Отсроченные последствия пережитого домашнего насилия у женщин и девочек*

4132

Аннотация

Статья посвящена теоретическому анализу последствий домашнего насилия в отношении женщин и девочек. В первой части работы со ссылками на научные источники и статистические сведения обосновывается актуальность и практическая значимость изучения данной проблемы. Описаны социодемографические и психологические особенности семей, в которых применяются различные виды насилия. Дается обзор отечественных и зарубежных подходов и исследований, в фокусе которых находятся клинические, психологические и социальные последствия перенесенного домашнего насилия. Выявлены особенности проявления, факторы и динамика отсроченных последствий внутрисемейного насилия у женщин и девочек. Показано многообразие возникающих посттравматических реакций. Делается вывод о высокой латентности преступлений внутри семьи и трудностях выявления последствий данного вида правонарушений. Указывается на необходимость междисциплинарного сотрудничества для повышения эффективности профилактики и реабилитации жертв внутрисемейного насилия.

Общая информация

* Исследование поддержано проектом РФФИ №16-06-00314

Ключевые слова: внутрисемейное насилие, сексуальное насилие, домашнее насилие, партнерское насилие, женщины-жертвы, девочки-жертвы

Рубрика издания: Юридическая психология детства

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2017070309

Финансирование. Исследование поддержано проектом РФФИ №16-06-00314

Для цитаты: Качаева М.А., Дозорцева Е.Г., Борисенко Е.В. Отсроченные последствия пережитого домашнего насилия у женщин и девочек [Электронный ресурс] // Психология и право. 2017. Том 7. № 3. С. 110–126. DOI: 10.17759/psylaw.2017070309

Полный текст

Введение

Домашнее или внутрисемейное насилие это отклоняющееся поведение включающее насилие или злоупотребление, применяемое одним членом семьи в отношении другого (в официальном браке или партнерстве). К нему относят насилие внутри пары, насилие над детьми со стороны взрослых, насилие среди детей. Домашнее насилие может включать, помимо физической и сексуальной агрессии, психологическое и экономическое давление. В современной России внутрисемейное насилие становится одной из самых распространенных форм криминального поведения. По данным Министерства внутренних дел РФ, 40% всех насильственных преступлений совершаются в семье. При этом наблюдается выраженный гендерный характер насилия. Около 70% жертв преступных посягательств в интимных или семейных отношениях – женщины и девочки. По результатам опроса Росстата, проведенного в 2013 г., почти 80% женщин хоть раз в жизни сталкивалось с проявлениями психологического насилия со стороны мужа, а каждая пятая опрошенная страдала от физической агрессии, при этом за медицинской или правовой помощью обратилось только 12%. Начиная с 2014 г., отмечается увеличение числа несовершеннолетних жертв криминального насилия. За период 2012–2015 гг. почти в 2 раза увеличилось количество преступлений против половой неприкосновенности детей и подростков. Из почти 11 тысяч потерпевших 690 несовершеннолетних пострадало от сексуальных действий со стороны близких и членов семей [Бастрыкин, 2017]. Кроме негативного влияния, оказываемого на актуальное состояние потерпевших, домашнее насилие имеет долгосрочные медицинские и социоэкономические последствия.

Социодемографические и психологические характеристики семей, в которых применяется домашнее насилие

Изучение семей, в которых женщины и девочки подвергаются различным видам криминального насилия, показывает, что существуют общие социодемографические и психологические характеристики, способствующие возникновению ситуации применения противоправных действий. Психологические особенности семей, применяющих в отношении своих детей жестокое обращение, характеризуются высоким уровнем супружеской конфликтности и низкой педагогической компетентностью. Родители, проявляющие криминальную агрессию, импульсивны, страдают различными видами психических расстройств, ранее сами подвергались жесткому обращению. К социодемографическим характеристикам можно отнести: низкий социальный статус семьи, нахождение одного из родителей в местах лишения свободы, статус беженцев, безработицу обоих или одного из родителей, отсутствие одного из родителей или наличие отчима/мачехи, зависимость одного из членов семьи от употребления ПАВ [Алексеева, 2010; Здравомыслова, 2000; Banyard, 1999; Finkelhor, 2007; Paradise, 1994; Ray, 1991].

Ситуацию применения домашнего насилия можно рассматривать как глубокое нарушение функционирования всей семейной системы [Абрамов, 2005; Alexander, 1987; Cyr M, Wright, 2002]. Подобная дисфункциональность выступает как единственно доступный способ поддержания семьей ее существования, сохранения целостности и предотвращения распада. Внутрисемейное насилие осуществляет стабилизирующую (снижение напряжения и сохранение семьи) и контролирующую (доминирование и контроль одного члена семьи над другим) функции. Домашнее насилие в большом числе случаев наблюдается в семьях с очень жесткими внешними границами и внутрисемейным слиянием [Григович, 2012; Зырина, 2009; Синягина, 2003; Cigno, 1995; Felitti, 1998].

Клинико-психологические последствия домашнего насилия в отношении женщин и девочек

Изучение особенностей и последствий взаимодействия жертвы и насильника проводилось в основном в рамках виктимологических исследований.

В 1979 г. исследователем L. Walker была разработана теория «цикла насилия», объясняющая возникновение и динамику насилия в партнерских отношениях. Теория «цикла насилия» включает несколько этапов.

1. Эскалация конфликта. На этом этапе можно наблюдать отдельные приступы раздражительности и агрессии в вербальной форме. Жертва старается оправдать поведение насильника и всячески задобрить его. Насильник объясняет свое поведение тем, что жертва сама его провоцирует.

2. Насильственный инцидент. Агрессия приобретает открытые формы. Физическое и сексуальное насилие сопровождается обвинениями, угрозами, яростью и вспышками гнева.

3. Примирение. Конфликт затухает, и на этом этапе насильник испытывает подобие вины.

4. «Медовый месяц». Отношения насильника и жертвы возвращаются к первоначальным. Поведение агрессора становится заботливым и нежным, жертва, в свою очередь, забывает о насилии и надеется, что цикл не повторится.

Повторение всех четырех этапов становится закономерностью взаимоотношений жертвы и насильника, с течением времени применяемые агрессивные действия становятся все более интенсивными и повторяются через все более короткие промежутки времени [Walker, 1979].

B.A. Van der Kolk (1996) указывает на то, что пережившие насилие и пренебрежение женщины и девочки склонны к формированию так называемой травматической привязанности к своим обидчикам. Именно травматическая привязанность является причиной, по которой жертвы склонны искать оправдание своим обидчикам и редко обращаются за помощью [Van der Kolk, 1996].

Изучение особенностей взаимодействия жертвы с агрессором проходит в рамках виктимологических исследований. Выделяют виктимность как личностную черту и виктимное поведение как приобретенную характеристику. Как отечественные, так и зарубежные авторы указывают на то, что риск повторно подвергнуться сексуальному насилию в два раза выше для людей ставших жертвами сексуального насилия в детском возрасте [Малкина-Пых, 2006; Морозова, 1999; Морозова, 1995; Kendall-Tackett, 1993; Simon, 2010; Tsai, 1978].

Не все жертвы жестокого обращения, демонстрируют какие-либо последствия пережитого. Примерно у одной трети потерпевших не отмечается отсроченных психологических последствий. На процесс адаптации и совладания влияют как внутренние, личностные, характеристики, так и характеристики среды [Бадмаева, 2009; Ковалев, 1979; Цыганков, 2006; Шигашов, 2010; Claussen, 1991; Herrenkohl, 1994; Putnam, 2003; Ray, 1991].

При этом сексуальное насилие, перенесенное в детстве называют основным неспецифичным фактором риска для возникновения психопатологии. Среди женщин с пограничным личностным расстройством 67% имели опыт жестокого обращения в детстве [Ильина, 2000; Марголина, 2002; Garnefski; Mannarino, 1989].

При выявлении и описании развивающихся вследствие пережитого сексуального насилия психических расстройств чаще всего используют динамический подход, при котором прослеживается этапность в их формировании. В криминальной ситуации у большинства потерпевших возникает острая реакция на стресс (F43.0); в посткриминальной и следственной ситуациях наиболее часто – депрессивные реакции (F43.2), фобические тревожные расстройства (F40), посттравматическое стрессовое расстройство (F43.1), смешанное расстройство эмоций и поведения (F43.25) [Бадмаева, 2003; Бадмаева, 2014; Гурьева, 1990; Макушкин, 2013]. По разным данным, дети, пережившие жестокое обращение, длящееся больше года, от 20 до 73% случаев страдали посттравматическим личностным расстройством [Психология посттравматического стресса, 2007; Тарабрина, 2001; Шостакович, 1977; Alexander, 2000; Helzer, 1987].

Все психологические последствия криминального насилия можно разделить на непосредственные (ближайшие) и отсроченные.

К непосредственным психологическим последствиям относят следующие явления: чувства страха, изоляции, гнева, вины и стыда, ощущение предательства. Жертва может брать ответственность за ситуацию насилия на себя.

К отсроченным последствиям относятся следующие феномены

  • Депрессия, тревога, нарушения сна.
  • Низкая самооценка.
  • Чувство собственной «испорченности», т. е. негативный образ тела из-за переживаемого чувства вины (особенно при телесных повреждениях, физической боли, соматических заболеваниях).
  • Чувственная диссоциация.
  • Социальная изоляция.
  • Проблемы во взаимоотношениях, такие как невозможность установления доверительных отношений, низкие социальные навыки, закрытость в общении.
  • Саморазрушающее поведение, такое как употребление психоактивных веществ или попытки самоубийства.
  • Проблемы в сексуальной сфере, такие как ранняя сексуализация, страх перед сексом или близостью, беспорядочные половые связи и т. д.
  • Преобладающие чувства гнева, вины или потерянности.
  • Флэшбэки или/и панические атаки [7; 8; 13; 20; 21; 32; 33; 34; 46;48].

В последнее время можно наблюдать интерес исследователей к проблеме влияния пережитого насилия и злоупотребления на когнитивные способности потерпевших. Масштабное исследование, включающее обследование как несовершеннолетних, так и взрослых испытуемых, имеющих опыт неблагоприятного детства, показало, что любой вид насилия действует как триггер, запускающий изменения в физиологических и нейробиологических процессах и приводящий к стойким нарушениям в структурах мозга. Для взрослых, которые в детстве были жертвами длительного жестокого обращения, характерен значительно меньший объем серого вещества мозга, а вследствие этого когнитивный и аффективный дефект [Lim, 2014]. В ходе исследований, посвященных гендерным различиям в психофиологических реакциях на стресссовые события, проведенных в Стэнфордском Университете США, было обнаружено, что у девочек с диагностированным посттравматическим стрессовым расстройством, по сравнению с мальчиками с тем же диагнозом и здоровыми девочками, объем передней островковой круговой борозды меньше и по объему, и по площади [Klabunde, 2016]. K.J. Agnew-Blais и A. Danese (2016) в своем исследовании подтвердили результаты предыдущих исследований, свидетельствующих о том, что детский опыт внутрисемейного насилия влияет на нейробиологические процессы в мозге; помимо этого, они провели зависимость между этими изменениями, развитием биполярного аффективного расстройства и суицидальным поведением [Agnew-Blais, 2016].

Исследования взрослых испытуемых, перенесших насилие в детском и подростковом возрасте, показали, что в будущем для них характерны проблемы с обучением, низкий социально-экономический статус и отсутствие работы, ревиктимизация, проблемы с воспитанием собственных детей [Дозорцева, 2007; Качаева, 2009; Мастерс, 1998; Simpson, 2002; Ullman, 2002; Zielinski, 2009]. Жесткое обращение, пережитое в детстве, как со стороны членов семьи, так и сверстников, является прогностическим фактором проявления насилия бывшей жертвы по отношению к своему партнеру или детям. Среди правонарушителей-рецидивистов также высок процент людей, подвергшихся насилию или жестокому обращению [Дозорцева, 2003; Защита детей от, 2004; Качаева, 2011; Целуйко, 2003; Russel, 1983; Hooper, 2004; Kempe, 1962; Kempe, 1983; Steel, 1968].

Заключение

Можно заключить, что внутрисемейное или домашнее насилие, без сомнения, является травматическим событием, которое может вызвать негативные психологические реакции, психогенные состояния, а в особо тяжких случаях приводит к аномальному развитию личности. Очевидно, что наиболее полный и глубокий анализ психического состояния жертвы возможен только с привлечением ряда специалистов: психиатров, психологов, сексологов, врачей общего профиля.

Развитие новых методов и критериев диагностики и экспертной оценки последствий пережитого домашнего насилия имеет значение для решения вопросов, возникающих в рамках судебно-следственных действий, для реабилитации пострадавших, а также для профилактики ревиктимизации жертв преступных посягательств.

Литература

  1. Абрамов Н.К. Семья и проблемы «внутрисемейной» жестокости // Агрессия и жестокость. СПб.: Питер, 2005. С. 104–109.
  2. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. 2-е изд. М.: Генезис, 2010. 272 с.
  3. Бадмаева В.Д. Клиника и судебно-психиатрическое значение психогенных расстройств у детей и подростков – жертв сексуального насилия: дисс. …канд. мед. наук. М., 2003. 266 с.
  4. Бадмаева В.Д. Последствия сексуального насилия у детей и подростков // Журнал неврологии и психиатрии имени С.С. Корсакова. 2009. Т. 109. № 12. С. 34–37.
  5. Бадмаева В.Д., Дозорцева Е.Г., Чибисова И.А., Нуцкова Е.В. Психические расстройства у детей и подростков, возникающие в результате преступлений сексуального характера (клинические и клинико-психологические аспекты) // Российский психиатрический журнал. 2014. № 3. С. 33–40.
  6. Бастрыкин А.И. Преступления против несовершеннолетних в интернет-пространстве: к вопросу о виктимологической профилактике и уголовно-правовой оценке // Всероссийский криминологический журнал. 2017. Т. 11. № 1. С. 5–12.
  7. Васильченко Г.С. Общая сексопатология. М.: Медицина, 1977. 488 с.
  8. Гаямова С.Ю. Особенности самосознания подростков, подвергающихся жестокому обращению в семье: дисс. …канд. психол. наук. М., 2012. 200 с.
  9. Григович И.Н. Синдром жестокого обращения с ребенком. Диагностика. Помощь. Предупреждение. М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2012. 184 с.
  10. Гурьева В.А., Морозова Н.Б. Острые аффективные реакции у несовершеннолетних с психогенным развитием личности (клиника, диагностика, судебно-психиатрическая оценка): метод.рекомендации. М.: ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, 1990. 16 с.
  11. Дозорцева Е.Г. Соматическая психотерапия травмы у девиантных девочек-подростков // Московский психотерапевтический журнал. 2003. № 1. С. 81–91.
  12. Дозорцева Е.Г. Психологическая травма у подростков с проблемами в поведении. Диагностика и коррекция. М.: Генезис, 2007. 128 с.
  13. Дозорцева Е.Г. Психическая травма и социальное функционирование девочек-подростков с делинквентным поведением // Российский психиатрических журнал. 2006. № 4. С.12–16.
  14. Защита детей от насилия и жестокого обращения: рабочая книга / Под ред. Е.Н. Волковой, Т.Н. Балашовой. Н. Новгород: Изд-во ООО «Папирус», 2004. 165 с.
  15. Здравомыслова Е.М. Насилие в семье и кризис традиционной концепции воспитания // Человек и семья: Мат-лы науч.-практич. конф. М.: Социальная педагогика , 2000. С. 18–25.
  16. Зырина А.И., Индейкина Т.Л. Предотвращение жестокого обращения с детьми в семье: метод. пособие. Пермь: Ресурс, 2009. 109 с.
  17. Ильина С.В. Эмоциональный опыт насилия и пограничная личностная организация при расстройствах личности: дис… канд. психол. наук. М., 2000. 241 с.
  18. Качаева М.М., Дозорцева Е.Г., Качнова Н.А., Русина В.В. Особенности психических расстройств и психологических проблем у осужденных девочек-подростков, перенесших насилие и совершивших агрессивные правонарушения // Судебная психиатрия. Пенитенциарная психиатрия и психология. Вып.6 / Под ред. Т.Б. Дмитриевой. М.: ФГУ «ГНЦ ССП Росздрава», 2009. С.123–137.
  19. Качаева М.М., Русина В.В., Сатьянова Л.С. Клинико-социальные факторы риска и судебно-психиатрическая оценка психического состояния женщин, жестоко обращавшихся со своими детьми («избивающие матери») // Российский психиатрический журнал. 2011. № 2. С. 25–30.
  20. Каюда Г.П., Луковцева З.В., Гаямова С.Ю. Жестокое обращение с несовершеннолетними: идентификация и оценка психологических последствий: метод. пособие. М.: Спутник+, 2007. 49 с.
  21. Каменсков М.Ю., Бадмаева В.Д., Дозорцева Е.Г., Чибисова И.А., Нуцкова Е.В. Комплексная оценка тяжести вреда здоровью потерпевших: современное состояние проблемы // Российский психиатрический журнал. 2015. № 3. С. 4–12.
  22. Ковалев В.В. Психиатрия детского и подросткового возраста. М.: Медицина. 1979. 608 с.
  23. Макушкин Е.В., Бадмаева В.Д., Дозорцева Е.Г., Ошевский Д.С., Чибисова И.А., Нуцкова Е.В. Комплексная психолого-психиатрическая оценка психического состояния и основы социально-медицинского сопровождения детей, пострадавших от сексуального насилия: метод. рекомендации // Психическое здоровье. 2013.Т. 11. № 10 (89). С. 3–10.
  24. Малкина-Пых И.Г. Психология поведения жертвы. М.: Эксмо, 2006. 1008 с.
  25. Марголина И.А., Проселкова М.Е., Козловская Г.В. Психические нарушения у детей раннего возраста, подвергшихся жестокому обращению // Журн. неврологии и психиатрии имени С.С. Корсакова. 2002. Т. 102. № 5. С. 54–56.
  26. Мастерс У., Джонсон В., Колодни Р. Основы сексологии. М.: Мир, 1998. 721 с.
  27. Морозова Н.Б. Психические расстройства у несовершеннолетних – жертв сексуального насилия (клиника, возрастные особенности, судебно-психиатрическое значение): дисс. … д-ра. мед. наук. М., 1999. 339 с.
  28. Морозова М.В. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза способности малолетних и несовершеннолетних давать показания (Психол. аспект): дисс. … канд. психол. наук. М., 1995. 205 с.
  29. Психология посттравматического стресса. Ч. 1. Теория и методы. Практическое руководство / Под ред. Н.В. Тарабриной. М.: Когито-Центр, 2007. 208 с.
  30. Синягина Н.Ю. Жестокость в современных семьях // Беспризорник. 2003. № 2. С. 21–24.
  31. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб.: Питер, 2001. 272 с.
  32. Ткаченко А.А., Дворянчиков Н.В., Догадина М.А. Онтогенетические механизмы формирования способности к восприятию гендерных качеств у несовершеннолетних жертв сексуального насилия // Российский Психиатрический Журнал. 1999. № 2. С. 13–18.
  33. Трубицина Л.В. Процесс травмы. М.: Смысл, 2005. 218 с.
  34. Фурманов И.А., Фурманова Н.В. Психология депривированного ребенка. М.: ВЛАДОС, 2004. 319 с.
  35. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей. М.: Владос, 2003. 272 с.
  36. Цыганков Б.Д., Тюнева А.И., Былим А.И. Психические расстройства у жертв насилия и их медико-психологическая коррекция. М.: Медицина, 2006. 174 с.
  37. Шигашов Д.Ю. Реабилитация детей и подростков, пострадавших от сексуального насилия. СПб.: Наука и техника, 2010. 240 с.
  38. Шостакович Б.В., Парфентьева О.В. Судебно-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних потерпевших: метод. рекомендации. М.: ГНЦ ССП им. В.П. Сербского, 1977. 15с.
  39. Agnew-Blais J., Danese A. Childhood maltreatment and unfavorable clinical outcomes in bipolar disorder: a systematic review and meta-analysis // The Lancet Psychiatry. 2016. Vol. 3. P. 342–349.
  40. Alexander P.C., Teti L., Anderson C.L. Childhood sexual abuse history and role reversal in parenting // Child Abuse Negl. 2000. Vol. 24. P. 829–38.
  41. Alexander P.C. and Lupfer S.L. Family characteristics and long-term consequences associated with sexual abuse // Archives of Sexual Behavior. 1987. Vol. 16. P. 235–245.
  42. Banyard V. Childhood maltreatment and the mental health of low-income women //American Journal of Orthopsychiatry. 1999. Vol. 69. P. 161–171.
  43. Cigno K. Helping to prevent abuse: A behavioval approach with families // V European Conference on Child Abuse and Neglect. 1995. P. 14.
  44. Cyr M, Wright J, McDuff P, Perron A. Intrafamilial sexual abuse: brother-sister incest does not differ from father-daughter and stepfather-stepdaughter incest // Child Abuse and Neglect. 2002. Vol. 26 (9). 957–73.
  45. Claussen A.H., Crittenden P.M. Physical and psychological maltreatment: Relations among types of maltreatment // Child Abuse and Neglect. 1991. Vol. 15. № 1/2. P. 5–18.
  46. Everson M., Hunter W., Runyon D., Edelsohn G. and Coulter M. Maternal support following disclosure of incest //American Journal of Otheropsychiatry. 1989. Vol. 59 (2). P. 197–207.
  47. Felitti V.J., Anda R.F., Nordenberg D., Williamson D.F., Spitz A.M., Edwards V. et al. Relationship of childhood abuse and household dysfunction to many of the leading cause of death in adults: The adverse childhood experiences (ACE) study // American Journal of Preventive Medicine. 1998. Vol. 14(4). P. 245–258.
  48. Finkelhor D. Early and long-term effects of child sexual abuse: An update // Professional psychology. 1990. Vol. 21. P. 325–330.
  49. Finkelhor D., Ormrod R. et al. Re-victimization patterns in a national longitudinal sample of children and youth. //Child Abuse and Neglect. 2007. Vol. 31. P. 479-502.
  50. Garnefski, N., & Diekstra, R. F. (1997). Child sexual abuse and emotional and behavioral problems in adolescence: Gender differences. Journal of American Academy of Child & Adolescent Psychiatry, 36 , 323-9.
  51. Helzer J.E., Robins L.N., McEvoy L. Postraumatic stress disorder in the general population // New England Journal of Medicine. 1987. V. 317. P. 1630-1634.
  52. Herrenkohl E., Herrenkohl R. and Egolf B. Resilient early school-age children from maltreating homes: Outcomes in late adolescence // American Journal of Orthopsychiatry. 1994. Vol. 64 (2). P.301–309.
  53. Hooper C.A., Koprowska J. The vulnerabilities of children whose parents have been sexually abused in childhood – towards a new framework // British Journal of Social Work. 2004. Vol. 34. P. 65–180.
  54. Kempe C.H. et al. The Battered Child Syndrome // Journal of the American Medical Association. 1962. Vol. 181. P. 17–24.
  55. Kempe R., Kempe C.H. The common secret: sexual abuse of children and adolescent. N.Y.: W.H. Freeman, 1983. 428 p.
  56. Kendall-Tackett K.A., Williams L.M., Finkelhor D. Impact of sexual abuse on children: A review and synthesis of recent empirical studies // Psychological Bulletin. 1993. № 113.
  57. Klabunde M., Weems C.F., Raman M. The moderating effects of sex on insula subvision structure in youth with posttraumatic stress symptoms // Depression and Anxiety. 2016. Vol. 34. P. 51–58.
  58. Lim L., Radua J., Rubia K. Gray matter abnormalities in childhood maltreatment: a voxel-wise meta-analysis // American Journal of Psychiatry. 2014. Vol. 8. № 171. P. 1–10.
  59. Mannarino A.P., Cohen J.A. and Gregor M. Emotional and behavioral difficulties in sexually abused girls // Journal of Interpersonal Violence. 1989. Vol. 4. P. 437–451.
  60. Paradise J.E., Roset L., Sleeper L.A., Nathanson M. Behavior, family function, school performance and predictors of persistent disturbance in sexually abused children // Pediatrics. 1994. Vol. 93. P. 452–459.
  61. Putnam F. Ten year research update review: child sexual abuse // Journal of the American Academy of Child Adolescent Psychiatry. 2003. Vol. 42. P. 269–278.
  62. Ray K.C., Jackson J.L., TownsleyR.M. Family environments of victims of intrafamilial and extrafamilial child sexual abuse // Journal of Family Violence. 1991. Vol. 6. P. 365–374.
  63. Russel D. The incidence and prevalence of intrafamilial and extrafamilial sexual abuse in female children // Child Abuse &Negl. 1983. Vol. 7. P. 133–146.
  64. Seto M.C., Babehishin K.M., Pullman L.E. The puzzle of intrafamilial child sexual abuse: A meta-analysis comparing intrafamilial and extrafamilial offenders with child victims // Clinical psychology review. 2015. Vol. 39. P. 42-57.
  65. Simon V.A., Feiring C., Kobielski McElroy S. Making meaning of traumatic events: youths’ strategies for processing childhood sexual abuse are associated with psychosocial adjustment // Child Maltreatment. 2010. Vol 15. № 3. P. 229–241.
  66. Simpson T.L. Concomitance between childhood sexual and physical abuse and substance use problems. A review / T.L. Simpson, W.R. Miller // Clin. Psychol. Rev. 2002. Vol. 22. № 1. P. 27–77.
  67. Steel B.F., Pollock C.B. A Psychiatric study of parents who abuse infants and small children // R.E. Helfer, C.H. Kempe (Eds.). The battered child. Chicago: University Of Chicago Press, 1968. 560 p.
  68. Tsai M., Wagner N. Therapy groups for women sexually molested as children // Achives of Sexually Behaviour. 1978. Vol. 7. P. 417–429.
  69. Ullman S.E., Brecklin L.R. Sexual assault history and suicidal behavior in a national sample of women // Suicide and life threatening behavior. 2002. Vol. 32. P. 117–130.
  70. Van der Kolk B.A., McFarlane A.C., Weisaeth L. (editors). Traumatic Stress: the effects of overwhelming experience on mind, body and society. New York: Guilford Press, 1996. 367 p.
  71. Walker L.E. The battered woman. N.Y.: Harper and Row, 1979. 469 p.
  72. Zielinski D. Child maltreatment and adult socioeconomic well-being // Child Abuse and Neglect. 2009. Vol. 33. P. 666–678.

Информация об авторах

Качаева Маргарита Александровна, доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБУ «НМИЦ ПН имени В.П. Сербского»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7642-9829, e-mail: mkachaeva@mail.ru

Дозорцева Елена Георгиевна, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры юридической психологии и права, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского, член редколлегии научного журнала «Психология и право» член редакционного совета научного журнала «Психологическая наука и образование», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1309-0485, e-mail: edozortseva@mail.ru

Борисенко Елена Владимировна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, отдел научно-методического обеспечения, Федеральный координационный центр по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), старший научный сотрудник лаборатории психологии детского и подросткового возраста, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБУ «НМИЦ ПН имени В.П. Сербского»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8864-1085, e-mail: nutskova@serbsky.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 18524
В прошлом месяце: 201
В текущем месяце: 176

Скачиваний

Всего: 4132
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 9