Коваль О.А. аспирант кафедры психологии личности и специальной педагогики, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых (ФГБОУ ВО ВлГУ), Владимир, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5937-8783 e-mail: helga_smith@mail.ru
В статье раскрываются особенности эмоционального и когнитивного развития дошкольников, имеющих речевую патологию, и их связь с уровнем развития эмоционального интеллекта родителей. Актуальность обусловливается выраженным ростом числа детей с речевой патологией, а также недостаточной изученностью поставленной проблемы. В исследовании приняли участие 79 пар «ребенок–родитель», из них у 51 ребенка в возрасте 4-5 лет имелись нарушения речи, а 28 детей того же возраста имели нормативное речевое развитие. Установлено, что дети экспериментальной выборки статистически значимо отличаются от сверстников контрольной группы в развитии как когнитивной, так
и эмоциональной сфер. Выявлены связи между развитием когнитивной
и эмоциональной сфер дошкольников и уровнем развития эмоционального интеллекта у их родителей, а также реализуемым ими стилем эмоционального воспитания. Родители детей экспериментальной группы имели отличия по уровню развития таких компонентов эмоционального интеллекта, как межличностное
и внутриличностное управление эмоциями, контроль внешних проявлений эмоций, а также по интегративным показателям межличностного эмоционального интеллекта и управления эмоциями. Родители дошкольников, имеющих речевые патологии, чаще реализуют неодобряющий стиль эмоционального воспитания, не проявляют заинтересованности в формировании у ребенка представлений об эмоциях.
Благодарности. Автор выражает благодарность ГБУЗ ВО «Центр патологии речи
и нейрореабилитации» (г. Владимир), всем детям и родителям, принявшим участие в исследовании, а также рецензентам, редактору и ответственному секретарю журнала, чьи замечания, рекомендации и советы направляли и поддерживали на всем пути создания данной статьи
Божович Л.И., Славина Л.С., Ендовицкая Т.В. Опыт
экспериментального изучения произвольного поведения // Вопросы психологии.
1976. № 4. С. 55–69.
Баранов А.А., Сунцова А.С. Семья как субъект
сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Вестник
Владимирского Государственного Университета. Педагогические и психологические
науки. 2017. Том 48. № 29. С. 88–97.
Веракса А.Н., Ощепкова Е.С., Бухаленкова Д.А. и др.
Связь регуляторных функций и производства речи у старших дошкольников: рабочая
память и составление нарративов [Электронный ресурс] // Клиническая и
специальная психология. 2019. Том 8. № 3. С. 56–84.
doi:10.17759/cpse.2019080304.
Войтенко Р.М., Крицкая Л.А. Концепция
реабилитологии. Психологический аспект индивидуальной программы реабилитации //
Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными
возможностями здоровья: коллектив. монография / Под ред. А. М. Щербаковой. М.:
изд-во МГППУ, 2011.
С. 15–26.
Выготский Л.С. Учение об эмоциях. М.: Книга по
требованию, 2012. 160 с.
Готтман Дж., Деклер Д. Эмоциональный интеллект
ребенка. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. 288 с.
Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М: Манн, Иванов
и Фербер, 2018. 544 с.
Грин Р. Взрывной ребенок: новый подход к пониманию
и воспитанию легко раздражимых, хронически несговорчивых детей. М.: Теревинф,
2018. 262 с.
Джайнот Х.Дж. Родители и дети. М.: Арбат, 1992.
96с.
Забабурина О.С., Савина Е.А. Исследование
произвольной регуляции у детей 5 и 6 лет с нарушениями и без нарушений речи
[Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2015. Том 4. № 1.
С. 48–63. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2015/n1/Zababurina_Savina.shtml
(дата обращения: 20.01.2020).
Зобков В.А. Генезис отношения человека к себе.
Владимир: Калейдоскоп, 2018. 172 с.
Зобков В.А. Семья как акмеологическое условие
социализации личности развивающегося человека [Электронный ресурс] // Вестник
Владимирского Государственного Университета. Педагогические и психологические
науки. 2017. Том 49. № 30. С. 104–111. URL: http://www.sci.vlsu.ru/main/izdanie
/doc/journal__30_49.pdf (дата обращения: 20.01.2020).
Казьмин А.М., Коновко Н.А., Сальникова О.Г. и др.
Шкала эмоционального неблагополучия и атипичного поведения дошкольников
[Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2014. Том 3. № 3.
URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2014/n3/Kazmin_et_al_1.shtml (дата
обращения: 20.01.2020).
Комплик М.Ю., Меренкова В.С. Взаимосвязь
эмоционального интеллекта родителей и детско-родительских отношений
[Электронный ресурс] // Вестник Костромского государственного университета.
Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 3. С. 37–40.
URL:https://ksu.edu.ru/files/VESTNIK_KSU/
NOMERA_VESTNIK_KSU_PiP/Vestnik_KSU_PiP_3_2017.pdf (дата обращения:
20.01.2020).
Кравченко Ю.Е. Психология эмоций. Классические и
современные теории и исследования. М.: Форум, 2018. 544 с.
Кравченко Ю.Е. Развитие представлений о причинах
эмоциональных переживаний в детском возрасте // Журнал Школы актуальных
гуманитарных исследований ШАГИ/STEPS. 2015. № 1. С. 95–107.
doi:10.22394/2412-9410-2015-1-1-95-107.
Красильникова Е.Д. Роль семьи в реабилитационном
процессе ребенка с психической патологией [Электронный ресурс] // Вопросы
психического здоровья детей и подростков. 2009. Том 9. № 2. С. 120–123. URL:
https://www.psychildhealth.ru /2009-02.pdf (дата обращения: 22.01.2020).
Красильникова Е.Д. Психологические особенности
семей, воспитывающих детей с различными вариантами нарушений психического
развития [Электронный ресурс] // Вопросы психического здоровья детей и
подростков. 2012. Том 12. № 2. С. 29–36. URL:
https://www.psychildhealth.ru/2012-02.pdf (дата обращения: 22.01.2020).
Коробейников И.А., Инденбаум Е.Л., Бабкина Н.В.
Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт начального
образования детей с задержкой психического развития: проект. М.: Просвещение,
2013. 48 с.
Куфтяк Е.В., Одинцова М.С. Изучение коммуникативных
способностей дошкольников с тяжелыми нарушениями речи [Электронный ресурс] //
Клиническая и специальная психология. 2018. Том 7. № 2. С. 70–82.
doi:10.17759/cpse.2018070205.
Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей. М.:
Аркти, 2005. 222 с.
Медико-психологическая характеристика личности пациента в
психиатрической клинике. Учебное пособие для студентов педиатрического
факультета / под ред. В.А. Урываева, Т.В. Большаковой. Ярославль: Ярославская
государственная медицинская академия, 2003. 60 с.
Николаева Е.И. Мать и здоровый ребенок: монография
// под ред.
Е.И. Николаевой, В.С. Меренковой. Елец: Елецкий государственный университет им.
И.А. Бунина, 2014. 160 с.
Никольская И.М. Клиническая психология семьи
[Электронный ресурс] // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2005.
Том 5. № 2. С. 7–11. URL: https://www.psychildhealth.ru/2005-02.pdf (дата
обращения: 19.01.2020).
Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Прусакова О.А.
Модель психического
в онтогенезе человека. М.: Институт психологии РАН, 2009. 415 с.
Смирнова Я.К., Макашова А.В., Харитонова М.А.
Способность дошкольников использовать представления о знаниях другого человека
и способах его изменения [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная
психология. 2019. Том 8. № 2.
С. 105–123. doi:10.17759/cpse.2019080206.
Современные представления об эмоциональном интеллекте.
Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина,
Д.В. Ушакова.
М: Институт психологии РАН, 2004. 176 с.
Тишин С.В. Экспериментальное исследование
распознавания и выражения базовых эмоций в дошкольном возрасте [Электронный
ресурс] // Известия Саратовского университета. Серия Философия, Психология,
Педагогика. 2014. Том 14. № 2. С. 90–93. URL:
https://phpp.sgu.ru/ru/journal/2014/2 (дата обращения: 19.01.2020).
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования / Министерство образования и науки РФ. М.: Перспектива,
2014. 32 с.
Федеральная служба государственной статистики [Электронный
ресурс] // URL: https://www.gks.ru/folder/13721 (дата обращения:
04.11.2019).
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего
недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. М.:
Айрис-пресс, 2008. 224 с.
Хасанова Р.И. Распознавание эмоций дошкольниками с
ЗПР при предъявлении разных типов изображений // Вестник Санкт-Петербургского
университета. Серия 12. 2008. №4. С. 202–208.
Шнекендорф З.К. Путеводитель по Конвенции о правах
ребенка. М.: Рос. пед. агентство, 1997. 247 с.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под
ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М.: Педагогика,1989. 560 с.
Acheson D.J., MacDonald M.C. Verbal working memory
and language production: Common approaches to the serial ordering of verbal
information // Psychological Bulletin. 2009. Vol. 135. № 1. P. 50–68. doi:
10.1037/a0019322.
Adams A.-M., Gathercole S.E. Phonological Working
Memory and Speech Production in Preschool Children // Journal of Speech and
Hearing Research. 1995. Vol. 38. № 2.
P. 403–414. doi: 10.1044/jshr.3802.403.
Bates E., Thal D., Janowsky J. Early language
development and its neural correlates // Handbook of neuropsychology: Vol. 7.
Child neuropsychology / S. Segalowitz, I. Rapin (eds.) Amsterdam: Elsevier,
1992. pp. 69–110.
Chawarska K., Shic F., Klin A., et al. Abnormal
face processing in toddlers with autism and developmental delays [Электронный
ресурс] // URL: https://news.yale.edu
/2007/05/03/abnormal-face-processing-toddlers-autism-and-developmental-delays
(дата обращения: 08.09.2019).
Duff F.J., Reen G., Plunkett K., et al. Do infant
vocabulary skills predict school-age language and literacy outcomes? // Journal
of Child Psychology and Psychiatry. 2015.
Vol. 56. № 8. P. 848–856. doi:10.1111/jcpp.12378.
Hungerford S., Call-Morin K., Bassendowski N., et
al. Do Executive Skills or Language Skills Best Predict Social Competence?
Paper presented at the American Speech Language Hearing Association Conference,
November, 2009. New Orleans, LA.
URL:https://pdfs.semanticscholar.org/86cc/fbba80247cdfd47fcaeaea1ec511dfd92ba2.pdf?_ga=2.24949050.1896310048.1584813071-11772414.1584813071
(дата обращения: 08.09.2019).
Nilsen E.S., Graham S.A. The relations between
children’s communicative perspective taking and executive functioning //
Cognitive psychology. 2009. Vol. 58. № 2. P. 220–249. doi:
10.1016/j.cogpsych.2008.07.002.
Thirlwall K., Creswell C. The impact of maternal
control on children's anxious cognitions, behaviours and affect: An
experimental study // Behaviour Research and Therapy. 2010. Vol. 48. № 10. P.
1041–1046. doi: 10.1016/j.brat.2010.05.030.
Verhagen J., Leseman P. How do verbal short-term
memory and working memory relate to the acquisition of vocabulary and grammar?
A comparison between first and second language learners // Journal of
Experimental Child Psychology. 2016. Vol. 141.
P. 65–82. doi: 10.1016/j.jecp.2015.06.015.
Weismer S.E., Evans J., Hesketh L.J. An examination
of verbal working memory capacity in children with specific language impairment
// Journal of Speech, Language, and Hearing Research. 1999. October. Vol. 42.
P. 1249–1260. doi: 10.1044/jslhr.4205.1249.