Юридическая психология и федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения*

984

Аннотация

В представленной работе дается анализ содержания действующих федеральных государственных образовательных стандартов по психологическим и психолого-педагогическим направлениям подготовки (специальностям). Анализ предполагает выявление положений, относящихся к юридической психологии, результаты которого показали, что элементы юридической психологии в том или ином объеме содержатся в действующих федеральных государственных образовательных стандартах по всем трем психологическим (психолого-педагогическим) направлениям подготовки (специальностей) с присвоением квалификации «специалист» (в девяти из пятнадцати специализаций специальностей «Педагогика и психология девиантного поведения», «Клиническая психология», «Психология служебной деятельности»). Они позволяют сделать вывод о все более широком изучении юридической психологии в системе высшего профессионального образования путем включения некоего обязательного компонента юридической психологии при подготовке по психологическим (психолого-педагогическим) образовательным программам. Это еще раз подтверждает исключительную важность и актуальность изучения юридической психологии и как науки, и как учебной дисциплины.

Общая информация

* При подготовке статьи использовались материалы СПС «КонсультантПлюс».

Ключевые слова: психология, профессиональный стандарт, юридическая психология, клиническая психология, психология девиантного поведения, правовая психология, криминальная психология, пенитенциарная психология

Рубрика издания: Проблемы подготовки специалистов по юридической психологии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Егоров И.А. Юридическая психология и федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения [Электронный ресурс] // Психология и право. 2011. Том 1. № 3. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2011_n3/46578 (дата обращения: 29.03.2024)

Фрагмент статьи

Целью настоящей работы является изучение становления юридической психологии как элемента высшего профессионального образования. Впервые в нашей стране юридическая психология была включена в юридическое образование после принятия в 1964 году ЦК КПСС постановления «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране», проведения Всесоюзной конференции по судебной психологии в 1971 году и Всесоюзной конференции по юридической психологии в 1986 году [2]. В 2000 году были утверждены государственные образовательные стандарты по специальностям «Психология», «Клиническая психология», «Специальная психология», а также два государственных образовательных стандарта по направлению «Психология» (с присвоением степени (квалификации) «бакалавр психологии» и «магистр психологии»), лишь в государственном стандарте по направлению «Психология» (с присвоением степени (квалификации) «магистр психологии») в перечне аннотированных магистерских программ определена программа «Юридическая психология», при этом во многих высших учебных заведениях Российской Федерации была введена специализация по юридической психологии в структуре специальности «Психология» [1]. В целях выяснения представленности юридической психологии в современном психологическом образовании были исследованы действующие федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС, далее − Стандарты) по психологическим и психолого-педагогическим направлениям подготовки (специальностям) путем изучения требований к результатам освоения основных образовательных программ (ООП, далее − Программы) и требований к структуре Программ на предмет возможности отнесения установленных требований к элементам системы юридической психологии. При этом выделялись только те компетенции и результаты освоения учебных циклов, которые относились бы именно к юридической психологии, а не к более обобщенным категориям, даже если в их составе могут содержаться элементы юридической психологии.

<...>

Полный текст

Целью настоящей работы является изучение становления юридической психологии как элемента высшего профессионального образования. Впервые в нашей стране юридическая психология была включена в юридическое образование после принятия в 1964 году ЦК КПСС постановления «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране», проведения Всесоюзной конференции по судебной психологии в 1971 году и Всесоюзной конференции по юридической психологии в 1986 году [2]. В 2000 году были утверждены государственные образовательные стандарты по специальностям «Психология», «Клиническая психология», «Специальная психология», а также два государственных образовательных стандарта по направлению «Психология» (с присвоением степени (квалификации) «бакалавр психологии» и «магистр психологии»), лишь в государственном стандарте по направлению «Психология» (с присвоением степени (квалификации) «магистр психологии») в перечне аннотированных магистерских программ определена программа «Юридическая психология», при этом во многих высших учебных заведениях Российской Федерации была введена специализация по юридической психологии в структуре специальности «Психология» [1]. В целях выяснения представленности юридической психологии в современном психологическом образовании были исследованы действующие федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС, далее − Стандарты) по психологическим и психолого-педагогическим направлениям подготовки (специальностям) путем изучения требований к результатам освоения основных образовательных программ (ООП, далее − Программы) и требований к структуре Программ на предмет возможности отнесения установленных требований к элементам системы юридической психологии. При этом выделялись только те компетенции и результаты освоения учебных циклов, которые относились бы именно к юридической психологии, а не к более обобщенным категориям, даже если в их составе могут содержаться элементы юридической психологии.

Ввиду того, что юридическая психология «междисциплинарна» не только как наука (дисциплина), находящаяся на стыке психологии и права, но и в рамках самой психологии, в данной работе к содержанию юридической психологии, используемому при изучении Стандартов, отнесена разработка проблем, связанных с психологией отношений, складывающихся в правоприменительной, правоисполнительной и законотворческой деятельности, взаимоотношений участников в уголовном, гражданском процессе, а также мотивации, стимулирования и совершенствования деятельности специалистов в области правоохраны и законотворчества, общественных организаций и граждан в обеспечении правопорядка [3]. Перечнями направлений подготовки высшего профессионального образования, утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации [5], определены направления подготовки (с присвоением квалификации (степени) «бакалавр» и «магистр») 030300 «Психология» и 050400 «Психолого-педагогическое образование». Отдельно Правительством Российской Федерации утвержден Перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист» [4], которым определены специальности 030301 «Психология служебной деятельности», 030401 «Клиническая психология» и 050407 «Педагогика и психология девиантного поведения».

Изучение содержания Стандартов по каждому из указанных направлений подготовки (специальностей) (таблица) показало, что Стандарты по направлениям подготовки «Психология» и «Психолого-педагогическое образование» (с присвоением квалификации (степени) «бакалавр» и «магистр») не содержат (за единичным исключением) положений, которые можно было бы отнести к юридической психологии, а специальности с присвоением квалификации (степени) «специалист» («Клиническая психология», «Психология служебной деятельности», «Педагогика и психология девиантного поведения») в том или ином объеме включают в себя такие положения.

С одной стороны, такое положение дел объясняется тем, что Стандарты по подготовке с присвоением квалификации (степени) «бакалавр» и «магистр» регламентированы в меньшей степени (например, не определяются профили Программ), чем по специальностям (как минимум, установлены названия специализаций, а по многим из них определены требования к структуре Программ, в том числе дан перечень учебных дисциплин). Безусловно, отсутствие, если можно так сказать, юридической психологии в Стандартах не лишает возможности ее включения в Программы высших учебных заведений (и это можно только рекомендовать и приветствовать).

С другой стороны, необходимо отметить, что в Стандартах всех трех существующих психологических (психолого-педагогических) специальностей («Клиническая психология», «Психология служебной деятельности», «Педагогика и психология девиантного поведения») имеют положения, относимые к юридической психологии. Элементы юридической психологии присутствует в девяти из пятнадцати специализаций трех указанных специальностей (в двух из четырех в «Психологии служебной деятельности», в четырех из шести в «Клинической психологии», в трех из пяти в «Педагогике и психологии девиантного поведения»), а в Стандартах «Клинической психологии» и «Педагогики и психологии девиантного поведения» такие элементы присутствуют и в базовой части профессионального цикла. Необходимо также отметить, что одно только название направления подготовки (специальность) 050407 «Педагогика и психология девиантного поведения» относит его к системе юридической психологии (элементы юридической психологии содержатся даже в базовой части гуманитарного и социального учебного цикла, а именно, требование к обучающемуся знать психолого-педагогические основы формирования антикоррупционного поведения).

Содержащиеся в Стандарте элементы юридической психологии по большей части относятся к тем или иным правонарушениям и их профилактике, работе с правонарушителями (например, пенитенциарная психология, судебно-психологическая экспертиза, психология отклоняющегося поведения, криминальная психология и т. д.), при этом отдельно необходимо отметить психологическую и психолого-педагогическую работу в сфере девиантного поведения, в том числе с детьми и подростками. Более обобщенные и, если можно так сказать, фундаментальные дисциплины, как, например, правовая психология (в том числе психология права − в специализации № 6 специальности «Клиническая психология») представлены менее широко, что объясняется тем, что другие, если можно так их назвать, прикладные дисциплины юридической психологии (уже названные криминальная психология, пенитенциарная психология и т. д.) более изучены, более разработаны, что, в свою очередь, объясняется запросом государства и общества именно на эти направления юридической психологии в нынешней социально-экономической ситуации. Однако видится верным изучение именно правовой психологии как приоритетного направления юридической психологии, особенно в части психологии правотворчества.

Направления подготовки (специальности) с присвоением квалификации (степени) «специалист» («Клиническая психология», «Психология служебной деятельности», «Педагогика и психология девиантного поведения») утверждены Правительством Российской Федерации, в отличие от направлений подготовки (специальностей) с присвоением квалификации (степени) «бакалавр» и «магистр» («Психология», «Психолого-педагогическое образование»), которые утверждены Министерством образования и науки Российской Федерации (то есть, грубо говоря, органом власти на одну ступень ниже), – это связано с тем, что при переходе на двухуровневую систему образования (бакалавр, магистр) при реализации в Российской Федерации так называемого Болонского процесса некоторые направления подготовки не могут быть эффективно представлены по такой схеме, что повлекло за собой сохранение программ специалитета (либо формирование новых таких программ). Выявленную в настоящей работе довольно широкую представленность юридической психологии именно в такой особой форме, как специалитет, можно истолковать  как подтверждение на государственном уровне важности и актуальности изучения юридической психологии и как науки, и как учебной дисциплины.

 


Таблица 1.

Результаты изучения содержания Стандартов (ФГОС) на предмет возможности

отнесения установленных требований к элементам системы юридической психологии

 

Федеральные образовательные стандарты (ФГОС)

Требования к результатам

освоения основных образовательных программ (ООП)

Требования к структуре основных образовательных программ (ООП)

1

030300 Психология (квалификация (степень) «бакалавр») [6]

 

Не выявлены

Не выявлены

2

030300 Психология (квалификация (степень) «магистр») [7]

Не выявлены

Не выявлены

3

030301 Психология служебной деятельности [12]

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК)

в специальной деятельности:

компетенции в области специальной деятельности определяются вузом с учетом специфики служебной деятельности специалиста:

Специализация № 1 «Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов»;

Специализация № 3 «Пенитенциарная психология»

1) Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения

С.3 Профессиональный цикл.

Специализация:

№ 1 «Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов»;

№ 3 «Пенитенциарная психология».

 

2) Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий.

С.3 Профессиональный цикл.

Юридическая психология (рекомендована)

4

030401 Клиническая психология [10]

 

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК)

экспертная деятельность:

умение квалифицированно проводить психологическое исследование в рамках различных видов экспертизы (судебно-психологической, военно-психологической, психолого-лингвистической, медико-психолого-социальной), анализировать его результаты, формулировать экспертное заключение, адекватное задачам экспертизы и запросам пользователя (ПК−16);

профессионально-специализированные компетенции:

Специализация № 3 «Патопсихологическая диагностика и психотерапия»:

способность и готовность к самостоятельному проведению психологических экспертиз и составлению заключений в соответствии с задачами экспертизы и нормативно-правовыми документами (ПСК−3.7).

Специализация № 6 «Клинико-социальная реабилитация и пенитенциарная психология»:

способность и готовность к разработке стратегий клинико-социальной реабилитации лиц, освободившихся из пенитенциарных учреждений (ПСК−6.7).

 

1) Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения

С.3 Профессиональный цикл.

В результате освоения базовой части цикла обучающийся должен:

уметь:

самостоятельно проводить психологическое экспертное исследование в различных областях клинико-психологической практики и составлять заключение эксперта в соответствии с нормативно-правовыми документами.

Специализация:

№ 3 «Патопсихологическая диагностика и психотерапия»:

с целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен:

знать:

теорию и методологию производства судебных экспертиз с участием психолога с учетом специфики предметных видов экспертиз в уголовном и гражданском процессах;

уметь:

самостоятельно проводить судебно-психологическое и экспертное исследование и составлять заключение эксперта в соответствии с нормативно-правовыми документами;

владеть:

способами организации судебно-психологической и комплексной психолого-психиатрической экспертизы в государственных лечебных, судебно-экспертных учреждениях и при производстве негосударственных (частных) экспертиз.

№ 6 «Клинико-социальная реабилитация и пенитенциарная психология»:

с целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен:

знать:

возрастные, гендерные и этнические факторы, влияющие на генез и структуру социальных девиаций.

 

2) Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий.

С.3 Профессиональный цикл.

Судебно-психологическая экспертиза;

Психология отклоняющегося поведения.

Специализация № 1 «Психологическое обеспечение в чрезвычайных и экстремальных ситуациях»:

Спецпрактикум - тренинг по работе с девиантными подростками

Специализация № 3 «Патопсихологическая диагностика и психотерапия»:

Криминальная психология;

Виктимология.

Специализация № 4 «Клинико-психологическая помощь ребенку и семье»:

Спецпрактикум - тренинг по работе с девиантными подростками.

№ 6 «Клинико-социальная реабилитация и пенитенциарная психология»:

Психология права;

Гендерная психология и девиантное поведение;

Пенитенциарная психология.

5

050400 Психолого-педагогическое образование

(квалификация (степень)

«бакалавр») [8]

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

В социально-педагогической деятельности (ПКСП):

способен к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся (ПКСП-2)

Не выявлены

6

050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр) [9]

Не выявлены

Не выявлены

7

050407 Педагогика и психология девиантного поведения [11]

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в области воспитательной (социально-педагогической) деятельности:

способность разрабатывать, реализовывать и оценивать эффективность программ, направленных на формирование нравственно-правовой устойчивости детей и подростков, предупреждение нарушений и отклонений в социальном и личностном статусе, рисков асоциального поведения (ПК−6);

в области диагностико-коррекционной деятельности:

способность выделять лиц группы риска, осуществлять психолого-педагогическую диагностику несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях или содержащихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением (ПК−9);

способность устанавливать причины отклоняющегося поведения личности, причины кризиса, в котором оказался ребенок (подросток), причины социального неблагополучия семьи, изучать личностные особенности и социально-бытовые условия жизни детей, семьи и социального окружения, выявлять позитивные и негативные влияния на ребенка (подростка), а также различного рода проблемы в развитии личности и межличностных взаимоотношениях (ПК−10);

способность осуществлять психолого-педагогическое консультирование, разрабатывать модели психолого-педагогической диагностики проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, разрабатывать, выбирать, реализовывать и оценивать эффективность форм, методов коррекционных мероприятий, программ психолого-педагогической помощи и поддержки лиц, склонных к девиантному поведению, социально-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, в том числе отбывающих наказание, их адаптации к среде пенитенциарного учреждения или специального учебно-воспитательного учреждения (ПК−11);

в области экспертно-консультационной деятельности:

способность осуществлять социально-педагогическую и психологическую экспертизы нормативных актов в части охраны прав и законных интересов детей и подростков, в том числе правил и норм охраны труда несовершеннолетних (ПК−31);

в области педагогической деятельности:

способность проводить правовое воспитание, формировать у детей и подростков правосознание, законопослушное поведение и правовую культуру (ПК−42);

Специализация № 3 "Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения":

способность разрабатывать программы развития правосознания, социальной компетентности, социально ответственного поведения, личностного развития в контексте профилактики девиантного поведения, а также коррекции первичных признаков такого поведения (ПСК−3.2);

способность применять развивающие программы, направленные на предупреждение отклоняющегося поведения, проводить психологическую консультативную работу с детьми, подростками и их семьями (ПСК-3.5);

способность проводить психологическую диагностику с целью выявления признаков отклоняющегося личностного развития, дезадаптации и девиантного поведения, их причин        (ПСК−3.6);

способность проводить психолого-педагогическую экспертизу личностного и социального развития детей, подростков и взрослых, профилактических программ и мероприятий, воспитательных мер, образовательной среды с позиций профилактики девиантного поведения детей и подростков (ПСК−3.8);

способность разрабатывать и использовать программы оказания психологической помощи осужденным и коррекции их девиантного поведения    (ПСК−3.10);

Специализация № 4 "Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска":

способность устанавливать основные признаки и виды девиантного поведения детей и подростков, факторы, условия и закономерности их развития (ПСК−4.2);

Специализация № 5 "Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением":

способность диагностировать и идентифицировать психосоциальные проблемы и отклонения психического, личностного и социального развития лиц с девиантным поведением (ПСК−5.1);

способность применять методы психодиагностики личностных и социальных отклонений у лиц с девиантным поведением (ПСК−5.3);

способность устанавливать контакт с лицами с девиантным поведением и вырабатывать у них мотивацию к сотрудничеству (ПСК−5.6);

способность использовать методы оценки риска рецидива девиантного поведения (ПСК−5.7);

способность планировать и реализовать программы групповой и индивидуальной психолого-педагогической коррекции и реабилитации лиц с девиантным поведением с учетом их личностных особенностей, этнокультуральной специфики, вида девиаций и организационно-ведомственного контекста работы (ПСК−5.8).

 

1) Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения

С.1 Гуманитарный и социальный цикл.

В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:

знать:

этические и психолого-педагогические основы формирования антикоррупционного поведения.

С.3 Профессиональный цикл

В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:

знать:

теоретические и методические основы, приемы, техники, технологии психопрофилактики, психолого-педагогического консультирования, диагностики и коррекции, психолого-педагогической помощи и реабилитации лиц с отклоняющимся поведением;

уметь:

реализовывать программы и технологии, направленные на предупреждение нарушений и отклонений в социальном и личностном статусе детей и подростков, рисков асоциального поведения, программы интеллектуальной и эмоциональной  сферах;

планировать и реализовывать профилактические меры, включая индивидуально-профилактическую работу по предупреждению детской беспризорности, безнадзорности, девиантного поведения несовершеннолетних;

осуществлять социально-педагогическую и психологическую экспертизы нормативных правовых актов в части охраны прав и законных интересов детей и подростков, в том числе правил и норм охраны труда несовершеннолетних;

владеть:

навыками психодиагностической и психокоррекционной работы с лицами, склонными к девиантному поведению;

Специализация № 3 «Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения»:

С целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен:

знать:

концептуальные основы процесса социализации, развития правосознания и социально ответственного поведения, воспитания социально зрелой личности;

теоретические принципы психолого-педагогической профилактики девиантного поведения;

принципы и методы психолого-педагогической экспертизы личностного и социального развития детей и подростков, профилактических программ и мероприятий, воспитательных мер, образовательной среды с позиций профилактики девиантного поведения детей и подростков;

уметь:

проводить психологическую диагностику с целью выявления признаков отклоняющегося личностного развития, дезадаптации и девиантного поведения, их причин;

разрабатывать программы развития правосознания, социальной компетентности, социально ответственного и толерантного поведения, личностного развития в контексте профилактики девиантного поведения, а также коррекции первичных признаков такого поведения;

осуществлять развивающие программы, направленные на предупреждение отклоняющегося поведения, проводить психологическую консультативную работу с детьми, подростками и их семьями;

проводить психолого-педагогическую экспертизу личностного и социального развития детей и подростков, профилактических программ и мероприятий, воспитательных мер, образовательной среды с позиций профилактики девиантного поведения детей и подростков;

владеть:

методологией и методами диагностики нормального и отклоняющегося развития для определения психологических проблем и зоны ближайшего развития детей и подростков в контексте профилактики девиантного поведения.

Специализация № 5 «Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением»:

С целью получения данной специализации при изучении базовой части цикла обучающийся должен:

знать:

концептуальные основы процесса социализации, социореадаптации, развития и коррекции правосознания и социально ответственного поведения, воспитания и реинтеграции социально дезадаптированной личности;

типологию девиантного и криминального поведения;

концептуальные принципы и методы оценки риска девиантного поведения у взрослых;

принципы и методы психолого-педагогической работы с персоналом коррекционных учреждений лиц с девиантным поведением;

уметь:

устанавливать контакт с лицам с девиантным поведением и вырабатывать у них мотивацию к сотрудничеству;

использовать методы психологической диагностики личностных деформаций и социальных отклонений у лиц с девиантным поведением;

использовать методы оценки риска рецидива девиантного поведения;

планировать и реализовывать программы групповой и индивидуальной психолого-педагогической коррекции и реабилитации лиц с девиантным поведением с учетом их личностных особенностей, этнокультурной специфики, вида девиаций и организационно-ведомственного контекста работы;

владеть:

методологией и методами психологической диагностики для идентификации психосоциальных проблем и отклонений психического, личностного и социального развития лиц с девиантным поведением;

методологией и методами разработки и реализации групповых и индивидуальных программ психолого-педагогической коррекции и реабилитации лиц с девиантным поведением;

методами мониторинга и оценки эффективности программ психолого-педагогической коррекции и реабилитации лиц с девиантным поведением.

 

2) Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий.

С.3 Профессиональный цикл

Базовая часть

Психология девиантного поведения.

Специализация № 3 «Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения»:

Психолого-педагогические исследования в области профилактики девиантного поведения;

Методы психолого-педагогической профилактики девиантного поведения у детей и подростков;

Правовая психология;

Превентивная психология;

Ювенальная юридическая психология;

Развитие правосознания у детей и подростков.

Специализация № 4 «Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска»:

Психолого-педагогические исследования групп риска девиантного поведения;

Превентивная психология;

Криминальная психология;

Ювенальная юридическая психология;

Психология виктимного поведения;

Психолого-педагогическая помощь детям и семьям, находящимся в сложной жизненной и юридически значимой ситуации.

Специализация № 5 «Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением»:

Психолого-педагогические исследования групп риска девиантного поведения;

Превентивная психология;

Криминальная психология;

Судебная психология;

Пенитенциарная психология;

Методы оценки риска девиантного поведения;

Методы психолого-педагогической коррекции и реабилитации лиц с девиантным поведением;

Психолого-педагогическое обеспечение работы с персоналом учреждений для лиц с девиантным поведением;

Педагог-психолог в системе коррекции и реабилитации лиц с девиантным поведением

Литература

  1. Дозорцева Е. Г. Юридическая психология и психологическое образование // Юридическая психология.− 2009.− № 3.
  2. Журавель Е. Г. Анализ этапов исторического развития юридической психологии // Юридическая психология.− 2008.−№ 4.
  3. Паспорта научных специальностей, разработанные экспертными советами Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации в связи с утверждением приказом Министерства от 25.02.2009 № 59 Номенклатуры специальностей научных работников (19.00.06 Юридическая психология) http://mon.gov.ru/work/nti/dok/vak/11.01.18-pasporta.pdf
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 № 1136 «Об утверждении Перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, по которым установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры), и Перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист» (с последующими изменениями).
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.09.2009 № 337 «Об утверждении перечней направлений подготовки высшего профессионального образования» (с последующими изменениями).
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.12.2009 № 759 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 Психология (квалификация (степень) «бакалавр»)» (с последующими изменениями).
  7. Приказ Министерства образования от 22.12.2009 № 797 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 Психология (квалификация (степень) «магистр»)» (с последующими изменениями).
  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.03.2010 № 200 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»)» (с последующими изменениями).
  9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.04.2010 № 376 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр»)» (с последующими изменениями).
  10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 № 2057 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 030401 Клиническая психология (квалификация (степень) «специалист»)» (с последующими изменениями).
  11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 № 2062 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 050407 Педагогика и психология девиантного поведения (квалификация (степень) «специалист»)» (с последующими изменениями).
  12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.01.2011 № 67 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 030301 Психология служебной деятельности (квалификация (степень) «специалист»)» (с последующими изменениями).

Информация об авторах

Егоров Игорь Александрович, начальник отдела по работе с персоналом, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1229-2955, e-mail: egorovia@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4161
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 984
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1