К вопросу подготовки специалистов для реализации инклюзивной практики в системе образования

134

Общая информация

Ключевые слова: подготовка и переподготовка кадров

Рубрика издания: Инклюзивная практика в профессиональном образовании

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Кутепова Е.Н. К вопросу подготовки специалистов для реализации инклюзивной практики в системе образования // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 «Психолого-педаго­гическое образование» впервые в системе высшего профессионального образования РФ определил необ­ходимость подготовки специалистов для обеспечения психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях общего образования. Обусловлено это как разворачи­вающейся в России практикой совместного обучения детей с ОВЗ и нормально развивающихся детей, так и подписанием РФ ряда международных актов, опреде­ляющих эту возможность через развитие инклюзивно­го образования. Для обеспечения индивидуальной об­разовательной программы обучения каждого ребенка педагог должен овладеть принципиально иными сред­ствами организации учебно-воспитательного процес­са. Ориентация на формирование компетенций уча­щихся, их развитие в процессе обучения, учет их воз­растных и индивидуальных особенностей должны стать основополагающими в подготовке специалистов. Это означает, что все будущие и настоящие педагоги, независимо от предмета, который они преподают, должны овладеть рядом общих компетенций, позволя­ющих им организовывать процесс обучения с опорой на тот тип деятельности учащегося, который для него наиболее актуален в настоящий момент и будет актуа­лен в ближайшем будущем. По мнению В. В. Рубцова «. конкретные виды деятельности взрослых и детей, самих детей становятся в этом случае условием разви­тия учащихся, а формирование требуемых компетен­ций выступает как результат возрастных достижений, неразрывно связанный с ведущей для данного возрас­та деятельностью учащегося» (1).

Полный текст

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 «Психолого-педаго­гическое образование» впервые в системе высшего профессионального образования РФ определил необ­ходимость подготовки специалистов для обеспечения психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях общего образования. Обусловлено это как разворачи­вающейся в России практикой совместного обучения детей с ОВЗ и нормально развивающихся детей, так и подписанием РФ ряда международных актов, опреде­ляющих эту возможность через развитие инклюзивно­го образования. Для обеспечения индивидуальной об­разовательной программы обучения каждого ребенка педагог должен овладеть принципиально иными сред­ствами организации учебно-воспитательного процес­са. Ориентация на формирование компетенций уча­щихся, их развитие в процессе обучения, учет их воз­растных и индивидуальных особенностей должны стать основополагающими в подготовке специалистов. Это означает, что все будущие и настоящие педагоги, независимо от предмета, который они преподают, должны овладеть рядом общих компетенций, позволя­ющих им организовывать процесс обучения с опорой на тот тип деятельности учащегося, который для него наиболее актуален в настоящий момент и будет актуа­лен в ближайшем будущем. По мнению В. В. Рубцова «. конкретные виды деятельности взрослых и детей, самих детей становятся в этом случае условием разви­тия учащихся, а формирование требуемых компетен­ций выступает как результат возрастных достижений, неразрывно связанный с ведущей для данного возрас­та деятельностью учащегося» (1).

Повышение уровня психолого-педагогической под­готовки педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в усло­виях общего образования, возможно как через двуху­ровневое обучение в рамках психолого-педагогического направления (бакалавр — магистр), так и через обуче­ние бакалавров или специалистов — учителей началь­ных классов, методистов дошкольного образования, учителей дефектологов, учителей-логопедов, социаль­ных педагогов, учителей-предметников — в магистрату­ре по направлению «Психолого-педагогическое образо­вание» по основной образовательной программе «Орга­низация инклюзивного образования».

Кроме того, необходимо в системе повышения ква­лификации педагогов, уже работающих в инклюзив­ной практике, предусмотреть возможность и необхо­димость прохождения определенного модуля или про­граммы повышения квалификации не только по пред­мету его профессиональной деятельности (математи­ка, русский язык и др.), но и по организации психоло­го-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ус­ловиях общего образования. Достаточно важным яв­ляется и формирование позитивного отношения к ин­клюзивному образованию у педагогов и психологов общеобразовательных учреждений, которое должно осуществляться в рамках курсов повышения квалифи­кации.

Хотелось бы отметить тот факт, что цели формиру­ющегося инклюзивного образования находятся в принципиально иной системе координат, нежели цели существующих в настоящий момент систем общего и специального образования. Инклюзивное образование направлено не на ликвидацию сложившейся системы специального (коррекционного) образования, а на со­единение, взаимопроникновение и взаимоответствен­ность слабо связанных между собой систем общего и специального образования. Опыт многих стран гово­рит о том, что главным при создании системы инклю­зивного образования является наличие людей, гото­вых к изменениям. Что же это за специалисты?

Бакалавр инклюзивного образования, получивший образование по направлению «Психолого-педагогиче­ское образование», готовится к психолого-педагогиче­скому сопровождению детей с ограниченными воз­можностями здоровья в инклюзивном образовании и должен решать профессиональные задачи как общие для всех видов профессиональной деятельности (2), так и специфические:

— проведение дифференциальной диагностики для определения типа отклонений;

— проведение психологического обследования де­тей с сенсорными, речевыми и двигательными нару­шениями разного возраста с использованием рекомен­дованного инструментария, включая первичную обра­ботку результатов и умение формулировать психоло­гическое заключение и т. д.

Наряду с обязательным овладением как общекуль­турными и профессиональными компетенциями в об­ласти психолого-педагогического сопровождения де­тей с ограниченными возможностями здоровья в ин­клюзивном образовании, бакалавр «должен уметь ор­ганизовать совместную и индивидуальную деятель­ность детей с разными типами нарушенного разви­тия., готов применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи; . способен со­брать и подготовить документацию о ребенке для об­суждения его проблем на психолого-медико-педагоги­ческом консилиуме учебного учреждения» (2), так и дополнительными компетенциями — принимать фи­лософию и методологию инклюзивного образования; уметь соотносить образовательные задачи и задачи со­циальной адаптации.

Московский городской психолого-педагогический университет в сентябре 2010 года, первым в России, на­чал подготовку магистров инклюзивного образования по программе «Организация инклюзивного образова­ния». Учитывая отсутствующую на тот момент норма­тивную базу, в том числе место работы и должность бу­дущего выпускника (в настоящий момент Департамент образования г. Москвы определил должность как «ко­ординатор инклюзивного образования») и возможнос­ти трудоустройства как в дошкольное образовательное учреждение, так и в общеобразовательную школу, в ос­нову создания этой программы был положен принцип дифференцированной подготовки студентов для рабо­ты на указанных уровнях общего образования, реализу­емый через курсы по выбору вариативной части про­фессионального цикла дисциплин:

1.  Проектирование вариативных образовательных программ, видов и форм обучения в дошкольном обра­зовании/ Проектирование вариативных образователь­ных программ, видов и форм обучения в школьном об­разовании

2.  Проектирование и разработка коррекционно-развивающих программ работы с детьми дошкольного возраста/ Проектирование и разработка коррекцион-но-развивающих программ работы с детьми школьно­го возраста

3.  Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного процесса в ДОУ/ Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного процесса в школе.

Кроме психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в ин­клюзивном образовании магистр реализует следую­щие виды деятельности — образовательную, научно-исследовательскую, научно-методическую и организа­ционно-управленческую, в соответствии с которыми и формируются его компетенции. По нашему мнению, магистр инклюзивного образования должен овладеть дополнительными компетенциями, не обозначенными в Стандарте:

— способен транслировать философию и методоло­гию инклюзивного образования среди участников об­разовательного процесса;

— способен проектировать инклюзивную образова­тельную среду и ее дидактическое наполнение;

—  умеет организовывать и координировать дея­тельность, участвовать в работе междисциплинарной команды специалистов, в том числе по разработке ин­дивидуальных образовательных программ для детей с

ОВЗ;

—  умеет прогнозировать динамику изменений со­стояния и развития ребенка в зависимости от приме­няемых воздействий;

—  умеет вести психотерапевтическую работу с взрослыми участниками инклюзивного образователь­ного процесса, в том числе родителями ребенка с ОВЗ;

—  умеет формировать толерантные отношения в инклюзивном детском коллективе, в коллективе взрослых участников инклюзивного образовательного процесса;

—  способен определять потребности конкретного ребенка в образовательной программе и стратегии со­провождения.

С учетом того, что подготовка бакалавров и магис­тров в области инклюзивного образования только на­чалась, а страна уже вступила на сложный и проблем­ный путь организации инклюзивной практики в уч­реждениях образования, основной задачей является повышение квалификации педагогических и админис­тративных кадров учреждений образования. С 2009 года по настоящее время сотрудниками ИПИО подготовлено 6 краткосрочных программ повышения квалификации, которые освоило более 300 специалис­тов. Особую значимость для организации инклюзив­ной практики в городе играет программа «Организа­ционно-управленческие основы инклюзивного обра­зования». Содержание учебной программы ориенти­ровано на обучение руководящих кадров (руководите­ли инклюзивных образовательных учреждений, коор­динаторы инклюзивного образования в образователь­ных учреждениях, руководители структурных подраз­делений окружных ресурсных центров, методисты ок­ружных методических центров), отвечающих за орга­низацию инклюзивных процессов в системе образова­ния г. Москвы. Основной целью реализации програм­мы является формирование представлений о фило­софских, методологических основах и принципах ин­клюзивного образования, освещение проблемы норма­тивно-правового обеспечения инклюзивного образо­вания, представление современных моделей психоло­го-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями, формирование уп­равленческих компетенций в области проектирования и организации инклюзивной практики.

Очень востребована программа «Психолого-педа­гогическое сопровождение инклюзивного образова­ния в ДОУ/школе», содержание которой ориентиро­вано на обучение слушателей основам психолого-пе­дагогического сопровождения различных категорий детей с ОВЗ. Это определяется необходимостью орга­низации единой инклюзивной образовательной верти­кали, начинающейся от службы ранней помощи детям с ОВЗ раннего и младшего дошкольного возраста до образовательных учреждений, реализующих инклю­зивное образование на начальной и далее ступенях об­разования, вплоть до среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Всего один выпуск воспитателей ДОУ был осуще­ствлен по программе «Организация образовательного процесса в инклюзивной группе ДОУ». Основная цель которой — сформировать у слушателей представ­ления об организации целостного образовательного процесса в инклюзивной группе дошкольного образо­вательного учреждения, основных подходах к реализа­ции задач развития всех детей группы, формированию детских сообществ для повышения способности детей с ограниченными возможностями здоровья к адапта­ции в социуме.

В 2010—2011 учебном году, впервые, 63 учителя начальных классов повысили свою квалификацию по программе «Организация образовательного процесса в инклюзивном классе начальной школы», цель кото­рой — познакомить слушателей с современными фи­лософскими, методологическими подходами к обуче­нию детей с особыми образовательными потребностя­ми в условиях общеобразовательной школы, форми­ровать профессиональные компетентности в области освоения стратегий обучения в контексте гуманитар­ных технологий, проектирования образовательного процесса в инклюзивном классе.

Подытоживая вышеизложенное, отметим, что эф­фективность совместного обучения и воспитания де­тей с ограниченными возможностями здоровья с нор­мально развивающимися сверстниками во многом за­висит от специальной психолого-педагогической подготовки педагогических кадров. При этом знания, умения и навыки педагогов общего образования не должны дублировать подготовку специалистов спе­циального (дефектологического) образования. Важ­но понимать, что учителя, воспитатели, специалисты общего образования являются членами команды пси­холого-педагогического сопровождения ребенка с

ОВЗ, что требует формирования их профессиональ­ной компетентности в зависимости от занимаемой должности.

Литература

  1. Рубцов В. В. Определяя пути реформирования высшего педагогического образования, необходимо учитывать мнение профессионального сообщества. Учительская газета, 20 января 2009 г.
  2. Федеральный государственный образователь­ный стандарт высшего профессионального образова­ния по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр»). 16.04.2010 г. № 376.

Информация об авторах

Кутепова Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, Доцент, заместитель директора Института проблем инклюзивного образования, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5347-9583, e-mail: KutepovaEN@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 6662
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 134
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0