Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 120Рубрики 53Авторы 9402Новости 1855Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

23 место — направление «Психология»

0,492 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,602 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Клиническая и специальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-0394

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Снижение уровня агрессивности и тревожности приемных детей подросткового возраста методом сказкотерапии 84

|

Стишенок И.В.
старший преподаватель кафедры управления и технологий образования, Гомельский областной институт развития образования, Гомель, Беларусь
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2826-0114
e-mail: irina.stishenok@mail.ru

Аннотация

В статье приводятся результаты эмпирического исследования снижения уровня агрессивности и тревожности приемных детей подросткового возраста методом сказкотерапии. Актуальность обусловливается увеличением количества приемных семей и недостаточной изученностью методов психокоррекции негативных проявлений в эмоциональной и поведенческой сферах у приемных детей. В исследовании участвовали 62 подростка в возрасте 12–16 лет (М=13,4; SD=1,2), из которых 23 мальчика и 39 девочек), проживающих в приемных семьях в г. Гомель. В экспериментальную группу вошел 31 подросток из приемных семей, с каждым из которых проводилась коррекционная работа методом сказкотерапии. Контрольную группу составил 31 подросток из приемных семей. В исследовании использовались опросник «Диагностика состояния агрессии» А. Басса, А. Дарки (в адаптации А.К. Осницкого, 1998 г.), Тест школьной тревожности Б. Филлипса (в адаптации Н.П. Кондратьевой, 1995 г.). На основании полученных результатов делается вывод о том, что достоверно снизились средние значения по таким шкалам, как физическая агрессия и индекс враждебности. В экспериментальной группе по сравнению с контрольной на III диагностическом срезе значимо снизились средние значения по таким шкалам агрессии, как подозрительность и индекс враждебности. Подростки экспериментальной группы чувствуют уверенность в общении с учителями, волнение при ответе учителю у подростков данной группы находится в пределах нормы. При этом число подростков экспериментальной группы после коррекционного воздействия, которые адекватно и спокойно реагируют на взаимоотношения со взрослыми в школе, увеличилось.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Авакян Т.В., Воликова С.В., Сорокова М.Г. Влияние социальной ситуации развития на социальное познание у детей-сирот [Электронный ресурс] // Клиническая
    и специальная психология. 2019. Том 8. № 1. URL: https://clck.ru/STwPd (дата обращения: 26.11.2020).
  2. Вачков И.В. Введение в сказкотерапию, Или избушка, избушка повернись ко мне передом... 3-е изд. М.: Генезис, 2017. 285с.
  3. Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. М.: Ось-89, 2007. 144 с.
  4. Вачков И.В. Метафора как средство психологической работы в тренинге
    с педагогами // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2015. № 5. С. 68–74.
  5. Закон Республики Беларусь О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот
    и детей, оставшихся без попечения родителей № 73-З от 21.12.2005. URL: https://etalonline.by/document/?regnum=H10500073 (дата обращения: 11.09.2020).
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. СПб.: Речь, 2010.172 с.
  7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2010. 169 с.
  8. Кузьмин Д.А. Сказкотерапия как метод культурно-психологического воздействия на личность: история и эволюция // Вестник МГУКИ. 2015. Том 67. № 5. С. 159–164.
  9. Малинок А.И. Психологические особенности подростков из замещающих семей // Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Социально-психологические проблемы современной семьи» / Под общ. ред. И.В. Ткаченко. Армавир, 2018. С. 83–88.
  10. Наговицын А.Е., Пономарева В.И. Атлас сказочного мира. М.: Генезис, 2011. 320 с.
  11. Наговицын А.Е., Пономарева В.И. Симвология: от философских теорий до практики сказкотерапии. М.: Генезис, 2014. 305 с.
  12. Осипова А.А. Общая психокоррекция. М.: Сфера, 2007. 512 с.
  13. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М.: Генезис, 2006. 368 с.
  14. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства.3-е изд. СПб.: Питер, 2007. 413 с.
  15. Психологические тесты для профессионалов / авт. сост. Н.Ф. Гребень. Минск: Современная школа, 2007. 496 с.
  16. Стишенок И.В. Из гусеницы в бабочку: Психологические сказки, притчи, метафоры в индивидуальной и групповой работе. М.: Генезис, 2019. 368 с.
  17. Стишенок И.В. Сказкотерапия как метод гармонизации эмоциональной сферы учащихся // Материалы сборника научных статей «Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки» / под ред. Н.В. Бояровой. Минск: РИВШ, 2019. С. 380−386.
  18. Стишенок И.В. Использование метода сказкотерапии в нормализации личностных особенностей приемных детей подросткового возраста // Материалы сборника научных статей «Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки» / под ред. Н.В. Бояровой. Минск: РИВШ, 2020. С. 368−376.
  19. Тимур О.Ю. Самооценка и саморегуляция подростков-воспитанников интернатных учреждений// Клиническая и специальная психология. 2016. Том 5. № 2. С. 77–96. URL: https://clck.ru/SUEW2 (дата обращения: 27.10.2020).
  20. Умняшова И.Б. Психолого-педагогическая профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей и подростков в образовательной организации // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 2. С. 37–41.
  21. Фурманов И.А., Фурманова Н.В. Психология депривированного ребенка. М.: Владос, 2004. 319 с.
  22. Lehmann S., Havik O.E., Havik T. et al. Mental disorders in foster children: a study of prevalence, comorbidity and risk factors // Child and Adolescent Psychiatry and Mental Health. 2013. Vol. 7. P. 33–49. DOI: 10.1186/1753-2000-7-39.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика