Математическая модель развития психики как системы*

897

Аннотация

Целью работы было построение количественного описания психического развития как системы. Библиографический анализ показал, что поставленная задача не решена. Для количественного описания системы предлагается аппарат логистического регрессионного анализа. Оценивается связь с возрастом вероятности нарушений в исследованных сферах психического развития. Разработанная модель применена к результатам психологического обследования эмоциональной, интеллектуальной, поведенческой сфер психики 785 детей Большесельского района Ярославской области в возрасте от рождения до 17 полных лет. Приведено описание принципов построения и структуры полученной модели, отражающей особую – временную — системность психического развития. Показано соответствие предложенной модели основным характеристикам психического развития: системности, неравномерности, наличию кризисов. В перспективе нуждаются в уточнении характер и сила связи между анализируемыми параметрами, «системный отклик» на характеристики качества жизни и состояние здоровья испытуемых.

Общая информация

* Исследование выполнено при поддержке РГНФ, проект 13-06-00650

Ключевые слова: психическое развитие, количественная модель, логистическая регрессия, система, временная системность

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Конева Е.В., Солондаев В.К. Математическая модель развития психики как системы [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2013. Том 2. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2013_n4/Koneva_Solondaeva (дата обращения: 28.03.2024)

Литература

  1. Айвазян С.А.,  Енюков И.С., Мешалкин Л.Д. Прикладная статистика: исследование зависимостей. М., 1987.
  2. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Принципы системной организации функций. М., 1973.
  3. Ахметова Л.В. Половозрастные особенности развития детерминант когнитивной сферы личности учащихся // Вестник Томского государственного педагогического университета. № 11. 2009.
  4. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. СПб., 2008.
  5. Балтес П. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъема и спадов на протяжении жизни // Психологический журнал. Т.1. № 1. 1994.
  6. Берталанфи Л. фон Общая теория систем – обзор проблем и результатов // Системные исследования: Ежегодник. М., 1969.
  7. Выготский Л.С. Проблема возраста: собр. соч. в 6-ти т. Т. 4.  М., 1984.
  8. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А. Стребелевой.  М., 1998.
  9. Карпов А.В. Психология сознания: Метасистемный подход. М. 2011.
  10. Карпов А. В., Солондаев В. К. Возможности использования индексов конвергенции и дивергенции системы // Ярославский психологический вестник. Выпуск 27. М.-Ярославль, 2012.
  11. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1979.
  12. Корнев А.Н. Системный анализ психического развития детей с недоразвитием речи. Автореферат дис... ученой степени доктора психологических наук. СПб., 2006.
  13. Малхасян М. В. Развитие умственных способностей детей младшего школьного возраста в различных социокультурных средах. Автореф. … канд. психол. наук. Нижний Новгород., 2011.
  14. Марютина Т.М. Индивидуализация психического развития в контексте системного подхода // Психологическая наука и образование. № 3. 2004.
  15. Методы психологической диагностики нарушений развития у детей: метод. указания / Сост. В.К. Солондаев. Ярославль, 2004.
  16. Программный комплекс Лонгитюд — ЭДК. СПб. 2013 Электронная версия: http://testpsy.net/ru/
  17. Рябчук Ю.А. Психологические проблемы синхронизации школьного и пубертатного кризисов // Вестник Томского государственного педагогического университета. № 2. 2006.
  18. Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие: новый взгляд. М. 2006.
  19. Сергиенко Е.А. Принципы психологии развития: современный взгляд // Психологические исследования. Т. 5, № 24. 2012.
  20. Соколова Е.В. Системный подход к психокоррекции психического развития личности в раннем дизонтогенезе // Российский психологический журнал. Т. 4. № 1. 2007.
  21. Тишевской И.А. Психическое развитие младенца с позиций аллостатической парадигмы адаптации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. № 17 (193). 2010.
  22. Curtin M., Jamie Madden J., Anthony Staines A., Perry I.J. Determinants of vulnerability in early childhood development in Ireland: a cross-sectional study // BMJ Open. 3. 2013. Электронная версия: http://bmjopen.bmj.com/
  23. NICHD Early Child Care Research Network. Early Child Care and Children's Development Prior to School Entry: Results from the NICHD Study of Early Child Care // American Educational Research Journal. Vol. 39, No. 1 (Spring, 2002).
  24. Gottlieb B.H., Wolfe J. Coping with family caregiving to persons with dementia: A critical review // Aging and Mental Health. 6. 2002.
  25. Gottlieb B.H. Measuring social resources // Encyclopedia of Psychological Assessment / Ed. by R. Fernandez-Ballesteros. Newbury Park. CA. 2003.
  26. Johnson M.K. Identifying the origin of mental experience // The mythomanias: The nature of deception and self-deception / Ed. by M.S. Myslobodsky. Mahwah. NJ. 1997.
  27. Johnson M.K. Source monitoring and memory distortion // Philosophical Transactions of the Royal Society of London By Biological Sciences. November 29. 352 (1362). 1997.
  28. McLoyd VC. Socioeconomic disadvantage and child development //American Psychologist. Vol 53(2). Feb. 1998.
  29. R Core Team. R: A language and environment for statistical computing. Vienna. Austria. 2013. Электронная версия: http://www.R-project.org/

Информация об авторах

Конева Елена Витальевна, доктор психологических наук, доцент, заведующая кафедрой общей психологии, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова», Москва, Россия, e-mail: ev-kon@yandex.ru

Солондаев Владимир Константинович, кандидат психологических наук, доцент, кафедра общей психологии, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова», Ярославль, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4156-5262, e-mail: solond@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2639
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 897
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 4