Психолого-педагогическое сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья на факультете информационных технологий МГППУ
Общая информация
Ключевые слова: профессиональный стандарт
Рубрика издания: Инклюзивная практика в профессиональном образовании
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Красило Д.А. Психолого-педагогическое сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья на факультете информационных технологий МГППУ // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Фрагмент статьи
В статье излагается инновационный опыт и основные результаты внедрения системы инклюзивного образования в вузе.
Факультет информационных технологий МГППУ первым в России (2001) открыл студентам-инвалидам доступный путь получения высшего образования, включая их с первого курса в толерантную социальную среду, ориентированную на равноправное обучение, развитие и участие в общественной жизни факультета каждого студента, индивидуальную реализацию возможностей и перспектив профессионального и личностного роста.
Инклюзивное (включающее) образование качественно отличается от специализированного и интегра-тивного образования.
Полный текст
В статье излагается инновационный опыт и основные результаты внедрения системы инклюзивного образования в вузе.
Факультет информационных технологий МГППУ первым в России (2001) открыл студентам-инвалидам доступный путь получения высшего образования, включая их с первого курса в толерантную социальную среду, ориентированную на равноправное обучение, развитие и участие в общественной жизни факультета каждого студента, индивидуальную реализацию возможностей и перспектив профессионального и личностного роста.
Инклюзивное (включающее) образование качественно отличается от специализированного и интегра-тивного образования.
В специализированных учебных заведениях дети и студенты с ОВЗ оказываются в среде «выхолощенной», минимально приближенной к реальным повседневным условиям жизни в обществе (нозоцентризм в обучении и развитии). По окончании подобных учебных заведений выпускники оказываются в глубокой «социальной яме», в их развитии не происходит главного — включения в реальный, многообразный круг социальных контактов, что делает их «белыми воронами» на арене общественных отношений.
В результате интегративного образования в обычном учебном заведении учащиеся с ОВЗ вынуждены адаптироваться к условиям обучения и образовательным программам, ориентированным на среднестатистическую норму (нормоцентризм в обучении и развитии). Выпускники подобных учебных заведений в реальных условиях взрослой жизни оказываются неконкурентно способными, по сравнению со своими условно-здоровыми ровесниками, в плане получения желаемой работы, реализации творческих и профессиональных целей.
Преподаватель в инклюзивном образовательном учреждении — это профессионал, ориентирующийся на своих учеников, придерживающийся принципа ценности каждого, гибко меняющий программу в соответствие с «зоной ближайшего развития» ученика, активно подключающий к образовательному процессу других специалистов, родителей, волонтеров [1].
Организация психолого-педагогического сопровождения на факультете информационных технологий МГППУ связана с проектированием образовательной среды [3], учитывающей инклюзивное обучение студентов с особыми потребностями в образовании и развитии. Нами были выделены специфические составляющие образовательной среды на факультете:
1) Особенности организации архитектурной среды
Поскольку основным контингентом студентов с ОВЗ являются слабовидящие/незрячие, слабослышащие и студенты с диагнозом ДЦП, то их основные потребности и особенности ориентировки были учтены при проектировании маршрута от метро до факультета, структурной организации среды внутри здания и помещений, техническом оснащении кабинетов спортивного, актового зала, помещений для отдыха и дополнительных занятий.
На факультете был организован специальный бесплатный автобус для студентов с ОВЗ, который существенно облегчает им путь от метро до факультета и обратно.
Система внешних и внутренних ориентиров включает зрительные, слуховые и осязательные ориентиры. Зрительные ориентиры рассчитаны на инвалидов с остаточным зрением, поскольку для них (в отличие от незрячих) зрение остается ведущей сенсорной системой ориентировки: цветовые указатели яркожелтого цвета, обозначающие нижнюю и верхнюю ступени, а также перила, вход в здание, начало перекрестка и т. д.
К слуховым ориентирам относятся, например, звуковые светофоры, установленные на переходах через проезжую часть улиц вблизи учебного заведения. К осязательным ориентирам — направляющие перила, бордюры, пандусы на пешеходных дорожках, при входе и внутри здания. Кроме того, для студентов, испытывающих трудности передвижения, для их удобства в здании функционирует лифт.
Все важные объявления относительно изменений в учебном процессе и внеучебно-досуговой жизни студентов дублируются в надписях по Брайлю.
Таким образом, специально организованная архитектурная среда позволяет студентам с ОВЗ более активно ориентироваться на факультете, включаться в учебный процесс и внеучебную студенческую жизнь.
2) Техническая организация учебного процесса для студентов с ОВЗ
Основные трудности с освоением образовательной программы на факультете испытывают слабовидящие и незрячие студенты. Остаточное зрение слабовидящих пользователей позволяет им визуально получать общее представление о работе компьютерных программ, читать укрупненный текст. Но при зрительной работе они быстро утомляются, что приводит к дальнейшему ухудшению зрения. Зрительное утомление в свою очередь вызывает снижение умственной и физической работоспособности. В связи с этим в процессе обучения для слабовидящих студентов создаются условия, облегчающие зрительное восприятие [2].
Наиболее распространенной как среди слабовидящих, так и среди незрячих студентов является программаJaws for Windows. Она позволяет прослушивать текстовые файлы, работать с приложениями, системами программирования, осуществлять поиск информации в интернете.
3) Проблема адаптации общей образовательной программы для студентов с ОВЗ
К педагогическим проблемам подобного рода относятся особенности организации поэтапного овладения программой, условия эффективной подачи и усвоения учебного материала студентами на лекциях, семинарах, практических занятиях.
Лекции и семинарские занятия на факультете по большинству предметов проводятся совместно. При этом преподаватель должен уметь гибко перестраивать ход лекционного и семинарского занятия, адаптировать с учетом потребностей смешанной аудитории как сам материал, так и способ его подачи.
Студенты с ОВЗ, в отличие от обычных студентов, имеют свои специфические особенности восприятия, переработки материала, выполнения промежуточных и итоговых форм контроля знаний. Например, визуальные презентации являются необходимыми для эффективного обучения слабослышащих студентов. Незрячие ребята и студенты с остаточным зрением довольно хорошо воспринимают информацию на слух. Возможно, в силу компенсации дефекта зрения, а также в силу отсутствия отвлекающей зрительной стимуляции их ориентировка на слух позволяет им усваивать знания порой качественнее и объемнее, чем студентам без дефекта зрения.
С другой стороны, существуют предметы и темы достаточно сложные для понимания и усвоения слабослышащими или незрячими студентами. Так, объясняя тему «зрительное восприятие», преподаватель должен комментировать визуальную презентацию, находить близкие по значению понятия в тактильной сфере, пояснять вслух изображенные схемы, рисунки и т. д.
Конечно, незрячему с рождения человеку сложно представить, что значит красный или зеленый цвет, но это совершенно не означает, что данный материал в принципе не доступен для их интеллектуального познания! Незрячие хорошо овладеют понятием цвета на своем уровне восприятия, памяти и мышления, если разрешить им такую возможность в рамках общеобразовательной программы. Поэтому требования к студентам с различными образовательными потребностями гибко варьируются внутри одной и той же общей для всех учащихся программы. Эти требования касаются не только выработки вариабельных критериев качества усвоенных знаний с содержательной точки зрения, но также индивидуального (оптимального для конкретного студента) темпа усвоения и способов промежуточного и итогового контроля усвоенных знаний. Все это является важнейшими составляющими инклюзивного образования.
Как правило, студентам с нарушением зрения и ДЦП (испытывающим трудностями в письменном конспектировании) разрешается использовать на лекции диктофон, чтобы дома проработать материал еще раз. Некоторые незрячие и слабовидящие студенты довольно успешно пользуются для конспектирования лекций «ноутбуками».
Большей части студентов с ОВЗ трудно делать самостоятельно доклады, публичные выступления, презентации в обычном режиме. Поэтому педагоги часто практикуют групповые варианты подготовки семинарской темы занятия и доклада. Например, студент с ДЦП, испытывающий трудности в вербальном изложении материала, делает самостоятельно компьютерную презентацию, которую комментирует кто-то из согруппников. Слабовидящий/незрячий студент испытывает неловкость перед публичным выступлением у доски, поэтому ему разрешается отвечать с места. Слабослышащие студенты предпочитают письменные варианты промежуточной отчетности и итогового контроля, а инвалидам по зрению и некоторым студентам с ДЦП доступны только устные формы отчетности и экзамена.
Для категории студентов с ОВЗ важнейшим условием компенсации дефекта является наличие программ, учебников, учебных пособий, материалов для самостоятельной работы в электронном виде. Постепенно силами преподавателей на факультете информационных технологий внедряются специальные учебники, учебные пособия, выполненные шрифтом Брайля для незрячих студентов.
Во многом учебному процессу помогают различные формы сотрудничества, взаимной поддержки, толерантного отношения друг к другу между обычными студентами и студентами с ОВЗ.
Все вышеобозначенные условия, необходимые для эффективной самореализации в учебном процессе каждого учащегося, учитываются преподавателями и сказываются на увеличении гибкости образовательной программы на факультете.
4) Психологическая поддержка и психолого-педагогическое сопровождение студентов в трудных учебных и жизненных ситуациях
Проблема организации поддерживающей (или дружественной) среды. Эта задача решается совместными усилиями администрации, психологической службы, преподавателей, учебно-методического персонала факультета. Ежемесячно проходят внутренние консилиумы, на которых обсуждаются конкретные случаи, требующие скорейшего тактичного психолого-педагогического вмешательства.
В целях оптимизации психолого-педагогического сопровождения и улучшения психологического климата на факультете с этого года проводятся среди студентов тренинги на сплочение, отработку навыков поведения в конфликтных ситуациях, проводится психолого-педагогическая работа с целью исключения возможной изоляции учащихся с ОВЗ, организовываются для них группы поддержки среди учащихся их же курса/группы.
Психологическая помощь в трудных жизненных ситуациях. В рамках психологической службы на факультете проводятся консультации, индивидуальная и групповая (совместно с заинтересованными условно-здоровыми сверстниками) работа со студентами с ОВЗ, направленная на развитие личности, выработку стрессоустойчивости, стратегий совладания с жизненными трудностями.
Литература
- Банч Г. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе. — М.: «Прометей», 2005.
- Нуркаева И. М. Особенности обучения программированию незрячих студентов МГППУ // Информационные технологии в образовании. Сб. науч. трудов. М.: МИФИ, 2004. ч. IV. C. 100— 101.
- Ясвин В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2430
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 56
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3