Психология и право
2021. Том 11. № 4. С. 109–125
doi:10.17759/psylaw.2021110408
ISSN: 2222-5196 (online)
Развитие готовности курсантов вузов ФСИН России к профессиональной деятельности в отделах специального назначения
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: профессиональная готовность, духовная готовность, психическая готовность, физическая готовность, специально-деятельностная готовность, прикладные виды спорта, единоборства, сотрудники уголовно-исполнительной системы
Рубрика издания: Психология профессиональной деятельности
DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2021110408
Получена: 09.09.2021
Принята в печать:
Для цитаты: Анкудинов Н.В., Жарких А.А., Кокурин А.В., Марьин М.И. Развитие готовности курсантов вузов ФСИН России к профессиональной деятельности в отделах специального назначения [Электронный ресурс] // Психология и право. 2021. Том 11. № 4. С. 109–125. DOI: 10.17759/psylaw.2021110408
Полный текст
Введение
Проблема готовности к профессиональной деятельности является особенно актуальной в силовых структурах, поскольку к сотрудникам предъявляется целый спектр требований, соответствие которым может служить гарантией эффективного выполнения служебных задач. При всем многообразии должностей, представленных в учреждениях ФСИН России, наиболее высокие требования к профессиональной готовности, отражающие основной характер деятельности всей системы, предъявляются к сотрудникам отрядов специального назначения [Бовин, 2010].
Теоретико-методологический анализ научных исследований показывает высокий интерес со стороны ученых к проблеме профессиональной готовности (Б.Г. Ананьев, М.И. Дьяченко, Е.П. Ильин, А.В. Карпов, Е.А. Климов, Е.С. Кузьмин, Н.Д. Левитов, А.К. Маркова, В.Н. Мясищев, Л.С. Нерсесян, Д.Н. Узнадзе В.Д. Шадриков, , и др.).
Относительно уголовно-исполнительной системы профессиональная готовность рассматривалась в трудах А.Н. Баламута, Б.Б. Казака, А.М. Киселева, О.Г. Ковалева, И.В. Михалевой, А.В. Наприса, Е.В. Овчаровой, А.И. Папкина, В.М. Позднякова, Р.В. Пузыревского, А.М. Столяренко, О.В. Стариковой, А.Н. Сухова, А.И. Ушатикова и др.
С точки зрения соотнесенности с экстремальными условиями деятельности, профессиональную готовность рассматривает А.М. Столяренко, считающий необходимыми условиями профессиональной готовности две взаимосвязанные группы качеств: экстремальные способности, отражающие «высокую степень соответствия его индивидуальных особенностей требованиям поведения и действий в экстремальных ситуациях, выступающие в качестве важной предпосылки успеха в них и обеспечения своей безопасности», а так же экстремальную подготовленность — «…особую подготовленность человека (обученность, воспитанность, образованность) к встрече с экстремальными трудностями» [Столяренко, 2002].
Применительно к профессиональной готовности мы в большей степени будем придерживаться точки зрения В.Д. Шадрикова, который рассматривал ее как степень развития общих и специальных способностей [Шадриков, 1996].
Теоретический анализ исследований в рамках профессиональной готовности сотрудников силовых структур (А.М. Столяренко, С.А. Трапезников, В.Л. Пашута, В.А. Беляев, И.С. Дорошенко, Б.Г. Бовин, А.В. Кокурин, М.И. Марьин, М.В. Ефимов, Н.И. Евсюкова Я.Н. Полякова и др.) позволил в структуре профессиональной готовности выделить следующие основные компоненты, на которых мы будем базироваться в нашем исследовании: духовная готовность, психическая готовность, специально-деятельностная готовность, физическая готовность [3; 4; 5; 6; 13; 17; 19].
Духовную готовность в большей мере мы будем рассматривать с точки зрения развития патриотизма.
Психическую готовность в нашем исследовании мы будем понимать как совокупность определенного уровня развития индивидуально-типологических и психофизиологических особенностей, которые способствуют наиболее эффективному выполнению служебных задач в экстремальных условиях.
Специально-деятельностная готовность будет рассматриваться нами с точки зрения сформированности определенных умений и навыков у сотрудников уголовно-исполнительной системы.
Физическая готовность будет определяться как совокупная характеристика сотрудника, включающая развитие физических качеств до определенного уровня в соответствии с нормативными требованиями, а также готовности функциональных систем организма.
Целью нашего исследования явилась выработка и подтверждение эффективности программы развития профессиональной готовности курсантов вузов ФСИН России к профессиональной деятельности посредством выбора прикладного вида спорта, формирующего необходимые профессиональные качества и использования дополнительных воспитательных мероприятий в рамках образовательного процесса вузов ФСИН России.
Согласно гипотезе нашего исследования в соответствии с нормативными требованиями, режимом дня и экстремальной спецификой служебной и соревновательной деятельности, наибольшее прикладное значение для сотрудников уголовно-исполнительной системы имеют различные виды спортивных единоборств, развитие которых в образовательных организациях в совокупности с воспитательными мероприятиями, направленными на развитие патриотизма, и образовательным процессом, направленным на формирование специально-деятельностной готовности, будет способствовать формированию готовности курсантов вузов ФСИН России к профессиональной деятельности.
Организация исследования
Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы на базе научно-исследовательской лаборатории диагностических и оздоровительных технологий Академии ФСИН России с 2016 по 2020 год было проведено эмпирическое исследование, в котором было задействовано 142 курсанта образовательных организаций ФСИН России: Академии ФСИН России, Самарского юридического института ФСИН России, Воронежского института ФСИН России, Владимирского юридического института ФСИН России, Кузбасского института ФСИН России, Вологодского института права и экономики ФСИН России, Псковского филиала Академии ФСИН России, занимающихся в группах спортивного совершенствования по циклическим (лыжные гонки, легкая атлетика, плавание) — 43 человека, игровым (футбол, волейбол) видам спорта — 46 человек, а также в единоборствах (рукопашный бой, самбо, дзюдо) — 53 человека и 46 сотрудников отделов специального назначения (далее — ОСН).
Результаты исследования и обсуждения
На первом этапе с целью выбора наиболее прикладного вида спорта для уголовно-исполнительной системы нами были сопоставлены результаты педагогического и психологического тестирования курсантов, специализирующихся в различных видах спорта, и сотрудников ОСН для выявления наиболее сходных с сотрудниками ОСН групп спортсменов по видам спорта. Мы полагаем, что наибольшая схожесть результатов тестирования групп спортсменов по видам спорта с группой сотрудников ОСН будет свидетельствовать о том, что вид спорта, представленный в наиболее схожей группе, максимально эффективно развивает необходимые профессиональные компетенции.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение специальной научно-методической литературы; педагогическое наблюдение; педагогическое тестирование (подтягивание на высокой перекладине (раз); бег 100 метров (сек.); бег 5000 метров (мин.); выполнение пяти боевых приемов борьбы); психологическое тестирование («Индивидуально-типологический опросник» (ИТО) — Л.Н. Собчик; «Стандартизированный многофакторный метод исследования личности» (СМИЛ) — Л.Н. Собчик; проективная методика «Метод цветового выбора» (МЦВ) — Л.Н. Собчик [Собчик, 2017]; методика «Патриограмма» (ПГ) — С.И. Кудинов, А.В. Потемкин); методы математической статистики.
В результате проведенного педагогического тестирования и сравнительного анализа результатов было установлено, что сотрудники отделов специального назначения показали результат в подтягивании 18 (17:21,5) раз. Спортсмены циклических видов спорта — 19 (16,75:22,25), игровых видов — 11 (9,8:13), единоборств — 20 (17:22). Было установлено, что сотрудники ОСН не имеют достоверных различий с курсантами, специализирующимися в единоборствах и циклических видах (ρ≥0,05), и существенно превосходят спортсменов игровых видов спорта (ρ≤0,01) (табл. 1).
При тестирования на дистанции 100 метров группа сотрудников ОСН показала результат 13,4 (13:13,6) сек. Спортсмены-единоборцы — 13 (12,9:13,7) сек., представители циклических видов — 13,1 (12,7:13,4) сек., спортсмены-игровики —13,8 (12,9:14,05) сек. Результаты тестирования свидетельствует об отсутствии достоверных различий между сотрудниками ОСН и курсантами-единоборцами (ρ≥0,05), существенно уступают спортсменам циклических видов спорта (ρ≤0,01) и превосходят курсантов-спортсменов игровых видов спорта (ρ≤0,05).
Таблица 1
Результаты педагогического тестирования сотрудников отделов специального назначения и курсантов, специализирующихся в различных видах спорта Ме (25;75 ц)
Упражнения
Испытуемые |
Упражнения на физическую подготовленность |
Служебно- прикладные упражнения |
|||
Боевые приемы борьбы |
|||||
Подтягивание (кол-во раз) |
Бег 100 м |
Бег 5000м |
|||
Сотрудники спецназа (1) |
18 (17:21,5) |
13,4 (13:13,6) |
22,41 (22,10:23,34) |
5 (5:4) |
|
Единоборцы(2) |
20 (17:22) |
13,3 (12,9:13,7) |
20,41 (19,45:22,21) |
5 (4:3) |
|
Спортсмены циклических видов спорта(3) |
19 (16,75:22,25) |
13,1 (12,7:13,4) |
18,49 (17,53:21,30) |
3 (3:4) |
|
Спортсмены игровых видов спорта (4) |
11 (9,8:13) |
13,8 (12,9:14,05) |
22,38 (20,40:23,18) |
3 (3:4) |
|
Показатели
Достоверность |
Подтягивание |
Бег 100 м |
Бег 5000м |
Боевые приемы борьбы |
|
Группа 1-2 |
- |
- |
ρ** |
- |
|
Группа 1-3 |
- |
ρ** |
ρ** |
ρ** |
|
Группа 1-4 |
ρ** |
ρ* |
- |
ρ** |
|
Примечание: в скобках показан размах значений: ρ*— различия статистически достоверны на уровне значимости 0,05; ρ**— 0,01; «-» различия не достоверны.
В тестировании на дистанции 5000 метров сотрудники ОСН показали результат 22,41 (22,10:23,34) мин., сек.; курсанты-единоборцы — 20,41 (19,45:22,21) мин., сек.; представители циклических видов спорта — 18,49 (17,53:21,30) мин., сек.; представители игровых видов спорта 22,38 (20,40:23,18) мин., сек. При сравнении результатов установлено, что сотрудники ОСН не имеют значимых различий с курсантами специализирующимися в игровых видах спорта (ρ≥0,05). При этом они существенно уступают представителям циклических видов спорта и единоборств (ρ≤0,01).
Анализ результатов выполнения служебно-прикладных упражнений (боевые приемы борьбы), с одной стороны, показал отсутствие значимых различий между сотрудниками ОСН и курсантами-спортсменами, задействованными в единоборствах. С другой стороны, были выявлены значимые различия между курсантами-спортсменами, специализирующимися в циклических и игровых видах спорта с сотрудниками ОСН на уровне значимости (ρ≤0,01).
Таким образом, на основании проведенного исследования физической подготовленности сотрудников ОСН и курсантов-спортсменов, задействованных в различных видах спорта, наибольшее сходство проявляется между сотрудниками ОСН и курсантами-спортсменами, специализирующимися в единоборствах.
Проведенное психологическое тестирование групп курсантов-спортсменов, специализирующихся в различных видах спорта и сотрудников ОСН ФСИН России с применением методики «Индивидуально-типологический опросник» (ИТО) Л.Н. Собчик (табл. 2) показало, что наименьшие различия с группой сотрудников ОСН наблюдаются у
Таблица 2
Результаты тестирования сотрудников ОСН и курсантов-спортсменов по методикам Л.Н. Собчик (ИТО, СМИЛ, МЦВ)
Группы испытуемых
Параметры методики |
Сотрудники отдела специального назначения |
Курсанты, занимающиеся единоборствами |
Курсанты, занимающиеся циклическими видами спорта |
Курсанты, занимающиеся игровыми видами спорта |
||||
ИТО (средние значения по методике, Mx) |
||||||||
Экстраверсия (Ext) |
6,2 |
6,4 |
6,7 |
6,9 |
||||
Интроверсия (Int) |
2,5 |
3,7 |
5,7* |
3,0 |
||||
Спонтанность (Sp) |
5,8 |
6,2 |
6,1 |
6,3 |
||||
Сензитивность (Sn) |
4,3 |
4,7 |
4,3 |
4,4 |
||||
Агрессивность (Agr) |
4,2 |
5,3* |
5,1* |
5,0* |
||||
Тревожность (Anx) |
3,1 |
3,5 |
3,1 |
3,4 |
||||
Ригидность (Rg) |
5,3 |
5,8 |
5,8 |
5,6 |
||||
Эмотивность (Lab) |
5,8 |
5,8 |
5,3* |
6,3* |
||||
СМИЛ |
||||||||
Пики в профиле (в порядке убывания значений) |
4, 6, 9 |
4, 9, 6 |
6, 9, 8 |
9, 4 |
||||
«Утопленные» шкалы |
2, 7, 5 |
2, 7 |
|
0 |
||||
МЦВ |
||||||||
Цвета, выбираемые на первых двух позициях второго выбора |
Красный (65%) Зеленый (55%) |
Красный (85%) Зеленый (70%) |
Зеленый (95%) Красный (70%)
|
Желтый (80%) Фиолетовый (75%) Красный (60%) |
||||
* - уровень значимости при ρ≤0,05 (значимость различий групп курсантов-спортсменов с сотрудниками ОСН.
курсантов, специализирующихся в единоборствах, где выявлено значимое различие лишь по одному параметру — агрессивности (Agr) (ρ≤0,05). При этом значимые различия по данному параметру с сотрудниками отделов специального назначения наблюдаются у всех групп курсантов-спортсменов. Данная картина, видимо, объясняется более молодым возрастом курсантов-спортсменов, в сравнении с сотрудниками ОСН, ввиду чего в среднем для курсантов характерны более высокие значения психоэнергетического потенциала.
Результаты исследования по методике «Стандартизированный многофакторный метод исследования личности» (СМИЛ) Л.Н. Собчик (табл. 2) анализировались посредством определения схожести процентного соотношения пиков в профиле, ввиду того, что мы имеем дело с типологическим опросником, где интерпретационное значение приобретают не отдельные значения шкал, а рисунок целостного профиля. Проведенное нами обследование по данной методике показало, что у сотрудников отделов специального назначения выражены пики в профиле по шкалам импульсивности, ригидности, оптимистичности, а также «утоплены» шкалы пессимистичности, тревожности и мужественности—женственности. Данная комбинация личностных черт адаптирует личность сотрудника ОСН к эффективному функционированию в условиях экстремальных ситуаций. При этом мгновенному принятию решений благоприятствует выраженная импульсивность, позволяющая без рассуждений мгновенно на интуитивной основе выбирать верную линию поведения. Жесткость и устойчивость поведения сотрудников ОСН, сниженная реакция на негативные эмоциональные факторы, действующие в экстремальных условиях профессиональной деятельности, реализуются благодаря выраженной ригидности, в основе которой лежит тугоподвижность нервной системы. Излишнему застреванию на произошедших в процессе профессиональной деятельности негативных событиях сотрудникам ОСН препятствует симптомокомплекс, включающий низкие значения пессимистичности, тревожности и мужественности—женственности в совокупности с выраженной оптимистичностью. При этом низкие значения пессимистичности, с одной стороны, поднимают общий фон настроения, а с другой стороны, снижают рефлексию, что уменьшает вероятность обдумывания и переживания по поводу произошедших негативно окрашенных событий, связанных с выполнением служебных задач. Сниженный уровень тревожности, с одной стороны, не сдерживает поведенческие реакции во время экстремальных условий деятельности, а с другой — снижает вероятность невротизации по поводу выполнения предстоящих служебных задач. Утопленные же значения по шкале мужественности—женственности делают сотрудников ОСН менее чувствительными к эмоциональным переживаниям, провоцируемым действием экстремальных условий деятельности.
Наиболее схожий рисунок профиля СМИЛ с сотрудниками ОСН имеют курсанты-спортсмены, задействованные в единоборствах. Так, у обеих групп наблюдаются пики по параметрам ригидности, импульсивности, оптимистичности и снижения по параметрам пессимистичности и тревожности. Данная закономерность, вероятно, объясняется схожими характеристиками спортивной деятельности, реализуемой в единоборствах с деятельностью сотрудников ОСН. Отсутствие «утопленной» шкалы мужественности—женственности в профиле курсантов-спортсменов всех групп, вероятно, объясняется тем, что они являются представителями более молодой возрастной группы, а приобретение брутальных, жестких характеристик приходит с возрастом, что мы видим на примере сотрудников ОСН.
Анализ результатов по методике «Метод цветового выбора» (МЦВ) Л.Н. Собчик (табл. 2) выявил, что относительно предпочтения цвета на первой позиции, как у курсантов-спортсменов, задействованных в единоборствах, так и у сотрудников ОСН, наблюдается аналогичная картина — выбор красного и далее зеленого цветового эталона. Следует отметить, что на первую позицию в выборах у данных групп лиц выходит в основном красный цветовой эталон, что свидетельствует о сильной потребности в доминировании, достаточной целеустремленности. Данные качества благоприятствуют повышению эффективности курсантов-спортсменов, специализирующихся в единоборствах в спаррингах, и способствуют повышению эффективности решения специализированных служебных задач сотрудниками отделов специального назначения.
Результаты проведенного исследования по методике «Патриограмма» (ПГ) С.И. Кудинова, А.В. Потемкина выявили следующие различия в выраженности структурных компонентов патриотизма (табл. 3).
Таблица 3
Средние значения сотрудников ОСН и курсантов-спортсменов
по методике «Патриограмма»
Группы испытуемых
Параметры методики |
Сотрудники отдела специального назначения |
Курсанты, занимающиеся единоборствами |
Курсанты, занимающиеся циклическими видами спорта |
Курсанты, занимающиеся игровыми видами спорта |
Социально значимые ценности |
6,5 |
6,3 |
5,8* |
5,9* |
Личностно значимые ценности |
5,2 |
5,2 |
5,3 |
5,4 |
Эргичность |
5,8 |
5,7 |
5,3* |
5,2* |
Аэргичность |
3,1 |
3,4 |
3,3 |
3,2 |
Стеничность |
6,2 |
6,3 |
5,6 |
5,1 |
Астеничность |
3,3 |
3,2 |
3,3 |
3,1 |
Интернальность |
5,9 |
5,6 |
4,6* |
4,2* |
Экстернальность |
3,4 |
3,6 |
4,1* |
4,5* |
Социоцентризм |
5,2 |
4,9 |
5,1 |
5,2 |
Эгоцентризм |
4,4 |
4,7 |
4,3 |
4,5 |
Осмысленность |
6,4 |
6,1* |
5,5* |
4,9* |
Осведомленность |
4,1 |
4,3 |
3,9 |
4,0 |
Коммуникативное |
4,5 |
4,8 |
4,4 |
4,7 |
Личностное |
4,3 |
4,4 |
4,2 |
4,3 |
Операциональные трудности |
3,3 |
3,4 |
3,3 |
3,2 |
Личностные трудности |
3,1 |
3,5 |
3,1 |
3,2 |
Примечание: «*» — уровень значимости при ρ≤0,05.
Так, у сотрудников ОСН наблюдаются значимые различия в выраженности социально значимого компонента ценностей в патриотизме (Мх=6,5) с группами курсантов, задействованных в циклических видах спорта (Мх=5,8) и игровых видах спорта (Мх=5,9) при ρ≤0,05.
Кроме того, у сотрудников ОСН статистически значимо (ρ≤0,05) проявляются более эргичные, устойчивые патриотические тенденции (Мх=5,8) в сравнении с курсантами, задействованными в циклических (Мх=5,3) и игровых (Мх=5,2) видах спорта.
При реализации патриотических тенденций, сотрудники ОСН в сравнении с курсантами, задействованными в циклических и игровых видах спорта, проявляют более выраженную интернальность в патриотических тенденциях, т. е. берут на себя в большей мере ответственность за свою жизнь и поведение и, в сравнении с ними же, менее выраженную экстернальность (табл. 3).
В отличие от курсантов (ρ≤0,05), сотрудники ОСН характеризуются большей осмысленностью в проявлениях патриотических тенденций, большей глубиной осознанности патриотических представлений, что, по всей видимости, связано в том числе с их принадлежностью к более зрелой возрастной группе.
Таким образом, в соответствии с результатами исследования по методике «Патриограмма», наибольшая схожесть с сотрудниками ОСН наблюдается у курсантов-спортсменов, задействованных в единоборствах.
Обобщение результатов проведенного психодиагностического исследования позволяет констатировать значительную степень схожести психологических особенностей у сотрудников ОСН и курсантов-спортсменов, задействованных в единоборствах. Данная картина может объясняться аналогичным характером мотивов профессионального и спортивного самоопределения и единством психологической специфики спортивной деятельности в сфере единоборств и деятельности сотрудников ОСН.
Опираясь на освещенный выше теоретико-методологический анализ представлений о развитии готовности спортсменов вузов ФСИН России к профессиональной деятельности в ОСН, мы рекомендуем развивать духовную, психическую, специально-деятельностную и физическую готовность.
На втором этапе нашего исследования была разработана программа развития готовности курсантов вузов ФСИН России к профессиональной деятельности в ОСН (далее — Программа), предполагающая развитие духовного, психического, специально-деятельностного и физического компонентов готовности:
1) развитие духовного компонента профессиональной готовности, с акцентом на формирование патриотизма посредством психолого-педагогического воздействия (лекции, тренинги) [Государственно-патриотическое воспитание военнослужащих, 2009; Об организации воспитательной; Патриотическое воспитание спортсменов, 2019; Семенов, 2016];
2) совершенствование психического компонента готовности к профессиональной деятельности с опорой на развитие психической устойчивости и нормализации психических состояний [Маркелова, 2007; Петров, 2005];
3) развитие специально-деятельностного компонент готовности в рамках факультативных занятий по служебной и боевой подготовке;
4) формирование физического компонента готовности за счет введения дополнительных часов по единоборствам [Матвеев, 2005].
Таким образом, общая схема развития готовности курсантов вузов ФСИН России к профессиональной деятельности может быть представлена в виде следующей схемы (табл. 4).
Для апробации представленной выше комплексной программы развития готовности курсантов вузов ФСИН России к профессиональной деятельности нами с 2017 по 2020 год на базе Академии ФСИН России было проведено исследование, в ходе которого были сформированы 2 учебные группы курсантов в количестве 25 человек каждая. При этом экспериментальная группа была задействована в Программе, а контрольная группа проходила обучение только по основным профессиональным образовательным программам.
Таблица 4
Комплексное развитие готовности курсантов вузов ФСИН России
к профессиональной деятельности в ОСН
Готовность к профессиональной деятельности во ФСИН России |
|||||||||||||||
Духовный компонент |
Психический компонент |
Специально-деятельностный компонент |
Физический компонент |
||||||||||||
Лекции и психолого-педагогические беседы по развитию патриотизма
Реализуют кураторы и взводные офицеры |
Тренинги, аутогенные тренировки для развития психической устойчивости и нормализации психических состояний
Реализует психологическая служба вуза |
Занятия по спец. дисциплинам
Реализует профессорско-преподавательский состав вуза в рамках образовательной программы + факультативные занятия по огневой и тактико-специальной подготовке |
Занятия по физической подготовке
Реализует профессорско-преподавательский состав вуза в рамках образовательной программы |
||||||||||||
Факультативные занятия по различным видам единоборств Реализуют тренеры-преподаватели групп спортивного совершенствования по единоборствам |
Для оценки результатов работы Программы предложены следующие критерии.
1. Критерий развития духовной готовности (развитие патриотизма):
- шкалы «Социально-значимые ценности», «Интернальность», «Осмысленность» (методика «Патриограмма» С.И. Кудинова, А.В. Потемкина) — положительной является тенденция к увеличению значения шкалы;
- шкала «Экстернальность» (методика «Патриограмма» С.И. Кудинова, А.В. Потемкина) — положительной является тенденция к уменьшению значения шкалы.
2. Критерий психической готовности:
- коэффициент вегетативного баланса (КВБ) (методика «Метод цветового выбора» Л.Н. Собчик) — положительной тенденцией является смещение к средним значениям по КВБ; сбор и перемещение влево «рабочей группы»;
- тип профиля по результатам методики «Стандартизированный многофакторный метод исследования личности» (СМИЛ) Л.Н. Собчик — положительной является тенденция нормализации («сглаживания») профиля.
3. Специально-деятельностный и физический критерий готовности к профессиональной деятельности (критерии педагогического тестирования):
- подтягивание — положительной является тенденция к увеличению результата;
- бег 100 м и 5000 м — положительной является тенденция к уменьшению времени прохождения дистанции;
- боевые приемы борьбы — положительной является тенденция к повышению оценки за выполненные действия.
По окончании эксперимента по апробации Программы были получены результаты, отраженные в табл. 5.
Таблица 5
Результаты апробации Программы
Критерий |
Методики |
Шкалы |
Курсанты (средние показатели) |
|||
Эксперимен-тальная группа |
Контрольная группа |
|||||
до |
после |
до |
после |
|||
Духовный |
Патриограмма |
Социально-значимые ценности |
4,4* |
6,2* |
4,3 |
4,4 |
Интернальность |
4,3* |
5,5* |
4,4 |
4,3 |
||
Экстернальность |
6,6* |
4,1* |
5,8 |
5,9 |
||
Осмысленность |
4,2* |
6,3* |
3,9 |
3,9 |
||
Психический |
МЦВ |
КВБ |
0,51* |
0,82* |
0,50 |
0,51 |
% смещений раб.гр. |
90% |
30% |
80% |
80% |
||
% разрыва раб.гр. |
80% |
20% |
80% |
90% |
||
СМИЛ |
Сглаживание профиля, в % |
|
90% |
|
30% |
|
Специально-деятельностный и физический |
Педагогическое тестирование |
подтягивание |
18,1* |
20,8* |
19,2 |
18,3 |
Бег на 100 м |
13,3* |
12,1* |
13,0 |
13,1 |
||
Бег на 5000 м |
21,2* |
19,3* |
21,7 |
21,9 |
||
Боевые приемы борьбы |
4,5* |
5* |
4,4 |
4,0 |
* - уровень значимости при ρ≤0,05
Анализ результатов психологического и педагогического тестирования по окончании Программы свидетельствует о формировании профессиональной готовности курсантов экспериментальной группы по отношению к контрольной.
Выводы
С целью развития профессиональной готовности курсантов вузов ФСИН России к профессиональной деятельности в ОСН следует формировать в структуре готовности следующие компоненты: духовный, психический, физический и специально-деятельностный.
1. Прикладными видами спорта, необходимыми для развития профессиональной готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы, являются спортивные единоборства.
2. Использование программы развития профессиональной готовности курсантов к службе в ОСН ФСИН России, основанной на развитии духовного, психического, специально-деятельностного и физического компонентов профессиональной готовности посредством воспитательных мероприятий, психологических тренингов, факультативных занятий по единоборствам и специальным дисциплинам, показывает свою эффективность.
Литература
- Государственно-патриотическое воспитание военнослужащих в военном вузе: учеб.-метод. пособие / Под. общ. ред. В.А. Зайцева. Воронеж: ВАИУ, 2009. 185 с.
- Бовин Б.Г., Кокурин А.В., Красов Д.А. Прогнозирование профессиональной успешности сотрудников отделов специального назначения Федеральной службы исполнения наказаний России // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. 2010. № 3. С. 32.
- Дорошенко И.С. Психологическая готовность к службе с оружием в органах внутренних дел // Современные проблемы права, экономики и управления. 2016. № 1(2). С. 26—30.
- Евсюкова Н.И. Формирвание готовности юношей допризывного возраста к службе в Вооруженных Силах: автореф. дисс. … канд. пед. наук. М., 2007. 21 с.
- Ефимов М.В. Формирование эмоционального компонента психологической готовности солдат молодого пополнения к службе в ВС России: автореф. дисс. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 2008. 24 с.
- Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Профессиология. Психологический контент: учеб. пособие. М., 2019. 194 с.
- Кокурин А. В., Петров В. Е. Личностные особенности военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, обусловливающие психологическую готовность к несению службы с огнестрельным оружием // Lex Russica. 2018. № 9(142). С. 119—128.
- Маркелова Т.В. Формирование психологической готовности к военно-профессиональной деятельности в системе высшего профессионального образования России: монография. Воронеж: Истоки, 2007. 232 с.
- Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник. СПб, 2005. 378 с.
- Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы [Электронный ресурс] // Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 28 декабря 2010 г. № 555. URL: https://base.garant.ru/1357519/ (дата обращения: 20.08.2021).
- Патриотическое воспитание спортсменов: учеб. пособие / С.В. Новаковский, В.А. Бобровский, А.В. Бобровский, С.В. Кондратович; [науч. ред. С.В. Степанов]. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. 124 с.
- Петров Д.А. Формирование психологической готовности к действиям в экстремальных условиях у сотрудников подразделений специального назначения МВД РФ средствами физической подготовки: дисс. … канд. пед. наук. СПб., 2005. 156 с.
- Полякова Я.Н. Содержание и специфика психологической готовности сотрудников к служебной деятельности: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. 19.00.03. Ярославль, 2017. 24 с.
- Семенов А.В. Технологи воспитания морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России средствами единоборств: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. 13.00.04. СПб., 2016. 26 c.
- Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. СПб., 2017. 480 с.
- Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Юнити, 2002. 607 с.
- Трапезников С.А., Пашута В.Л., Беляев В.А. Физическая готовность военнослужащего — интеграционная составляющая боевой готовности // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2020. № 2. С. 5—10.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие. 2- изд., перераб. и доп. М.: Логос, 1996. 320 с.
- Экстремальная психология в особых условиях деятельности / Под ред. Б.Г. Бовина, А.В. Кокурина, А.М. Ракова; ФКУ НИИ ФСИН России, ФЭП МГППУ, Академия ГПЧ МЧС России, ОСИ ФСКН России. М., 2015. 514 с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 545
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 8
Скачиваний
Всего: 152
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2