Новая роль специального (коррекционного) образовательного учреждения

51

Общая информация

Ключевые слова: опыт внедрения инклюзивного обучения в школе

Рубрика издания: Иклюзивная практика в школе

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Чушева Л.Н. Новая роль специального (коррекционного) образовательного учреждения // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами её перехода к демокра­тическому и правовому государству. На фоне глубо­ких социально-экономических изменений в развитии общества происходят серьезные перемены в системе образования: переход от традиционного, авторитарно­го обучения и воспитания к гуманистическому, личностно-ориентированному.

На территории Псковской области проживают 80 100 детей, 7 % из них — дети с ограниченными воз­можностями здоровья: 1700 детей обучаются в специ­альных (коррекционных) образовательных учрежде­ниях (школах и школах-интернатах), 2916 детей с за­держкой психического развития и с нарушениями ин­теллекта посещают 227 специальных коррекционных классов муниципальных общеобразовательных школ, а большая часть детей с ОВЗ, в том числе и с интеллек­туальной недостаточностью, обучаются в муници­пальных общеобразовательных учреждениях. Инте­ресно то, что причиной обучения детей с ОВЗ в систе­ме общего, а не специального образования, в большин­стве случаев является нежелание родителей расста­ваться с детьми.

Полный текст

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами её перехода к демокра­тическому и правовому государству. На фоне глубо­ких социально-экономических изменений в развитии общества происходят серьезные перемены в системе образования: переход от традиционного, авторитарно­го обучения и воспитания к гуманистическому, личностно-ориентированному.

На территории Псковской области проживают 80 100 детей, 7 % из них — дети с ограниченными воз­можностями здоровья: 1700 детей обучаются в специ­альных (коррекционных) образовательных учрежде­ниях (школах и школах-интернатах), 2916 детей с за­держкой психического развития и с нарушениями ин­теллекта посещают 227 специальных коррекционных классов муниципальных общеобразовательных школ, а большая часть детей с ОВЗ, в том числе и с интеллек­туальной недостаточностью, обучаются в муници­пальных общеобразовательных учреждениях. Инте­ресно то, что причиной обучения детей с ОВЗ в систе­ме общего, а не специального образования, в большин­стве случаев является нежелание родителей расста­ваться с детьми.

Исследование данной проблемы, анализ законода­тельства и изучение опыта зарубежных стран по орга­низации интегрированного и инклюзивного образова­ния позволили установить наличие неиспользованных резервов социально-педагогической инклюзии. Ре­зультатом стало создание новой модели взаимодейст­вия специального (коррекционного) и общего образо­вания. Приведем конкретный пример реализации этой модели в одном из районов области. В 2008—09 учеб­ном году в Опочецком районе дети с ОВЗ были прак­тически в каждой школе района с 1-го по 11-й класс. Расстояние от большинства сельских школ до г. Опоч-ки составляет 30—40 км. Традиционно дети с интел­лектуальной недостаточностью из близлежащих райо­нов Псковской области обучались в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида (г. Опоч-ка), рассчитанной на 120 детей. Но 23 ребенка с интел­лектуальной недостаточностью, по желанию родите­лей, посещали муниципальные школы района.

Коллектив Опочецкой специальной (коррекцион-ной) школы-интерната для детей-сирот и детей, остав­шихся без попечения родителей VIII вида, при актив­ной поддержке Государственного управления образо­вания Псковской области выступил с инициативой оказания психологической, педагогической, дефекто­логической помощи педагогическим коллективам об­щеобразовательных школ, в которых обучались дети с умственной отсталостью. Приказом Государственного управления образования была открыта эксперимен­тальная площадка «Новая модель взаимодействия специального и общего образования по сопровожде­нию детей с ограниченными возможностями здоро­вья», объединившая в варианте сетевого взаимодейст­вия 4 средних, 5 основных муниципальных общеобра­зовательных учреждений и одно дошкольное образо­вательное учреждение.

Базовой площадкой проекта стала Опочецкая спе­циальная коррекционная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья. Обучение в школе ведется с 1-го по 10-й класс, по программе СКОУ VIII вида под редакцией И. М. Бгажноковой. В начальном и среднем звене школы преобладают об-щеразвивающие дисциплины гуманитарного и естест­венно-математического циклов, а к старшим классам усиливается практическая и профессиональная на­правленность обучения. Основной целью работы педа­гогического коллектива является подготовка воспи­танников к самостоятельной жизни, причем особая роль в достижении этой цели отводится допрофессио-нальной подготовке учащихся.

В школе-интернате создан консультационный центр для педагогов и других специалистов Опочец-кого района по обучению и сопровождению детей с нарушениями интеллектуального развития в общем образовании. Педагоги СКОУ организуют и прово­дят циклы семинаров, педагогические советы, инди­видуальные консультации с учителями, не имеющи­ми дефектологического образования, работающими с детьми с ОВЗ. Психолого-педагогическая поддержка детей и педагогов осуществляется как в очной, так и в заочной форме: педагоги общеобразовательных школ посещают открытые уроки в специальной (кор-рекционной) школе, а педагоги СКОУ организуют методическую поддержку по разработке индивиду­альных планов включения детей с интеллектуальной недостаточностью в систему общего образования. Пользуясь оснащенностью всех учебных учреждений района компьютерным оборудованием, создано и ус­пешно функционирует сетевое педагогическое сооб­щество — педагоги самых отдаленных школ и волос­тей теперь имеют возможность задать вопросы и про­консультироваться по любым вопросам организации обучения детей с ОВЗ. Также любую консультатив­ную помощь и сопровождение получают семьи, вос­питывающие детей с ОВЗ.

Результатом сетевого взаимодействия стало:

— определение в каждой школе координатора груп­пы сопровождения,

— разработка четкой стратегии профессиональной подготовки, повышения квалификации и психолого-педагогической поддержки педагогов массовых школ, работающих с детьми с интеллектуальной недостаточ­ностью,

— активное привлечение родителей к участию в процессе обучения и воспитания, разработке и согла­сованию индивидуального плана образования их ре­бенка,

— сотрудничество с общественными организация­ми людей с инвалидностью,

— обеспечение права детей с ОВЗ на получение ка­чественного образования в соответствии с требовани­ями российского законодательства и запросами граж­дан,

— создание системы консультационных пунктов и сетевого сообщества на базе учреждения специального образования,

— разработка и реализация индивидуальных обра­зовательных программ в соответствии с потребностя­ми каждого ребенка во всех школах района,

— повышение профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в общеобразо­вательной школе;

— обучение родителей педагогическим технологи­ям сотрудничества со своим ребёнком, оказание им поддержки;

—            изменение отношения общества к людям с ОВЗ.


Информация об авторах

Чушева Л.Н., специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья г. Опочка Псковской обл., Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2188
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 51
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0