Включен в Web of Science СС (ESCI)
Психология и право Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (online): 2222-5196 DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2010 года Периодичность: 4 номера в год Формат: сетевое издание Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психология и право Юридическая психология и федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения * 1132Егоров И.А. Полный текст
Целью настоящей работы является изучение становления юридической психологии как элемента высшего профессионального образования. Впервые в нашей стране юридическая психология была включена в юридическое образование после принятия в 1964 году ЦК КПСС постановления «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране», проведения Всесоюзной конференции по судебной психологии в 1971 году и Всесоюзной конференции по юридической психологии в 1986 году [2]. В 2000 году были утверждены государственные образовательные стандарты по специальностям «Психология», «Клиническая психология», «Специальная психология», а также два государственных образовательных стандарта по направлению «Психология» (с присвоением степени (квалификации) «бакалавр психологии» и «магистр психологии»), лишь в государственном стандарте по направлению «Психология» (с присвоением степени (квалификации) «магистр психологии») в перечне аннотированных магистерских программ определена программа «Юридическая психология», при этом во многих высших учебных заведениях Российской Федерации была введена специализация по юридической психологии в структуре специальности «Психология» [1]. В целях выяснения представленности юридической психологии в современном психологическом образовании были исследованы действующие федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС, далее − Стандарты) по психологическим и психолого-педагогическим направлениям подготовки (специальностям) путем изучения требований к результатам освоения основных образовательных программ (ООП, далее − Программы) и требований к структуре Программ на предмет возможности отнесения установленных требований к элементам системы юридической психологии. При этом выделялись только те компетенции и результаты освоения учебных циклов, которые относились бы именно к юридической психологии, а не к более обобщенным категориям, даже если в их составе могут содержаться элементы юридической психологии. Ввиду того, что юридическая психология «междисциплинарна» не только как наука (дисциплина), находящаяся на стыке психологии и права, но и в рамках самой психологии, в данной работе к содержанию юридической психологии, используемому при изучении Стандартов, отнесена разработка проблем, связанных с психологией отношений, складывающихся в правоприменительной, правоисполнительной и законотворческой деятельности, взаимоотношений участников в уголовном, гражданском процессе, а также мотивации, стимулирования и совершенствования деятельности специалистов в области правоохраны и законотворчества, общественных организаций и граждан в обеспечении правопорядка [3]. Перечнями направлений подготовки высшего профессионального образования, утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации [5], определены направления подготовки (с присвоением квалификации (степени) «бакалавр» и «магистр») 030300 «Психология» и 050400 «Психолого-педагогическое образование». Отдельно Правительством Российской Федерации утвержден Перечень направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист» [4], которым определены специальности 030301 «Психология служебной деятельности», 030401 «Клиническая психология» и 050407 «Педагогика и психология девиантного поведения». Изучение содержания Стандартов по каждому из указанных направлений подготовки (специальностей) (таблица) показало, что Стандарты по направлениям подготовки «Психология» и «Психолого-педагогическое образование» (с присвоением квалификации (степени) «бакалавр» и «магистр») не содержат (за единичным исключением) положений, которые можно было бы отнести к юридической психологии, а специальности с присвоением квалификации (степени) «специалист» («Клиническая психология», «Психология служебной деятельности», «Педагогика и психология девиантного поведения») в том или ином объеме включают в себя такие положения. С одной стороны, такое положение дел объясняется тем, что Стандарты по подготовке с присвоением квалификации (степени) «бакалавр» и «магистр» регламентированы в меньшей степени (например, не определяются профили Программ), чем по специальностям (как минимум, установлены названия специализаций, а по многим из них определены требования к структуре Программ, в том числе дан перечень учебных дисциплин). Безусловно, отсутствие, если можно так сказать, юридической психологии в Стандартах не лишает возможности ее включения в Программы высших учебных заведений (и это можно только рекомендовать и приветствовать). С другой стороны, необходимо отметить, что в Стандартах всех трех существующих психологических (психолого-педагогических) специальностей («Клиническая психология», «Психология служебной деятельности», «Педагогика и психология девиантного поведения») имеют положения, относимые к юридической психологии. Элементы юридической психологии присутствует в девяти из пятнадцати специализаций трех указанных специальностей (в двух из четырех в «Психологии служебной деятельности», в четырех из шести в «Клинической психологии», в трех из пяти в «Педагогике и психологии девиантного поведения»), а в Стандартах «Клинической психологии» и «Педагогики и психологии девиантного поведения» такие элементы присутствуют и в базовой части профессионального цикла. Необходимо также отметить, что одно только название направления подготовки (специальность) 050407 «Педагогика и психология девиантного поведения» относит его к системе юридической психологии (элементы юридической психологии содержатся даже в базовой части гуманитарного и социального учебного цикла, а именно, требование к обучающемуся знать психолого-педагогические основы формирования антикоррупционного поведения). Содержащиеся в Стандарте элементы юридической психологии по большей части относятся к тем или иным правонарушениям и их профилактике, работе с правонарушителями (например, пенитенциарная психология, судебно-психологическая экспертиза, психология отклоняющегося поведения, криминальная психология и т. д.), при этом отдельно необходимо отметить психологическую и психолого-педагогическую работу в сфере девиантного поведения, в том числе с детьми и подростками. Более обобщенные и, если можно так сказать, фундаментальные дисциплины, как, например, правовая психология (в том числе психология права − в специализации № 6 специальности «Клиническая психология») представлены менее широко, что объясняется тем, что другие, если можно так их назвать, прикладные дисциплины юридической психологии (уже названные криминальная психология, пенитенциарная психология и т. д.) более изучены, более разработаны, что, в свою очередь, объясняется запросом государства и общества именно на эти направления юридической психологии в нынешней социально-экономической ситуации. Однако видится верным изучение именно правовой психологии как приоритетного направления юридической психологии, особенно в части психологии правотворчества. Направления подготовки (специальности) с присвоением квалификации (степени) «специалист» («Клиническая психология», «Психология служебной деятельности», «Педагогика и психология девиантного поведения») утверждены Правительством Российской Федерации, в отличие от направлений подготовки (специальностей) с присвоением квалификации (степени) «бакалавр» и «магистр» («Психология», «Психолого-педагогическое образование»), которые утверждены Министерством образования и науки Российской Федерации (то есть, грубо говоря, органом власти на одну ступень ниже), – это связано с тем, что при переходе на двухуровневую систему образования (бакалавр, магистр) при реализации в Российской Федерации так называемого Болонского процесса некоторые направления подготовки не могут быть эффективно представлены по такой схеме, что повлекло за собой сохранение программ специалитета (либо формирование новых таких программ). Выявленную в настоящей работе довольно широкую представленность юридической психологии именно в такой особой форме, как специалитет, можно истолковать как подтверждение на государственном уровне важности и актуальности изучения юридической психологии и как науки, и как учебной дисциплины.
Таблица 1. Результаты изучения содержания Стандартов (ФГОС) на предмет возможности отнесения установленных требований к элементам системы юридической психологии
Литература
Статьи по теме
Дорожкина М.А., Зайцева Т.А., Цао Ч. Юридическая психология | Москвитина М.М., Бовин Б.Г. |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|