Подготовка педагогических кадров для обеспечения инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия)
Общая информация
Ключевые слова: подготовка и переподготовка кадров
Рубрика издания: Инклюзивная практика в профессиональном образовании
Тип материала: материалы конференции
Для цитаты: Абрамова Н.А. Подготовка педагогических кадров для обеспечения инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия) // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Фрагмент статьи
Реформирование системы образования, связанное с социально-политическими изменениями, происходящими в современном обществе, отразилось на процессе подготовки будущих учителей. Оно включает пересмотр форм, методов и технологии профессионально-педагогической деятельности, ее направлений, организации и содержания всего учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях. Современное общество предъявляет к выпускнику — будущему специалисту особые требования. Он должен обладать умением самостоятельно осваивать новое, свободно ориентироваться в выбранной профессии, включать в творческий процесс учащихся.
В этом контексте в складывающихся условиях структурной дифференциации общеобразовательной школы, безусловно, актуальными являются проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также вопросы профессионально-педагогической подготовки будущих учителей, которым придется работать с неоднородным контингентом детей.
Полный текст
Реформирование системы образования, связанное с социально-политическими изменениями, происходящими в современном обществе, отразилось на процессе подготовки будущих учителей. Оно включает пересмотр форм, методов и технологии профессионально-педагогической деятельности, ее направлений, организации и содержания всего учебно-воспитательного процесса в высших учебных заведениях. Современное общество предъявляет к выпускнику — будущему специалисту особые требования. Он должен обладать умением самостоятельно осваивать новое, свободно ориентироваться в выбранной профессии, включать в творческий процесс учащихся.
В этом контексте в складывающихся условиях структурной дифференциации общеобразовательной школы, безусловно, актуальными являются проблемы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также вопросы профессионально-педагогической подготовки будущих учителей, которым придется работать с неоднородным контингентом детей.
Опыт последних лет показывает, что постепенно закрываются коррекционные школы, перестают функционировать специальные классы коррекционно-раз-вивающего образования в общеобразовательных школах. В связи с этим реальная практика образования испытывает потребность в педагоге — профессионале, способном работать с различными категориями детей в соответствии с различными типами норм развития: среднестатистической, социокультурной, индивидуально-личностной. Возникла необходимость проектирования системы специального образования нового типа — инклюзивного образования, которое дает возможность детям с ограниченными возможностями встраиваться в систему общего среднего образования и в полном объеме участвовать в школьной жизни.
Инклюзивное образование предполагает отказ от специализированных классов в обычной школе, совместное обучение в обычных условиях. В условиях инклюзивного образования все учащиеся могут развиваться как неповторимые личности, независимо от уровня интеллектуальных способностей и возможностей. Для этого в школе должны быть созданы условия для развития потенциальных возможностей каждого ребенка и его взаимодействия с социумом. Одним из таких условий является наличие грамотного психолого-педагогического сопровождения, которое невозможно осуществить без педагога-профессионала. В связи с этим повышаются требования к учителям, работающим в условиях инклюзивного образования.
В качестве главного показателя профессионального мастерства педагога, работающего с «особыми» детьми, можно назвать умение понять причину явления, с которым он столкнулся. Это предполагает проведение качественного анализа ситуации, а не случайный поиск первопричины методом проб и ошибок. Следующим показателем профессионального мастерства учителя является умение подойти к любой ситуации нестандартно, то есть направленность его деятельности будет на то, что он должен уметь исходя из требований образовательного процесса, а не на то, что он может. Профессиональная компетентность является стержневым показателем квалификации современного специалиста, компетентный специалист должен не только понимать существо проблемы, но уметь решить ее практически в любых нестандартных условиях.
Профессиональная готовность будущего учителя рассматривается как целостное образование личности, интегрирующее мотивационный, содержательный и операционный компоненты. Готовность к профессиональной деятельности заключается в усвоении полного состава специальных знаний, профессиональных действий и социальных отношений, в сформированности и зрелости профессионально значимых качеств личности.
Коллектив преподавателей педагогического института Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, выпускающего специалистов по специальностям «логопедия» и «олигофренопедагогика» с дополнительной специальностью «логопедия», работает над формированием профессиональной компетентности студентов через все специальные дисциплины. Ядром профессионально-педагогической подготовки учителя-дефектолога выступает общепедагогическая подготовка, отражающая единство содержательной и операционной структуры педагогической деятельности и тесную связь методологии, теории, методики и практики единого педагогического процесса.
Кроме этого, активно рассматриваются вопросы подготовки учителей для инклюзивного образования в Республике Саха (Якутия). Нами разработаны и включены в учебный план следующие дисциплины по выбору: «Основы инклюзивного образования» (144 ч.) и «Инклюзия в дошкольном образовании» (144 ч.). Целями изучения данных дисциплин является формирование готовности к применению технологии инклюзивного образования детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями, а также развитие профессиональных компетенций в области образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья, включенными в систему общего образования. Студенты знакомятся с современными понятиями интеграции и образовательной инклюзии, с моделями интегрированного обучения, с комплексной диагностикой детей дошкольного и школьного возраста с ОВЗ, с содержанием и планированием коррекци-онно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения.
В результате изучения данных дисциплин выпускник должен быть:
-
способен к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ;
-
готов к организации коррекционно-развиваю-щей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ;
-
способен к осуществлению коррекционно-педа-гогической деятельности в условиях как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных учреждений с целью реализации интегративных моделей образования;
-
готов к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В результате освоения перечисленных дисциплин выпускник должен знать особенности комплексной диагностики детей дошкольного и школьного возраста с ОВЗ; методики коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ. Выпускник должен также уметь: определять и квалифицированно обосновывать выбор путей, методов, средств и содержания коррекционно-воспитательной работы с детьми дошкольного и школьного возраста с ОВЗ; планировать и организовывать коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения; взаимодействовать со всеми участниками инклюзивного обучения; осуществлять медико-социальную реабилитацию и психолого-педагогическую поддержку в вопросах воспитания, коррекции и компенсации нарушений развития детей дошкольного и школьного возраста с ОВЗ.
Также нами планируется введение данных дисциплин в подготовку специалистов по всем педагогическим специальностям, по которым выпускаются учителя для общеобразовательных школ нашей республики и региона в целом.
Согласно ГОС ВПО, система подготовки будущего учителя для работы с детьми с особыми образовательными потребностями включает в себя блоки общекультурной, медико-биологической, психолого-педагогической и специальной подготовки, вбирающей в себя широкую предметную и методическую подготовку.
На учебных занятиях применяются разнообразные «компетентностно-ориентированные» технологии обучения, представляющие систему функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенные на научной основе и приводящие к намеченным результатам. К применяемым нами технологиям можно отнести: технологию проблемного обучения, проблемные лекции, элементы учебного диалога, технологию проектирования, ситуативного обучения, игровые технологии, модерацию, развитие мышления и деятельности, интерактивные, информационно-коммуникационные технологии и др. Педагоги на учебных занятиях создают условия для активного включения студентов в конструирование своих собственных знаний. При такой организации деятельности акцент делается на активную самостоятельную работу студентов, которая становится приоритетной в образовательном процессе. Ей придается большое значение в процессе приобретения студентами новых знаний, а также ведется постоянный поиск рациональных путей ее организации и совершенствования.
В настоящее время нами также разработаны и проводятся курсы повышения квалификации для учителей общеобразовательных и специальных (коррекци-онных) учреждений, педагогов дошкольных образовательных учреждений по темам: «Ранняя диагностика и коррекция отклонений в развитии детей», «Система коррекционно-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями в республике Саха (Якутия) и пути ее совершенствования» — рук. И. А. Юдина; «Основы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями», «Основы обучения и воспитания детей задержкой психического развития (ЗПР) в условиях инклюзивного образования», «Основные направления педагогической работы по коррекции отклонений в поведении детей» — рук. Н. А. Абрамова; «Социально-педагогическая интеграция детей с особыми образовательными потребностями», «Поддержка семей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями» — рук. Н. Н. Иванова; «Логопедическая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи», «Логопедический массаж в системе коррекционно-педагогической работы при речевых нарушениях» — рук. Н. Э. Куликовская.
Учебные планы курсов предусматривают как изучение теоретических основ обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, так и проведение практических занятий со слушателями курсов.
Таким образом, на базе Педагогического института СВФУ активно внедряется профессиональная подготовка педагогов для инклюзивного образования, направленная на развитие готовности осуществлять коррекционно-педагогическую деятельность в условиях общеобразовательных школ.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 5068
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 20
Скачиваний
Всего: 192
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 6