованных резервов социально-педагогической инклюзии. Результатом стало создание новой модели взаимодействия специального (коррекционного) и общего образования. Приведем конкретный пример реализации этой модели в одном из районов области. В 2008—09 учебном году в Опочецком районе дети с ОВЗ были практически в каждой школе района с 1-го по 11-й класс. Расстояние от большинства сельских школ до г. Опоч-ки составляет 30—40 км. Традиционно дети с интеллектуальной недостаточностью из близлежащих районов Псковской области обучались в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида (г. Опоч-ка), рассчитанной на 120 детей. Но 23 ребенка с интеллектуальной недостаточностью, по желанию родителей, посещали муниципальные школы района.
Коллектив Опочецкой специальной (коррекцион-ной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей VIII вида, при активной поддержке Государственного управления образования Псковской области выступил с инициативой оказания психологической, педагогической, дефектологической помощи педагогическим коллективам общеобразовательных школ, в которых обучались дети с умственной отсталостью. Приказом Государственного управления образования была открыта экспериментальная площадка «Новая модель взаимодействия специального и общего образования по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья», объединившая в варианте сетевого взаимодействия 4 средних, 5 основных муниципальных общеобразовательных учреждений и одно дошкольное образовательное учреждение.
Базовой площадкой проекта стала Опочецкая специальная коррекционная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья. Обучение в школе ведется с 1-го по 10-й класс, по программе СКОУ VIII вида под редакцией И. М. Бгажноковой. В начальном и среднем звене школы преобладают об-щеразвивающие дисциплины гуманитарного и естественно-математического циклов, а к старшим классам усиливается практическая и профессиональная направленность обучения. Основной целью работы педагогического коллектива является подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, причем особая роль в достижении этой цели отводится допрофессио-нальной подготовке учащихся.
В школе-интернате создан консультационный центр для педагогов и других специалистов Опочец-кого района по обучению и сопровождению детей с нарушениями интеллектуального развития в общем образовании. Педагоги СКОУ организуют и проводят циклы семинаров, педагогические советы, индивидуальные консультации с учителями, не имеющими дефектологического образования, работающими с детьми с ОВЗ. Психолого-педагогическая поддержка детей и педагогов осуществляется как в очной, так и в заочной форме: педагоги общеобразовательных школ посещают открытые уроки в специальной (кор-рекционной) школе, а педагоги СКОУ организуют методическую поддержку по разработке индивидуальных планов включения детей с интеллектуальной недостаточностью в систему общего образования. Пользуясь оснащенностью всех учебных учреждений района компьютерным оборудованием, создано и успешно функционирует сетевое педагогическое сообщество — педагоги самых отдаленных школ и волостей теперь имеют возможность задать вопросы и проконсультироваться по любым вопросам организации обучения детей с ОВЗ. Также любую консультативную помощь и сопровождение получают семьи, воспитывающие детей с ОВЗ.
Результатом сетевого взаимодействия стало:
— определение в каждой школе координатора группы сопровождения,
— разработка четкой стратегии профессиональной подготовки, повышения квалификации и психолого-педагогической поддержки педагогов массовых школ, работающих с детьми с интеллектуальной недостаточностью,
— активное привлечение родителей к участию в процессе обучения и воспитания, разработке и согласованию индивидуального плана образования их ребенка,
— сотрудничество с общественными организациями людей с инвалидностью,
— обеспечение права детей с ОВЗ на получение качественного образования в соответствии с требованиями российского законодательства и запросами граждан,
— создание системы консультационных пунктов и сетевого сообщества на базе учреждения специального образования,
— разработка и реализация индивидуальных образовательных программ в соответствии с потребностями каждого ребенка во всех школах района,
— повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в общеобразовательной школе;
— обучение родителей педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребёнком, оказание им поддержки;
— изменение отношения общества к людям с ОВЗ.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2188
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 51
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0