Трансформация метафорических репрезентаций жизненного пути личности в период самоизоляции у взрослых

219

Аннотация

В статье рассматриваются теоретические подходы к пониманию социальных репрезентаций жизненного пути, выраженных метафорически. Представлены результаты лонгитюдного эмпирического исследования социальных репрезентаций жизненного пути, выраженных метафорически, у взрослых респондентов. В первом этапе исследования приняли участие 267 респондентов, продолжили участие во втором этапе 37 респондентов. В ходе первого этапа исследования были выделены категории анализа метафорических репрезентаций на материале эссе 267 респондентов. На втором этапе исследования были проанализированы данные 37 респондентов, описавших свой жизненный путь в обыденной ситуации и в ситуации самоизоляции в форме метафор с интервалом в полгода. В ходе проведенного исследования проведен контент-анализ слов, составляющих метафорические репрезентации «повседневного» жизненного пути, а также жизненного пути в самоизоляции. На основании полученных данных выделены категории анализа метафорических репрезентаций, проведен анализ по категориям, выделена ядерно-периферическая структура социальных репрезентаций жизненного пути и жизненного пути в самоизоляции. В рамках данного исследования осуществлен сравнительный анализ представлений взрослых респондентов о жизненном пути в обыденной жизни и в период самоизоляции, выявлены динамические изменения в структурных элементах социальных репрезентаций.

Общая информация

Ключевые слова: социальные репрезентации, жизненный путь, метафора, самоизоляция

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2020090207

Для цитаты: Саликова Э.В. Трансформация метафорических репрезентаций жизненного пути личности в период самоизоляции у взрослых [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2020. Том 9. № 2. С. 147–160. DOI: 10.17759/cpse.2020090207

Полный текст

Введение

Тенденции изучения феномена социальных репрезентаций в рамках современной психологической науки отражают общую заинтересованность ученых-исследователей в решении важного и не слишком хорошо изученного вопроса. Особое внимание привлекает также феномен жизненного пути, который на протяжении длительного времени оставался одной из центральных проблем отечественной и зарубежной психологии. Проблема исследования социальных репрезентаций жизненного пути становится особенно актуальной в момент социальных преобразований и трансформаций образа жизни, вызванных экстремальными ситуациями. Отметим, что экстремальность в данном контексте – это не только характеристика внешних условий, но и показатель, отражающий внутреннее психологическое состояние человека [9]. Одной из трансформаций подобного характера как психической жизни отдельного индивида, так и жизни общества в целом выступает режим самоизоляции граждан, при котором происходят изменения не только в обыденной жизни, но и во всех сферах социальных взаимоотношений, а также в представлениях о жизненном пути.  В связи с неконтролируемым распространением не изученного ранее вируса 11 марта 2020 г. генеральный директор Всемирной Организации Здравоохранения объявил сложившуюся ситуацию пандемией, что означает, что в большинстве стран мира зарегистрированы случаи инфицирования [7], в связи с чем отдельные общества были вынуждены реагировать на сложившуюся ситуацию как на государственном уровне, так и на уровне гражданской позиции каждого отдельного индивида данных обществ. В Российской Федерации в связи с изменением эпидемиологической обстановки органами государственной власти было принято решение о введении режима повышенной готовности и, как следствие, – введении режима самоизоляции. Данные меры являются беспрецедентными и, безусловно, новыми для общества, в связи с чем отдельные его представители вынуждены вырабатывать новые механизмы преодоления кризиса как в экономической, так и в социальной сферах, а также новые психологические механизмы преодоления ситуации неопределенности и депривации удовлетворения базовой потребности в безопасности. В данной ситуации актуальным выступает исследование социальных репрезентаций жизненного пути, поскольку таким образом становится возможным изучение представлений членов определенного социума, а именно российского, о жизненном пути в условиях преобразований традиционного уклада жизни. В связи с тем, что социальные репрезентации, как и жизненный путь, являются феноменами, которым свойственно развитие в изменяющихся условиях, становится возможным предпринять попытку изучения этих преобразований.

Разработка понятия социальной репрезентации осуществлялась представителями французской школы, которые предприняли попытки определения и выявления механизмов функционирования индивидуального сознания субъекта в рамках определенного социума. С. Московичи определяет социальные репрезентации с позиции соединения идей, метафор и образов, отражающих действительность [11]. Он и последователи данного направления отмечали способ жизни, выбранный субъектом, в качестве отражения специфического типа его личности, содержащего информацию об особенностях ее формирования на различных этапах становления в обществе. В период самоизоляции личность вынуждена пребывать в ситуации неопределенности и отсутствия контроля за привычным ритмом своей жизни, что не является ее выбором, а предполагает регламентацию со стороны государственных органов. Принцип неопределенности в рамках социальной психологии, особенно в тех ее областях, в которых внимание уделяется исследованиям личности, связан с трансформациями бытийного плана. Такого рода трансформации выражаются в нарастании социальных изменений, которые способствует превращению системы социального взаимодействия человека в череду ситуаций неопределенности, в основе которых находится проблема социального выбора [3]. Ситуация самоизоляции характеризуется концентрическим характером изменений в социальных взаимодействиях человека, что выражается в исключении привычных социальных контактов, трансформации типичных способов осуществления жизнедеятельности и приводит к тому, что человеку необходима выработка новых моделей удовлетворения потребностей в коммуникации, принятии, поддержке, безопасности. В данном контексте актуальным выступает исследование репрезентаций жизненного пути, неотъемлемой частью которого выступает выбор личности [10], сделанный как в рамках прошлого опыта и определяющий настоящее, так и произведенный в актуальной ситуации. Осуществление такого выбора в рамках самоизоляции не представляется возможным, однако данная ситуация определяется решениями, принятыми на предыдущих этапах жизни. А.М. Столяренко рассматривает экстремальность как «показатель особого состояния системы «человек в ситуации», изменяющийся в определенном диапазоне в зависимости от степени подготовленности и выбора поведения самим человеком» [12; c. 36]. Выбор жизненного пути в ситуации социальных преобразований и неопределенности во многом определяется культурно-исторической ситуацией данного общества, однако особое значение в данном контексте приобретает и внутренняя позиция личности, поскольку данные обстоятельства могут быть приняты или не приняты личностью. Решение о выполнении предписаний, регламентирующих жизнедеятельность, остается за человеком.

Применение метафор в качестве социальных репрезентаций позволяет осуществить сохранение непротиворечивости внутренней картины мира. Процесс метафоризации, по мнению некоторых ученых, содержательно определяется необходимостью осуществления трансформации структуры знаний из «неизвестного» в «известное». Именно трансформация знаний из «неизвестного» в «известное» посредством метафоризации может выступать эффективным способом преодоления ситуации неопределенности, а также позволить определить абстрактные и многомерные понятия, такие как жизненный путь [8].

На основании анализа различных подходов к исследованию жизненного пути, разрабатываемых с позиции субъекта, а также объективных биографических событий жизни человека, можно определить данный многомерный феномен как субъективно воспринимаемую, организованную, индивидуальную историю жизни человека, предполагающую вариативность развития, проектируемую им самим и осуществляемую в рамках социума, обусловленную его субъективным выбором.

К.А. Абульханова-Славская в ходе разработки проблем социального мышления вводит понятие социальной репрезентации как процедуры мышления, которая выражается в осуществлении личностью на протяжении жизни проектирования определенной теоретической концепции жизни, предполагающей соответствие адекватному отношению как к самой личности, так и к действительности, в которой осуществляется ее жизненный путь. Данная концепция выступает продуктом индивидуального и социального сознания [1].

Согласно концепции Ж-К. Абрика, социальные репрезентации образованы определенной структурой. В рамках структурного подхода социальная репрезентация рассматривается как «функциональное видение мира, которое позволяет индивидам или группам придавать значение их поведению, понимать реальность через собственную систему отношений, таким образом адаптироваться к ней и определять свое место в ней» [13]. Репрезентация в данном контексте выступает как способ видения аспекта социальной действительности, выражающийся в суждении или действии. В рамках нашего исследования в качестве такого аспекта выступает жизненный путь в обыденной жизни и жизненный путь в самоизоляции. Ядерно-периферическая структура социальных репрезентаций образована ядерной системой и периферической системой, которые находятся в иерархических отношениях; ядро рассматривается как наиболее значимый компонент для сохранения представления. Ядро является устойчивой областью репрезентации, определяется культурно-историческим контекстом, коллективной памятью. Функционально ядро призвано придать смысл представлению, а также определить его структуру. Ядро выступает в качестве отражения внутригруппового консенсуса, выполняет нормативные функции, которые представлены в убеждениях и действиях. Устойчивость ядра репрезентации является результатом объектификации, сутью которого выступает преобразование абстрактного в конкретное, что и представляется возможным осуществить посредством метафоризации [14].

Периферическая система призвана конкретизировать значение ядра, а также обеспечить поддержание связи между ядром и актуальной ситуацией выработки социального представления, изменением социального контекста. Периферическая система выступает динамическим компонентом структуры, ее изменение позволяет сохранить ядро социальной репрезентации и все представление в целом. Периферическая система определяется индивидуальной памятью субъекта. Идея структурности находит отражение в трудах С. Аша. Он рассматривает иерархию элементов восприятия. Ученый выделяет «центральную черту», которая определяет целостный образ, а поступающая информация структурируется вокруг этой черты [2]. Д. Жодоле отмечает динамическую преемственность представлений, в основе одного представления всегда лежит другое, существовавшее ранее [15]. Таким образом, внутри структуры социальных репрезентаций имеются взаимосвязи между ее компонентами, характер которых может претерпевать изменения, обусловленные как внутренними, так и внешними условиями. Исходя из идеи структурности социальной репрезентации, представляется возможным выдвинуть предположение о том, что в условиях социальных преобразований, к которым относится и самоизоляция, изменения будут характерны в основном для периферической системы социальной репрезентации жизненного пути в случае, если данные преобразования не будут иметь разрушительного воздействия на ядерную систему, что возможно при перестройке сферы смысложизненных ориентаций личности и коренной трансформации жизненного пути, определяемой личностными выборами.

Выборка исследования

В первом этапе исследования приняли участие 267 респондентов в возрасте от 18 до 55 лет, (Meвозр=28,6, SDвозр=7,0, представители российского общества, 31 мужчина и 236 женщин). Во втором этапе исследования приняли участие 37 респондентов, которые уже принимали участие в рамках первого этапа, в возрасте от 20 до 45 лет (Meвозр=29, SDвозр = 9,1, 14 мужчин и 23 женщины).

Методы

Первый этап исследования проводился в форме онлайн-опроса при помощи сервиса «Google Формы», в рамках которого испытуемым было предложено выполнить свободное описание жизненного пути в форме метафорического эссе в произвольной форме. Применение данного метода было произведено вслед за А.А. Бочавер, которая рассматривала его в рамках своей диссертационной работы [5]. Время написания эссе не было ограничено и составило от 20 минут до 1,5 часов. Данное эссе, выполненное в свободной форме, позволяет выявить репрезентации личности о жизненном пути, выраженные в метафорах. Размер эссе не ограничен. Обработка методики выполнялась методом контент-анализа. Инструкция в рамках первого этапа состояла в следующем: «Уважаемые участники исследования, предлагаем Вам найти и выразить в кратком эссе метафору, которая лучшим образом, на Ваш взгляд, описывает Ваш жизненный путь (постарайтесь описать метафору как можно более подробно)».

Второй этап исследования проводился в период самоизоляции в форме онлайн-опроса при помощи сервиса «Google Формы», где была размещена проективная методика метафорического эссе «Мой жизненный пути в самоизоляции». Время опроса также не было ограничено. Участие во втором этапе исследования приняли 37 респондентов из тех, кто участвовал в первом этапе, именно результаты данных респондентов и были проанализированы с позиции трансформации социальных репрезентаций жизненного пути. Интервал между проведением первого и второго этапа исследования составил полгода. В рамках второго этапа респондентам было необходимо написать метафорическое эссе, раскрывающее представление о самоизоляции. Инструкция в рамках второго этапа была следующей: «Уважаемые участники исследования, предлагаем Вам найти и выразить в кратком эссе метафору, которая лучшим образом, на ваш взгляд, описывает ваш жизненный путь в самоизоляции (постарайтесь описать метафору как можно более подробно)».

Выбор рассмотренного метода исследования метафорических представлений о жизненном пути определяется задачами изучения структуры социальных репрезентаций, а также компонентами, выделенными в рамках данного понятия в ходе теоретического анализа.

Данное исследование носит пилотажный характер и позволяет определить тенденции трансформации социальных репрезентаций жизненного пути в ситуациях социальных преобразований, которые в дальнейшем должны быть подвергнуты более глубокому анализу.

Результаты и их обсуждение

В рамках первого этапа исследования был проведен контент-анализ социальных репрезентаций жизненного пути, выраженных метафорически, на основании которого было сделано заключение о том, что синкретичный характер метафор не позволяет произвести разделение их на элементы (слова) и при этом обеспечить сохранение значения в полной мере. В связи с данным обстоятельством на основании контент-анализа слов нами были выделены категории анализа, позволяющие производить дальнейшую обработку, обеспечивая при этом сохранение значения метафор. Нами были выделены следующие категории анализа: «Действия» («падаем и спотыкаемся»; «летим ввысь»; «бежим вприпрыжку»); «Характеристика времени» («настоящее»; «странный ритм жизни»; «я опять опаздываю»); «Абстрактные понятия» («ад»; «свобода»; «единая и неделимая энергия» ); «Дорога, путь, путешествие» («длинный путь»; «сложный маршрут»); «Эмоциональный компонент» («любовь», «счастье», «ощущение, что жизнь не моя»); «Описания» («сложная логическая конструкция»); «Цитаты» («отделить зерна от плевел», «день сурка»); «Предметы» («коробка конфет», «старый магнитофон»); «Человек» («путешественник»; «боец»; «парализованный человек»); «Характеристика Я» («череду неудачных попыток проявить себя»); «Испытания» («полоса препятствий»); «Природные объекты» («бескрайний океан»; «горный ручей»; «пустыня»); «Графические образы» («красный синусоид»; «кардиограмма»; «карта сокровищ»); «События» («череда событий»; «карнавал»); «Игра» («лотерея»; «салки»); «Повествование» («сон»; «сказка»; «история»); «Помещение, место» («дурдом»; «школа»; «зоопарк»; «офис») [6].

Во втором этапе исследования продолжили участие 37 респондентов. В рамках данного этапа был произведен контент-анализ частоты встречаемости слов, составляющих метафоры для материалов, полученных по итогам написания респондентами метафорических эссе «Мой жизненный путь» (604 слова) и «Мой жизненный путь в самоизоляции» (603). Данные анализа материалов эссе «Мой жизненный путь» представлены на рисунке 1. Данные анализа материалов метафорического эссе «Мой жизненный путь в самоизоляции» представлены на рисунке 2.

Рис. 1. Контент-анализ метафорического эссе «Мой жизненный путь», частота встречаемости слов от 3 и выше

Рассматривая данные, отметим наличие слов, характеризующих движение и изменение в метафорах жизненного пути, а также характеризующих различное время («прошлое», «будущее», «момент», «иногда»), отметим также высокую частоту встречаемости местоимения «я», «меня», что характеризует фокус внимания на себе как субъекте жизненного пути, который способен производить изменения и воспринимать себя во времени.  В свою очередь, в процессе представления жизненного пути в самоизоляции респонденты чаще применяли слова, характеризующие пребывание в помещении («дома», «местом» «нахожусь»), а также употребляли слова, применение которых  может свидетельствовать об экстернальности локуса контроля, приписывании ответственности за происходящее внешним силам и переживании неопределенности («ожидание», «бездна», «падаю»), встречаются слова, связанные с переосмыслением («мыслей», «понимание», «пересмотреть»), что свидетельствует о процессах осмысления новой действительности и выработки новых механизмов жизнедеятельности некоторыми респондентами. Многие в рамках представления о самоизоляции видят возможности для поиска новых ресурсов и характеризуют данный период, применяя слова: «возможности», «отпуск», «комфортно». Прослеживаются тенденции к изменению представлений о жизненном пути. Интересным является отражение в рамках метафор изменения характера перемещения индивида в пространстве социальных взаимоотношений.

Рис. 2. Контент-анализ метафорического эссе «Мой жизненный путь в самоизоляции», частота встречаемости слов от 3 и выше

На основании контент-анализа по категориям нами была выдвинута гипотеза о том, что структура социальных репрезентаций жизненного пути в обыденной жизни и в самоизоляции имеет различия. С целью проверки данной гипотезы нами был произведен прототипический анализ по П. Вержесу. Данный метод состоит в определении структуры социальной репрезентации посредством анализа частоты встречаемости, в данном случае категорий, а также ранга их употребления респондентами. Когда частота употребления категории респондентами выше или равна средней частоте по группе, а ее ранг ниже среднего ранга, категории относятся к зоне ядерной системы социальной репрезентации, которая представляет собой устойчивую зону, обусловленную культурно-историческим развитием данного общества, отражает репрезентации, употребляемые большинством респондентов. Если частота употребления категории ниже средней, а ранг данной категории ниже среднего ранга, а также если частота выше или равна средней и ранг выше или равен среднему рангу, то данная категория относится к зоне потенциальных изменений социальной репрезентации, которая включает категории, употребляемые меньшинством респондентов, и категории, которые употребляются большим количеством респондентов, но редко, данная зона отражает тенденции к изменению социального представления. Если категория употребляется меньшим количеством респондентов (ее частота ниже средней) и на последних местах (ранг выше или равен среднему), то она относится к периферической системе, которая является отражением актуальной социальной ситуации для респондента [4]. Данные прототипического анализа представлены в таблице 1. В скобках на первом месте указано значение частоты употребления категории респондентами, на втором месте указан ранг употребления данной категории.

Таблица 1

Ядерно-периферическая структура репрезентаций «Жизненный путь» и «Жизненный путь в самоизоляции»

Критерий

Ср. частота

Ср. ранг

Зона ядра

Потенциальная зона изменений

Периферическая система

Жизнь

6

8,5

Описания (11; 1)

Действия (21; 2)

Дорога, путь, путешествие (7; 3)

Абстрактные понятия (7; 5)

Природные объекты (11; 5)

Эмоциональный компонент (12; 7,5)

Испытания (5; 5)

Повествование
(2; 7,5)

Характеристика времени (8; 15,5)

Предметы (6; 11,5)

Характеристика Я (6; 11,5)

Помещение место (4; 11,5)

Цитаты (1; 11,5)

Человек (5; 11,5)

Графические образы (1; 11,5)

События (4; 15,5)

 

Самоизоляция

6,5

6,5

Эмоциональный компонент (24; 1)

Действия (24; 2)

Абстрактные понятия (12; 3,5)

Помещение место
(9; 3,5)

Описания (9; 5)

Природные объекты (7; 10,5)

Характеристика времени (14; 10,5)

Испытания (3; 7)

Предметы (4; 7)

Цитаты (3; 7)

Характеристика Я (4; 10,5)

Человек (5; 10,5)

Исходя из анализа данных таблицы 1, можно сделать вывод о том, что ядерная система представлений о жизни респондентов в самоизоляции в большей степени характеризуется эмоциональными метафорами (категория «Эмоциональный компонент»), чем представления тех же респондентов в обыденной жизни, а также для них характерно наличие метафор категории «Помещение, место», что обусловлено характеристиками реальной социальной ситуации, в связи с которой жизнь респондентов на данном этапе определяется рамками определенного пространства самоизоляции. В свою очередь категория «Помещение, место» теми же респондентами в репрезентации «обычного» жизненного пути относится к периферической системе, что характеризует ее связь с актуальной ситуацией. В отличие от репрезентации жизненного пути в самоизоляции, ядро репрезентации жизненного пути содержит метафоры категорий «Дорога, путь, путешествия» и «Природные объекты», что обусловлено возможностями к свободному передвижению, характерными для обыденной жизни респондентов. Потенциальная зона изменения репрезентации жизненного пути в самоизоляции содержит метафоры категории «Природные объекты», что может быть обусловлено перемещением данной категории из ядерной системы в связи с преобразованием общественной жизни, на данном этапе данная категория не является первичной. В свою очередь отметим, что репрезентация жизненного пути содержит метафоры категорий «Испытания», «Предметы», «Характеристика Я» в зоне потенциальных изменений, а для репрезентации жизненного пути в самоизоляции наличие данных категорий характерно для зоны периферической системы, что также могло быть следствием перемещения в результате изменения социальной ситуации.

Заключение

Многие респонденты характеризуют жизненный путь в самоизоляции с позиции «замедления», «остановки», «неопределенности», а метафоры категории «Испытания» отражают осмысление изменений, связанных с преодолением определенных жизненных этапов. Наличие данной категории в зоне периферической системы, с одной стороны, отражает актуальную ситуацию индивидуальной биографии респондентов, а с другой – ее динамика может выступать следствием понимания инструкции участниками исследования как необходимости предоставления метафоры кратковременного этапа жизни в определенный период, который еще не осмыслен в контексте преодоления. Перемещение метафор категории «Предметы» в зону периферической системы в рамках репрезентации жизненного пути в самоизоляции, видимо, связано с переживанием ситуации неопределенности респондентами и снижением предметности представлений о жизни в связи с отсутствием возможности проектирования дальнейшего пути у большинства респондентов. Отметим более образный характер периферической системы репрезентации жизненного пути в отличие от репрезентации жизненного пути в самоизоляции (категории «Графические образы», «Цитаты»), что также может быть связано с большей насыщенностью данного периода впечатлениями и воспоминаниями респондентов, а также различными событиями (категория «События»).

Исходя из данных проведенного исследования, отметим, что ключевые элементы ядерно-периферической структуры метафорических репрезентаций жизненного пути в период самоизоляции у взрослых представителей российского общества остались неизменными, однако произошли значительные динамические изменения в рамках ядерной системы, зоны потенциальных изменений и периферической системы структуры, что свидетельствует о том, что ситуация самоизоляции может быть отнесена к значительным социальным преобразованиям и определяет динамику в рамках структурных компонентов социальных репрезентаций жизненного пути, выраженных метафорически, и подтверждает выдвинутую нами гипотезу о том, что структура социальных репрезентаций жизненного пути в обыденной жизни и в самоизоляции имеет различия.

Второй этап исследования имеет пилотный характер и обусловлен сложившейся ситуацией в рамках общества, которая и определила запрос на подобную работу, однако его результаты позволяют выявить тенденции трансформации социальных репрезентаций жизненного пути в ситуациях социальных преобразований на примере введения режима самоизоляции, которые в дальнейшем могут быть подвергнуты более глубокому анализу. Так представляется возможным рассмотреть изучение специфики социальных репрезентаций, выраженных метафорически, на разных возрастных этапах в качестве отдельной исследовательской задачи.

Литература

  1. Абульханова К.А. Российский менталитет: вопросы психологической теории
    и практики // Коллективная монография / Под ред. К.А. Абульхановой и др. М.:
    изд-во ИП РАН. 1997. 336 с.
  2. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2005. 305 с.
  3. Андреева Г.М. Социальная психология сегодня: поиски и размышления. М.: НОУ ВПО МПСИ, 2009. 160 с.
  4. Березина Е.Б. Содержание и структура обыденных представлений о болезнях
    в молодежной среде. дис… канд. психол. наук. М., 2011. 212 с.
  5. Бочавер А.А. Метафора как способ внутренней репрезентации жизненного пути личности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М.: МГППУ, 2010. 26 с.
  6. Вачков И.В., Саликова Э.М.В. Метафорические представления о жизненном пути у студенческой молодежи // Проблемы современного образования. 2020. № 1.
    С. 24–38. DOI: 10.31862/2218-8711-2020-1-24-38
  7. Вступительное слово Генерального директора ВОЗ на пресс-брифинге по COVID-19 11 марта 2020 г. [Электронный ресурс] URL: https://www.who.int/ru/dg /speeches/detail/who-director-general-s-opening-remarks-at-the-media-briefing-on-covid-19---11-march-2020 (дата обращения: 18.04.2020).
  8. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М.: изд-во МГУ, 1987. 127 с.
  9. Ильина В.В. Понятие экстремальных условий в психологической науке
    и практике // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. Том 60. №1. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-ekstremalnyh-usloviy-v-psihologicheskoy-nauke-i-praktike (дата обращения: 18.05.2020).
  10. Кравченко Л.С. Жизненный выбор личности: психологический анализ. дис. ... канд. психол. наук. М., 1987. 202 с.
  11. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995. Том 16. № 1. С. 3–18. № 2. С. 3–14.
  12. Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 607 с.
  13. Abric J-C. A structural approach to social representations // Representations of the social: Bridging theoretical traditions / K. Deaux, G. Philogène (eds.). Oxford: Blackwell Publichers, 2001. P. 4–43.
  14. Clémence A. Social positioning and social representations // Representations of the social: Bridging theoretical traditions / K. Deaux, G. Philogène (eds.). Oxford: Blackwell Publishers, 2001. 85 p.
  15. Jodelet D. Folies et representations sociales. Paris: Presses Universitaires de France, 1989. 398 p.

Информация об авторах

Саликова Эвелина Мария Вячеславовна, аспирант, факультет педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет (ФГБОУ ВО МПГУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9320-6822, e-mail: evelina.salikova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 680
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 219
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 3