Развитие толерантности как социально-педагогическая проблема
Общая информация
Ключевые слова: среднее профессиональное образование
Рубрика издания: Инклюзивная практика в профессиональном образовании
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Коновалова О.Ю. Развитие толерантности как социально-педагогическая проблема // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Фрагмент статьи
Развитие толерантности к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) стало актуальной потребностью современного общества.
Педагогическая сущность понятия «толерантность» включает толерантность как сложное качество, новообразование личности, выражающее систему ее терпимых отношений к окружающему миру (другому этносу, нации, религии, позиции, мнению и поведению другого человека).
Несмотря на позитивные сдвиги, произошедшее в последние годы в отношении лиц с ОВЗ, вызывает тревогу отсутствие в России комплексных государственных социальных программ обеспечения жизнедеятельности этих людей, которые бы позволяли каждому из них самореализоваться и не чувствовать себя лишними в обществе.
Полный текст
Развитие толерантности к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) стало актуальной потребностью современного общества.
Педагогическая сущность понятия «толерантность» включает толерантность как сложное качество, новообразование личности, выражающее систему ее терпимых отношений к окружающему миру (другому этносу, нации, религии, позиции, мнению и поведению другого человека).
Несмотря на позитивные сдвиги, произошедшее в последние годы в отношении лиц с ОВЗ, вызывает тревогу отсутствие в России комплексных государственных социальных программ обеспечения жизнедеятельности этих людей, которые бы позволяли каждому из них самореализоваться и не чувствовать себя лишними в обществе.
Социализация лиц с ОВЗ наиболее эффективна в условиях интеграции. Чрезвычайно актуальной является проблема их интеграции в общество здоровых людей, создание для них безбарьерной среды, которая позволила бы им стать активными членами этого общества. К сожалению, в общественном сознании преобладает понятие об инвалиде как «человеке, не способном частично или полностью участвовать в производстве материальных благ», и, в меньшей степени, как «человеке, нуждающемся в особом внимании и помощи». Без помощи средств массовой информации в формировании общественного мнения относительно инвалидов как людей, имеющих равные права с другими людьми, без новой образовательной политики Российского государства, при которой образование действительно включало бы всех, будет очень сложно решить эти проблемы.
Эффективность социальной интеграции лиц с ОВЗ во многом зависит от двух значимых факторов:
-
полноты и достоверности информированности о проблемах и правовой грамотности в их отношении педагогов и учащихся различных типов образовательных учреждений;
-
психологической толерантности к инвалидам и воспитания ее в общеобразовательных школах, а также желания и умения оказать детям-инвалидам помощь в их самореализации.
Толерантность находит свое выражение в двух основных сферах, тесно связанных между собой. В лич-ностно-психологической — как толерантное сознание и мышление, поведение и взаимодействие, и в социокультурной — как осуществляемые через закон и традицию общественные ценности и нормы поведения. Толерантное отношение и взаимодействие на основе сознания равноправных личностей выступает базой для социальной интеграции различных категорий людей, в том числе и людей с ОВЗ. Личностные барьеры в отношении толерантности во многом возникают под влиянием стереотипов восприятия и неадекватных установок в процессе общения. Наличие проблем интеграции инвалидов в общество обусловлено, с одной стороны, имеющимися у них, как правило, вторичными нарушениями в психическом развитии, с другой — недостаточным совершенством самой системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказывается недоступной для лиц с ОВЗ.
Успешность интеграции зависит от степени прилагаемых усилий общества и самих инвалидов, направленных на формирование у членов общества гуманного отношения, сочетающегося с реальным знанием о возможностях инвалидов, с конкретной практической помощью во всех сферах их жизнедеятельности. Толерантное взаимодействие проявляется в следующих способностях:
-
принимать индивидуальность окружающих людей, их права на самовыражение и вариативность способов жизни;
-
обладать безоценочным восприятием личности другого, способность к децентрации, пониманию другой позиции, точки зрения, убеждений;
-
проявлять гибкость и адаптивность в общении, умение прощать промахи и ошибки партнера по общению;
-
понимать многообразие позитивных и негативных состояний и переживаний людей;
-
оказывать помощь и поддержку другому человеку в сложных жизненных ситуациях.
Толерантное взаимодействие на основе понимания и принятия вариативности способов жизни, уважения физических, психологических, социальных и других особенностей, стремления к диалогическому согласию обеспечивает реализацию равных прав и возможностей инвалидов, их подлинную интеграцию в обществе. Необходимыми условиями для формирования и развития толерантности являются образцы поведения, использование тренингов, ролевых и деловых игр.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3472
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 143
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0