Субъективное благополучие личности в профессиональной сфере

Общая информация

Ключевые слова: субъективное благополучие, субъективность, счастье, профессиональная среда, профессиональное самоутверждение

Рубрика издания: Социально-психологические проблемы подготовки личности к профессиональной деятельности

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности в профессиональной сфере // Проблемы cоциальной психологии личности.

Полный текст

Проблема субъективного благополучия личности в профессиональной сфере приобретает все большую остроту в связи со многими причинами, среди которых и объективные обстоятельства реализации деятельности, результаты (эффекты) общей и профессиональной социализации, а также те, которые не относятся напрямую к ней, но во многом выступают детерминантами благополучия (социальная, политическая, экономическая неопределенность, экологическая обстановка и пр.). Несомненно, профессиональная сфера, в которой происходит становление и реализация личности, играет существенную роль в системе отношений и переживаний. Будучи одним из институтов социализации, она вносит свой вклад в становление и формирование ценностей, установок и, в целом, тех образований, которые, постепенно становясь внутренними инстанциями, во многом определяют направленность оценок жизнедеятельности, установления своего места в системе различных отношений, наконец, самоотношения и системы смысловых образований, которые затем и сами  в немалой степени детерминируют субъективное благополучие личности. Прикладным аспектом данной проблемы выступает необходимость профилактики острого и хронического субъективного неблагополучия в профессиональной сфере. Это требует раскрытия механизмов его формирования, особенностей преобразования структуры на разных этапах профессиональной социализации, а также установления места в системе других психологических и социально-психологических образований личности, связей, соотношений, причинно-следственных отношений.

Психологическое содержание субъективного благополучия личности многогранно и многоаспектно. Субъективное благополучие является характеристикой личности. Здесь  имеет место своего рода «соотношение личности с жизнью», в котором, по образному замечанию К.А. Абульхановой-Славской, и надо искать психологические определения личности [1. С.100]. Чем богаче, разнообразие жизнь субъекта, чем определеннее позиция личности в жизни, тем и сложнее структурная композиция субъективного благополучия и, очевидно, тем глубже внутренний мир человека и богаче его отношения с другими. Конечно же это не означает, что субъективное благополучие – прерогатива личностей исключительного, уникального склада; необходимо понимать, что оно может по-разному проявляться и соответственно детерминироваться в зависимости от того или иного уровня взаимодействия личности с миром, в зависимости от того или иного уровня ее организации.

Субъективное благополучие является и категорией субъектности человека, в которой слиты воедино и восприятие, и оценка, и соотнесение, и другие процессы, обусловленные через многократные опосредования внешними и внутренними детерминантами; речь идет, прежде всего, о субъективности отношений личности. Вместе с тем, как заметил В.Э. Чудновский [12. С.18], необходимо признать, что своеобразный, специфически целостный внутренний мир человека, имеющий свои закономерности, свои тенденции развития возникает на основе объективных связей и условий. С другой стороны, объективация внутреннего мира в поведении, деятельности, по сути, и становится основой для переживания благополучия или неблагополучия.

Поскольку субъективное имеет и свою активную сторону, оно не только порождается событием, но воздействует на него [12. С.17], субъективное благополучие обладает достаточно весомым активным началом. Как удовлетворенность, так и неудовлетворенность предметной деятельностью, отношениями или собой могут становиться катализаторами той или иной активности. В результате пополнения опыта переживания удовлетворенности или неудовлетворенности может сформироваться и стремление (склонность) личности, реализующей свою субъектность, либо к удовлетворенности, либо к избеганию неудовлетворенности. Вполне очевидно, что это не одно и то же. В основе этих явлений лежат разные мотивы; и результатом соответствующей активности будут совершенно не обязательно одинаковые явления. Такая постановка вопроса требует эмпирического разрешения, позволяющего определить не только мотивационные векторы, но и  целый комплекс поведенческих выходов данной субъективной ситуации.

Понятие «субъективность» отражает характеристики внутреннего мира человека; соответственно, когда речь идет о субъективном благополучии, необходимо особенно обратить внимание на характер установления самим человеком (субъектом) связей между отражаемыми оценочными характеристиками внешних объектов и явлений, включая и объективные эффекты собственного поведения (внешние инстанции) и характеристиками внутреннего мира (внутренние инстанции).

Социально-психологический анализ субъективного благополучия предполагает рассмотрение этого явления во всей совокупности внешних и внутренних инстанций, системе социальных связей и отношений личности.  Как отмечал Б.Ф. Ломов, в социальной психологии субъективность раскрывается через анализ личности, прежде всего личностных отношений индивида к социальным событиям [6. С.65].

Речь не просто о переживании благополучия или неблагополучия, но о тех процессах, которые в определенной степени являются его детерминантами и которые сами оказываются под влиянием субъективно переживаемого благополучия. Как известно, взаимоотношения человека с другими, его поведение и профессиональная деятельность подвержены влиянию со стороны системы отношений. Личность и характеризуется как система отношений (В.Н. Мясищев).  И приобретает в этом смысле особое значение тезис о том, что отношения человека «представляют сознательную, избирательную, основанную на опыте, психологическую связь его с различными сторонами объективной действительности». Эта связь «выражается в его действиях, реакциях и переживаниях» [8. С.50-51]. 

Результаты множества исследований детерминант субъективного благополучия личности, проведенных как в отечественной (в т.ч. и нами), так и в зарубежной психологии, свидетельствуют в пользу высокой значимости профессионально-трудового фактора. Прежде всего это касается наличия труда, о чем свидетельствуют результаты исследования М. Аргайла, К. Муздыбаева и др., в которых показано, что работающие в большей степени удовлетворены жизнью, чем безработные (это не  вполне относится к пенсионерам, поскольку те по-разному воспринимают прекращение трудовой деятельности в зависимости от отношения к ней).

Однако применительно к профессиональной сфере субъективное благополучие приобретает характеристику как личности, ее отношений и взаимоотношений, так и объекта труда. В исследованиях отечественных психологов последних десятилетий четко прослеживается мысль об интегрированности этого образования. Поэтому представляется необходимым обращение к анализу тех составляющих его элементов, которые обладают качествами самой системы.

Прежде всего это относится к понятию «удовлетворенность трудом». В психологических словарях оно определяется как эмоционально-оценочное отношение личности или группы к выполняемой работе и условиям ее протекания. Вместе с тем его можно квалифицировать и как эмоционально окрашенное психическое состояние. Как известно, между отношением и состоянием существует неразрывная связь. Поэтому вполне определенно под удовлетворенностью можно понимать как отношение людей, так и их эмоциональное состояние (А.Г. Асмолов). Удовлетворенность трудом является интегративным показателем, отражающим благополучие личности в профессионально-трудовой деятельности. Вместе с тем имеется ряд исследований, в которых удовлетворенность трудом, наряду с состоянием самореализованности, рассматривается в качестве компонента подструктуры личности профессионала, обеспечивающей профессиональную идентичность личности. По мнению Ю.П. Поваренкова, высшим проявлением профессиональной идентичности личности является профессиональное счастье [9. С.89].

Удовлетворенность профессиональной деятельностью и собой является, по мнению Л.М. Митиной [7], основным психологическим механизмом поведенческой подструктуры самосознания. Применительно к педагогической деятельности она (удовлетворенность) понимается как соотношение между мотивационно-ценностной сферой личности учителя и возможностью успеха деятельности по реализации ведущих мотивов. Как видим, в таком понимании удовлетворенность получает и некоторое расширительное толкование, в уточнение ее понимания В.Н. Мясищевым. Однако удовлетворенность как таковая не стала предметом эмпирического изучения Л.М. Митиной.

Н.В. Лазаревой [5] предпринято исследование зависимости удовлетворенности трудом от оценки достаточности и справедливости оплаты труда. На основе экспериментального исследования автором установлено, что имеется прямая связь между постоянным ростом заработной платы и ростом удовлетворенности трудом; в случае «привыкания» к определенному уровню материального вознаграждения происходит изменение представления о его ценности и адекватности затрачиваемым усилиям. Вместе с тем в исследовании подчеркивается, что уровень удовлетворенности тем или иным фактором труда есть результат реализации значимых мотивов труда в процессе взаимодействия их с условиями, которые обеспечивает организация.

В неменьшей степени на уровень субъективного благополучия оказывает влияние и система отношений в процессе реализации труда, где можно обозначить и психологические, и социально-психологические, в своей совокупности и системе, которые в немалой степени влияют на переживание удовлетворенности трудом. Индивиды, обладающие развитыми социальными навыками, счастливее, потому что способны строить и поддерживать удовлетворительные социальные отношения [2]. Последние особенно важны в профессиях типа «человек-человек», где профессионально важными являются способность устанавливать контакты, эффективно взаимодействовать с другими и ряд других свойств.

Изучение места и роли удовлетворенности трудом в целостном субъективном благополучии личности только начинается.

В вопросе о соотношении удовлетворенности трудом и жизнью М. Аргайл на основе анализа эмпирических исследований делает вывод об их взаимосвязанности (поскольку сферы жизни, в том числе и работа, обладают множеством общих черт). Однако в целом существуют разные варианты: общая удовлетворенность жизнью может влиять на удовлетворенность работой и наоборот. 

Ранее нами было предпринято исследование этой связи на примере педагогической деятельности. В результате анализа межфункциональных связей удовлетворенности на разных этапах профессионализации мы обнаружили важную деталь: удовлетворенность жизнью, трудом и собой взаимосвязаны (с определенными вариациями) лишь до некоторого времени. В частности, после 20 лет деятельности они не согласуются. Это может свидетельствовать в пользу того, что к тому времени происходит переориентация в личностной значимости отношений – доминантой становятся либо трудовые отношения, либо жизнь вне работы.

Очевидно, что субъективное благополучие личности зависит и от того места, которое занимает его профессиональная деятельность в системе смысловых отношений, в системе его ценностей. В случае, если имеется ориентация большей частью на общение, то, очевидно, именно оно в большей степени и детерминирует степень переживаемого благополучия, в случае, если процесс профессиональной деятельности занимает ведущую позицию в иерархии смыслов, то именно он детерминирует его. Однако это довольно упрощенное понимание обстоятельств, детерминирующих субъективное благополучие. В реальной ситуации система детерминант находится в куда более сложных отношения и требуется раскрыть как механизм этих отношений, так и влияние третьих факторов, количество и содержание которых может оказаться куда более широким.

Что же касается влияния субъективного благополучия личности на другие психические образования, то здесь еще больше вопросов. Есть немногочисленные исследования, в которых обнаруживаются интересные данные. В частности, в исследовании А.А. Реана, А.Р. Кудашева и А.А. Баранова показано, что рост удовлетворенности профессией  может рассматриваться в качестве фактора, позитивно влияющего на степень стрессоустойчивости учителей [10. С.287]. В целом, как показывают исследования Л.В. Куликова [4. С.13], субъективное благополучие оказывает влияние на различные параметры психического состояния, успешность деятельности, эффективность межличностного взаимодействия. В исследовании Е.А. Углановой отмечено влияние субъективного экономического благополучия на оценку качества жизни. Однако сегодня требуется углубление исследований, направленных на выявление места удовлетворенности и неудовлетворенности в системе всей жизнедеятельности субъекта.

Субъективное неблагополучие (в большей степени, поскольку благополучие обычно не становится фактором излишней рефлексии) вынуждает субъекта к поиску причин его переживания. Не все они в реальности осознаваемы, но атрибуция и не требует того, чтобы найти исходные «истинные» причины (можно остановиться и на «правдивых»). Вместе с тем субъективные представления о причинно-следственных отношениях реальных событий и ситуаций, приведших к результатам, порождающим переживание благополучия/неблагополучия, и становятся основанием дальнейших действований. Речь идет не о реакции, а именно действии, основанной на совокупности ценностных и смысловых ориентаций, отношений, предпочтений, позиций, т.е. об объективации, пользуясь терминологией З.И. Рябикиной [11], субъективного.

Резюмируя вышесказанное, отметим необходимость анализа всего процесса социализации, его «узловых», критических моментов, когда происходит перестройка системы жизнеотношений субъекта, его механизмов и эффектов, в целом динамики, а также объективных характеристик деятельности и труда для установления всей совокупности структурных связей и места в этой системе субъективного благополучия личности.

Литература

  1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
  2. Аргайл М. Психология счастья. СПб., 2003.
  3. Джидарьян И.А., Антонова Е.В. Проблема общей удовлетворенности жизнью: теоретическое и эмпирическое исследование // Сознание личности в кризисном обществе. М., 1995. С. 76-94.
  4. Куликов Л.В. Психология настроения. СПб., 1997.
  5. Лазарева Н.В. Исследование влияния различных факторов трудовой среды на удовлетворенность трудом // Сборник научных трудов Северо-Кавказского государ-ственного технического университета. Серия «Экономика». Вып. 5. Ставрополь, 2002.
  6. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М., 1991.
  7. Митина Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 58-64.
  8. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.; Воронеж, 2004.
  9. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М., 2002.
  10. Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. СПб., 2002.
  11. Рябикина З.И. Личность как субъект формирования бытийных пространств // Субъект, личность и психология человеческого бытия. М., 2005. С. 45-57.
  12. Чудновский В.Э. Проблема субъективности в свете современных задач психологии воспитания // Вопросы психологии. 1988. № 4. С.15-23.
  13. Beggs J.M. Dimensions of work satisfaction as predictors of commitment type // Journal of Managerial Psychology. 2002.  № 7. P. 564-579.

Информация об авторах

Шамионов Раиль Мунирович, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии образования и развития, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского»), Саратов, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8358-597X, e-mail: shamionov@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 13904
В прошлом месяце: 101
В текущем месяце: 41