Особенности организации инклюзивного образования в ССУЗе
Общая информация
Ключевые слова: среднее профессиональное образование
Рубрика издания: Инклюзивная практика в профессиональном образовании
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Шумских М.А. Особенности организации инклюзивного образования в ССУЗе // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Фрагмент статьи
Социально-педагогический колледж (СПК) МГППУ осуществляет интегрированное обучение молодежи с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с 1996 года. В настоящее время работа по обучению студентов с ОВЗ является одним из приоритетных направлений его деятельности.
Важно отметить, что среднее специальное учебное заведение (ССУЗ) выступает в качестве агента инклюзии. Эта роль прослеживается и в нормативных документах всех уровней — от международного до регионального, и в социальной практике. Так, включению в экономическую подсистему способствует приобретение выпускниками ССУЗа востребованной на рынке труда профессии в условиях дефицита квалифицированных кадров. В социальную подсистему — наращивание социального капитала, формирование у студентов ССУЗа таких качеств, как доверие и толерантность, в том числе и посредством социального партнерства. В политическую подсистему — опыт политического и общественного участия, студенческого самоуправления и взаимообучения. В культурную подсистему — приобщение студентов к культурным ценностям и участие в социокультурной деятельности. Кроме того, ССУЗы включаются в систему непрерывного образования. В СПК МГППУ студенты с ОВЗ на равных со своими здоровыми сверстниками участвуют во всех подсистемах общественной жизни.
Полный текст
Социально-педагогический колледж (СПК) МГППУ осуществляет интегрированное обучение молодежи с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с 1996 года. В настоящее время работа по обучению студентов с ОВЗ является одним из приоритетных направлений его деятельности.
Важно отметить, что среднее специальное учебное заведение (ССУЗ) выступает в качестве агента инклюзии. Эта роль прослеживается и в нормативных документах всех уровней — от международного до регионального, и в социальной практике. Так, включению в экономическую подсистему способствует приобретение выпускниками ССУЗа востребованной на рынке труда профессии в условиях дефицита квалифицированных кадров. В социальную подсистему — наращивание социального капитала, формирование у студентов ССУЗа таких качеств, как доверие и толерантность, в том числе и посредством социального партнерства. В политическую подсистему — опыт политического и общественного участия, студенческого самоуправления и взаимообучения. В культурную подсистему — приобщение студентов к культурным ценностям и участие в социокультурной деятельности. Кроме того, ССУЗы включаются в систему непрерывного образования. В СПК МГППУ студенты с ОВЗ на равных со своими здоровыми сверстниками участвуют во всех подсистемах общественной жизни.
Формирование социальных сетей в период обучения в ССУЗе имеет несколько стратегий.
Первая — взаимодействие с семьей. Сотрудничество семьи и педагогического коллектива в вопросах обучения и воспитания личности студента способствует успешной инклюзии. В СПК МГППУ функционирует учебно-производственная лаборатория (УПЛ) социально-психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ. Она создана с целью обеспечения студентов, имеющих ОВЗ, наиболее эффективными условиями для обучения, адаптации, интеграции и получения профессиональных навыков и умений. УПЛ реализует 3 направления деятельности: социально-психолого-педагогическое сопровождение студентов с ОВЗ; взаимодействие с их родителями; психолого-педагогическое обеспечение работы преподавателей с данной категорией студентов.
Во взаимодействии родителей и УПЛ решаются:
-
вопросы организации психологического консультирования родителей;
-
патронажного сопровождения семьи в период обучения, разработки рекомендаций для родителей по различным вопросам;
-
помощи родителям в формировании распорядка дня студента, обеспечивающего реализацию индивидуальной программы обучения;
-
обучения родителей социально-педагогическим и здоровьесберегающим методикам;
-
разъяснения родителям перспектив обучения и воспитания студента после окончания учебы в СПК;
-
формирование библиотечного фонда методической литературы для родителей.
Вторая стратегия связана с ориентацией на формирование связей в сфере будущей профессиональной деятельности. Стратегия даст тем более ощутимые результаты, чем активнее ССУЗ будет налаживать контакты в профессиональной среде и вовлекать студентов в различные виды профессиональной активности. В колледже, в соответствии с действующим Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников СПК МГППУ, проводятся все виды практики с необходимым методическим обеспечением и информационным наполнением. Базы практик подбираются в соответствии с современными требованиями. Они интегрируют теоретические знания в практическую подготовку, формируют профессиональные компетенции будущих специалистов.
Не менее значимым аспектом работы колледжа является организация участия студентов в молодежном социальном проекте «Вместе к успеху», совместно с МЦЗМ «Перспектива». Проект реализуется на территории ЦАО г. Москвы в рамках организации помощи молодым людям с ОВЗ в социализации и адаптации к современным условиям жизни, а также реальной практической помощи в становлении личности и социально-трудовой адаптации. Целью проекта является содействие в развитии и становлении личности учащихся с ОВЗ. Задача проекта: создать социально-активное окружение, благодаря которому участники проекта смогут приобрести положительный опыт социально-трудовой адаптации и занятости и инструменты для самостоятельного и ответственного выбора профессии.
Третья стратегия направлена на формирование связей в процессе внеучебной деятельности. Инклюзивные возможности стратегии будут определяться содержанием внеучебной деятельности. Чем больше внимания в ССУЗе уделяется организации воспитательной работы со студентами, чем интереснее и насыщеннее студенческий досуг, тем успешнее социальная инклюзия. Внеучебная деятельность студентов в колледжа направлена на «заполнение» свободного от обучения времени участием в мероприятиях различной направленности. Это участие в общеколледжных конкурсах («День знаний», «День учителя», «Спасибо. Нет!», «Мисс СПК», «Мистер СПК», «День инвалида», Конкурс профессионального мастерства, КВН, «Последний звонок» и т. д.), участие в районных и городских конкурсах и фестивалях («Надежда», «Весна 45-го», «Будем жить», Мисс «Метрогородок», «Поклонимся великим тем годам...» и т. д.), участие в телепроектах («Судите сами», «Закрытый показ с А. Гордоном» и т. д.). Большое внимание уделяется организации экскурсий, организации походов в музеи, театры, на выставки.
Важным направлением внеучебной работы является организация и проведение выездного семинара «Школа адаптации «новых» студентов» («ШАНС»). Целью семинара является сплочение студентов первого курса и адаптация их в студенческом и преподавательском коллективе к традициям и условиям обучения в СПК МГППУ, становление процесса профессионального развития личности студентов. Включение студентов с ОВЗ в мероприятия программы способствует их успешной интеграции и самореализации в совместной деятельности со здоровыми студентами. Полученный опыт позволяет студентам с ОВЗ успешно интегрироваться в общество, повысить свой статус в студенческой среде, способствует активному участию в общественной жизни и впоследствии — в трудовой деятельности.
Для повышения эффективности обучения студентов с ОВЗ в условиях инклюзии должен быть в полной степени задействован имеющийся потенциал методических служб для разработки учебно-методических комплексов на основе различных учебных планов в рамках тематического планирования. Необходимым условием выступает разработка системы методических рекомендаций для различных специалистов служб сопровождения инклюзивного образования и непосредственно инклюзивных образовательных учреждений для различных звеньев инклюзивной образовательной вертикали.
Для студентов с ОВЗ в СПК МГППУ разработаны учебные пособия в электронном виде, методический и раздаточный материал, проводятся занятия, направленные на повышение уровня адаптивных способностей, консультации педагогов-психологов для родителей, студентов с ОВЗ и преподавателей по вопросам организации учебного процесса. В рамках деятельности сопровождения инклюзивных процессов разработана система мониторинга качества обученности молодежи с ОВЗ и уровня социально-психологической комфортности всех субъектов образовательной среды, включенных в инклюзию.
Другим важным направлением обучения является активная разработка и апробация информационных технологий с современными программно-техническими средствами на базе имеющегося опыта использования информационных технологий, учебных материалов нового поколения, в том числе новых программно-технических средств для обучения студентов с ОВЗ. Имеющийся положительный опыт разработки и реализации дистанционных технологий их обучения важно в полной мере адаптировать к условиям инклюзивного образования.
Одной из важнейших и ключевых для успешной реализации задач инклюзивного образования в ССУ-Зе является подготовка специалистов по двум направлениям:
-
для инклюзивного образования на разных его ступенях;
-
для задач психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса.
Следует предусматривать специальные условия обучения и воспитания таких обучающихся, а также их комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение во время образовательного процесса. Так, для подготовки специалистов, реализующих образование детей с ОВЗ на базе СПК МГППУ, создана площадка УМЦ ДОГМ по реализации курсов повышения квалификации, транслирующих опыт работы с детьми с ОВЗ в условиях НПО и СПО. Сотрудники колледжа повышают свою квалификацию по направлению деятельности комплексной поддержки учащихся с ОВЗ, психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
Организационно-управленческий аспект инклюзивного образования в учреждениях СПО требует разработки и включения в учебный план курсов, разделов, освещающих вопросы интегрированного и инклюзивного образования. В настоящее время Министерство образования и науки РФ ведет работу по подготовке федеральных государственных образовательных стандартов. Однако при этом принципиально важным является учет особенностей развития обучающихся с ОВЗ. Необходимо выделение целевого финансирования для разработки, издания, перевода и распространения учебных и методических материалов и книг для подготовки педагогических кадров по инклюзивному образованию. Кроме того, важна разработка демонстрационных проектов и поощрение обмена со странами, имеющими опыт в области инклюзивных школ.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4236
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 72
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0