Модель психолого-педагогического сопровождения студентов из числа лиц с особенностями психофизического развития в образовательном пространстве вуза: теоретическое обоснование

130

Общая информация

Ключевые слова: профессиональный стандарт

Рубрика издания: Инклюзивная практика в профессиональном образовании

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Хитрюк В.В., Пономарёва Е.И. Модель психолого-педагогического сопровождения студентов из числа лиц с особенностями психофизического развития в образовательном пространстве вуза: теоретическое обоснование // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

Одним из направлений развития высшего образова­ния является его содержательная и формальная дивер­сификация, предполагающая возможность более широ­кого вовлечения лиц с особенностями психофизическо­го развития (ОПФР) в образовательный процесс. Обес­печение качества подготовки специалистов из числа лиц с особенностями психофизического развития и дальней­шая их конкурентоспособность на рынке труда невоз­можны без научного обоснования и создания системы их психолого-педагогического сопровождения (опреде­ление содержания, форм организации и условий реали­зации) в образовательном пространстве вуза.

Решению проблемы комплексного сопровождения лиц с особенностями психофизического развития на разных уровнях образования уделяется внимание ис­следователей, государственных деятелей, специалис­тов-практиков. Анализ литературы свидетельствует, что на сегодняшний день определена и научно обосно­вана целостная концепция сопровождения ребенка с ОПФР в образовательном процессе, апробированы и успешно применяются методики и технологии сопро­вождения, определены педагогические условиях их эф­фективного использования (Т. В. Егорова, Л. П. Жуйкова, Ю. В. Замятина, Е. Д. Кесарев, О. И. Могила, А. П. Тряпицина, А. В. Ульянова, Л. М. Шипицына и др.).

Полный текст

Одним из направлений развития высшего образова­ния является его содержательная и формальная дивер­сификация, предполагающая возможность более широ­кого вовлечения лиц с особенностями психофизическо­го развития (ОПФР) в образовательный процесс. Обес­печение качества подготовки специалистов из числа лиц с особенностями психофизического развития и дальней­шая их конкурентоспособность на рынке труда невоз­можны без научного обоснования и создания системы их психолого-педагогического сопровождения (опреде­ление содержания, форм организации и условий реали­зации) в образовательном пространстве вуза.

Решению проблемы комплексного сопровождения лиц с особенностями психофизического развития на разных уровнях образования уделяется внимание ис­следователей, государственных деятелей, специалис­тов-практиков. Анализ литературы свидетельствует, что на сегодняшний день определена и научно обосно­вана целостная концепция сопровождения ребенка с ОПФР в образовательном процессе, апробированы и успешно применяются методики и технологии сопро­вождения, определены педагогические условиях их эф­фективного использования (Т. В. Егорова, Л. П. Жуйкова, Ю. В. Замятина, Е. Д. Кесарев, О. И. Могила, А. П. Тряпицина, А. В. Ульянова, Л. М. Шипицына и др.). В большинстве своем возрастным периодом экс­периментального изучения остается детский и школь­ный возраст [2], тогда как студенческий возраст и соб­ственно пребывание в высшем учебном заведении ока­зываются для вчерашнего ребенка-инвалида, перешед­шего во взрослую жизнь, достаточно сложным личност­ным испытанием. Именно в период получения высшего образования студент с ограниченными возможностями физического (соматического) здоровья оказывается на­иболее уязвимым и нуждается в организации тщатель­но продуманного, тонкого сопровождения, не травми­рующего юношескую психику и поддерживающего стремление быть самостоятельным [4].

Актуальность разработки и внедрения модели пси­холого-педагогического сопровождения студентов из числа лиц с особенностями психофизического разви­тия определяется противоречиями между обществен­ной потребностью в создании условий социальной адаптации лиц с ОПФР и несовершенством системы их сопровождения в условиях образовательного про­странства вуза, недостаточной разработанностью ме­тодических материалов для всех участников психоло­го-педагогического сопровождения; имеющимся по­тенциалом средств психолого-педагогического сопро­вождения лиц с ОПФР в условиях классического уни­верситета и недостаточной научно-теоретической и практической его разработанностью.

Сопровождение как процесс и социально-психоло­гический феномен рассматривается исследователями в качестве деятельности (целостная, системно-организо­ванная деятельность, в процессе которой создаются со­циально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка); метода («обеспечивает создание условий для принятия личностью оптимальных решений в различных ситуа­циях жизненного выбора»), технологии (последова­тельное выполнение четко определенных действий).

В своем исследовании мы опираемся на определение понятия «сопровождение», предложенное Л.М. Шипи-цыной, в соответствии с которым в основе этого понятия лежит системно-ориентированный подход, позволяю­щий сделать приоритетным внутренний потенциал раз­вития личности [1; 3]. Сопровождение предполагает реа­лизацию субъект-субъектных (сопровождаемый и со­провождающий) отношений, направленных на решение проблем развития и социальной адаптации сопровожда­емого. Основной функциональной нагрузкой сопровож­дения являются взаимопереплетающиеся и взаимодо­полняющие процессы диагностирования, консультиро­вания, оказания помощи и поддержки.

В формате нашего исследования под психолого-пе­дагогическим сопровождением студентов из числа лиц с особенностями психофизического развития мы по­нимаем адресную, комплексную, согласованную сис­тему деятельности ряда специалистов и структурных подразделений вуза, направленную на создание адек­ватных психологическому и физическому состоянию этой категории обучающихся условий для успешного профессионального образования.

Структура любого изучаемого феномена или явле­ния предполагает внутренний способ организации и взаимосвязи составляющих его элементов. Опреде­ленное сочетание элементов позволяет выполнять ту или иную функциональную нагрузку. С позиций тео­рии педагогического менеджмента, системообразую­щими факторами, отражающими взаимосвязь струк­турно-функциональных компонентов, выступают: це­левой (проектировочный), коммуникативный, содер­жательно-организационный (условия, принципы, ме­тоды, технологии), аналитико-результирующий или диагностический [5].

Эти факторы, но нашему мнению, могут стать осно­вой для создания модели психолого-педагогического со­провождения студентов из числа лиц с особенностями психофизического развития в образовательном прост­ранстве вуза, которая должна проектироваться на основе определенной методологии и политики в области обра­зования и может включать следующие компоненты:

  • цель психолого-педагогического сопровождения — обеспечение условий развития личности студентов из числа лиц с особенностями психофизического разви­тия, качества их профессиональной подготовки и даль­нейшей конкурентоспособности на рынке труда;
  • задачи психолого-педагогического сопровождения — оказание психологической и педагогической помощи в успешной адаптации к условиям образовательной ин­теграции в учреждении высшего образования; созда­ние атмосферы толерантности в процессе межличност­ных отношений в студенческом коллективе;
  • принципы психолого-педагогического сопровожде­ния — приоритет интересов сопровождаемого; прин­цип комплексного подхода; принцип позитивно-ре­сурсной диагностики (выявление факторов, позволя­ющих решать задачи психолого-педагогического со­провождения); принцип непрерывности (организация сопровождения на всех этапах); принцип системности и систематичности (психолого-педагогическое сопро­вождение как система, состоящая из конкретных эле­ментов);
  • уровни психолого-педагогического сопровождения — индивидуально-психологический (развитие основных психических процессов и психологических систем); личностный (специфические особенности самого субъекта как целостной системы); коммуникативный (особенности сопровождения в межличностном взаи­модействии);
  • этапы психолого-педагогического сопровождения — диагностический (определение содержания деятель­ности в рамках психолого-педагогического сопровож­дения, особенностей образовательного маршрута каж­дого сопровождаемого и др.); проектировочный (моде­лирование, планирование деятельности и прогнозиро­вание результатов); этап реализации (собственно со­провождение); этап рефлексии и коррекции (проверка результативности, оценивание правильности, установ­ление соответствия полученных результатов постав­ленным целям, коррекция, регуляция);
  • условия психолого-педагогического сопровождения (факторы, обстоятельства, средства, оказывающие влияние на ход образовательного процесса):

•  организационно-содержательные:

•  нормативно-правовое обеспечение организации педагогического сопровождения лиц с особенностями психофизического развития в вузе, позволяющее реа­лизовать концептуальный переход от парадигмы инва­лидности и сегрегации к парадигме интеграции и са­модостаточности;

•  организация образовательной среды в соответст­вии с потребностями студентов с ограниченными воз­можностями здоровья и жизнедеятельности;

•  техническое и архитектурное обустройство учеб­ных мест в учебном заведении;

•  широкое использование в учебном процессе ин­формационных компьютерных технологий, адаптиро­ванных к возможностям этой категории студентов;

•  создание банка данных студентов из числа лиц с особенностями психофизического развития; проведе­ние диагностики, отражающей индивидуальные лич­ностные особенности каждого; организация деятель­ности воспитательного отдела, студенческого и спор­тивного клубов, целевым компонентом работы кото­рых является формирование активной социально-ори­ентированной личности, способной к самореализации.

  • психолого-педагогические:

• атмосфера толерантности во всем учреждении об­разования в целом и в учебных группах, в частности; подготовленность профессорско-преподавательского состава в части знания особенностей личности студен­тов с ОПФР (методическая гибкость, дифференциа­ция и индивидуализация обучения);

•  учет характера и степени нарушения (педагогиче­ское сопровождение дифференцируется в зависимос­ти от того, к какой нозологической группе относится лицо с ОПФР), а также уровня сформированности со­циально-перцептивной, коммуникативной и жизнен­ной компетенции сопровождаемого (владение устной и письменной речью как средством коммуникации; мотивация, целеполагание);

•  вариативность и гибкость образовательного мар­шрута, учитывающего индивидуальные и личностные особенности каждого обучающегося;

•  включение в учебный процесс специальных обра­зовательных мероприятий, ориентированных на со­хранение здоровья обучающихся;

•  широкое использование современных информа­ционных технологий (в том числе дистанционных) и средств обучения, снимающих проблему отдаленности от вузовских центров, а также проведение мониторин­га, позволяющего оценить уровень реализации про­грамм педагогического сопровождения, определить необходимость их коррекции, изменения формы и со­держания;

  • методики и технологии сопровождения — социаль­но-психологические тренинги («Определение и поста­новка целей», «Пути самопознания», «В поисках се­бя», «В гармонии с собой»);
  • показатели и критерии эффективности психолого-педагогического сопровождения — соответствие резуль­татов поставленным целям, полнота, латентность ре­зультатов; успешность учебной деятельности студен­тов из числа лиц с особенностями психофизического развития; удовлетворенность участников своей дея­тельностью, положением и др.;
  • участники сопровождения — сопровождаемые (сту­денты из числа лиц с особенностями психофизического развития); сопровождающие (кураторы, сотрудники со­циально-психологической службы вуза (психолог, со­циальный педагог), медицинский персонал и др).

Учитывая, что психолого-педагогическое сопровожде­ние является цикличным процессом с обратной связью, его регуляция и корректировка может осуществляться с учетом результатов мониторинговых измерений.

Литература

  1. Богинская Ю. В. Служба сопровождения и под­держки студентов с ограниченными возможностями: Уч.-метод. пособие. — Ялта: РИО КГУ, 2009. 60 с.
  2. Егорова Т. В. Педагогическая поддержка социаль­ной интеграции детей с ограниченными возможностя­ми: Дисс. ... канд. пед. наук. — Саратов, 2000. 172 с.
  3. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: пособие для учите-ля-дефектолога / Под ред. Л. М. Шипицыной. — М.: ВЛАДОС, 2003. 528 с.
  4. Птушкин Г. С., Дегтярева Т. Н. Психолого-педа­гогическое сопровождение лиц с ограничениями по слуху в системе профессионального образования // Актуальш проблеми навчання та виховання людей з особливими потребами: зб. наукових праць. — К.: Ушверситет «Украина», 2004. 448 с.
  5. Симонов В. П. Педагогический менеджмент: ноу-хау в образовании. — М.: Изд-во «Высшее образова­ние», 2009. 357 с.

Информация об авторах

Вера Валерьевна Хитрюк, доктор педагогических наук, профессор, директор Института инклюзивного образования, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка (УО БГПУ), Профессор института образования ФГБОУ ВО Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Минск, Беларусь, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1722-3713, e-mail: 3577058@gmail.com

Е.И. Пономарёва, Барановичский государственный университет, Барановичи

Метрики

 Просмотров web

За все время: 5012
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 1

 Скачиваний PDF

За все время: 130
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0

 Всего

За все время: 5142
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 1