Развитие готовности курсантов вузов ФСИН России к профессиональной деятельности в отделах специального назначения

152

Аннотация

В связи с повышенной сложностью и напряженностью служебной деятельности сотрудников отделов специального назначения уголовно-исполнительной системы проблема профессиональной готовности курсантов образовательных организаций к службе в данных отделах является актуальной. Целью настоящего исследования явилась разработка программы развития профессиональной готовности курсантов вузов ФСИН России к службе в отделах специального назначения посредством формирования основных компонентов профессиональной готовности (духовного, психического, физического и специально-деятельностного), с учетом определения прикладных видов спорта, максимально эффективно ее формирующих. Исследование проводилось на базе Академии ФСИН России. В его констатирующей части приняли участие 142 курсанта вузов ФСИН России и 46 сотрудников отделов специального назначения уголовно-исполнительной системы; в экспериментальной части — 50 курсантов Академии ФСИН России. Результаты апробации программы, включающей воспитательные мероприятия, психологические тренинги, факультативные занятия по прикладным видам спорта — единоборствам и специальным дисциплинам показали ее эффективность.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональная готовность, духовная готовность, психическая готовность, физическая готовность, специально-деятельностная готовность, прикладные виды спорта, единоборства, сотрудники уголовно-исполнительной системы

Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2021110408

Получена: 09.09.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Анкудинов Н.В., Жарких А.А., Кокурин А.В., Марьин М.И. Развитие готовности курсантов вузов ФСИН России к профессиональной деятельности в отделах специального назначения [Электронный ресурс] // Психология и право. 2021. Том 11. № 4. С. 109–125. DOI: 10.17759/psylaw.2021110408

Полный текст

Введение

Проблема готовности к профессиональной деятельности является особенно актуальной в силовых структурах, поскольку к сотрудникам предъявляется целый спектр требований, соответствие которым может служить гарантией эффективного выполнения служебных задач. При всем многообразии должностей, представленных в учреждениях ФСИН России, наиболее высокие требования к профессиональной готовности, отражающие основной характер деятельности всей системы, предъявляются к сотрудникам отрядов специального назначения [Бовин, 2010].

Теоретико-методологический анализ научных исследований показывает высокий интерес со стороны ученых к проблеме профессиональной готовности (Б.Г. Ананьев, М.И. Дьяченко, Е.П. Ильин, А.В. Карпов, Е.А. Климов, Е.С. Кузьмин, Н.Д. Левитов, А.К. Маркова, В.Н. Мясищев, Л.С. Нерсесян, Д.Н. Узнадзе В.Д. Шадриков, , и др.).

Относительно уголовно-исполнительной системы профессиональная готовность рассматривалась в трудах А.Н. Баламута, Б.Б. Казака, А.М. Киселева, О.Г. Ковалева, И.В. Михалевой, А.В. Наприса, Е.В. Овчаровой, А.И. Папкина, В.М. Позднякова, Р.В. Пузыревского, А.М. Столяренко, О.В. Стариковой, А.Н. Сухова, А.И. Ушатикова и др.

С точки зрения соотнесенности с экстремальными условиями деятельности, профессиональную готовность рассматривает А.М. Столяренко, считающий необходимыми условиями профессиональной готовности две взаимосвязанные группы качеств: экстремальные способности, отражающие «высокую степень соответствия его индивидуальных особенностей требованиям поведения и действий в экстремальных ситуациях, выступающие в качестве важной предпосылки успеха в них и обеспечения своей безопасности», а так же экстремальную подготовленность — «…особую подготовленность человека (обученность, воспитанность, образованность) к встрече с экстремальными трудностями» [Столяренко, 2002].

Применительно к профессиональной готовности мы в большей степени будем придерживаться точки зрения В.Д. Шадрикова, который рассматривал ее как степень развития общих и специальных способностей [Шадриков, 1996].

Теоретический анализ исследований в рамках профессиональной готовности сотрудников силовых структур (А.М. Столяренко, С.А. Трапезников, В.Л. Пашута, В.А. Беляев, И.С. Дорошенко, Б.Г. Бовин, А.В. Кокурин, М.И. Марьин, М.В. Ефимов, Н.И. Евсюкова Я.Н. Полякова и др.) позволил в структуре профессиональной готовности выделить следующие основные компоненты, на которых мы будем базироваться в нашем исследовании: духовная готовность, психическая готовность, специально-деятельностная готовность, физическая готовность [3; 4; 5; 6; 13; 17; 19].

Духовную готовность в большей мере мы будем рассматривать с точки зрения развития патриотизма.

Психическую готовность в нашем исследовании мы будем понимать как совокупность определенного уровня развития индивидуально-типологических и психофизиологических особенностей, которые способствуют наиболее эффективному выполнению служебных задач в экстремальных условиях.

Специально-деятельностная готовность будет рассматриваться нами с точки зрения сформированности определенных умений и навыков у сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Физическая готовность будет определяться как совокупная характеристика сотрудника, включающая развитие физических качеств до определенного уровня в соответствии с нормативными требованиями, а также готовности функциональных систем организма.

Целью нашего исследования явилась выработка и подтверждение эффективности программы развития профессиональной готовности курсантов вузов ФСИН России к профессиональной деятельности посредством выбора прикладного вида спорта, формирующего необходимые профессиональные качества и использования дополнительных воспитательных мероприятий в рамках образовательного процесса вузов ФСИН России.

Согласно гипотезе нашего исследования в соответствии с нормативными требованиями, режимом дня и экстремальной спецификой служебной и соревновательной деятельности, наибольшее прикладное значение для сотрудников уголовно-исполнительной системы имеют различные виды спортивных единоборств, развитие которых в образовательных организациях в совокупности с воспитательными мероприятиями, направленными на развитие патриотизма, и образовательным процессом, направленным на формирование специально-деятельностной готовности, будет способствовать формированию готовности курсантов вузов ФСИН России к профессиональной деятельности.

Организация исследования

Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы на базе научно-исследовательской лаборатории диагностических и оздоровительных технологий Академии ФСИН России с 2016 по 2020 год было проведено эмпирическое исследование, в котором было задействовано 142 курсанта образовательных организаций ФСИН России: Академии ФСИН России, Самарского юридического института ФСИН России, Воронежского института ФСИН России, Владимирского юридического института ФСИН России, Кузбасского института ФСИН России, Вологодского института права и экономики ФСИН России, Псковского филиала Академии ФСИН России, занимающихся в группах спортивного совершенствования по циклическим (лыжные гонки, легкая атлетика, плавание) — 43 человека, игровым (футбол, волейбол) видам спорта — 46 человек, а также в единоборствах (рукопашный бой, самбо, дзюдо) — 53 человека и 46 сотрудников отделов специального назначения (далее — ОСН).

Результаты исследования и обсуждения

На первом этапе с целью выбора наиболее прикладного вида спорта для уголовно-исполнительной системы нами были сопоставлены результаты педагогического и психологического тестирования курсантов, специализирующихся в различных  видах спорта, и сотрудников ОСН для выявления наиболее сходных с сотрудниками ОСН групп спортсменов по видам спорта. Мы полагаем, что наибольшая схожесть результатов тестирования групп спортсменов по видам спорта с группой сотрудников ОСН будет свидетельствовать о том, что вид спорта, представленный в наиболее схожей группе, максимально эффективно развивает необходимые профессиональные компетенции.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение специальной научно-методической литературы; педагогическое наблюдение; педагогическое тестирование (подтягивание на высокой перекладине (раз); бег 100 метров (сек.); бег 5000 метров (мин.); выполнение пяти боевых приемов борьбы); психологическое тестирование («Индивидуально-типологический опросник» (ИТО) — Л.Н. Собчик; «Стандартизированный многофакторный метод исследования личности» (СМИЛ) — Л.Н. Собчик; проективная методика «Метод цветового выбора» (МЦВ) — Л.Н. Собчик [Собчик, 2017]; методика «Патриограмма» (ПГ) — С.И. Кудинов, А.В. Потемкин); методы математической статистики.

В результате проведенного педагогического тестирования и сравнительного анализа результатов было установлено, что сотрудники отделов специального назначения показали результат в подтягивании 18 (17:21,5) раз. Спортсмены циклических видов спорта — 19 (16,75:22,25), игровых видов — 11 (9,8:13), единоборств — 20 (17:22). Было установлено, что сотрудники ОСН не имеют достоверных различий с курсантами, специализирующимися в единоборствах и циклических видах (ρ≥0,05), и существенно превосходят спортсменов игровых видов спорта (ρ≤0,01) (табл. 1).

При тестирования на дистанции 100 метров группа сотрудников ОСН показала результат 13,4 (13:13,6) сек. Спортсмены-единоборцы — 13 (12,9:13,7) сек., представители циклических видов — 13,1 (12,7:13,4) сек., спортсмены-игровики —13,8 (12,9:14,05) сек. Результаты тестирования свидетельствует об отсутствии достоверных различий между сотрудниками ОСН и курсантами-единоборцами (ρ≥0,05), существенно уступают спортсменам циклических видов спорта (ρ≤0,01) и превосходят курсантов-спортсменов игровых видов спорта (ρ≤0,05).

Таблица 1

Результаты педагогического тестирования сотрудников отделов специального назначения и курсантов, специализирующихся в различных видах спорта Ме (25;75 ц)

Упражнения

 

 

 

 

Испытуемые

Упражнения

на физическую подготовленность

Служебно-

прикладные

упражнения

Боевые

приемы борьбы

Подтягивание

(кол-во раз)

Бег 100 м

Бег 5000м

Сотрудники

спецназа (1)

18 (17:21,5)

13,4

(13:13,6)

22,41

(22,10:23,34)

5

(5:4)

 

Единоборцы(2)

20

(17:22)

13,3

(12,9:13,7)

20,41

(19,45:22,21)

5

(4:3)

 

Спортсмены

циклических видов спорта(3)

19

(16,75:22,25)

13,1

(12,7:13,4)

18,49

(17,53:21,30)

3

(3:4)

 

Спортсмены

игровых видов спорта (4)

11

(9,8:13)

13,8

(12,9:14,05)

22,38

(20,40:23,18)

3

(3:4)

 

        Показатели

 

Достоверность

Подтягивание

Бег 100 м

Бег 5000м

Боевые приемы борьбы

 

Группа 1-2

-

-

ρ**

-

 

Группа 1-3

-

ρ**

ρ**

ρ**

 

Группа 1-4

ρ**

ρ*

-

ρ**

 

Примечание: в скобках показан размах значений: ρ*— различия статистически достоверны на уровне значимости 0,05; ρ**— 0,01; «-» различия не достоверны.

В тестировании на дистанции 5000 метров сотрудники ОСН показали результат 22,41 (22,10:23,34) мин., сек.; курсанты-единоборцы — 20,41 (19,45:22,21) мин., сек.; представители циклических видов спорта — 18,49 (17,53:21,30) мин., сек.; представители игровых видов спорта 22,38 (20,40:23,18) мин., сек. При сравнении результатов установлено, что сотрудники ОСН не имеют значимых различий с курсантами специализирующимися в игровых видах спорта (ρ≥0,05). При этом они существенно уступают представителям циклических видов спорта и единоборств (ρ≤0,01).

Анализ результатов выполнения служебно-прикладных упражнений (боевые приемы борьбы), с одной стороны, показал отсутствие значимых различий между сотрудниками ОСН и курсантами-спортсменами, задействованными в единоборствах. С другой стороны, были выявлены значимые различия между курсантами-спортсменами, специализирующимися в циклических и игровых видах спорта с сотрудниками ОСН на уровне значимости (ρ≤0,01).

Таким образом, на основании проведенного исследования физической подготовленности сотрудников ОСН и курсантов-спортсменов, задействованных в различных видах спорта, наибольшее сходство проявляется между сотрудниками ОСН и курсантами-спортсменами, специализирующимися в единоборствах.

Проведенное психологическое тестирование групп курсантов-спортсменов, специализирующихся в различных видах спорта и сотрудников ОСН ФСИН России с применением методики «Индивидуально-типологический опросник» (ИТО) Л.Н. Собчик (табл. 2) показало, что наименьшие различия с группой сотрудников ОСН наблюдаются у

 

Таблица 2

Результаты тестирования сотрудников ОСН и курсантов-спортсменов по методикам Л.Н. Собчик (ИТО, СМИЛ, МЦВ)

Группы испытуемых

 

Параметры методики

Сотрудники

отдела

специального

назначения

Курсанты,

занимающиеся

единоборствами

Курсанты, занимающиеся циклическими видами спорта

Курсанты, занимающиеся игровыми видами спорта

ИТО (средние значения по методике, Mx)

Экстраверсия (Ext)

6,2

6,4

6,7

6,9

Интроверсия (Int)

2,5

3,7

5,7*

3,0

Спонтанность (Sp)

5,8

6,2

6,1

6,3

Сензитивность (Sn)

4,3

4,7

4,3

4,4

Агрессивность (Agr)

4,2

5,3*

5,1*

5,0*

Тревожность (Anx)

3,1

3,5

3,1

3,4

Ригидность (Rg)

5,3

5,8

5,8

5,6

Эмотивность (Lab)

5,8

5,8

5,3*

6,3*

СМИЛ

Пики в профиле (в порядке убывания значений)

4, 6, 9

4, 9, 6

6, 9, 8

9, 4

«Утопленные» шкалы

2, 7, 5

2, 7

 

0

МЦВ

Цвета, выбираемые на первых двух позициях второго выбора

Красный (65%)

Зеленый (55%)

Красный (85%)

Зеленый (70%)

Зеленый (95%)

Красный (70%)

 

Желтый (80%)

Фиолетовый (75%)

Красный (60%)

* - уровень значимости при ρ≤0,05 (значимость различий групп курсантов-спортсменов с сотрудниками ОСН.

 

курсантов, специализирующихся в единоборствах, где выявлено значимое различие лишь по одному параметру — агрессивности (Agr) (ρ≤0,05). При этом значимые различия по данному параметру с сотрудниками отделов специального назначения наблюдаются у всех групп курсантов-спортсменов. Данная картина, видимо, объясняется более молодым возрастом курсантов-спортсменов, в сравнении с сотрудниками ОСН, ввиду чего в среднем для курсантов характерны более высокие значения психоэнергетического потенциала.

Результаты исследования по методике «Стандартизированный многофакторный метод исследования личности» (СМИЛ) Л.Н. Собчик (табл. 2) анализировались посредством определения схожести процентного соотношения пиков в профиле, ввиду того, что мы имеем дело с типологическим опросником, где интерпретационное значение приобретают не отдельные значения шкал, а рисунок целостного профиля. Проведенное нами обследование по данной методике показало, что у сотрудников отделов специального назначения выражены пики в профиле по шкалам импульсивности, ригидности, оптимистичности, а также «утоплены» шкалы пессимистичности, тревожности и мужественности—женственности. Данная комбинация личностных черт адаптирует личность сотрудника ОСН к эффективному функционированию в условиях экстремальных ситуаций. При этом мгновенному принятию решений благоприятствует выраженная импульсивность, позволяющая без рассуждений мгновенно на интуитивной основе выбирать верную линию поведения. Жесткость и устойчивость поведения сотрудников ОСН, сниженная реакция на негативные эмоциональные факторы, действующие в экстремальных условиях профессиональной деятельности, реализуются благодаря выраженной ригидности, в основе которой лежит тугоподвижность нервной системы. Излишнему застреванию на произошедших в процессе профессиональной деятельности негативных событиях сотрудникам ОСН препятствует симптомокомплекс, включающий низкие значения пессимистичности, тревожности и мужественности—женственности в совокупности с выраженной оптимистичностью. При этом низкие значения пессимистичности, с одной стороны, поднимают общий фон настроения, а с другой стороны, снижают рефлексию, что уменьшает вероятность обдумывания и переживания по поводу произошедших негативно окрашенных событий, связанных с выполнением служебных задач. Сниженный уровень тревожности, с одной стороны, не сдерживает поведенческие реакции во время экстремальных условий деятельности, а с другой — снижает вероятность невротизации по поводу выполнения предстоящих служебных задач. Утопленные же значения по шкале мужественности—женственности делают сотрудников ОСН менее чувствительными к эмоциональным переживаниям, провоцируемым действием экстремальных условий деятельности.

Наиболее схожий рисунок профиля СМИЛ с сотрудниками ОСН имеют курсанты-спортсмены, задействованные в единоборствах. Так, у обеих групп наблюдаются пики по параметрам ригидности, импульсивности, оптимистичности и снижения по параметрам пессимистичности и тревожности. Данная закономерность, вероятно, объясняется схожими характеристиками спортивной деятельности, реализуемой в единоборствах с деятельностью сотрудников ОСН. Отсутствие «утопленной» шкалы мужественности—женственности в профиле курсантов-спортсменов всех групп, вероятно, объясняется тем, что они являются представителями более молодой возрастной группы, а приобретение брутальных, жестких характеристик приходит с возрастом, что мы видим на примере сотрудников ОСН.

Анализ результатов по методике «Метод цветового выбора» (МЦВ) Л.Н. Собчик (табл. 2) выявил, что относительно предпочтения цвета на первой позиции, как у курсантов-спортсменов, задействованных в единоборствах, так и у сотрудников ОСН, наблюдается аналогичная картина — выбор красного и далее зеленого цветового эталона. Следует отметить, что на первую позицию в выборах у данных групп лиц выходит в основном красный цветовой эталон, что свидетельствует о сильной потребности в доминировании, достаточной целеустремленности. Данные качества благоприятствуют повышению эффективности курсантов-спортсменов, специализирующихся в единоборствах в спаррингах, и способствуют повышению эффективности решения специализированных служебных задач сотрудниками отделов специального назначения.

Результаты проведенного исследования по методике «Патриограмма» (ПГ) С.И. Кудинова, А.В. Потемкина выявили следующие различия в выраженности структурных компонентов патриотизма (табл. 3).

Таблица 3

Средние значения сотрудников ОСН и курсантов-спортсменов

по методике «Патриограмма»

Группы испытуемых

 

Параметры методики

Сотрудники

отдела

специального

назначения

Курсанты,

занимающиеся

единоборствами

Курсанты, занимающиеся циклическими видами спорта

Курсанты, занимающиеся игровыми видами спорта

Социально значимые ценности

6,5

6,3

5,8*

5,9*

Личностно значимые ценности

5,2

5,2

5,3

5,4

Эргичность

5,8

5,7

5,3*

5,2*

Аэргичность

3,1

3,4

3,3

3,2

Стеничность

6,2

6,3

5,6

5,1

Астеничность

3,3

3,2

3,3

3,1

Интернальность

5,9

5,6

4,6*

4,2*

Экстернальность

3,4

3,6

4,1*

4,5*

Социоцентризм

5,2

4,9

5,1

5,2

Эгоцентризм

4,4

4,7

4,3

4,5

Осмысленность

6,4

6,1*

5,5*

4,9*

Осведомленность

4,1

4,3

3,9

4,0

Коммуникативное

4,5

4,8

4,4

4,7

Личностное

4,3

4,4

4,2

4,3

Операциональные трудности

3,3

3,4

3,3

3,2

Личностные трудности

3,1

3,5

3,1

3,2

Примечание: «*» — уровень значимости при ρ≤0,05.

Так, у сотрудников ОСН наблюдаются значимые различия в выраженности социально значимого компонента ценностей в патриотизме (Мх=6,5) с группами курсантов, задействованных в циклических видах спорта (Мх=5,8) и игровых видах спорта (Мх=5,9) при ρ≤0,05.

Кроме того, у сотрудников ОСН статистически значимо (ρ≤0,05) проявляются более эргичные, устойчивые патриотические тенденции (Мх=5,8) в сравнении с курсантами, задействованными в циклических (Мх=5,3) и игровых (Мх=5,2) видах спорта.

При реализации патриотических тенденций, сотрудники ОСН в сравнении с курсантами, задействованными в циклических и игровых видах спорта, проявляют более выраженную интернальность в патриотических тенденциях, т. е. берут на себя в большей мере ответственность за свою жизнь и поведение и, в сравнении с ними же, менее выраженную экстернальность (табл. 3).

В отличие от курсантов (ρ≤0,05), сотрудники ОСН характеризуются большей осмысленностью в проявлениях патриотических тенденций, большей глубиной осознанности патриотических представлений, что, по всей видимости, связано в том числе с их принадлежностью к более зрелой возрастной группе.

Таким образом, в соответствии с результатами исследования по методике «Патриограмма», наибольшая схожесть с сотрудниками ОСН наблюдается у курсантов-спортсменов, задействованных в единоборствах.

Обобщение результатов проведенного психодиагностического исследования позволяет констатировать значительную степень схожести психологических особенностей у сотрудников ОСН и курсантов-спортсменов, задействованных в единоборствах. Данная картина может объясняться аналогичным характером мотивов профессионального и спортивного самоопределения и единством психологической специфики спортивной деятельности в сфере единоборств и деятельности сотрудников ОСН.

Опираясь на освещенный выше теоретико-методологический анализ представлений о развитии готовности спортсменов вузов ФСИН России к профессиональной деятельности в ОСН, мы рекомендуем развивать духовную, психическую, специально-деятельностную и физическую готовность.

На втором этапе нашего исследования была разработана программа развития готовности курсантов вузов ФСИН России к профессиональной деятельности в ОСН (далее — Программа), предполагающая развитие духовного, психического, специально-деятельностного и физического компонентов готовности:

1)        развитие духовного компонента профессиональной готовности, с акцентом на формирование патриотизма посредством психолого-педагогического воздействия (лекции, тренинги) [Государственно-патриотическое воспитание военнослужащих, 2009; Об организации воспитательной; Патриотическое воспитание спортсменов, 2019; Семенов, 2016];

2)        совершенствование психического компонента готовности к профессиональной деятельности с опорой на развитие психической устойчивости и нормализации психических состояний [Маркелова, 2007; Петров, 2005];

3)        развитие специально-деятельностного компонент готовности в рамках факультативных занятий по служебной и боевой подготовке;

4)        формирование физического компонента готовности за счет введения дополнительных часов по единоборствам [Матвеев, 2005].

Таким образом, общая схема развития готовности курсантов вузов ФСИН России к профессиональной деятельности может быть представлена в виде следующей схемы (табл. 4).

Для апробации представленной выше комплексной программы развития готовности курсантов вузов ФСИН России к профессиональной деятельности нами с 2017 по 2020 год на базе Академии ФСИН России было проведено исследование, в ходе которого были сформированы 2 учебные группы курсантов в количестве 25 человек каждая. При этом экспериментальная группа была задействована в Программе, а контрольная группа проходила обучение только по основным профессиональным образовательным программам.

Таблица 4

Комплексное развитие готовности курсантов вузов ФСИН России

к профессиональной деятельности в ОСН

Готовность к профессиональной деятельности во ФСИН России

Духовный компонент

Психический компонент

Специально-деятельностный компонент

Физический компонент

Лекции и психолого-педагогические беседы по развитию патриотизма

 

 


Реализуют кураторы и взводные офицеры

Тренинги, аутогенные тренировки для развития психической устойчивости и нормализации психических состояний

 

 


Реализует психологическая служба вуза

Занятия по спец. дисциплинам

 

 


Реализует профессорско-преподавательский состав вуза

в рамках образовательной программы

+

факультативные занятия по огневой и тактико-специальной подготовке

Занятия по физической подготовке

 

 


Реализует

профессорско-преподавательский состав вуза в рамках образовательной программы

Факультативные занятия по различным видам единоборств


Реализуют тренеры-преподаватели групп

спортивного совершенствования

по единоборствам

Для оценки результатов работы Программы предложены следующие критерии.

1.        Критерий развития духовной готовности (развитие патриотизма):

- шкалы «Социально-значимые ценности», «Интернальность», «Осмысленность» (методика «Патриограмма» С.И. Кудинова, А.В. Потемкина) — положительной является тенденция к увеличению значения шкалы;

- шкала «Экстернальность» (методика «Патриограмма» С.И. Кудинова, А.В. Потемкина) — положительной является тенденция к уменьшению значения шкалы.

2. Критерий психической готовности:

- коэффициент вегетативного баланса (КВБ) (методика «Метод цветового выбора» Л.Н. Собчик) — положительной тенденцией является смещение к средним значениям по КВБ; сбор и перемещение влево «рабочей группы»;

- тип профиля по результатам методики «Стандартизированный многофакторный метод исследования личности» (СМИЛ) Л.Н. Собчик — положительной является тенденция нормализации («сглаживания») профиля.

3. Специально-деятельностный и физический критерий готовности к профессиональной деятельности (критерии педагогического тестирования):

- подтягивание — положительной является тенденция к увеличению результата;

- бег 100 м и 5000 м — положительной является тенденция к уменьшению времени прохождения дистанции;

- боевые приемы борьбы — положительной является тенденция к повышению оценки за выполненные действия.

По окончании эксперимента по апробации Программы были получены результаты, отраженные в табл. 5.

Таблица 5

Результаты апробации Программы

Критерий

Методики

Шкалы

Курсанты (средние показатели)

Эксперимен-тальная группа

Контрольная группа

до

после

до

после

Духовный

Патриограмма

Социально-значимые ценности

4,4*

6,2*

4,3

4,4

Интернальность

4,3*

5,5*

4,4

4,3

Экстернальность

6,6*

4,1*

5,8

5,9

Осмысленность

4,2*

6,3*

3,9

3,9

Психический

МЦВ

КВБ

0,51*

0,82*

0,50

0,51

% смещений раб.гр.

90%

30%

80%

80%

% разрыва раб.гр.

80%

20%

80%

90%

СМИЛ

Сглаживание профиля, в %

 

90%

 

30%

Специально-деятельностный и физический

Педагогическое тестирование

подтягивание

18,1*

20,8*

19,2

18,3

Бег на 100 м

13,3*

12,1*

13,0

13,1

Бег на 5000 м

21,2*

19,3*

21,7

21,9

Боевые приемы борьбы

4,5*

5*

4,4

4,0

*  - уровень значимости при ρ≤0,05

Анализ результатов психологического и педагогического тестирования по окончании Программы свидетельствует о формировании профессиональной готовности курсантов экспериментальной группы по отношению к контрольной.

Выводы

С целью развития профессиональной готовности курсантов вузов ФСИН России к профессиональной деятельности в ОСН следует формировать в структуре готовности следующие компоненты: духовный, психический, физический и специально-деятельностный.

1.        Прикладными видами спорта, необходимыми для развития профессиональной готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы, являются спортивные единоборства.

2.        Использование программы развития профессиональной готовности курсантов к службе в ОСН ФСИН России, основанной на развитии духовного, психического, специально-деятельностного и физического компонентов профессиональной готовности посредством воспитательных мероприятий, психологических тренингов, факультативных занятий по единоборствам и специальным дисциплинам, показывает свою эффективность.

 

Литература

  1. Государственно-патриотическое воспитание военнослужащих в военном вузе: учеб.-метод. пособие / Под. общ. ред. В.А. Зайцева. Воронеж: ВАИУ, 2009. 185 с.
  2. Бовин Б.Г., Кокурин А.В., Красов Д.А. Прогнозирование профессиональной успешности сотрудников отделов специального назначения Федеральной службы исполнения наказаний России // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. 2010. № 3. С. 32.
  3. Дорошенко И.С. Психологическая готовность к службе с оружием в органах внутренних дел // Современные проблемы права, экономики и управления. 2016. № 1(2). С. 26—30.
  4. Евсюкова Н.И. Формирвание готовности юношей допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах: автореф. дисс. … канд. пед. наук. М., 2007. 21 с.
  5. Ефимов М.В. Формирование эмоционального компонента психологической готовности солдат молодого пополнения к службе в ВС России: автореф. дисс. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2008. 24 с.
  6. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Профессиология. Психологический контент: учеб. пособие. М., 2019. 194 с.
  7. Кокурин А. В., Петров В. Е. Личностные особенности военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, обусловливающие психологическую готовность к несению службы с огнестрельным оружием // Lex Russica. 2018. № 9(142). С. 119—128.
  8. Маркелова Т.В. Формирование психологической готовности к военно-профессиональной деятельности в системе высшего профессионального образования России: монография. Воронеж: Истоки, 2007. 232 с.
  9. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник. СПб, 2005. 378 с.
  10. Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы [Электронный ресурс] // Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 28 декабря 2010 г. № 555. URL: https://base.garant.ru/1357519/ (дата обращения: 20.08.2021).
  11. Патриотическое воспитание спортсменов: учеб. пособие / С.В. Новаковский, В.А. Бобровский, А.В. Бобровский, С.В. Кондратович; [науч. ред. С.В. Степанов]. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. 124 с.
  12. Петров Д.А. Формирование психологической готовности к действиям в экстремальных условиях у сотрудников подразделений специального назначения МВД РФ средствами физической подготовки: дисс. … канд. пед. наук. СПб., 2005. 156 с.
  13. Полякова Я.Н. Содержание и специфика психологической готовности сотрудников к служебной деятельности: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. 19.00.03. Ярославль, 2017. 24 с.
  14. Семенов А.В. Технологи воспитания морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России средствами единоборств: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. 13.00.04. СПб., 2016. 26 c.
  15. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб., 2017. 480 с.
  16. Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Юнити, 2002. 607 с.
  17. Трапезников С.А., Пашута В.Л., Беляев В.А. Физическая готовность военнослужащего — интеграционная составляющая боевой готовности // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2020. № 2. С. 5—10.
  18. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие. 2- изд., перераб. и доп. М.: Логос, 1996. 320 с.
  19. Экстремальная психология в особых условиях деятельности / Под ред. Б.Г. Бовина, А.В. Кокурина, А.М. Ракова; ФКУ НИИ ФСИН России, ФЭП МГППУ, Академия ГПЧ МЧС России, ОСИ ФСКН России. М., 2015. 514 с.

Информация об авторах

Анкудинов Николай Викторович, кандидат педагогических наук, профессор, профессор кафедры физической подготовки и спорта, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (Академия ФСИН России), Рязань, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6420-5310, e-mail: ankudinov.nik@list.ru

Жарких Александра Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина (РГУ имени С.А. Есенина), Рязань, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1239-9894, e-mail: fonya_02@mail.ru

Кокурин Алексей Владимирович, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры научных основ экстремальной психологии, факультет экстремальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), доцент кафедры криминологии и уголовно-исполнительного права, Московский государственный юридический университет (ФГБОУ ВО МГЮА) им. О.Е. Кутафина, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0454-1691, e-mail: kokurin1@bk.ru

Марьин Михаил Иванович, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры научных основ экстремальной психологии, факультет экстремальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1142-8857, e-mail: marin_misha@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 545
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 152
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2