Модель психолого-педагогического сопровождения студентов из числа лиц с особенностями психофизического развития в образовательном пространстве вуза: теоретическое обоснование
Общая информация
Ключевые слова: профессиональный стандарт
Рубрика издания: Инклюзивная практика в профессиональном образовании
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Хитрюк В.В., Пономарёва Е.И. Модель психолого-педагогического сопровождения студентов из числа лиц с особенностями психофизического развития в образовательном пространстве вуза: теоретическое обоснование // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Фрагмент статьи
Одним из направлений развития высшего образования является его содержательная и формальная диверсификация, предполагающая возможность более широкого вовлечения лиц с особенностями психофизического развития (ОПФР) в образовательный процесс. Обеспечение качества подготовки специалистов из числа лиц с особенностями психофизического развития и дальнейшая их конкурентоспособность на рынке труда невозможны без научного обоснования и создания системы их психолого-педагогического сопровождения (определение содержания, форм организации и условий реализации) в образовательном пространстве вуза.
Решению проблемы комплексного сопровождения лиц с особенностями психофизического развития на разных уровнях образования уделяется внимание исследователей, государственных деятелей, специалистов-практиков. Анализ литературы свидетельствует, что на сегодняшний день определена и научно обоснована целостная концепция сопровождения ребенка с ОПФР в образовательном процессе, апробированы и успешно применяются методики и технологии сопровождения, определены педагогические условиях их эффективного использования (Т. В. Егорова, Л. П. Жуйкова, Ю. В. Замятина, Е. Д. Кесарев, О. И. Могила, А. П. Тряпицина, А. В. Ульянова, Л. М. Шипицына и др.).
Полный текст
Одним из направлений развития высшего образования является его содержательная и формальная диверсификация, предполагающая возможность более широкого вовлечения лиц с особенностями психофизического развития (ОПФР) в образовательный процесс. Обеспечение качества подготовки специалистов из числа лиц с особенностями психофизического развития и дальнейшая их конкурентоспособность на рынке труда невозможны без научного обоснования и создания системы их психолого-педагогического сопровождения (определение содержания, форм организации и условий реализации) в образовательном пространстве вуза.
Решению проблемы комплексного сопровождения лиц с особенностями психофизического развития на разных уровнях образования уделяется внимание исследователей, государственных деятелей, специалистов-практиков. Анализ литературы свидетельствует, что на сегодняшний день определена и научно обоснована целостная концепция сопровождения ребенка с ОПФР в образовательном процессе, апробированы и успешно применяются методики и технологии сопровождения, определены педагогические условиях их эффективного использования (Т. В. Егорова, Л. П. Жуйкова, Ю. В. Замятина, Е. Д. Кесарев, О. И. Могила, А. П. Тряпицина, А. В. Ульянова, Л. М. Шипицына и др.). В большинстве своем возрастным периодом экспериментального изучения остается детский и школьный возраст [2], тогда как студенческий возраст и собственно пребывание в высшем учебном заведении оказываются для вчерашнего ребенка-инвалида, перешедшего во взрослую жизнь, достаточно сложным личностным испытанием. Именно в период получения высшего образования студент с ограниченными возможностями физического (соматического) здоровья оказывается наиболее уязвимым и нуждается в организации тщательно продуманного, тонкого сопровождения, не травмирующего юношескую психику и поддерживающего стремление быть самостоятельным [4].
Актуальность разработки и внедрения модели психолого-педагогического сопровождения студентов из числа лиц с особенностями психофизического развития определяется противоречиями между общественной потребностью в создании условий социальной адаптации лиц с ОПФР и несовершенством системы их сопровождения в условиях образовательного пространства вуза, недостаточной разработанностью методических материалов для всех участников психолого-педагогического сопровождения; имеющимся потенциалом средств психолого-педагогического сопровождения лиц с ОПФР в условиях классического университета и недостаточной научно-теоретической и практической его разработанностью.
Сопровождение как процесс и социально-психологический феномен рассматривается исследователями в качестве деятельности (целостная, системно-организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка); метода («обеспечивает создание условий для принятия личностью оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора»), технологии (последовательное выполнение четко определенных действий).
В своем исследовании мы опираемся на определение понятия «сопровождение», предложенное Л.М. Шипи-цыной, в соответствии с которым в основе этого понятия лежит системно-ориентированный подход, позволяющий сделать приоритетным внутренний потенциал развития личности [1; 3]. Сопровождение предполагает реализацию субъект-субъектных (сопровождаемый и сопровождающий) отношений, направленных на решение проблем развития и социальной адаптации сопровождаемого. Основной функциональной нагрузкой сопровождения являются взаимопереплетающиеся и взаимодополняющие процессы диагностирования, консультирования, оказания помощи и поддержки.
В формате нашего исследования под психолого-педагогическим сопровождением студентов из числа лиц с особенностями психофизического развития мы понимаем адресную, комплексную, согласованную систему деятельности ряда специалистов и структурных подразделений вуза, направленную на создание адекватных психологическому и физическому состоянию этой категории обучающихся условий для успешного профессионального образования.
Структура любого изучаемого феномена или явления предполагает внутренний способ организации и взаимосвязи составляющих его элементов. Определенное сочетание элементов позволяет выполнять ту или иную функциональную нагрузку. С позиций теории педагогического менеджмента, системообразующими факторами, отражающими взаимосвязь структурно-функциональных компонентов, выступают: целевой (проектировочный), коммуникативный, содержательно-организационный (условия, принципы, методы, технологии), аналитико-результирующий или диагностический [5].
Эти факторы, но нашему мнению, могут стать основой для создания модели психолого-педагогического сопровождения студентов из числа лиц с особенностями психофизического развития в образовательном пространстве вуза, которая должна проектироваться на основе определенной методологии и политики в области образования и может включать следующие компоненты:
-
цель психолого-педагогического сопровождения — обеспечение условий развития личности студентов из числа лиц с особенностями психофизического развития, качества их профессиональной подготовки и дальнейшей конкурентоспособности на рынке труда;
-
задачи психолого-педагогического сопровождения — оказание психологической и педагогической помощи в успешной адаптации к условиям образовательной интеграции в учреждении высшего образования; создание атмосферы толерантности в процессе межличностных отношений в студенческом коллективе;
-
принципы психолого-педагогического сопровождения — приоритет интересов сопровождаемого; принцип комплексного подхода; принцип позитивно-ресурсной диагностики (выявление факторов, позволяющих решать задачи психолого-педагогического сопровождения); принцип непрерывности (организация сопровождения на всех этапах); принцип системности и систематичности (психолого-педагогическое сопровождение как система, состоящая из конкретных элементов);
-
уровни психолого-педагогического сопровождения — индивидуально-психологический (развитие основных психических процессов и психологических систем); личностный (специфические особенности самого субъекта как целостной системы); коммуникативный (особенности сопровождения в межличностном взаимодействии);
-
этапы психолого-педагогического сопровождения — диагностический (определение содержания деятельности в рамках психолого-педагогического сопровождения, особенностей образовательного маршрута каждого сопровождаемого и др.); проектировочный (моделирование, планирование деятельности и прогнозирование результатов); этап реализации (собственно сопровождение); этап рефлексии и коррекции (проверка результативности, оценивание правильности, установление соответствия полученных результатов поставленным целям, коррекция, регуляция);
-
условия психолого-педагогического сопровождения (факторы, обстоятельства, средства, оказывающие влияние на ход образовательного процесса):
• организационно-содержательные:
• нормативно-правовое обеспечение организации педагогического сопровождения лиц с особенностями психофизического развития в вузе, позволяющее реализовать концептуальный переход от парадигмы инвалидности и сегрегации к парадигме интеграции и самодостаточности;
• организация образовательной среды в соответствии с потребностями студентов с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности;
• техническое и архитектурное обустройство учебных мест в учебном заведении;
• широкое использование в учебном процессе информационных компьютерных технологий, адаптированных к возможностям этой категории студентов;
• создание банка данных студентов из числа лиц с особенностями психофизического развития; проведение диагностики, отражающей индивидуальные личностные особенности каждого; организация деятельности воспитательного отдела, студенческого и спортивного клубов, целевым компонентом работы которых является формирование активной социально-ориентированной личности, способной к самореализации.
-
психолого-педагогические:
• атмосфера толерантности во всем учреждении образования в целом и в учебных группах, в частности; подготовленность профессорско-преподавательского состава в части знания особенностей личности студентов с ОПФР (методическая гибкость, дифференциация и индивидуализация обучения);
• учет характера и степени нарушения (педагогическое сопровождение дифференцируется в зависимости от того, к какой нозологической группе относится лицо с ОПФР), а также уровня сформированности социально-перцептивной, коммуникативной и жизненной компетенции сопровождаемого (владение устной и письменной речью как средством коммуникации; мотивация, целеполагание);
• вариативность и гибкость образовательного маршрута, учитывающего индивидуальные и личностные особенности каждого обучающегося;
• включение в учебный процесс специальных образовательных мероприятий, ориентированных на сохранение здоровья обучающихся;
• широкое использование современных информационных технологий (в том числе дистанционных) и средств обучения, снимающих проблему отдаленности от вузовских центров, а также проведение мониторинга, позволяющего оценить уровень реализации программ педагогического сопровождения, определить необходимость их коррекции, изменения формы и содержания;
-
методики и технологии сопровождения — социально-психологические тренинги («Определение и постановка целей», «Пути самопознания», «В поисках себя», «В гармонии с собой»);
-
показатели и критерии эффективности психолого-педагогического сопровождения — соответствие результатов поставленным целям, полнота, латентность результатов; успешность учебной деятельности студентов из числа лиц с особенностями психофизического развития; удовлетворенность участников своей деятельностью, положением и др.;
-
участники сопровождения — сопровождаемые (студенты из числа лиц с особенностями психофизического развития); сопровождающие (кураторы, сотрудники социально-психологической службы вуза (психолог, социальный педагог), медицинский персонал и др).
Учитывая, что психолого-педагогическое сопровождение является цикличным процессом с обратной связью, его регуляция и корректировка может осуществляться с учетом результатов мониторинговых измерений.
Литература
- Богинская Ю. В. Служба сопровождения и поддержки студентов с ограниченными возможностями: Уч.-метод. пособие. — Ялта: РИО КГУ, 2009. 60 с.
- Егорова Т. В. Педагогическая поддержка социальной интеграции детей с ограниченными возможностями: Дисс. ... канд. пед. наук. — Саратов, 2000. 172 с.
- Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: пособие для учите-ля-дефектолога / Под ред. Л. М. Шипицыной. — М.: ВЛАДОС, 2003. 528 с.
- Птушкин Г. С., Дегтярева Т. Н. Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограничениями по слуху в системе профессионального образования // Актуальш проблеми навчання та виховання людей з особливими потребами: зб. наукових праць. — К.: Ушверситет «Украина», 2004. 448 с.
- Симонов В. П. Педагогический менеджмент: ноу-хау в образовании. — М.: Изд-во «Высшее образование», 2009. 357 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 4826
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 87
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0