Психологическая наука и образование
2023. Том 28. № 3. С. 19–32
doi:10.17759/pse.2023280302
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Учебная мотивация и отчуждение от учения как предикторы выбора образовательных траекторий
Аннотация
Существующие исследования особенностей образовательных ориентаций в большинстве своем направлены на выявление роли семьи, социально-экономического положения, места проживания при выборе образовательных траекторий. Факторам, раскрывающим психологические закономерности формирования предпочтений образовательных траекторий, уделяется значительно меньше внимания. Настоящая работа направлена выявление мотивационных предикторов. В исследовании представлен анализ данных, полученных от 1914 школьников, обучающихся в 9 классах, проживающих в городе (952 человека) и сельской местности (962 человека) в возрасте от 14 до 16 лет (M=15,33, SD=0,49), 57% - девушки. В результате исследования установлено, что ориентацию на получение высшего образования обуславливает как внешняя, так и внутренняя мотивация. Ориентация на получение среднего профессионального образования связана с амотивацией и отчуждением от учебы. Школьники, проживающие в сельской местности, склонны к оседлости и в большей степени ориентированы на получение образования, как среднего профессионального, так и высшего.
Общая информация
Ключевые слова: образовательные траектории, высшее образование, среднее профессиональное образование, карьерные ориентации, учебная мотивация
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2023280302
Получена: 26.01.2023
Принята в печать:
Для цитаты: Руднова Н.А., Гордеева Т.О., Корниенко Д.С., Егоров В.А. Учебная мотивация и отчуждение от учения как предикторы выбора образовательных траекторий // Психологическая наука и образование. 2023. Том 28. № 3. С. 19–32. DOI: 10.17759/pse.2023280302
Полный текст
Введение
Результаты
|
Факторы |
||
|
1 |
2 |
3 |
1. После школы я хочу продолжить обучение в училище, техникуме, колледже, получить среднее профессиональное образование |
|
0,63 |
|
2. После школы я хочу продолжить обучение в университете (институте, академии) |
|
|
0,52 |
3. Мои родители хотели бы, чтобы я продолжил/-а обучение в училище, техникуме, колледже и получил/-а среднее профессиональное образование |
|
0,99 |
|
4. Мои родители хотели бы, чтобы я продолжил/-а обучение в университете (институте, академии) |
|
|
0,99 |
5. После обучения в университете я бы хотел/-а работать в родном городе, моем регионе |
0,69 |
|
|
6. Я бы хотел/-а учиться в университете в родном городе или моем регионе |
0,99 |
|
|
Доля объяснимой дисперсии |
0,25 |
0,24 |
0,21 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
1. Пол |
– |
||||||||||
2. Возраст |
-0,05* |
– |
|||||||||
3. Место проживания |
0,04 |
0,07** |
– |
||||||||
4. Ориентация на среднее профессиональное образование |
-0,07** |
-0,01 |
-0,15*** |
– |
|||||||
5. Ориентация на высшее образование |
0,14*** |
-0,03 |
-0,06** |
-0,06** |
– |
||||||
6. Оседлость |
-0,24*** |
-0,03 |
-0,13*** |
0,23*** |
0,04 |
– |
|||||
7. Отчуждение |
-0,02 |
0,02 |
0,12*** |
0,05* |
-0,09*** |
-0,08*** |
– |
||||
8. Познавательная мотивация |
-0,04 |
0,01 |
-0,15*** |
0,04 |
0,27*** |
0,22*** |
-0,48*** |
– |
|||
9. Мотивация саморазвития |
-0,10*** |
0,01 |
-0,10*** |
-0,03 |
0,24*** |
0,21*** |
-0,40*** |
0,81*** |
– |
||
10. Интроецированная мотивация |
0,10*** |
-0,04 |
-0,03 |
0,04 |
0,24*** |
0,13*** |
0,08*** |
0,22*** |
0,18*** |
– |
|
11. Экстернальная мотивация |
0,06* |
-0,04 |
0,03 |
0,05* |
0,11*** |
0,05 |
0,40*** |
-0,16*** |
-0,14*** |
0,59*** |
– |
12. Амотивация |
-0,04 |
-0,02 |
0,09*** |
0,09*** |
-0,13*** |
0,03 |
0,64*** |
-0,37*** |
-0,27*** |
0,12*** |
0,44*** |
Примечания. * – p<0,05, ** – p<0,01, *** – p<0,001. Пол закодирован как 1 – юноши, 2 – девушки. Место проживания: 1 – сельская местность, 2 – город.
|
|
Ориентация на среднее профессиональное образование |
Ориентация на высшее образование |
Оседлость |
|||
|
Бета |
t |
Бета |
t |
Бета |
t |
Модель 1 |
R2=0,025 F=24,28 |
R2=0,02 F=23,95*** |
R2=0,07 F=74,35*** |
|||
Константа |
|
33,76*** |
|
36,96*** |
|
31,73*** |
Пол |
-0,06 |
-2,63** |
0,14 |
6,35*** |
-0,23 |
-10,56*** |
Место проживания |
-0,14 |
-6,35*** |
-0,07 |
-3,00** |
-0,13 |
-5,68*** |
|
|
|
|
|
|
|
Модель 2.1 |
R2=0,03 F=18,96*** |
R2=0,03 F=20,36*** |
R2=0,08 F=53,41*** |
|||
Константа |
|
25,29*** |
|
31,77*** |
|
27,38*** |
Пол |
-0,06 |
-2,56** |
0,14 |
6,28*** |
-0,23 |
-10,66*** |
Место проживания |
-0,15 |
-6,65*** |
-0,06 |
-2,56** |
-0,12 |
-5,26*** |
Отчуждение |
0,06 |
2,85*** |
-0,08 |
-3,59*** |
-0,07 |
-3,28*** |
|
|
|
|
|
|
|
Модель 2.2 |
R2=0,04 F=11,66*** |
R2=0,14 F=50,28*** |
R2=0,13 F=46,50*** |
|||
Константа |
|
18,35*** |
|
14,96*** |
|
11,58*** |
Пол |
-0,06 |
-2,52* |
0,14 |
6,29*** |
-0,22 |
-10,27*** |
Место проживания |
-0,15 |
-6,61*** |
-0,03 |
-1,24 |
-0,10 |
-4,81*** |
Внутренняя мотивация |
0,01 |
0,35 |
0,22 |
9,24*** |
0,21 |
8,41*** |
Интроецированная мотивация |
0,03 |
1,01 |
0,12 |
4,30*** |
0,09 |
3,10** |
Экстернальная мотивация |
0,001 |
0,001 |
0,11 |
3,65*** |
0,001 |
-0,1 |
Амотивация |
0,10 |
3,66*** |
-0,11 |
-4,56*** |
0,09 |
3,67*** |
Примечания. *** – p<0,001, ** – p<0,01, * – p<0,05. Пол закодирован как 1 – юноши, 2 – девушки. Место проживания: 1 – сельская местность, 2 – город.
|
Обсуждение
Заключение
Литература
- Абанкина Т.В., Красилова А.Н., Ястребов Г.А. Образование как старт для жизни: жизненные планы сельских школьников в России // Вопросы образования. 2012. № 2. С. 87–120.
- Абросимов В.К., Лебидько В.В. Индивидуальные образовательные траектории: формализация выбора, построения, управления // Открытое образование. 2009. № 4. С. 4–16.
- Болдина М.Ю. Образовательная миграция современной российской молодежи (региональный аспект на примере Волгоградской области) // Социология. 2021. № 5. С. 102–110.
- Болдина М.Ю. Образовательные планы абитуриентов российской провинции // Высшее образование в России. 2022. № 3. С. 84–95.
- Ветошева В.И., Артемова О.Д. Особенности мотивации учебной деятельности у подростков, обучающихся в лицее и в общеобразовательной школе // Педагогика и психология образования. 2018. № 3. С. 151–164.
- Вяльшина А.А., Дакирова С.Т. Факторы формирования образовательных ориентаций выпускников сельских школ Саратовской области // Проблемы развития территории. 2019. № 3(101). С. 134–151.
- Габдрахманов Н.К., Карачурина Л.Б., Мкртчян Н.В., Лешуков О.В. Образовательная миграция молодежи и оптимизация сети вузов в разных по размеру городах // Вопросы образования. 2022. № 2. С. 88–116.
- Гордеева Т.О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Часть 1: Проблемы развития теории // Психологические исследования. 2010. № 3(12). DOI:10.54359/ps.v3i12.906
- Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Опросник «Шкалы академической мотивации» // Психологический журнал. 2014. № 35(4). C. 96–107.
- Дмитриева Д.Д. Теоретические аспекты формирования индивидуальных образовательных траекторий студентов-медиков // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. № 5-2. С. 318–320.
- Дуран Т.В., Костина Н.Б. Образовательная политика и управление качеством высшего образования: понимание и особенности оценки // Вопросы управления. 2020. № 5(66). С. 46–57.
- Карабанова О.А., Захарова Е.И., Старостина Ю.А. Личностные факторы построения профессиональной карьеры в период вхождения во взрослость // Национальный психологический журнал. 2020. № 4(40). С. 113–124. DOI:10.11621/npj.2020.0409
- Клячко Т.Л., Авраамова Е.М., Логинов Д.М., Полушкина Е.А. и др. Трудоустройство молодежи. Выбор в пользу СПО. М.: РАНХиГС, 2019. С. 1–18.
- Кузеванова А.Л., Зоркова В.А. Высшее профессиональное образование в современных российских условиях: мотивация и факторы выбора вуза (на материалах Волгоградской области) // Социология. 2021. № 5. С. 64–73.
- Курбатова М.В., Донова И.В., Кранзеева Е.А., Леухова М.Г. Образовательная миграция в регионах ресурсного типа // Мир России. Социология. Этнология. 2022. № 1. С. 91–112.
- Мальцева В.А., Шабалин А.И. Не-обходной маневр, или бум спроса на среднее профессиональное образование в России // Вопросы образования. 2021. № 2. С. 10–42.
- Осин Е.Н. Отчуждение от учебы как предиктор выгорания у студентов вузов: роль характеристик образовательной среды // Психологическая наука и образование. 2015. № 20(4). C. 57–74. DOI:10.17759/pse.2015200406
- Поскребышева Н.Н., Бабкина А.Ю. Семейные факторы развития автономии и сепарационных процессов у подростков // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. 2020. № 3. С. 120–146. DOI:10.11621/vsp.2020.03.06
- Пуляева В.Н., Неврюев А.Н. Взаимосвязь базовых психологических потребностей, академической мотивации и отчуждения от учебы обучающихся в системе высшего образования // Психологическая наука и образование. 2020. № 25(2). C. 19–32. DOI:10.17759/pse.2020250202
- Рассказова Е.И., Солдатова Г.У. Психологические и пользовательские предикторы отношения к учебе студентов в период дистанционного обучения в условиях пандемии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2022. № 1. С. 26–44.
- Реан А.А., Коновалов И.А. Проявление агрессивности подростков в зависимости от пола и социально-экономического статуса семьи // Национальный психологический журнал. 2019. № 1(33). С. 23–33. DOI:10.11621/npj.2019.0103
- Хавенсон Т.Е., Чиркина Т.А. Эффективно поддерживаемое неравенство. Выбор образовательной траектории после 11-го класса школы в России // Экономическая социология. 2018. № 19(5). С. 66–89. DOI:10.17323/1726-3247-2018-5-66-89
- Чередниченко Г.А. Выпускники сельской школы: образовательные стратегии // Вестник Института социологии. 2016. № 4(19). С. 28–52.
- Шаповалова В.С., Челышева И.В. Профессиональное самоопределение школьников: теория, история, практика. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2018.
- Яблонский В.Б. Информационное обеспечение выбора образовательных траекторий // Креативная экономика. 2008. № 12. С. 58–61.
- Buzzai C., Sorrenti L., Tripiciano F., Orecchio S., Filippello P. School alienation and academic achievement: The role of learned helplessness and mastery orientation // School Psychology. 2021. Vol. 36. № 1. P. 17–23. DOI:10.1037/spq0000413
- González-Rodríguez D., Vieira M.-J., Vidal J. Factors that influence early school leaving: a comprehensive model // Educational Research. 2019. Vol. 61. № 2. P. 214–230. DOI:10.1080/00131881.2019.1596034
- Karimi S., Sotoodeh B. The mediating role of intrinsic motivation in the relationship between basic psychological needs satisfaction and academic engagement in agriculture students // Teaching in Higher Education. 2020. Vol. 25. № 8. P. 959–975. DOI:10.1080/13562517.2019.1623775
- Patall E.A., Pituch K.A., Steingut R.R., Vasquez A.C., Yates N., Kennedy A.A.U. Agency and high school science students' motivation, engagement, and classroom support experiences // Journal of Applied Developmental Psychology. 2019. Vol. 62. P. 77–92. DOI:10.1016/j.appdev.2019.01.004
- Putarek V., Pavlin-Bernardić N. The role of self-efficacy for self-regulated learning, achievement goals, and engagement in academic cheating // European Journal of Psychology of Education. 2020. Vol. 35. № 3. P. 647–671. DOI:10.1007/s10212-019-00443-7
- Schoon I., Burger K., Cook R. Making it against the odds: How individual and parental co-agency predict educational mobility // Journal of adolescence. 2021. № 89. P. 74–83. DOI:10.1016/j.adolescence.2021.04.004
- Trautwein U., Lüdtke O., Marsh H.W., Köller O., Baumert J. Tracking, grading, and student motivation: Using group composition and status to predict self- concept and interest in ninth-grade mathematics // Journal of Educational Psychology. 2006. № 98(4). P. 788–806. DOI:10.1037/0022-0663.98.4.7888
- Wilkins S., Balakrishnan M.S., Huisman J. Student Choice in Higher Education: Motivations for Choosing to Study at an International Branch Campus // Journal of Studies in International Education. 2012. № 16(5). P. 413–433. DOI:10.1177/1028315311429002
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 674
В прошлом месяце: 34
В текущем месяце: 23
Скачиваний
Всего: 458
В прошлом месяце: 31
В текущем месяце: 18