Половая специфика диагностики флюидного интеллекта

367

Аннотация

Исследование флюидного интеллекта имеет долгую историю. Сам термин был предложен Р. Кеттелом в 40-х годах прошлого века. По мнению Р. Кеттела, флюидный и кристаллизованный интеллекты являлись основополагающими факторами в структуре интеллекта. С дальнейшим развитием науки и совершенствованием методов анализа данных были предложены другие модели интеллектуальных способностей, однако почти все включали как одну из основных составляющих фактор флюидного интеллекта. В работах разных авторов была продемонстрирована связь флюидного интеллекта с рабочей памятью и префронтальными отделами коры головного мозга, доказано влияние флюидного интеллекта на успешность обучения. Однако до сих пор не прояснен вопрос о том имеет ли структура связей флюидного интеллекта с другими когнитивными характеристиками. В представленном исследовании для диагностики флюидного интеллекта использовались пятая редакция детского теста Векслера и вторая редакция детского теста Кауфманов. Выборку составили 48 московских школьников. Все дети проходили полностью оба теста интеллекта. Сравнение результатов тестирования не выявило половых различий в показателях флюидного интеллекта ни по одному из тестов. Однако картина корреляций результатов обоих тестов в группе мальчиков и девочек различается: в группе мальчиков было выявлено существенно больше взаимосвязей, чем в группе девочек. Это может свидетельствовать в пользу предположения о зависимости структуры связей флюидного интеллекта с другими когнитивными характеристиками от пола.

Общая информация

Ключевые слова: флюидный интеллект, тест Векслера, тест Кауфманов, половые различия

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2020090405

Финансирование. Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 18-013-01179

Для цитаты: Николаева А.Ю., Бурдукова Ю.А., Алексеева О.С., Ржанова И.Е., Бритова В.С. Половая специфика диагностики флюидного интеллекта [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2020. Том 9. № 4. С. 99–114. DOI: 10.17759/cpse.2020090405

Литература

  1. Ржанова И.Е., Бритова В.С., Алексеева О.С. и др. Флюидный интеллект: обзор зарубежных исследований [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2018. Том 7. № 4. C. 19–43. DOI: 10.17759/psyclin.2018070402 (дата обращения 20.12.2020)
  2. Bors D.A., Forrin B. Age, speed of information processing, recall, and fluid intelligence // Intelligence.1995. Vol. 20. № 3. P. 229–248. DOI: 10.1016/0160-2896(95)90009-8
  3. Bugg J.M., Zook N.A., De Losh E.L. et al. Age differences in fluid intelligence: contributions of general slowing and frontal decline // Brain and cognition.2006. Vol. 62. № 1. P. 9–16. DOI: 10.1016/j.bandc.2006.02.006
  4. Cattell R.B. Culture Free Intelligence Test. Champaign, IL: Institute of Personality and Ability Testing, 1949. 87 p.
  5. Cattell R.B. Intelligence: Its structure, growth and action. New York: Elsevier, 1987. 693 p.
  6. Cattell R.B. The theory of fluid and crystallized intelligence: A critical experiment // Journal of Educational Psychology. 1963. Vol. 54. № 1. P. 1–22.
  7. Christoff K., Prabhakaran V., Dorfman J. et al. Rostrolateral prefrontal cortex involvement in relational integration during reasoning // Neuroimage. 2001. Vol. 14. № 5. P. 1136–1149. DOI: 10.1006/nimg.2001.0922
  8. Christoff K., Ream J.M., Geddes L.P. et al. Evaluating self-generated information: anterior prefrontal contributions to human cognition // Behavioral Neuroscience. 2003. Vol. 117. № 6. P. 1161–1168. DOI: 10.1037/0735-7044.117.6.1161
  9. Colom R., Garcı́a-López O. Sex differences in fluid intelligence among high school graduates // Personality and Individual differences. 2002. Vol. 32. № 3. P. 445–451. DOI: 10.1016/S0191-8869(01)00040-X
  10. Dang C-P., Braeken J., Ferrer E. et al. Unitary or non-unitary nature of working memory? Evidence from its relation to general fluid and crystallized intelligence // Intelligence. 2012. Vol. 40. № 5. P. 499–508. DOI: 10.1016/j.intell.2012.05.002
  11. Horn J.L., Blankson N. Foundations for a better understanding of cognitive abilities // In D.P. Flanagan, P.L. Harrison (Eds.), Contemporary Intellectual Assessment: Theories, Tests, and Issues. New York: Guilford Press, 2005. P. 41–68.
  12. Horn J.L., Cattell R.B. Age differences in fluid and crystallized intelligence // Acta Psychologica. 1967. Vol. 26. P. 107–129. DOI: 10.1016/0001-6918(67)90011-X)
  13. Huang J. An investigation of gender differences in cognitive abilities among Chinese high school students // Personality and Individual Differences. 1993. Vol. 15. № 6. P. 717–719. DOI: 10.1016/0191-8869(93)90012-R
  14. Kaufman A.S., Kaufman N.L. Kaufman Assessment Battery for Children. 2nd ed. Circle Pines, MN: American Guidance Service, 2004. 153 p.
  15. Kimura D., Hampson E. Neural and hormonal mechanisms mediating sex differences in cognition //In P.A. Vernon (Ed.), Biological approaches to the study of human intelligence. New Jersey: Ablex Publishing, 1993. 412 p.
  16. Kroger J.K., Sabb F.W., Fales C.L. et al. Recruitment of anterior dorsolateral prefrontal cortex in human reasoning: a parametric study of relational complexity // Cerebral Cortex. 2002. Vol. 12. № 5. P. 477–485. DOI: 10.1093/cercor/12.5.477
  17. Lynn R. Sex differences in brain size and intelligence. A paradox resolved // Personality and Individual Differences. 1994. Vol. 17. P. 257–271. DOI: 10.1016/0191-8869(94)90030-2
  18. Lynn R., Allik J., Pullmann H. et al. Sex differences on the progressive matrices among adolescents: Some data from Estonia // Personality and Individual Differences. 2004. Vol. 36. P. 1249–1255. DOI: 10.1016/S0191-8869(02)00240-4
  19. MacCann C. Further examination of emotional intelligence as a standard intelligence: A latent variable analysis of fluid intelligence, crystallized intelligence, and emotional intelligence // Personality and Individual Differences. 2010. Vol. 49. № 5. P. 490–496. DOI: 10.1016/j.paid.2010.05.010
  20. Maitland S.B., Intrieri R.C., Schaie K.W. et al. Gender differences and changes in cognitive abilities across the adult life span // Aging, Neuropsychology, and Cognition. 2000. Vol. 7. № 1. P. 32–53. DOI: 10.1076/anec.7.1.32.807
  21. McGrew K.S. CHC theory and the human cognitive abilities project: Standing on the shoulders of the giants of psychometric intelligence research // Intelligence. 2009. Vol. 37. № 1. P. 1–10. DOI: 10.1016/j.intell.2008.08.004
  22. McGrew K.S. The Cattell–Horn–Carroll theory of cognitive abilities: Past, present, and future // In D.P. Flanagan, P.L. Harrison (Eds.), Contemporary Intellectual Assessment: Theories, Tests, and Issues / New York: Guilford Press, 2005. P. 136–181.
  23. Saucier D.M., Elias L.J., Nylen K. Are colours special? An examination of the female advantage for speeded colour naming // Personality and Individual Differences. 2002. Vol. 32. № 1. P. 27–35. DOI: 10.1016/S0191-8869(00)00234-8
  24. Smith R., Keramatian K., Christoff K. Localizing the rostrolateral prefrontal cortex at the individual level // Neuroimage. 2007. Vol. 36. № 4. P. 1387–1396. DOI: 10.1016/ j.neuroimage.2007.04.032
  25. Steinmayr R., Beauducel A., Spinath B. Do sex differences in a faceted model of fluid and crystallized intelligence depend on the method applied? // Intelligence. 2010. Vol. 38.
    P. 101–110. DOI: 10.1016/j.intell.2009.08.001
  26. Verhaeghen P., Salthouse T.A. Meta-analyses of age–cognition relations in adulthood: Estimates of linear and nonlinear age effects and structural models // Psychological Bulletin. 1997. Vol. 122. № 3. P. 231. DOI: 10.1037/0033-2909.122.3.231
  27. Wechsler D. Wechsler Intelligence Scale for Children. Fifth Edition. San Antonio, TX: Pearson, 2014. 267 p.

Информация об авторах

Николаева Анастасия Юрьевна, научный сотрудник, Центр нейрокогнитивных исследований (МЭГ-центр), Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7323-8528, e-mail: nikolaevaayu@mgppu.ru

Бурдукова Юлия Андреевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры дифференциальной психологии и психофизиологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4827-2040, e-mail: julia_burd@inbox.ru

Алексеева Ольга Сергеевна, научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ ПИРАО), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0794-2327, e-mail: olga__alexeeva@mail.ru

Ржанова Ирина Евгеньевна, научный сотрудник, Психологический институт Российской академии образования (ФГБНУ ПИРАО), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8100-8917, e-mail: irinarzhanova@mail.ru

Бритова Виктория Сергеевна, студент, факультет клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ),, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0001-3576, e-mail: vsbritova@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 562
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 367
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 8