Клиническая и специальная психология
2017. Том 6. № 1. С. 18–32
doi:10.17759/cpse.2017060102
ISSN: 2304-0394 (online)
Воплощение научных идей Л.С. Выготского в практику образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Польше
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: Выготский Л.С., Польша, психология, специальная педагогика, специальная психология, специальная психология и педагогика, реабилитация, подготовка специалистов
Рубрика издания: Теоретические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2017060102
Для цитаты: Заорска М. Воплощение научных идей Л.С. Выготского в практику образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Польше [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2017. Том 6. № 1. С. 18–32. DOI: 10.17759/cpse.2017060102
Полный текст
Введение
Идеи Л.С. Выготского в настоящее время занимают значительное место в науке, являются основополагающими для организации системы образования детей и молодежи в Польше, они получают воплощение в правовых (юридических) актах, направленных на организацию системы образования и ее содержание.
Закон о системе народного образования в Польше (Ustawa z dnia 7 wrzesnia 1991 r. o systemie oswiaty, Dz.U. 1991 nr. 95 poz. 425) [39] гласит, что процессы обучения и воспитания детей на каждом возрастном этапе (особенно на этапе дошкольного и начального обучения, а в ситуации нарушений развития у ребенка - и в период раннего возраста) должны не только обеспечиваться содержанием программ обучения, но и включать планомерную, учитывающую функциональный диагноз и зону ближайшего развития ребенка, психолого-педагогическую работу. В первом пункте данного Закона подчеркивается необходимость организации, содержания, методологии, принципов обучения и воспитания, учитывающих зону актуального и ближайшего развития, возрастных, психофизических и коммуникативных особенностей ребенка. Также значимой является психологическая работа по формированию навыков выполнения различных общественно-полезных функций в зрелом возрасте, связанных с историкокультурным и цивилизационным развитием человечества. Закон декларирует принцип индивидуального подхода к организации и методам обучения детей с особенностями развития (как с нарушениями развития, так и одаренных), в основе которого лежит учет как врожденных качеств и проявляемых ребенком способностей, так и развиваемых при жизни.
В пункте 22а Закона [39] содержится требование к обязательному построению программ дошкольного воспитания и обучения в начальной школе с учетом зоны ближайшего развития детей.
Закон о системе народного образования является отправным документом для постановлений Министерства народного образования по вопросам ранней реабилитации, обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями (в том числе детей с нарушениями развития и ограничениями здоровья). Особенно важными законодательными актами являются те, которые непосредственно воплощают идеи Л.С. Выготского в практику, они представлены ниже.
• Постановление Министерства национального образования от 30 апреля 2013 г. «О принципах предоставления и организации психолого-педагогической помощи в государственных детских садах, школах и учреждениях» (п. 532 Федерального закона Польши от 7 мая 2013 г.) [28].
• Постановление Министерства национального образования от 2 августа 2013 г. «О внесении изменений в Положение об условиях организации профессиональной подготовки, образования и ухода для детей и молодежи с ограниченными возможностями и социально неприспособленных в детских садах, школах, государственных учреждениях и в интеграции» (п. 958 Федерального закона Польши от 22 августа 2013 г.) [30].
• Постановление Министерства национального образования от 11 октября 2013 г. «Об организации раннего развития и воспитания детей» (п. 1257 Федерального закона Польши от 29 октября 2013 г.) [31].
• Постановление Министерства национального образования от 28 августа 2012 г. «О внесении изменений в Положение об условиях для организации обучения, воспитания и ухода за детьми и молодежью с ограниченными возможностями и социально неприспособленными в детских садах, школах, государственных учреждениях и в интеграции» (п. 982 Федерального закона Польши от 31 августа 2012 г.) [29].
Дополнительно необходимо упомянуть и другие законы, которые относятся к различным сферам государственного сопровождения и помощи людям с особыми потребностями, ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью:
• Постановление Сейма от 1 августа 1997 г. «О правах инвалидов», опубликованное в министерском издании «Monitor Polski» № 50, ст. 474 и 475 [37].
• Закон от 27 августа 1997 г. «О социальной и профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (п. 776 Федерального закона Польши № 123 от 1997 г.) [38].
Внимание заслуживает деятельность Группы консультантов, работающей по решению Министерства народного образования по вопросам детей с особыми потребностями в области развития и образования. Группа была создана указом № 16 Министерства народного образования от 24 марта 2016 г. В ее состав входят 37 специалистов (специальные педагоги и психологи, представители органов государственной и муниципальной власти). Цель работы Группы консультантов - подготовка предложений по новым направлениям организации системы образования детей и молодежи с особыми потребностями. В первом Проекте, подготовленном членами Группы 7 июня 2016 г., раскрываются вопросы установления функционального диагноза нарушений, принципов разработки образовательных программ с учетом зоны актуального, ближайшего и перспективного развития и содержания индивидуальных образовательнотерапевтических программ для детей, нуждающихся в ранней реабилитации или находящихся в группе риска нарушений развития, а также детей дошкольного и школьного возраста.
Юридическо-концептуальные направления деятельности и содержание системы народного образования в Польше в перспективе предполагают внедрение структурных элементов концепции Л.С. Выготского о психическом развитии человека в практическую деятельность: создание центров ранней помощи и ранней реабилитации, центров психолого-педагогической помощи, специальных, интеграционных, инклюзивных школ (особенно начальных). Кроме того, предусмотрено создание центров логопедической и реабилитационной помощи, действующих в системе здравоохранения, а также центров, работающих в структурах негосударственных учреждений. В документах и на сайте данных учреждений присутствуют ссылки на научное наследие Л.С. Выготского, адресованные родителям и работникам образования.
В предложениях по организации образовательных, реабилитационных и терапевтических центров подчеркивается, что их успешность в развитии здоровых детей и детей с ограниченными возможностями непосредственно связана с использованием научных подходов Л.С. Выготского. Особенно эффективность его методов проявляется в терапевтической и коррекционной работе с детьми, нуждающимися в специализированных методах стимуляции их развития.
Воплощение научных идей Л.С. Выготского в научных исследованиях
Учение Л.С. Выготского является теоретико-методологической основой многих научных теоретических и эмпирических исследований, проводимых в Польше, связанных с психологией, педагогикой, специальной педагогикой, с методологическими основами подготовки студентов в высших учебных заведениях.
Теория зоны ближайшего развития часто упоминается в публикациях известных польских психологов, таких как: Анна Бжезинская (Варшава) [2; 3], Станислав Ковалик (Познань) [16], Роман Оссовский (Быдгощь) [25], Хелена Сенк (Варшава) [34; 35], Бассам Аоуиль (Быдгощь) [1], Барьбара Кая (Быдгощь) [14], Даина Кольбушевская (Познань) [15], Павел Курек (Кельце) [21]; а также в работах таких педагогов, как: Эва Филипяк (Быдгощь) [5], Эдита Грущик-Кольчинская (Варшава) [9; 10; 11], Гражина Красович-Купис [17], Збигнев Кветинский (Торунь) [22], Уршула Ошва (Люблин) [26; 27]. Разумеется, концепция зоны ближайшего развития отражена и в трудах специальных педагогов: Эвы Кулеши (Варшава) [18;19; 20], Мирослава Рутковского (Кельце) [32; 33], Алиции Гермаковской (Кельце) [7; 8], Маженны Заорской (Ольштын) [42; 43; 44].
Исследования Анны Бжезинской и соавторов [2; 3] посвящены проблемам развития детей дошкольного и школьного возраста и формирования высших психических функций (речи и мышления) с точки зрения концепции Л.С. Выготского. В работах Станислава Ковалика [16] раскрыты вопросы успешности реабилитации, психотерапии и социализации лиц с ограниченными возможностями, особенно с нарушениями умственного развития. Положения школы Л.С Выготского рассматриваются в работах Романа Оссовского [25] и Барьбары Каи [14] в контексте проблем психосоциального развития лиц с ограниченными возможностями, имеющих нарушения зрительных функций (незрячих и слабовидящих). В работах Бассама Аоуиля [1], Даины Кольбушевской [15] и Павла Курека [21] представлены возможности использования концепции Л.С. Выготского в условиях современности применительно к развитию традиционных гуманистических представлений (трансгуманизм, постдарвинизм).
Ряд других польских ученых также применяют и развивают идеи Л.С. Выготского в своей педагогической деятельности. Гражина Красович-Купис [17] занимается дошкольным и начальным обучением детей. Эдита Грущик-Кольчинская
[9; 10; 11] и Уршула Ошва [26; 27] изучают возможности развития математических компетенций у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Эва Филипяк [5], Анна Фрыдрыхович, Эльжбета Козневская, Анджей Матушевский, Эльжбета Звединская [6], Анна Гжондковская, Магдалена Петшак- Кужац, Патриция Русяк [12], Рената Михаляк, Эльжбета Мисёрна [24], а также Катажина Шчепковка-Шцесняк, Катажина Унишевская, Лидя Пеляшек и Мирослава Сухоцкая [36] воплощают концепцию Л.С. Выготского в обучении детей младшего школьного возраста. Збигнев Кветинский применяет эти идеи для описания теоретико-методологических проблем современной педагогики [22].
Эва Кулеша [18; 19; 20] описывает возможности коррекции детей дошкольного возраста с нарушениями умственного развития. Мирослав Рутковский [32; 33] воплощает идеи Л.С. Выготского в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями умственного развития. Алиция Гермаковская [7;8] занимается развитием речи, мышления и коррекцией дискалькулии. А Маженна Заорская [42; 43; 44], Тадеуш Маевский [23], Ёоанна Длуская, Малгожата Карвовская и Веслава Карасинская [4] - обучением, воспитанием, реабилитацией детей и молодежи с одновременными нарушениями слуха и зрения (слепоглухих).
Существенное влияние на развитие отечественной науки оказывают научные конференции, семинары, симпозиумы, организаторами которых выступают высшие учебные заведения Польши. Дискуссия концентрируется на актуальных вопросах развития современных людей, в том числе лиц с особыми потребностями. Вниманию аудитории представляются исследования и результаты практических проектов, в основе которых лежат положения теории Л.С. Выготского [40; 41]. Например, в 2010 году благотворительная организация «Продесте» на базе специализированного центра реабилитации и развития детей с особыми потребностями и ограниченными возможностями здоровья «Анимус», провела научный терапевтический эксперимент «Общение - путь к познанию и развитию». В эксперименте участвовали родители и их дети. Всего участвовало 24 ребенка с нарушениями в развитии: 10 детей с расстройствами аутистического спектра и сложной структурой нарушенного развития; остальные дети - с синдромом Ангельмана и другими редкими генетическими заболеваниями. Все участники проживали в Опольском воеводстве. Дети в возрасте от трех до девяти лет не пользовались вербальными средствами общения. Специальная работа, построенная на концепции зоны ближайшего развития и направленная на развитие невербального общения у детей, проводилась в семьях и в специальном учреждении. Родители были проинструктированы о том, как наладить невербальный контакт с ребенком, учитывая его возможности и ограничения, как использовать повседневные ситуации для развития невербальной коммуникации. Для каждого ребенка в индивидуальном режиме были определены конкретные методы невербального общения. За три года эксперимента (с 2005 по 2008 год) уровень общения детей повысился: они научились сообщать о повседневных нуждах, овладели навыками диалога с членами семьи и другими детьми. Также в задачи эксперимента входило проведение работы по профилактике эмоционального выгорания родителей, возникающего в процессе борьбы за здоровье своих детей. Осуществлялась коррекция представлений родителей о том, что невербальные средства общения ограничивают и даже губят возможность развития устной речи. Результаты эксперимента показали, что невербальное общение стимулирует развитие простых навыков вербальной коммуникации, которые не всегда развиваются в результате традиционно реализуемой логотерапии [13].
В Польше актуальны и научные исследования по вопросам специфики развития современных детей и молодежи, совершенствования эффективности реабилитации, образования, терапии детей с нарушениями развития (олигофренопедагогика, сурдопедагогика, тифлопедагогика, логопедия), основа которых представлена в идеях Л.С. Выготского [42; 43; 44].
Воплощение научных идей Л.С. Выготского в области подготовки и совершенствования компетенции специалистов
Следующее направление, в котором реализуются идеи Л.С. Выготского, относится к подготовке студентов психологического, педагогического (в том числе в области специальной педагогики), логопедического профилей к профессиональной деятельности. Концепция Л.С. Выготского включена в учебные программы профильных дисциплин (общей, возрастной и педагогической психологии, основ логопедии, специальной педагогики и психологии) и отражена учебно-методических материалах (например, силлабусах для студентов).
Иными формами профессиональной подготовки являются курсы повышения квалификации и переподготовки специалистов. В них принимают участие уже самостоятельно практикующие учителя, воспитатели, психологи, педагоги, специальные педагоги, логопеды. Отдельные академические часы (это зависит от формы и организации обучения) выделяются для изучения психологических основ развития детей с учетом идей Л.С. Выготского.
Кроме того, в Польше совершенствованием профессиональных знаний и умений работников сферы образования и реабилитации занимаются специализированные фирмы. Они организуют курсы по изучению творческого развития детей и молодежи, а также предлагают специальные программы, представляющие исключительно концепцию Л.С. Выготского. Однако качество и практическая эффективность таких курсов вызывает сомнение в силу ориентации их организаторов на бизнес-цель. В качестве примеров таких организаций можно привести Гданьский центр психолого-педагогической помощи и психологопедагогической терапии, информационный сервис «Образование в Польше», варшавский интернет-проект «EDU», Фонд поддержки развития лиц с особыми потребностями в Варшаве (http://odpoczatku.pl/public/web/content/id/99), Центр аудиопсихофонологии в Варшаве (http://www.centrumapf.pl).
Воплощение научных идей Л.С. Выготского в практике образования детей со сложными нарушениями развития
Вопросам развития лиц с нарушениями интеллектуального развития, слуха, зрения и одновременными нарушениями слуха и зрения в теории и практике польской специальной педагогики уделяется особое внимание.
Идеи и подходы Л.С. Выготского применяются в ряде работ, посвященных слуховым и зрительным нарушениям [23; 42; 43; 44], в которых описаны содержательные и процессуальные особенности диагностики (всех возрастных групп с учетом степени нарушений слуха и зрения), планирования процесса реабилитации, обучения и воспитания, психолого-педагогической терапии и социализации, подготовки к жизни людей с нарушениями в зрелом возрасте, формирования общения с окружающей средой, повышения значимости ближайшего окружения ребенка в стимуляции его развития и в осуществлении задач специализированного воздействия.
В практике данные идеи воплощаются в индивидуальных образовательнотерапевтических программах, на которых построена работа в отделениях для слепоглухих детей в Польше. Такие отделения действуют в структуре специальных школ-интернатов для слепых и слабовидящих учащихся в городах Быдгоще, Лясках (недалеко от Варшавы), Радоме (где обучаются дети, у которых, кроме сенсорных нарушений, имеется интеллектуальная недостаточность разной степени).
В таких отделениях специальное обучение проводится в три этапа: первый - подготовительный к школьному обучению, целью которого является воспитание навыков культурного поведения, самообслуживания и общения с использованием невербальной коммуникации; второй - этап обучения в начальной школе (1-3 классы), в ходе которого осуществляется реализация индивидуальных программ, направленных на обогощение знаний об окружающем мире, развитие общения и социального поведения, формирование навыков чтения и письма; третий - этап обучения в средней школе (4-6 классы), ориентированный на развитие и совершенствование знаний, навыков социального взаимодействия и на подготовку детей к самостоятельной жизни в обществе.
Информирование общества о концепции Л.С. Выготского и ее роли в понимании законов развития человека и его подготовки к взрослой жизни
Для решения этой задачи, прежде всего, используются интернет-ресурсы профильных организаций, непосредственно работающих с лицами, имеющими нарушения развития и особые потребности, а также фондов, дошкольных и школьных учреждений, занимающихся обучением и воспитанием детей и молодежи с нарушениями развития. Например, информационный портал для лиц с нарушениями развития Велькопольского воеводства «Пион».
Организация «Образование и диалог», расположенная в пригороде Варшавы - Ломянки, проводит курсы для детей и молодежи, а также для родителей, заинтересованных в развитии памяти и норм общественного поведения, разработанные на основе учения Л.С. Выготского. Программы данных курсов подготовлены психологами Варшавского университета, профессорами Анной Матчак и Эвой Чернявской.
Заключение
Можно заключить, что концепция Л.С. Выготского в Польше широко реализуется в деятельности образовательных учреждений (общеобразовательных, интегративных, инклюзивных, ранней реабилитации, дошкольных, гимназий, на уровне начальной и средней школы), предоставляющих образовательные услуги для детей и молодежи с условно нормативным и нарушенным типами развития. Научные взгляды Л.С. Выготского используются в подготовке кадров (психологов, педагогов, специальных педагогов, логопедов) и в повышении педагогических компетенций родителей. Кроме того, концепция Л.С. Выготского является методологической базой для большинства научных исследований в области обучения и воспитания детей с особенностями в развитии. Интерес к концепции Л.С. Выготского в Польше, несмотря на происходящие изменения в развитии науки и техники, не угасает, что подтверждается значительным объемом законодательных норм Министерства народного образования, сформулированных на основополагающих идеях его учения.
Литература
- Aouil B. Rozwój procesualnych aspektów myślenia w świetle związków z rozwojem osobowości dzieci z uszkodzeniem słuchem / J. Trempały (ed.) // Rozwijający się człowiek. Bydgoszcz: Wydawnictwo WSP, 1995. S. 146–153.
- Brzezińska A., Lutomski G. Dziecko w świecie ludzi i przedmiotów. Poznań: Wydawnictwo Zysk i S-ka, 2000. 258 s.
- Brzezińska A., Czuba T., Lutomski G., Smykowski B. Dziecko w zabawie i świecie języka. Poznań: Wydawnictwo Zysk i S-ka, 1995. 326 s.
- Dłuska J., Karwowska M., Karasińska W. Świat w zasięgu ręki. Bydgoszcz: SOSW, 2011. 127 s.
- Filipiak E. Nauczanie rozwijające we wczesnej edukacji według L.S. Wygotskiego. Od teorii do zmiany w praktyce. Bydgoszcz: Wydawnictwo ArtStudio, 2015. 230 s.
- Frydrychowicz A., Koźniewska E., Matuszewski A., Zwierzyńska E. Skala Gotowości Szkolnej Dziecka. Warszawa: Centrum Metodyczne Pomocy Psychologiczno-Pedagogicznej, 2006. 72 s.
- Giermakowska A. Terapia pedagogiczna / W. Pileckiej, M. Rutkowskiy (eds.) // Dziecko ze specjalnymi potrzebami edukacyjnymi w drodze ku dorosłości. Kraków: Wydawnictwo Impuls, 2009. S. 188–204.
- Giermakowska A. Edukacja / W. Pileckiej, M. Rutkowskiy (eds.) // Dziecko ze specjalnymi potrzebami edukacyjnymi w drodze ku dorosłości. Kraków: Wydawnictwo Impuls, 2009. S. 334–350.
- Gruszczek-Kolczyńska E., Zielińska E. Dziecięca matematyka dwadzieścia lat później. Kraków: CEBP, 2015. 254 s.
- Gruszczyk-Kolczyńska E. Starsze przedszkolaki. jak skutecznie je wychowywać i kształcić w przedszkolu i domu. Kraków: CEBP, 2014. 419 s.
- Gruszczyk-Kolczyńska E. Edukacja matematyczna w klasie I. Książka dla nauczycieli i rodziców. Cele i treści kształcenia, podstawy psychologiczne i pedagogiczne oraz opisy zajęć z dziećmi. Kraków: CEBP, 2014. 283 s.
- Grządkowska A., Pietrzak-Kurzac M., Rusiak P. Umiejętności społeczne
dzieci. Dla wszystkich starczy miejsca pod wielkim dachem nieba. Dziecko z
rodziny dysfunkcyjnej w szkole. Warszawa: Centrum Metodyczne Pomocy
Psychologiczno-Pedagogicznej, 2006.
56 s. - Ławicka J. Komunikacja – droga poznania i rozwoju [Электронный ресурс]. URL: http://www.prodeste.pl (дата обращения: 10.02.2016).
- Kaja B. Zarys terapii dziecka. Bydgoszcz: Wydawnictwo WSP, 1995. 169 s.
- Kolbuszewska D. Ukierunkowanie na sferę najbliższego rozwoju // Edukacja i Dialog. 2005. № 4. S. 12–15.
- Kowalik S. Psychologia niepełnosprawności umysłowej / H. Sęk (ed.) // Psychologia kliniczna: t. 2. Warszawa: PWN, 2007. S. 135–155.
- Krasowicz-Kupis G. Rozwój i ocena umiejętności czytania dzieci sześcioletnich. Warszawa: Centrum Metodyczne Pomocy Psychologiczno-Pedagogicznej, 2006. 52 p.
- Kulesza E.M. Ruch, wzrok, słuch – podstawa uczenia się. Warszawa: Wydawnictwo APS, 2011. 24 s.
- Kulesza E.M. Rehabilitacja dzieci z niepełnosprawnością intelektualną. Warszawa: Wydawnictwo APS, 2005. 254 s.
- Kulesza E.M. Rozwijanie przedmiotowo-zabawowej działalności dzieci
niepełnosprawnych umysłowo w stopniu lekkim. Warszawa: Wydawnictwo APS,
2000.
124 s. - Kurek P. Kulturowo-historyczna koncepcja rozwoju Lwa Wygotskiego / W. Pileckiej, M. Rutkowskiy (ed.) // Dziecko ze specjalnymi potrzebami edukacyjnymi w drodze ku dorosłości Kraków: Wydawnictwo Impuls, 2009. S. 42–48.
- Kwieciński Z. Pedagogika postu. Preteksty – konteksty – podteksty. Kraków: Wydawnictwo Impuls, 2012. 422 s.
- Majewski T. Edukacja i rehabilitacja osób głuchoniewidomych. Warszawa: PZN, TPG, 1995. 188 s.
- Michalak R., Misiorna E. Konteksty gotowości szkolnej. Warszawa: Centrum Metodyczne Pomocy Psychologiczno-Pedagogicznej, 2006. 52 s.
- Ossowski R. Teoretyczne i praktyczne podstawy rehabilitacji. Bydgoszcz: Wydawnictwo WSP, 1999. 375 s.
- Oszwa U. Rozwój i ocena umiejętności matematycznych dzieci sześcioletnich. Warszawa: Centrum Metodyczne Pomocy Psychologiczno-Pedagogicznej, 2006. 44 s.
- Oszwa U. Psychologiczna analiza procesów operowania liczbami u dzieci z trudnościami w matematyce. Lublin: Wydawnictwo UMCS, 2009. 318 s.
- Rozporządzenie Ministra Edukacji Narodowej z dnia 30 kwietnia 2013 r.
«W sprawie zasad udzielania i organizacji pomocy psychologiczno-pedagogicznej w publicznych przedszkolach, szkołach i placówkach», Dz. U., z dnia 7 maja 2013r. Poz. 532. - Rozporządzenie Ministra Edukacji Narodowej zmieniające rozporządzenie «W sprawie warunków organizowania kształcenia, wychowania i opieki dla dzieci i młodzieży niepełnosprawnych oraz niedostosowanych społecznie w przedszkolach, szkołach i oddziałach ogólnodostępnych i integracyjnych», z dnia 28 sierpnia 2012 r., Dz. U. z dnia 31 sierpnia 2012 r. Poz. 982.
- Rozporządzenie Ministra Edukacji Narodowej z dnia 2 sierpnia 2013 r. «Zmieniające rozporządzenie w sprawie warunków organizowania kształcenia, wychowania i opieki dla dzieci i młodzieży niepełnosprawnych oraz niedostosowanych społecznie w przedszkolach, szkołach i oddziałach ogólnodostępnych lub integracyjnych», Dz. U. z dnia 22 sierpnia 2013. Poz. 958.
- Rozporządzenie Ministra Edukacji Narodowej z dnia 11 października 2013
r.
«W sprawie organizowania wczesnego wspomagania rozwoju dzieci», Dz. U., z dnia 29 października 2013r. Poz. 1257. - Rutkowski M. Nauczyciele, rodzice i rówieśnicy jako osoby znaczące
dla ucznia ze specjalnymi potrzebami edukacyjnymi w okresie późnego dzieciństwa
/ W. Pileckiej,
M. Rutkowskiy (eds.) // Dziecko ze specjalnymi potrzebami edukacyjnymi w drodze ku dorosłości Kraków: Wydawnictwo Impuls, 2009. S. 382–390. - Rutkowski M. Szkoła podstawowa jako mikro-środowisko edukacyjne / W. Pileckiej, M. Rutkowskiy (eds.) // Dziecko ze specjalnymi potrzebami edukacyjnymi w drodze ku dorosłości. Kraków: Wydawnictwo Impuls, 2009. S. 459–467.
- Sęk H. Psychologia kliniczna: T. 1. Warszawa: PWN, 2005. 363 s.
- Sęk H. Psychologia kliniczna: T. 2. Warszawa: PWN, 2007. 358 s.
- Szczepkowska-Szczęśniak K., Uniszewska K., Pielaszek L., Suchocka M. Osiąganie samodzielności. Droga do samodzielności – przygotowanie na przyjęcie dziecka ze specjalnymi potrzebami edukacyjnymi. Warszawa: Centrum Metodyczne Pomocy Psychologiczno-Pedagogicznej, 2006. 72 s.
- Uchwała Sejmu RP z 1 sierpnia 1997 r. «Karta Praw Osób Niepełnosprawnych», Monitor Polski Nr 50. Poz. 474 i 475.
- Ustawa «O rehabilitacji społecznej, zawodowej i zatrudnianiu osób niepełnosprawnych», Dz. U., z dnia 27 sierpnia 1997 r., nr 123. Poz. 776.
- Ustawa z dnia 7 września 1991 r. «O systemie oświaty», Dz.U. 1991 nr 95 poz. 425.
- Wygotski L.S. Wybrane prace psychologiczne. Warszawa: PWN, 1971. 370 s.
- Wygotski L.S. Myślenie i mowa. Warszawa: PWN, 1989. 415 s.
- Zaorska M., Lew S. Wygotski o wychowaniu dzieci głuchoniewidomych // Człowiek – Niepełnosprawność – Społeczeństwo. T. 8. № 2. 2008. S. 7–16.
- Zaorska M. System edukacji i rehabilitacji głuchoniewidomych w Rosji / Z. Palak (ed.) // Edukacyjne i rehabilitacyjne konteksty rozwoju osób niepełnosprawnych w różnych okresach ich życia. Lublin: Wydawnictwo UMCS, 2010. S. 233–245.
- Zaorska M. Rozwój kulturowy dziecka w koncepcji L.S. Wygotskiego // Acta Universitatis Nicolai Copernici. Pedagogika. 2012. № 4. S. 29–48.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3249
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 23
Скачиваний
Всего: 1186
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3