Развитие толерантности как социально-педагогическая проблема

135

Общая информация

Ключевые слова: среднее профессиональное образование

Рубрика издания: Инклюзивная практика в профессиональном образовании

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Коновалова О.Ю. Развитие толерантности как социально-педагогическая проблема // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

Развитие толерантности к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) стало актуальной по­требностью современного общества.

Педагогическая сущность понятия «толерант­ность» включает толерантность как сложное качество, новообразование личности, выражающее систему ее терпимых отношений к окружающему миру (другому этносу, нации, религии, позиции, мнению и поведению другого человека).

Несмотря на позитивные сдвиги, произошедшее в последние годы в отношении лиц с ОВЗ, вызывает тревогу отсутствие в России комплексных государст­венных социальных программ обеспечения жизнедея­тельности этих людей, которые бы позволяли каждому из них самореализоваться и не чувствовать себя лиш­ними в обществе.

Полный текст

Развитие толерантности к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) стало актуальной по­требностью современного общества.

Педагогическая сущность понятия «толерант­ность» включает толерантность как сложное качество, новообразование личности, выражающее систему ее терпимых отношений к окружающему миру (другому этносу, нации, религии, позиции, мнению и поведению другого человека).

Несмотря на позитивные сдвиги, произошедшее в последние годы в отношении лиц с ОВЗ, вызывает тревогу отсутствие в России комплексных государст­венных социальных программ обеспечения жизнедея­тельности этих людей, которые бы позволяли каждому из них самореализоваться и не чувствовать себя лиш­ними в обществе.

Социализация лиц с ОВЗ наиболее эффективна в условиях интеграции. Чрезвычайно актуальной явля­ется проблема их интеграции в общество здоровых людей, создание для них безбарьерной среды, которая позволила бы им стать активными членами этого об­щества. К сожалению, в общественном сознании пре­обладает понятие об инвалиде как «человеке, не спо­собном частично или полностью участвовать в произ­водстве материальных благ», и, в меньшей степени, как «человеке, нуждающемся в особом внимании и по­мощи». Без помощи средств массовой информации в формировании общественного мнения относительно инвалидов как людей, имеющих равные права с други­ми людьми, без новой образовательной политики Рос­сийского государства, при которой образование дейст­вительно включало бы всех, будет очень сложно ре­шить эти проблемы.

Эффективность социальной интеграции лиц с ОВЗ во многом зависит от двух значимых факто­ров:

  • полноты и достоверности информированности о проблемах и правовой грамотности в их отношении педагогов и учащихся различных типов образователь­ных учреждений;
  • психологической толерантности к инвалидам и воспитания ее в общеобразовательных школах, а так­же желания и умения оказать детям-инвалидам по­мощь в их самореализации.

Толерантность находит свое выражение в двух ос­новных сферах, тесно связанных между собой. В лич-ностно-психологической — как толерантное сознание и мышление, поведение и взаимодействие, и в социо­культурной — как осуществляемые через закон и тра­дицию общественные ценности и нормы поведения. Толерантное отношение и взаимодействие на основе сознания равноправных личностей выступает базой для социальной интеграции различных категорий людей, в том числе и людей с ОВЗ. Личностные барь­еры в отношении толерантности во многом возника­ют под влиянием стереотипов восприятия и неадек­ватных установок в процессе общения. Наличие про­блем интеграции инвалидов в общество обусловлено, с одной стороны, имеющимися у них, как правило, вторичными нарушениями в психическом развитии, с другой — недостаточным совершенством самой си­стемы социальных отношений, которая в силу опре­деленной жесткости требований к своим потенциаль­ным субъектам оказывается недоступной для лиц с ОВЗ.

Успешность интеграции зависит от степени прила­гаемых усилий общества и самих инвалидов, направ­ленных на формирование у членов общества гуманно­го отношения, сочетающегося с реальным знанием о возможностях инвалидов, с конкретной практической помощью во всех сферах их жизнедеятельности. Толе­рантное взаимодействие проявляется в следующих способностях:

  • принимать индивидуальность окружающих лю­дей, их права на самовыражение и вариативность спо­собов жизни;
  • обладать безоценочным восприятием личности другого, способность к децентрации, пониманию дру­гой позиции, точки зрения, убеждений;
  • проявлять гибкость и адаптивность в общении, умение прощать промахи и ошибки партнера по обще­нию;
  • понимать многообразие позитивных и негатив­ных состояний и переживаний людей;
  • оказывать помощь и поддержку другому челове­ку в сложных жизненных ситуациях.

Толерантное взаимодействие на основе понима­ния и принятия вариативности способов жизни, ува­жения физических, психологических, социальных и других особенностей, стремления к диалогическому согласию обеспечивает реализацию равных прав и возможностей инвалидов, их подлинную интегра­цию в обществе. Необходимыми условиями для фор­мирования и развития толерантности являются об­разцы поведения, использование тренингов, ролевых и деловых игр.

Информация об авторах

Коновалова О.Ю., СПК МГППУ, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 3440
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 135
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1