Подготовка педагогических кадров для обеспечения инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия)

192

Общая информация

Ключевые слова: подготовка и переподготовка кадров

Рубрика издания: Инклюзивная практика в профессиональном образовании

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Абрамова Н.А. Подготовка педагогических кадров для обеспечения инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия) // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.

Фрагмент статьи

Реформирование системы образования, связанное с социально-политическими изменениями, происхо­дящими в современном обществе, отразилось на про­цессе подготовки будущих учителей. Оно включает пересмотр форм, методов и технологии профессио­нально-педагогической деятельности, ее направлений, организации и содержания всего учебно-воспитатель­ного процесса в высших учебных заведениях. Совре­менное общество предъявляет к выпускнику — буду­щему специалисту особые требования. Он должен об­ладать умением самостоятельно осваивать новое, сво­бодно ориентироваться в выбранной профессии, включать в творческий процесс учащихся.

В этом контексте в складывающихся условиях структурной дифференциации общеобразовательной школы, безусловно, актуальными являются проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также вопросы профессионально-педагогической подготовки будущих учителей, кото­рым придется работать с неоднородным контингентом детей.

Полный текст

Реформирование системы образования, связанное с социально-политическими изменениями, происхо­дящими в современном обществе, отразилось на про­цессе подготовки будущих учителей. Оно включает пересмотр форм, методов и технологии профессио­нально-педагогической деятельности, ее направлений, организации и содержания всего учебно-воспитатель­ного процесса в высших учебных заведениях. Совре­менное общество предъявляет к выпускнику — буду­щему специалисту особые требования. Он должен об­ладать умением самостоятельно осваивать новое, сво­бодно ориентироваться в выбранной профессии, включать в творческий процесс учащихся.

В этом контексте в складывающихся условиях структурной дифференциации общеобразовательной школы, безусловно, актуальными являются проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также вопросы профессионально-педагогической подготовки будущих учителей, кото­рым придется работать с неоднородным контингентом детей.

Опыт последних лет показывает, что постепенно закрываются коррекционные школы, перестают функ­ционировать специальные классы коррекционно-раз-вивающего образования в общеобразовательных шко­лах. В связи с этим реальная практика образования ис­пытывает потребность в педагоге — профессионале, способном работать с различными категориями детей в соответствии с различными типами норм развития: среднестатистической, социокультурной, индивиду­ально-личностной. Возникла необходимость проекти­рования системы специального образования нового типа — инклюзивного образования, которое дает воз­можность детям с ограниченными возможностями встраиваться в систему общего среднего образования и в полном объеме участвовать в школьной жизни.

Инклюзивное образование предполагает отказ от специализированных классов в обычной школе, сов­местное обучение в обычных условиях. В условиях ин­клюзивного образования все учащиеся могут разви­ваться как неповторимые личности, независимо от уровня интеллектуальных способностей и возможнос­тей. Для этого в школе должны быть созданы условия для развития потенциальных возможностей каждого ребенка и его взаимодействия с социумом. Одним из таких условий является наличие грамотного психоло­го-педагогического сопровождения, которое невоз­можно осуществить без педагога-профессионала. В связи с этим повышаются требования к учителям, работающим в условиях инклюзивного образования.

В качестве главного показателя профессионально­го мастерства педагога, работающего с «особыми» де­тьми, можно назвать умение понять причину явления, с которым он столкнулся. Это предполагает проведе­ние качественного анализа ситуации, а не случайный поиск первопричины методом проб и ошибок. Следу­ющим показателем профессионального мастерства учителя является умение подойти к любой ситуации нестандартно, то есть направленность его деятельнос­ти будет на то, что он должен уметь исходя из требова­ний образовательного процесса, а не на то, что он мо­жет. Профессиональная компетентность является стержневым показателем квалификации современно­го специалиста, компетентный специалист должен не только понимать существо проблемы, но уметь решить ее практически в любых нестандартных условиях.

Профессиональная готовность будущего учителя рассматривается как целостное образование личности, интегрирующее мотивационный, содержательный и операционный компоненты. Готовность к профессио­нальной деятельности заключается в усвоении полного состава специальных знаний, профессиональных дейст­вий и социальных отношений, в сформированности и зрелости профессионально значимых качеств личности.

Коллектив преподавателей педагогического инсти­тута Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, выпускающего специалистов по специальностям «логопедия» и «олигофренопедагоги­ка» с дополнительной специальностью «логопедия», работает над формированием профессиональной ком­петентности студентов через все специальные дисцип­лины. Ядром профессионально-педагогической подго­товки учителя-дефектолога выступает общепедагоги­ческая подготовка, отражающая единство содержа­тельной и операционной структуры педагогической деятельности и тесную связь методологии, теории, ме­тодики и практики единого педагогического процесса.

Кроме этого, активно рассматриваются вопросы подготовки учителей для инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия). Нами разработаны и включены в учебный план следующие дисциплины по выбору: «Основы инклюзивного образования» (144 ч.) и «Инклюзия в дошкольном образовании» (144 ч.). Целями изучения данных дисциплин является фор­мирование готовности к применению технологии ин­клюзивного образования детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями, а также развитие профессиональных компетенций в области образования учащихся с ограниченными возможнос­тями здоровья, включенными в систему общего обра­зования. Студенты знакомятся с современными поня­тиями интеграции и образовательной инклюзии, с мо­делями интегрированного обучения, с комплексной диагностикой детей дошкольного и школьного возрас­та с ОВЗ, с содержанием и планированием коррекци-онно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения.

В результате изучения данных дисциплин выпуск­ник должен быть:

  • способен к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-диф­ференцированного подходов к лицам с ОВЗ;
  • готов к организации коррекционно-развиваю-щей среды, ее методическому обеспечению и проведе­нию коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ;
  • способен к осуществлению коррекционно-педа-гогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреж­дений с целью реализации интегративных моделей об­разования;
  • готов к взаимодействию с общественными орга­низациями, семьями лиц с ограниченными возможно­стями здоровья, к осуществлению психолого-педаго­гического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограни­ченными возможностями здоровья.

В результате освоения перечисленных дисциплин выпускник должен знать особенности комплексной диагностики детей дошкольного и школьного возраста с ОВЗ; методики коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ. Выпускник должен также уметь: опре­делять и квалифицированно обосновывать выбор пу­тей, методов, средств и содержания коррекционно-воспитательной работы с детьми дошкольного и школьного возраста с ОВЗ; планировать и организо­вывать коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения; взаимодей­ствовать со всеми участниками инклюзивного обуче­ния; осуществлять медико-социальную реабилитацию и психолого-педагогическую поддержку в вопросах воспитания, коррекции и компенсации нарушений развития детей дошкольного и школьного возраста с ОВЗ.

Также нами планируется введение данных дисцип­лин в подготовку специалистов по всем педагогичес­ким специальностям, по которым выпускаются учите­ля для общеобразовательных школ нашей республики и региона в целом.

Согласно ГОС ВПО, система подготовки будущего учителя для работы с детьми с особыми образователь­ными потребностями включает в себя блоки общекуль­турной, медико-биологической, психолого-педагогиче­ской и специальной подготовки, вбирающей в себя ши­рокую предметную и методическую подготовку.

На учебных занятиях применяются разнообразные «компетентностно-ориентированные» технологии обучения, представляющие систему функционирова­ния всех компонентов педагогического процесса, пост­роенные на научной основе и приводящие к намечен­ным результатам. К применяемым нами технологиям можно отнести: технологию проблемного обучения, проблемные лекции, элементы учебного диалога, тех­нологию проектирования, ситуативного обучения, иг­ровые технологии, модерацию, развитие мышления и деятельности, интерактивные, информационно-ком­муникационные технологии и др. Педагоги на учеб­ных занятиях создают условия для активного включе­ния студентов в конструирование своих собственных знаний. При такой организации деятельности акцент делается на активную самостоятельную работу сту­дентов, которая становится приоритетной в образова­тельном процессе. Ей придается большое значение в процессе приобретения студентами новых знаний, а также ведется постоянный поиск рациональных путей ее организации и совершенствования.

В настоящее время нами также разработаны и про­водятся курсы повышения квалификации для учите­лей общеобразовательных и специальных (коррекци-онных) учреждений, педагогов дошкольных образова­тельных учреждений по темам: «Ранняя диагностика и коррекция отклонений в развитии детей», «Система коррекционно-педагогической помощи детям с особы­ми образовательными потребностями в республике Саха (Якутия) и пути ее совершенствования» — рук. И. А. Юдина; «Основы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями», «Осно­вы обучения и воспитания детей задержкой психичес­кого развития (ЗПР) в условиях инклюзивного обра­зования», «Основные направления педагогической ра­боты по коррекции отклонений в поведении детей» — рук. Н. А. Абрамова; «Социально-педагогическая ин­теграция детей с особыми образовательными потреб­ностями», «Поддержка семей, имеющих детей с осо­быми образовательными потребностями» — рук. Н. Н. Иванова; «Логопедическая работа с детьми ран­него и младшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи», «Логопедический массаж в системе коррекционно-педагогической работы при речевых нарушениях» — рук. Н. Э. Куликовская.

Учебные планы курсов предусматривают как изуче­ние теоретических основ обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, так и прове­дение практических занятий со слушателями курсов.

Таким образом, на базе Педагогического института СВФУ активно внедряется профессиональная подго­товка педагогов для инклюзивного образования, на­правленная на развитие готовности осуществлять коррекционно-педагогическую деятельность в условиях общеобразовательных школ.

Информация об авторах

Абрамова Наталья Андреевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного воспитания Педагогического института Северо;Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 5068
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 20

Скачиваний

Всего: 192
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 6