Система подготовки будущих педагогов-психологов к работе в условиях инклюзивного образования

71

Общая информация

Ключевые слова: подготовка и переподготовка кадров

Рубрика издания: Инклюзивная практика в профессиональном образовании

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Черкасова С.А. Система подготовки будущих педагогов-психологов к работе в условиях инклюзивного образования // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

Инклюзивное образование подразумевает разви­тие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей в целях обеспечения до­ступности образования для каждого [1; 2]. Это требует значительной перестройки образовательной системы.

Введение инклюзивного образования затрагивает и деятельность школьных психологов. Их роль — со­здание целостной системы поддержки, основанной на экологическом подходе, объединяющей отдельных де­тей и педагогов, целые классы и местное сообщество, делающей акцент на возможностях, а не на ограниче­ниях детей. Другими словами, психолог образования сопровождает изменение школьной корпоративной культуры и помогает учителям адаптироваться к но­вым вызовам профессии [1, с. 20].

Полный текст

Инклюзивное образование подразумевает разви­тие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей в целях обеспечения до­ступности образования для каждого [1; 2]. Это требует значительной перестройки образовательной системы.

Введение инклюзивного образования затрагивает и деятельность школьных психологов. Их роль — со­здание целостной системы поддержки, основанной на экологическом подходе, объединяющей отдельных де­тей и педагогов, целые классы и местное сообщество, делающей акцент на возможностях, а не на ограниче­ниях детей. Другими словами, психолог образования сопровождает изменение школьной корпоративной культуры и помогает учителям адаптироваться к но­вым вызовам профессии [1, с. 20].

Однако многие школьные психологи не имеют спе­циальной подготовки к работе с детьми с различными отклонениями. Более того, наши исследования пока­зали, что проблема подготовки педагогов-психологов к работе с детьми с проблемами в развитии в условиях инклюзивного образования в вузах недостаточно раз­работана. В то же время народная образовательная инициатива «Новая школа» и действующее «Положе­ние о психологической службе образования» в разделе «Развивающая и психокоррекционная работа» содер­жат прямые указания на то, что психолог обязан вла­деть знаниями, умениями и навыками работы с таки­ми детьми.

С целью решения данной проблемы нами была раз­работана модель подготовки педагогов-психологов к работе в условиях инклюзивного образования, кото­рая включает в себя три взаимосвязанных блока.

  1. Курс «Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями»;
  2. Программа тренинговых занятий по подготовке школьных психологов к работе в условиях инклюзив­ного образования;
  3. Прохождение комплексной психолого-педагоги­ческой практики в средних образовательных учрежде­ниях комбинированного типа, где имеются классы коррекции, компенсации и выравнивания.

Основной целью курса «Психолого-педагогичес­кое сопровождение детей с особыми образовательны­ми потребностями» является подготовка будущих пе­дагогов-психологов к осуществлению психологичес­кой работы с детьми, имеющими отклонения в разви­тии. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующую систему задач:

  • изучение студентами-психологами проблемы на­рушений в психофизическом развитии детей до­школьного и школьного возраста и инклюзивного об­разования в целом;
  • ознакомление их со схемой диагностического об­следования детей с проблемами в развитии различных категорий;
  • овладение студентов методами психологической коррекции отклонений в развитии детей различного возраста;
  • разработка программы работы для педагогов, психологов по изучаемой проблеме;
  • закрепление полученных теоретических знаний и применение их на практике.

Для решения поставленных задач студентам-пси­хологам предлагается использование комплекса мето­дов: системного, теоретического и практического мо­делирования; анализа научной литературы, норматив­но-правовых актов, программно-методических мате­риалов; сравнительно-сопоставительного, логическо­го, ретроспективного; вопросно-диагностических (ан­кетирование, интервьюирование, беседа, тестирова­ние, оценивание, обобщение независимых характерис­тик); обсервационных (прямое, косвенное, включен­ное наблюдение, самонаблюдение); праксиметричес-ких (анализ продуктов деятельности детей и педаго­гов, социальных педагогов, психологов, клинических психологов, физиологов, нейропсихологов).

Курс охватывает достаточно широкий диапазон тем, начиная с основ работы с детьми с проблемами в развитии, их диагностики и заканчивая рассмотрени­ем особенностей коррекционно-развивающей, профи­лактической и реабилитационной работы с данной ка­тегорией детей. Особое внимание уделяется практиче­ским аспектам работы с детьми с различными видами отклонений: нарушением зрения, слуха, интеллекта, задержкой психического развития и ранним детским аутизмом, а также нарушением функций опорно-дви­гательного аппарата.

Построение данного курса стало инновационным, поскольку используется метод кейс-технологий, обес­печивающий самостоятельную работу каждого и воз­можность осуществления контроля собственных зна­ний. Это позволило студентам-психологам убедиться в необходимости приобретенных знаний, их целесооб­разности и возможности использования в будущей профессиональной деятельности.

Цель тренинговых занятий по подготовке будущих педагогов-психологов к работе в условиях инклюзив­ного образования заключается в формировании следу­ющих компетенций:

  1. способность организовать совместную и инди­видуальную деятельность детей с разными типами на­рушенного развития в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями;
  2. готовность применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи;
  3. способность осуществлять сбор и первичную об­работку информации об истории развития и заболева­ния детей с ограниченными возможностями здоровья разного типа;
  4. способность осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам особенностей психического развития детей с разными типами нарушенного развития.

Программа тренинговых занятий включает три эта­па— ориентировочный (1 занятие), основной (11 заня­тий) и обобщающее-закрепляющий (3 занятия).

Задачи ориентировочного этапа: 1) установить эмоционально-позитивный контакт со студентами; 2) ознакомить с нормами, правилами поведения тре-нинговых занятий; 3) формировать чувство принад­лежности к группе. В рамках этапа используются игры и упражнения на знакомство, а также средства и при­емы, направленные на формирование чувства принад­лежности к группе.

Задачи основного этапа: 1) формировать эмпатию и толерантное отношение к детям с проблемами в раз­витии и их родителям; 2) формировать мотивацию аф-филиации, мотивацию достижения высоких результа­тов в работе с детьми с проблемами в развитии и уве­ренность в собственных силах; 3) обучать решению психолого-педагогических ситуаций, возникающих в обучении и воспитании детей с проблемами в разви­тии. В занятиях используются направленные ролевые игры, арттерапевтические методы, тренинговое реше­ние педагогических ситуаций, упражнения, направ­ленные на развитие эмпатии, толерантности, релакса­ционные техники.

Задачи обобщающее-закрепляющего этапа: 1) обоб­щить сформированные адекватные формы и способы взаимодействия с детьми с проблемами в развитии; 2) способствовать переносу приобретенного позитив­ного опыта в психолого-педагогическую практику. На этапе происходит проигрывание педагогических ситуа­ций, а также используются игровые упражнения на раз­витие эмпатии и коммуникативных навыков.

Практическим применением полученных знаний, умений и навыков стало прохождение комплексной психолого-педагогической практики в массовых сред­них общеобразовательных учреждениях комбиниро­ванного типа, предусмотренной ГОС ВПО II поколе­ния, где студенты получают возможность реализовать основные виды деятельности школьного психолога с детьми с проблемами в развитии в условиях инклю­зивного образования.

Продолжением деятельности по формированию психолого-педагогической готовности будущих педа­гогов-психологов к работе с детьми с проблемами в развитии стала работа отдельных студентов в про­блемной группе по теме «Психолого-педагогическое сопровождение детей с проблемами в развитии в мас­совых общеобразовательных учреждениях». Данная работа позволила будущим психологам расширить не­обходимые знания, умения и навыки для работы с де­тьми с проблемами в развитии в условиях интеграции и инклюзивного образования.

Работа студентов в проблемной группе по проблеме сопровождения детей с проблемами в развитии нашла свое отражение в научно-исследовательской деятельно­сти: участие в научных конференциях (очное и заоч­ное), публикация статей по данной проблематике, учас­тие в олимпиадах. Студенты готовят буклеты, настен­ные газеты по психолого-педагогическому просвеще­нию родителей детей с проблемами в развитии. Подго­товленные студентами материалы размещаются в до­школьных образовательных учреждениях коррекцион-ного типа, средних образовательных школах комбини­рованного типа и МОУ СОШ, имеющих классы кор­рекции, компенсации и выравнивания. Буклеты и газе­ты содержат информацию по воспитанию детей с синд­ромом дефицита внимания с гиперактивностью, по ор­ганизации режима дня и оздоровительных мероприя­тий для детей с ослабленным здоровьем, игры и упраж­нения на развитие высших психических функций и т. д.

Решение проблемы подготовки будущих педаго­гов-психологов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья позволит интенсивно вво­дить инклюзивное обучение в стране; повысит уровень профессиональной компетентности выпускников, т. е. удовлетворит запросы всех потребителей образова­тельных услуг — личности, общества, государства.

Литература

  1. Лошакова И. И., Ярская-Смирнова Е. Р. Интегра­ция в условиях дифференциации: проблемы инклю­зивного обучения детей-инвалидов // Социально-пси­хологические проблемы образования нетипичных де­тей. — Саратов: Изд-во Педагогического института СГУ, 2002. С. 15—21.
  2. Малофеев Н. Н. Почему интеграция в образова­ние закономерна и неизбежна? / Н. Н. Малофеев // Альманах ИКП РАО. 2007. № 11. С. 23—24.

Информация об авторах

Черкасова С.А., Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого, Тула, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 3198
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 71
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1