Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 123Рубрики 53Авторы 9566Новости 1882Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS
Психология и право - №4 / 2020 | Перейти к описанию
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

48 место — направление «Психология»

0,217 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,852 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психология и право

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2222-5196

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

«Психология и право»

мобильное приложение
для iPad и iPhone

Доступно в App Store
Скачайте бесплатно

 

Радикализация: социально-психологический взгляд (Часть II) 72

|

Тихонова А.Д.
магистр психологии, выпускница кафедры клинической и судебной психологии факультета юридической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0030-2119
e-mail: GutnikAD@bez.mos.ru

Бовин Б.Г.
кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний России (ФКУ НИИ ФСИН России) , Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9255-7372
e-mail: bovinbg@yandex.ru

Бовина И.Б.
доктор психологических наук, доцент, профессор, кафедра клинической и судебной психологии, факультет юридической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9497-6199
e-mail: innabovina@yandex.ru

Аннотация

Радикализация молодежи является актуальной проблемой современного общества, рассматривается как реакция на неопределенность, способ ее преодоления. Цель второй части теоретико-аналитического обзора заключается в социально-психологическом анализе пропаганды организаций, признанных террористическими и запрещенных в Российской Федерации, посредством использования социальных медиа. В статье затрагивается проблема «клипового» сознания в век быстрого темпа потребления информации, анализируются особенности визуальных эффектов в пропаганде террористических организаций, подчеркивается важность воздействия визуальной информации на восприятие предлагаемого сообщения аудиторией. Изображения, наряду с текстовой информацией, образуют некий фрейм, который воздействует на когнитивные образования и влияет на обработку и интерпретацию сообщения, восприятие фактов и обстоятельств сказанного. В представленной работе обсуждается сходство пропаганды организации «Исламское государство», признанной террористической и запрещенной в Российской Федерации, и пропаганды Национал-социалистической немецкой рабочей партии Германии (НСДАП), рассматриваются приемы воздействия, которые используются в пропаганде организацией «Исламское государство», применительно к женской аудитории.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Бовина И.Б. выполняла теоретико-аналитическое исследование проблемы радикализации при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта «Экспансия (Конкурс на соискание финансовой поддержки для подготовки и опубликования научных обзорных статей)» — № 19-113-50280.

Литература
  1. Азаренок Н.В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире // Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна: в 6 т. Т. 5. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2009. С. 110—112.
  2. Докука С.В. Клиповое мышление как феномен информационного общества // Общественные науки и современность. 2013. № 2. С. 169—176.
  3. Зинченко Ю.П., Сурнов К.Г., Тхостов А.Ш. Мотивация террориста // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2007. № 2. С. 20—34.
  4. Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. М.; Академический проект. 2005. 496 с.
  5. Московиси С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М.: Академический проект, 2011. 480 с.
  6. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ. 2004. 781 с.
  7. Эко У. От Интернета к Гутенбергу: текст и гипертекст [Электронный ресурс] // Отрывки из публичной лекции Умберто Эко на экономическом факультете МГУ 20.05.1998. URL: http://www.gumer. info/bibliotek_ Buks/Culture/Eko/Int_Gutten.php (дата обращения: 01.08.2020).
  8. Aly А., Macdonald S., Jarvis L., Chen T. Introduction to the Special Issue: Terrorist Online Propaganda and Radicalization // Studies in Conflict and Terrorism. 2017. Vol. 40. P. 1—9. DOI: 10.1080/1057610X.2016.1157402
  9. Argomaniz J. European Union responses to terrorist use of the Internet // Cooperation and Conflict. 2015. Vol. 50. P. 250—268. DOI: 10.1177/0010836714545690
  10. Barthes R. The Responsibility of Forms Critical Essays on Music Art and Representation. Berkeley: University of California Press, 1991. P. 312.
  11. Benkler Y. The wealth of networks: How social production transforms markets and freedom // Journal of Media Economics. 2006. Vol. 20. P. 161—165. DOI: 10.1080/08997760701193787
  12. Belicove M. Facebook posting techniques that really work [Электронный ресурс] // Entrepreneur.com. 2011. URL: http://www.entrepreneur.com/blog/220166# (дата обращения: 25.07.2020).
  13. Brantner C., Lobinger K., Wetzstein I. Effects of visual framing on emotional responses and evaluations of news stories about the Gaza conflict 2009 // Journalism & Mass Communication Quarterly. 2011. Vol. 88. P. 523—540. DOI: 10.1177/107769901108800304
  14. Bucher H., Schumacher P. The relevance of attention for selecting news content. An eye-tracking study on attention patterns in the reception of print and online media // Communications. 2006. Vol. 31. P. 347—368. DOI: 10.1515/COMMUN.2006.022
  15. Castells M. Informationalism, networks, and the network society: a theoretical blueprint. In: M.Castells (ed.). The Network Society: a cross-cultural perspective. Northampton, MA: Edward Elgar. 2004. P. 36—45.
  16. Cloud D. “To veil the threat of terror”: Afghan women and the (clash of civilizations) in the imagery of the U.S. war on terrorism // Quarterly Journal of Speech. 2004. Vol. 90. P. 285—306. DOI: 10.1080/0033563042000270726
  17. Cohen N. Fighting with weapons, and postings on Twitter [Электронный ресурс] // The New York Times. 2012. URL: https://www.nytimes.com/2012/11/22/world/middleeast/in-gaza-conflict-fighting-with-weapons-and-postings-on-twitter.html (дата обращения: 12.08.2020).
  18. Conway M. Terrorism and the Making of the “New Middle East”: New Media Strategies of Hezbollah and al Qaeda // New Media and the New Middle East. 2007. P. 235—258. DOI: 10.1057/9780230605602_13
  19. Duncum P. Visual Culture isn't Just Visual: Multiliteracy, Multimodality and Meaning // Studies in Art Education. 2004. Vol. 45. P. 252—64. DOI: 10.1080/00393541.2004.11651771.
  20. Edwards J., Winkler C. Representative form and visual ideograph: The Iwo Jima image in editorial cartoons // Quarterly Journal of Speech. 1997. Vol. 83. P. 289—310. DOI: 10.1080/00335639709384187
  21. Erez E., Weimann G., Weisburd A. Jihad, crime and the Internet: Content analysis of Jihadist [Электронный ресурс] // Forum discussions. Report submitted to the National Institute of Justice. 2011. URL: https://www.ncjrs.gov/pdffiles1/nij/grants/236867.pdf (дата обращения: 19.04.2020).
  22. Erickson K. Presidential Rhetoric's Visual Turn: Performance Fragments and the Politics of Illusionism In: L.C.Olson, C.A.Finnegan, D.S.Hope (eds.). Visual Rhetoric: A Reader in Communication and American Culture. Reprinted from Communication Monographs. Thousand Oaks: SAGE Publications, 2008. Vol. 67. P. 138—157.
  23. Fahmy S. Photojournalists’ and photo editors’ attitudes and perceptions: The visual coverage of 9/11 and the Afghan War // Visual Communication Quarterly. 2005. Vol. 12. P. 146—163. DOI: 10.1080/15551393.2005.9687454
  24. Gates S., Podder S. Social media, recruitment, allegiance and the Islamic State // Perspectives on Terrorism. 2015. Vol. 9. P. 107—116. DOI: 10.1017/S1537592710003713
  25. Hariman R., Lucaites J. Public Identity and Collective Memory in U.S. Iconic Photography: The Image of "Accidental Napalm" // Critical Studies in Media Communication. 2003. Vol. 20. P. 35—66. DOI: 10.1080/0739318032000067074
  26. Heickerö R. Cyber Terrorism: Electronic Jihad // Strategic Analysis. 2014. Vol. 38. P. 554—565. DOI: 10.1080/09700161.2014.918435
  27. Huey L. This is not your mother’s terrorism: Social media, online radicalization and the practice of political jamming // Journal of Terrorism Research. 2015. Vol. 6. P. 1—16. DOI: 10.15664/jtr.1159
  28. Ingram H. An analysis of Islamic State’s Dabiq magazine // Australian Journal of Political Science. 2016. Vol. 51. P. 458—477. DOI: 10.1080/10361146.2016.1174188
  29. Knox J. Visual-verbal Communication on Online Newspaper Home Pages // Visual Communication. 2007. Vol. 6. P. 19—53. DOI: 10.1177/1470357207071464
  30. Macnair L., Frank R. “To My Brothers in the West…”: A Thematic Analysis of Videos Produced by the Islamic State’s al-Hayat Media Center // Journal of Contemporary Criminal Justice. 2017. Vol. 33. DOI: 104398621769931 DOI: 10.1177/1043986217699313
  31. Mendelson A. How Verbalizers and Visualizers Process the Newspaper Environment // Journal of Communication. 2004. Vol. 54. P. 474—491. DOI: 474-491 DOI: 10.1093/joc/54.3.474
  32. Morris M., Counts S., Roseway A., Hoff A., Schwarz J. Tweeting is believing? Understanding microblog credibility perceptions [Электронный ресурс] // CSCW. 2012. URL: http://research. microsoft.com/pubs/155374/tweet_credibility_ cscw2012.pdf (дата обращения: 08.05.2020).
  33. Neumann P. Foreign fighter total in Syria/Iraq now exceeds 20,000; surpasses Afghanistan conflict in the 1980 s [Электронный ресурс] // The international centre for the study of radicalisation and political violence (ICSR). 2015. URL: http://icsr.info/2015/01/foreign-fighter-total-syriairaq-now-exceeds20000-surpasses-afghanistan-conflict-1980s/ (дата обращения: 22.03.2020).
  34. Peled A. The first social media war between Israel and Gaza [Электронный ресурс] // The Guardian. 2012. URL: http://www.guardian.co.uk/media-network/ media-network-blog/2012/dec/06/first-social-mediawar-israel-gaza (дата обращения: 22.03.2020).
  35. Pfau M., Haigh M., Fifrick A., Holl D., Tedesco A., Cope J., Nunnally D., Schiess A., Preston D., Roszkowski, P., Martin M. The effects of print news photographs of the casualties of war // Journalism and Mass Communication Quarterly. 2006. Vol. 83. P. 150—168. DOI: https://doi.org/10.1177/107769900608300110
  36. Richards J. Cyber-War: The anatomy of the global security threat. New York, NY: Palgrave Macmillan, 2014. DOI: 10.1057/9781137399625
  37. Rose G. Visual Methodologies: An Introduction to Researching with Visual Materials // Canadian Review of Sociology/Revue canadienne de sociologie. 2012. Vol. 49. DOI: 10.1111/j.1755-618X.2012.01310.x
  38. Scheufele D. Agenda-Setting, Priming, and Framing Revisited: Another Look at Cognitive Effects of Political Communication // Mass Communication & Society. 2009. Vol. 3. P. 297—316. DOI: 10.1207/S15327825MCS0323_07
  39. Scheufele D. A. Framing as a Theory of Media Effects // Journal of Communication. 1999. Vol. 49. № 1. Р. 103—122. DOI: 10.1111/j.1460-2466.1999.tb02784.x
  40. Seo H. Visual Propaganda in the Age of Social Media: An Empirical Analysis of Twitter Images During the 2012 Israeli—Hamas Conflict // Visual Communication Quarterly. 2014. Vol. 21. P. 150—161. DOI: 10.1080/15551393.2014.955501
  41. Seo H., Ebrahim H. Visual Public Relations in Middle Eastern Higher Education: Content Analysis of Twitter Images // Journal of Communication: Media Watch. 2019. Vol. 10. P. 41—53. DOI:10.15655/mw/2019/v10i1/49563
  42. Seo H., Kinsey D. Meaning of Democracy Around the World: A Thematic and Structural Analysis of Videos Defining Democracy // Visual Communication Quarterly. 2012. Vol. 19. P. 94—107. DOI: 10.1080/15551393.2012.682890
  43. Seo H., Thorson S. Networks of networks: Changing patterns in country bandwidth and centrality in global information infrastructure, 2002—2010 // Journal of Communication. 2012. Vol. 62. P. 345—358. DOI: 10.1111/J.1460-2466.2012.01631.X
  44. Singh S., Krupaker J. Indo—US Cooperation in Countering Cyber Terrorism: Challenges and Limitations // Strategic Analysis. 2014.Vol. 38. P. 703—716. DOI: 10.1080/09700161.2014.941218
  45. Tarras-Wahlberg L. ISIS Female Recruits: The Alluring Propaganda Promises. In: P.Baines, N.O’Shaughnessy, N.Snow (eds.). The SAGE Handbook of Propaganda. Newbury Park: Sage Publishing, 2019. P. 550—565.
  46. Thompson G. Parallels in propaganda? A comparative historical analysis of Islamic State and the Nazi Party // Journal of Public relations research. 2017. Vol. 29. P. 51—66. DOI: 10.1080/1062726X.2017.1281136
  47. Weimann G. Terror on Facebook, Twitter, and YouTube // The Brown Journal of World Affairs. 2010. Vol. 16. P. 45—54.
  48. Weisburd A. Comparison of Visual Motifs in Jihadi and Cholo Videos on YouTube // Studies in Conflict and Terrorism. 2009. Vol. 32. P. 1066—1074. DOI: 10.1080/10576100903319789
  49. Woo D.J., Giles H., Hogg M.A., Goldman L. A social psychology of gangs: An intergroup communication perspective. In: S. H. Decker, D. C. Pyrooz (eds.). Handbook of gangs. New York: Wiley-Blackwell, 2015. Р. 136—156.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика