Конева Е.В. доктор психологических наук, заведующая кафедрой общей психологии, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова», Москва, Россия e-mail: ev-kon@yandex.ru
Павлей Л.В. Ярославская государственная медицинская академия, Ярославль, Россия e-mail: siam_l@mail.ru
Солондаев В.К. кандидат психологических наук, доцент, кафедра общей психологии, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова» e-mail: solond@yandex.ru
В работе изложен сравнительный анализ вероятности нарушений эмоциональной, интеллектуальной, поведенческой сфер психики в онтогенезе детей с наличием и отсутствием хронического заболевания. Он выполнен на основе разработанной математической модели развития психики как системы, аппарата логистического регрессионного анализа. Анализируется связь с возрастом вероятности нарушений в исследованных сферах психического развития. Работа применена к результатам психологического обследования эмоциональной, интеллектуальной, поведенческой сфер психики 785 детей Большесельского района Ярославской области в возрасте от рождения до 17 полных лет. Анализ полученных данных проведен с позиций модели развития как системы и данных современной психогенетики.
* Исследование выполнено при поддержке РГНФ, проект 13-06-00650
Ссылка для цитирования
Литература
Айвазян С.А., Енюков И.С., Мешалкин Л.Д. Прикладная статистика:
исследование зависимостей. М., 1987.
Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных
систем // Принципы системной организации функций. М., 1973.
Ахметова Л.В. Половозрастные особенности развития детерминант
когнитивной сферы личности учащихся // Вестник Томского государственного
педагогического университета. № 11. 2009.
Балтес П. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование
динамики подъема и спадов на протяжении жизни // Психологический журнал. Т.1. №
1. 1994.
Берталанфи Л. Общая теория систем – обзор проблем и результатов //
Системные исследования: Ежегодник. М., 1969.
Выготский Л.С. Проблема возраста: собр. соч. в 6-ти т. Т. 4. М.,
1984.
Когнитивные исследования: Проблема развития. Вып. 3.- М.: ИП РАН,
2009.
Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А.
Стребелевой. М., 1998.
Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М., 1979.
Конева Е.В., Солондаев В.К. Математическая модель развития психики
как системы // Клиническая и специальная психология. 2013. №4. Электронная
версия: https://psyjournals.ru/psyclin/2013/n4/Koneva_Solondaeva.shtml
Кочкина Л.В., Конева Е.В., Солондаев В.К. Системный подход к анализу
взаимосвязей здоровья, качества жизни и психического развития детей,
проживающих в сельской местности // Клиническая и медицинская психология:
исследования, обучение, практика: электрон. науч. журн. – 2013. – N 1 (1).
Электронная версия: http://medpsy.ru/climp
Малхасян М.В. Развитие умственных способностей детей младшего
школьного возраста в различных социокультурных средах. Автореф. … канд. психол.
наук. Нижний Новгород., 2011.
Марютина Т.М. Индивидуализация психического развития в контексте
системного подхода // Психологическая наука и образование. № 3. 2004.
Методы психологической диагностики нарушений развития у детей: метод.
указания / Сост. В.К. Солондаев. Ярославль, 2004.
Программный комплекс Лонгитюд — ЭДК. СПб. 2013 Электронная версия:
http://testpsy.net/ru/
Рябчук Ю.А. Психологические проблемы синхронизации школьного и
пубертатного кризисов // Вестник Томского государственного педагогического
университета. № 2. 2006.
Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие: новый взгляд. М.
2006.
Сергиенко Е.А. Принципы психологии развития: современный взгляд //
Психологические исследования. Т. 5, № 24. 2012.
Соколова Е.В. Системный подход к психокоррекции психического
развития личности в раннем дизонтогенезе // Российский психологический журнал.
Т. 4. № 1. 2007.
Тишевской И.А. Психическое развитие младенца с позиций
аллостатической парадигмы адаптации // Вестник Южно-Уральского государственного
университета. Серия: Психология. № 17 (193). 2010.
Curtin M., Jamie Madden J., Anthony Staines A., Perry I.J.
Determinants of vulnerability in early childhood development in Ireland: a
cross-sectional study // BMJ Open. 3. 2013. Электронная версия:
http://bmjopen.bmj.com/
NICHD Early Child Care Research Network. Early Child Care and Children's
Development Prior to School Entry: Results from the NICHD Study of Early Child
Care // American Educational Research Journal. Vol. 39, No. 1 (Spring,
2002).
Gottlieb B.H., Wolfe J. Coping with family caregiving to persons
with dementia: A critical review // Aging and Mental Health. 6. 2002.
Gottlieb B.H. Measuring social resources // Encyclopedia of
Psychological Assessment / Ed. by R. Fernandez-Ballesteros. Newbury Park. CA.
2003.
Johnson M.K. Identifying the origin of mental experience // The
mythomanias: The nature of deception and self-deception / Ed. by M.S.
Myslobodsky. Mahwah. NJ. 1997.
Johnson M.K. Source monitoring and memory distortion //
Philosophical Transactions of the Royal Society of London By Biological
Sciences. November 29. 352 (1362). 1997.
McLoyd V.C. Socioeconomic disadvantage and child development
//American Psychologist. Vol 53(2). Feb. 1998.
R Core Team. R: A language and environment for statistical computing.
Vienna. Austria. 2014. Электронная версия:
http://www.R-project.org/