Современные проблемы образования детей младшего возраста

109

Общая информация

Рубрика издания: Статьи и доклады

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Рубцов В.В., Юдина Е.Г. Современные проблемы образования детей младшего возраста // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Фрагмент статьи

В Москве 27–29 сентября 2010 года состоится Всемирная конференция ЮНЕСКО по воспитанию и обучению детей младшего возраста. Как следует из названия, она будет посвящена проблемам образования детей дошкольного возраста (с рождения до 7–8 лет). Процессы, связанные с развитием маленьких детей, в последнее время вызывают огромный интерес во всем мире. В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка проблематика развития детей раннего возраста (ВОДМВ) является междисциплинарной. Она включает в себя проблемы здравоохранения, питания, образования, социальных наук, экономики, а также защиту детей и их социальное благосостояние.

ЮНЕСКО предлагает следующее определение для образования в этом возрасте: «Дошкольное образование – воспитание и обучение детей младшего возраста (ВОДМВ) – это действия, которые способствуют выживанию, росту, развитию и обучению детей, включая аспекты их здоровья, питания и гигиены, – познавательно-речевому, физическому, социально-личностному и художественно-эстетическому развитию, – начиная с рождения ребенка и заканчивая его поступлением в начальную школу в рамках официального и неофициального, формального и неформального образования». Подход РДРВ, в основном направленный на достижение нормального уровня жизни для детей младшего возраста в первые годы, также важен и с точки зрения перспектив развития взрослых. Он имеет своей целью помочь им стать здоровыми, социально и экологически ответственными, интеллектуально компетентными и экономически продуктивными.

<...>

Литература

  1. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6-ти тт. / Под ред. А. В. Запо­рожца. М.: Педагогика, 1984.
  2. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдо­ва. М.: Педагогика, 1991.
  3. Давыдов В. В. Последниевыступления. М., 1998.
  4. Запорожец А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры // Дошкольное воспитание. 1965. № 10.
  5. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 тт. М., 1986.
  6. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и на­чальное звено) // Содержание образования в двенадцатилетней шко­ле. М., 2000.
  7. Коул М. (ред). Социально-исторический подход в психологии обуче­ния. М.: «Педагогика», 1989. 159 с.
  8. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. М.-Воронеж, 1997.
  9. Мануйленко З. В. Развитие произвольногоповеденияудетейдошколь­ноговозраста // Известия АПН РСФСР. Вып. 14. 1948.
  10. Прочная основа. Образование и воспитание детей младшего возрас­та // Всемирный докладпо мониторингу ОДВ. М.: ЮНЕСКО, 2007.
  11. Рубцов В. В. Основы социально-генетической психологии. М.­ Воронеж, 1996.
  12. Смирнова Е. О., Гударева О. В. Игра и произвольность у современных дошкольников // Вопросы психологии. 2004. № 1. С. 91–103.
  13. Эльконин Б. Д., Зинченко В. П. Психология развития (по мотивам Л. Вы­готского). Интернет-ресурс: http://www.psychology.ru/library/00073.shtml
  14. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.
  15. Эльконин Д. Б. Психология игры. М.: Владос, 1999.
  16. Юдина Е. Г. Общение и деятельность в дошкольном и младшем школь­ном возрасте // «Педагогика: педагогические теории, системы, техно­логии». М.: Академия, 2002.
  17. Bodrova E. & Leong D. Tools of the mind: Vygotskian approach to early childhood education. (2nd ed.) Columbus, OH: Merrill/Prentice Hall. 2007.
  18. Chaiklin S. The Zone of Proximal Development in Vygotsky’s analysis of learning and instruction. In: A. Kozulin, B. Gindis, V. Fgeev, S.Miller (Eds). Vygotsky’s educational theory in cultural context/Cambridge University Press, 2003. (pp. 39–65).
  19. Cole M. & Grif n P. A sociohistorical approach to remediation. In S. deCastell, A. Luke, & K. Egan (Eds.), Literacy, society, and schooling 1986. (pp. 110–131).
  20. Fromberg D. P., Bergen D. (Eds.) Play from birth to twelve and beyond.Contexts, perspectives, and meanings. New York-London: Garland Publishing, 1998.
  21. Haywood C. H. & Lidz C. S. Dynamic assessment in practice: Clinical andeducational applications. New York: Cambridge University Press. 2007
  22. Heckman J. Policies to foster human capital // Research in Economics (2000) 54, 3–56
  23. Heckman J., Cunha F., Lochner L., Masterov D. Interpreting the evidence on life cycle skill formation // Handbook of the Economics of Education,Volume 1. Amstgerdam: Elsevier, 2006. P. 697–812.
  24. Leong D. J., Bodrova E. Tools of the Mind: A Vygotskian based early childhood curriculum. Early Childhood Services: An Interdisciplinary Journal of Effectiveness. Vol. 3 (3), 2009, (pp. 245–262).
  25. McGregor S. G., Cheung Y. B., Santiago C., Glewwe P., Richter L., Strupp B., and the International Child Development Steering Group. Child development in developing countries. Lancet Series, 2007.
  26. Miller S. How literature discussion shapes thinking: ZPDs for teaching/learning habits of the heart and mind. In: A. Kozulin, B. Gindis, V.Fgeev, S.Miller (Eds). Vygotsky’s educational theory in cultural context/Cambridge University Press, 2003. (pp. 289–317).
  27. Wertsch J. V. Mind as action. N-Y – Oxford, Oxford University Press, 1988

Информация об авторах

Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заведующий кафедрой ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», президент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), президент Федерации психологов образования России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2050-8587, e-mail: rubtsovvv@mgppu.ru

Юдина Елена Георгиевна, кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Старший научный сотрудник Института психологии Российской академии образования, заведующая кафедрой управления дошкольным образованием Московской высшей школы социальных и экономических наук, Москва, Россия, e-mail: eleyudina@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2141
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 109
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0