Модель психолого-педагогического сопровождения студентов из числа лиц с особенностями психофизического развития в образовательном пространстве вуза: теоретическое обоснование

87

Общая информация

Ключевые слова: профессиональный стандарт

Рубрика издания: Инклюзивная практика в профессиональном образовании

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Хитрюк В.В., Пономарёва Е.И. Модель психолого-педагогического сопровождения студентов из числа лиц с особенностями психофизического развития в образовательном пространстве вуза: теоретическое обоснование // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

Одним из направлений развития высшего образова­ния является его содержательная и формальная дивер­сификация, предполагающая возможность более широ­кого вовлечения лиц с особенностями психофизическо­го развития (ОПФР) в образовательный процесс. Обес­печение качества подготовки специалистов из числа лиц с особенностями психофизического развития и дальней­шая их конкурентоспособность на рынке труда невоз­можны без научного обоснования и создания системы их психолого-педагогического сопровождения (опреде­ление содержания, форм организации и условий реали­зации) в образовательном пространстве вуза.

Решению проблемы комплексного сопровождения лиц с особенностями психофизического развития на разных уровнях образования уделяется внимание ис­следователей, государственных деятелей, специалис­тов-практиков. Анализ литературы свидетельствует, что на сегодняшний день определена и научно обосно­вана целостная концепция сопровождения ребенка с ОПФР в образовательном процессе, апробированы и успешно применяются методики и технологии сопро­вождения, определены педагогические условиях их эф­фективного использования (Т. В. Егорова, Л. П. Жуйкова, Ю. В. Замятина, Е. Д. Кесарев, О. И. Могила, А. П. Тряпицина, А. В. Ульянова, Л. М. Шипицына и др.).

Полный текст

Одним из направлений развития высшего образова­ния является его содержательная и формальная дивер­сификация, предполагающая возможность более широ­кого вовлечения лиц с особенностями психофизическо­го развития (ОПФР) в образовательный процесс. Обес­печение качества подготовки специалистов из числа лиц с особенностями психофизического развития и дальней­шая их конкурентоспособность на рынке труда невоз­можны без научного обоснования и создания системы их психолого-педагогического сопровождения (опреде­ление содержания, форм организации и условий реали­зации) в образовательном пространстве вуза.

Решению проблемы комплексного сопровождения лиц с особенностями психофизического развития на разных уровнях образования уделяется внимание ис­следователей, государственных деятелей, специалис­тов-практиков. Анализ литературы свидетельствует, что на сегодняшний день определена и научно обосно­вана целостная концепция сопровождения ребенка с ОПФР в образовательном процессе, апробированы и успешно применяются методики и технологии сопро­вождения, определены педагогические условиях их эф­фективного использования (Т. В. Егорова, Л. П. Жуйкова, Ю. В. Замятина, Е. Д. Кесарев, О. И. Могила, А. П. Тряпицина, А. В. Ульянова, Л. М. Шипицына и др.). В большинстве своем возрастным периодом экс­периментального изучения остается детский и школь­ный возраст [2], тогда как студенческий возраст и соб­ственно пребывание в высшем учебном заведении ока­зываются для вчерашнего ребенка-инвалида, перешед­шего во взрослую жизнь, достаточно сложным личност­ным испытанием. Именно в период получения высшего образования студент с ограниченными возможностями физического (соматического) здоровья оказывается на­иболее уязвимым и нуждается в организации тщатель­но продуманного, тонкого сопровождения, не травми­рующего юношескую психику и поддерживающего стремление быть самостоятельным [4].

Актуальность разработки и внедрения модели пси­холого-педагогического сопровождения студентов из числа лиц с особенностями психофизического разви­тия определяется противоречиями между обществен­ной потребностью в создании условий социальной адаптации лиц с ОПФР и несовершенством системы их сопровождения в условиях образовательного про­странства вуза, недостаточной разработанностью ме­тодических материалов для всех участников психоло­го-педагогического сопровождения; имеющимся по­тенциалом средств психолого-педагогического сопро­вождения лиц с ОПФР в условиях классического уни­верситета и недостаточной научно-теоретической и практической его разработанностью.

Сопровождение как процесс и социально-психоло­гический феномен рассматривается исследователями в качестве деятельности (целостная, системно-организо­ванная деятельность, в процессе которой создаются со­циально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка); метода («обеспечивает создание условий для принятия личностью оптимальных решений в различных ситуа­циях жизненного выбора»), технологии (последова­тельное выполнение четко определенных действий).

В своем исследовании мы опираемся на определение понятия «сопровождение», предложенное Л.М. Шипи-цыной, в соответствии с которым в основе этого понятия лежит системно-ориентированный подход, позволяю­щий сделать приоритетным внутренний потенциал раз­вития личности [1; 3]. Сопровождение предполагает реа­лизацию субъект-субъектных (сопровождаемый и со­провождающий) отношений, направленных на решение проблем развития и социальной адаптации сопровожда­емого. Основной функциональной нагрузкой сопровож­дения являются взаимопереплетающиеся и взаимодо­полняющие процессы диагностирования, консультиро­вания, оказания помощи и поддержки.

В формате нашего исследования под психолого-пе­дагогическим сопровождением студентов из числа лиц с особенностями психофизического развития мы по­нимаем адресную, комплексную, согласованную сис­тему деятельности ряда специалистов и структурных подразделений вуза, направленную на создание адек­ватных психологическому и физическому состоянию этой категории обучающихся условий для успешного профессионального образования.

Структура любого изучаемого феномена или явле­ния предполагает внутренний способ организации и взаимосвязи составляющих его элементов. Опреде­ленное сочетание элементов позволяет выполнять ту или иную функциональную нагрузку. С позиций тео­рии педагогического менеджмента, системообразую­щими факторами, отражающими взаимосвязь струк­турно-функциональных компонентов, выступают: це­левой (проектировочный), коммуникативный, содер­жательно-организационный (условия, принципы, ме­тоды, технологии), аналитико-результирующий или диагностический [5].

Эти факторы, но нашему мнению, могут стать осно­вой для создания модели психолого-педагогического со­провождения студентов из числа лиц с особенностями психофизического развития в образовательном прост­ранстве вуза, которая должна проектироваться на основе определенной методологии и политики в области обра­зования и может включать следующие компоненты:

  • цель психолого-педагогического сопровождения — обеспечение условий развития личности студентов из числа лиц с особенностями психофизического разви­тия, качества их профессиональной подготовки и даль­нейшей конкурентоспособности на рынке труда;
  • задачи психолого-педагогического сопровождения — оказание психологической и педагогической помощи в успешной адаптации к условиям образовательной ин­теграции в учреждении высшего образования; созда­ние атмосферы толерантности в процессе межличност­ных отношений в студенческом коллективе;
  • принципы психолого-педагогического сопровожде­ния — приоритет интересов сопровождаемого; прин­цип комплексного подхода; принцип позитивно-ре­сурсной диагностики (выявление факторов, позволя­ющих решать задачи психолого-педагогического со­провождения); принцип непрерывности (организация сопровождения на всех этапах); принцип системности и систематичности (психолого-педагогическое сопро­вождение как система, состоящая из конкретных эле­ментов);
  • уровни психолого-педагогического сопровождения — индивидуально-психологический (развитие основных психических процессов и психологических систем); личностный (специфические особенности самого субъекта как целостной системы); коммуникативный (особенности сопровождения в межличностном взаи­модействии);
  • этапы психолого-педагогического сопровождения — диагностический (определение содержания деятель­ности в рамках психолого-педагогического сопровож­дения, особенностей образовательного маршрута каж­дого сопровождаемого и др.); проектировочный (моде­лирование, планирование деятельности и прогнозиро­вание результатов); этап реализации (собственно со­провождение); этап рефлексии и коррекции (проверка результативности, оценивание правильности, установ­ление соответствия полученных результатов постав­ленным целям, коррекция, регуляция);
  • условия психолого-педагогического сопровождения (факторы, обстоятельства, средства, оказывающие влияние на ход образовательного процесса):

•  организационно-содержательные:

•  нормативно-правовое обеспечение организации педагогического сопровождения лиц с особенностями психофизического развития в вузе, позволяющее реа­лизовать концептуальный переход от парадигмы инва­лидности и сегрегации к парадигме интеграции и са­модостаточности;

•  организация образовательной среды в соответст­вии с потребностями студентов с ограниченными воз­можностями здоровья и жизнедеятельности;

•  техническое и архитектурное обустройство учеб­ных мест в учебном заведении;

•  широкое использование в учебном процессе ин­формационных компьютерных технологий, адаптиро­ванных к возможностям этой категории студентов;

•  создание банка данных студентов из числа лиц с особенностями психофизического развития; проведе­ние диагностики, отражающей индивидуальные лич­ностные особенности каждого; организация деятель­ности воспитательного отдела, студенческого и спор­тивного клубов, целевым компонентом работы кото­рых является формирование активной социально-ори­ентированной личности, способной к самореализации.

  • психолого-педагогические:

• атмосфера толерантности во всем учреждении об­разования в целом и в учебных группах, в частности; подготовленность профессорско-преподавательского состава в части знания особенностей личности студен­тов с ОПФР (методическая гибкость, дифференциа­ция и индивидуализация обучения);

•  учет характера и степени нарушения (педагогиче­ское сопровождение дифференцируется в зависимос­ти от того, к какой нозологической группе относится лицо с ОПФР), а также уровня сформированности со­циально-перцептивной, коммуникативной и жизнен­ной компетенции сопровождаемого (владение устной и письменной речью как средством коммуникации; мотивация, целеполагание);

•  вариативность и гибкость образовательного мар­шрута, учитывающего индивидуальные и личностные особенности каждого обучающегося;

•  включение в учебный процесс специальных обра­зовательных мероприятий, ориентированных на со­хранение здоровья обучающихся;

•  широкое использование современных информа­ционных технологий (в том числе дистанционных) и средств обучения, снимающих проблему отдаленности от вузовских центров, а также проведение мониторин­га, позволяющего оценить уровень реализации про­грамм педагогического сопровождения, определить необходимость их коррекции, изменения формы и со­держания;

  • методики и технологии сопровождения — социаль­но-психологические тренинги («Определение и поста­новка целей», «Пути самопознания», «В поисках се­бя», «В гармонии с собой»);
  • показатели и критерии эффективности психолого-педагогического сопровождения — соответствие резуль­татов поставленным целям, полнота, латентность ре­зультатов; успешность учебной деятельности студен­тов из числа лиц с особенностями психофизического развития; удовлетворенность участников своей дея­тельностью, положением и др.;
  • участники сопровождения — сопровождаемые (сту­денты из числа лиц с особенностями психофизического развития); сопровождающие (кураторы, сотрудники со­циально-психологической службы вуза (психолог, со­циальный педагог), медицинский персонал и др).

Учитывая, что психолого-педагогическое сопровожде­ние является цикличным процессом с обратной связью, его регуляция и корректировка может осуществляться с учетом результатов мониторинговых измерений.

Литература

  1. Богинская Ю. В. Служба сопровождения и под­держки студентов с ограниченными возможностями: Уч.-метод. пособие. — Ялта: РИО КГУ, 2009. 60 с.
  2. Егорова Т. В. Педагогическая поддержка социаль­ной интеграции детей с ограниченными возможностя­ми: Дисс. ... канд. пед. наук. — Саратов, 2000. 172 с.
  3. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: пособие для учите-ля-дефектолога / Под ред. Л. М. Шипицыной. — М.: ВЛАДОС, 2003. 528 с.
  4. Птушкин Г. С., Дегтярева Т. Н. Психолого-педа­гогическое сопровождение лиц с ограничениями по слуху в системе профессионального образования // Актуальш проблеми навчання та виховання людей з особливими потребами: зб. наукових праць. — К.: Ушверситет «Украина», 2004. 448 с.
  5. Симонов В. П. Педагогический менеджмент: ноу-хау в образовании. — М.: Изд-во «Высшее образова­ние», 2009. 357 с.

Информация об авторах

Хитрюк Вера Валерьевна, доктор педагогических наук, профессор, директор Института инклюзивного образования, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка (УО БГПУ), Минск, Беларусь, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1722-3713, e-mail: 3577058@gmail.com

Пономарёва Е.И., Барановичский государственный университет, Барановичи

Метрики

Просмотров

Всего: 4826
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 87
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0