Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 126Рубрики 53Авторы 9795Новости 1911Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS
Клиническая и специальная психология - №2 (2) / 2021 | Перейти к описанию
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

23 место — направление «Психология»

0,492 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,602 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Клиническая и специальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-0394

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности схемы тела у слабослышащих детей младшего школьного возраста 55

|

Молчанова Л.Н.
доктор психологических наук, профессор кафедры психологии здоровья и нейропсихологии, Курский государственный медицинский университет (ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России), Курск, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6309-1825
e-mail: molchanowa.liuda@yandex.ru

Блинова К.В.
аспирант кафедры психологии здоровья и нейропсихологии, Курский государственный медицинский университет (ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России), Курск, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6981-0616
e-mail: sam.meteorit@yandex.ru

Аннотация

Схема тела играет важную роль в формировании учебных навыков, таких как чтение и письмо, наглядно-образное мышление, пространственный гнозис, стратегии оптико-пространственной деятельности. У детей младшего школьного возраста с нарушением слуха отмечаются левополушарная и правополушарная недостаточность, трудности в межполушарном взаимодействии и целостности восприятия, что мешает их полной интеграции в учебный процесс и снижает адаптационные способности. Целью эмпирического исследования стало изучение схемы тела у слабослышащих детей младшего школьного возраста, а гипотезой — предположение о существовании особенностей ее структурной организации. В исследовании приняли участие 60 респондентов, средний возраст которых составил 8,97±0,76 лет. Из них 30 слабослышащих младших школьников (12 девочек и 18 мальчиков) вошли в экспериментальную группу, а 30 младших школьников без нарушений слуха составили контрольную группу (14 девочек и 16 мальчиков). Для оценки параметров схемы тела использовались нейропсихологические пробы. Полученные результаты засвидетельствовали особенности схемы тела у слабослышаших детей младшего школьного возраста. Было выявлено, что представления о собственном теле, организация движений относительно схемы тела и восприятие пространства у детей с нарушениями слуха сформированы в меньшей степени, чем у детей контрольной группы.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Авдеева Т.Н. Динамика Я-концепции и внутренней картины дефекта у детей
    с сенсорными нарушениями // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. Т 1. № 3(51). С. 1219.
  2. Белова О.А. Уровень развития мелкой моторики и зрительно-моторной координации у учащихся младших классов, депревированных по слуху // Электронный научно-образовательный вестник здоровье и образование в XXI веке. 2013. Том 5. № 7. С. 113.
  3. Блинова К.В., Молчанова Л.Н. Нейропсихологические особенности схемы тела на уровне параметров пространственных представлений у слабослышащих детей младшего школьного возраста с правым профилем латеральной организации //
    В сборнике: Психология здоровья и болезни: клинико-психологический подход. Материалы IX Всероссийской конференции с международным участием / Под ред. П.В. Ткаченко. Курск: Курский государственный медицинский университет, 2019.
    С. 2125.
  4. Всемирная организация здравоохранения.Вопросы здравоохранения. Глухота и нарушения слуха [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/topics/ deafness/ru/ (дата обращения: 10.08.2020).
  5. Дерябина Г.И., Лернер В.Л., Филаткин А.С. Особенности нарушения различных видов координационных способностей младших школьников со слуховой депривацией // Вестник Тамбовского университета. 2019. Том 24. № 178. С. 3542. DOI: 10.20310/1810-0201-2019-24-178-35-42
  6. Клименко Т.М., Кудря Е.В., Мягкова Г.Г. Элементы образовательно-коррекционной работы с детьми, имеющие нарушения слуха // Электронный научный журнал. 2019. № 5(25). С. 711.
  7. Лурия А.Р. Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга. М.: изд-во МГУ, 1962. 432 с.
  8. Молчанова Л.Н. Особенности взаимосвязей тактильной чувствительности
    и кинетического, кинестетического праксиса у слабослышащих младших школьников // Региональный вестник. 2020. № 1 (40). С. 8890.
  9. Молчанова Л.Н., Рябыкина А.И. Особенности структурной организации схемы тела у детей младшего школьного возраста с нарушением зрительного анализатора по типу слабовидения // Медицинская психология в России. 2018. Том 10. № 6 (53). С. 9.
  10. Некрасова А.Н., Рыбакова Т.В. Элементы здоровьесберегающих технологий
    в обучении детей с нарушениями слуха // Интегративные тенденции в медицине
    и образовании. 2018. Том 3. С. 8893.
  11. Никишина В.Б., Лазаренко В.А., Петраш Е.А. и др. Нарушение схемы тела при менингиомах теменно-затылочной области // Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова. 2016. Том 116. № 12. С. 2024. DOI: 10.17116/jnevro201611612120-24
  12. Платонова Я.В., Селитреникова Т.А., Дерябина Г. И. и др. Возрастные особенности в развитии и коррекции координационных способностей детей
    с нарушениями слуха // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2018. Том 17. № 38. С.1521. DOI: 10.20310/1810-231X-2018-17-38-15-21
  13. Санташова О.В. Развитие мелкой моторики младших школьников
    с нарушениями слуха в условиях школьного учреждения // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2009. Том 15. № 2. С. 219223.
  14. Селезнев К.В., Иванова И.Ю., Касьяненко В.И. и др. Особенности проведения занятий физической культурой с глухими и слабослышащими детьми // Философия образования. 2017. № 72, вып. 3. С. 95102. DOI: 10.15372/PHE20170210
  15. Селитреникова Т.А., Дерябина Г.И., Платонова Я.В. и др. К вопросу формирования и совершенствования координационных способностей младших школьников с нарушениями слухового анализатора // Наука и спорт: современные тенденции. 2019. Том 22. № 1. С. 2934.
  16. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2007. 112 с.
  17. Семенович А.В. В лабиринтах развивающегося мозга. Шифры и коды нейропсихологии. М.: Генезис, 2010. 432 с.
  18. Bolognini N., Cecchetto C., Geraci C., et al. Hearing shapes our perception of time: temporal discrimination of tactile stimuli in deaf people // Journal of Cognitive Neuroscience. 2012. Vol. 24. № 2. P. 276–286. DOI: 10.1162/jocn_a_00135.
  19. Butti N. Montirosso R., Giusti L., et al. Early brain damage affects body schema and person perception abilities in children and adolescents with spastic diplegia // Neural plasticity. 2019. Vol. 2019. Article 1678984. 17 p. DOI: 10.1155/2019/1678984.
  20. de Vignemont F. Body schema and body image – Pros and cons // Neuropsychologia. 2010. Vol. 48. № 3. P. 669680. DOI: 10.1016/j.neuropsychologia. 2009.09.022.
  21. Franco de Campos S.D.F., Figueiredo M.D., Mazer-Goncalves S.M., et al. Play for the development of body schema and spatial and temporal orientation: analysis of an intervention // Cadernos brasileiros de terapia ocupacional=Brazilian Journal of Occupational Therapy. 2017. Vol. 25. № 2. P. 275285. DOI: 10.4322/0104-4931.ctoAO0820.
  22. Zwierzchowska A., Gawlik K., Małgorzata G. Deafness and motor abilities level // Biology of Sport. 2008. Vol. 25. № 3. P. 263–274.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика