Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 139Рубрики 53Авторы 10246Новости 1979Ключевые слова 5095 Подать рукописьRSS RSS
Клиническая и специальная психология - №3 (3) / 2021 | Перейти к описанию
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Клиническая и специальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-0394

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Нарративные Я-репрезентации социально ориентированных ожиданий лиц с нарушением интеллекта 68

|

Кузьмина Т.И.
кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии и реабилитологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2367-3390
e-mail: ta-1@list.ru

Аннотация

В статье рассмотрены теоретико-методологические основания и эмпирическая реализация подхода к изучению нарративных Я-репрезентаций в области социально ориентированных ожиданий юных и взрослых лиц с нарушением интеллекта. Социально ориентированные ожидания во многом определяют поведенческие репрезентации субъекта по отношению к внешнему миру и другим людям. Специальные методы изучения социально ориентированных ожиданий взрослых лиц с нарушением интеллекта отсутствуют, в связи с чем может быть предложен подход с использованием контент-анализа нарративных репрезентаций, полученных в рамках изучения социально ориентированных Я-структур личности (Я-социальное). В основу кодировки в данном случае положены два параметра: частота возникновения репрезентативных упоминаний и эмоциональная направленность репрезентативного упоминания социально ориентированных ожиданий. С использованием латентного кодирования, основанного на семантическом анализе единиц речи и репрезентативных упоминаний, становится возможным выделение семантических кластеров, описывающих области жизни, относительно которых у респондентов возникают социально ориентированные ожидания той или иной эмоциональной направленности. Такой подход позволяет преодолеть трудности анализа вербальной продукции лиц с нарушением интеллекта, возникающие в связи с наличием у последних системного недоразвития речи. Высокие значения коэффициента согласованности мнений экспертов, полученные в данном исследовании, свидетельствуют о релевантности предложенного метода для получения достоверных данных. Количественное соотношение нарративных репрезентаций социально ориентированных ожиданий между юношеским и взрослым возрастом меняется незначительно, имеет место качественное перераспределение межтематической семантической нагрузки, а также изменение эмоциональной составляющей нарративных репрезентаций социально ориентированных ожиданий лиц с нарушением интеллекта легкой степени.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Еськов В.М., Зинченко Ю.П., Филатова О.Е. К проблеме самоорганизации в биологии и психологии // Вестник новых медицинских технологий. 2016. Том 23. № 3. С. 174–181. DOI: 10.12737/21764
  2. Еськов В.М., Зинченко Ю.П., Филатова О.Е. Развитие психологии и психофизиологии в аспекте третьей парадигмы естествознания // Вестник новых медицинских технологий. 2016. Том 23. № 3. С. 187–194. DOI: 10.12737/21766
  3. Еськов В.М., Зинченко Ю.П., Филатова О.Е. Третья парадигма в медицине и психофизиологии [Электронный ресурс] // Вестник новых медицинских технологий. 2016. Том 10. № 2. С. 73–79. URL: http://medtsu.tula.ru/VNMT/Bulletin/E2016-2/1-6.pdf (дата обращения: 13.09.2021)
  4. Кузьмина Т.И. К вопросу об использовании концепта «Воплощенное Я» в специальной психологии личности // Теоретическая и экспериментальная психология. 2020. Том 13. № 1. С. 92–107.
  5. Кузьмина Т.И. К   вопросу   о   перспективах   исследования   самосознания в специальной психологии // Российский психологический журнал. 2020. Том 17. № 2. С. 5–16. DOI: 10.21702/rpj.2020.2.1
  6. Кузьмина Т.И. Психологическая диагностика самосознания лиц разного возраста с интеллектуальной недостаточностью. М.: НКЦ, 2016. 192 с.
  7. Назарова Н.М. Специальная педагогика на этапе смены научных парадигм // Дефектология. 2021. № 1. С. 3–14. DOI: 10.47639/0130-3074_2021_1_3
  8. Dennett D.C. Consciousness explained. London: Penguin Books, 1992. 528 p.
  9. Frances A.J., Widiger T. Psychiatric diagnosis: lessons from the DSM-IV past and cautions for the DSM-5 future // Annual Review of Clinical Psychology. 2012. Vol. 8. P. 109–130. DOI: 10.1146/annurev-clinpsy-032511-143102
  10. Galbusera L., Fellin L. The intersubjective endeavor of psychopathology research: methodological reflections on a second-person perspective approach // Frontiers in Psychology. 2014. Vol. 5:1150. DOI: 10.3389/fpsyg.2014.01150
  11. Gallagher S. A pattern theory of self // Frontiers in Human Neuroscience. 2013. Vol. 7:443. DOI: 10.3389/fnhum.2013.00443
  12. Gallagher S. Direct perception in the intersubjective context // Consciousness and Cognition. 2008. Vol. 17. № 2. P. 535–543. DOI: 10.1016/j.concog.2008.03.003
  13. Gallagher S. In defense of phenomenological approaches to social cognition: interacting with the critics // Review of Philosophy and Psychology. 2012. Vol. 3. № 2. P. 187–212. DOI: 10.1007/s13164-011-0080-1
  14. Gallagher S. Inference or interaction: Social cognition without precursors // Philosophical Explorations. 2008. Vol. 11. № 3. P. 162–174. DOI: 10.1080/ 13869790802239227
  15. Gallagher S. The practice of mind: theory, simulation or interaction? // Journal of Consciousness Studies. 2001. Vol. 8. № 5-7. P. 83–107.
  16. Gallagher S., Daly A. Dynamical relations in the self-pattern // Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 9:664. DOI: 10.3389/fpsyg.2018.00664
  17. Längle A. Die existentielle Motivation der Person // Existenzanalyse. 1992/ 1999. Vol. 16. № 3. P. 18–29.
  18. Längle A. Existential analysis psychotherapy // The International Forum of Logotherapy. 1990. Vol. 13. № 2. P. 17–19
  19. Mourad A.E.S., Adel M.E. Defining and determining intellectual disability (intellectual developmental disorder): insights from DSM-5 // International Journal of Psycho-Educational Sciences. 2019. Vol. 8. № 1. P. 51–54.
  20. Newen A. The embodied self, the pattern theory of self, and the predictive mind // Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 9:2270. DOI: 10.3389/fpsyg.2018.02270
  21. Newen A. The person model theory and the question of situatedness of social understanding // The Oxford Handbook of 4E Cognition / F. Newen, L. de Bruin, S. Gallagher (eds.).   Oxford: Oxford             University          Press,    2018.    P. 469–492. DOI: 10.1093/oxfordhb/9780198735410.013.25
  22. Newen A. Understanding others. The person model theory // Open Mind / T. Metzinger., J.M. Windt (eds.). Cambridge, MA: MIT Press, 2015. P. 1049–1076. DOI: 10.15502/9783958570320
  23. Newen A., Vogeley K. Self-representation: Searching for a neural signature of self- consciousness // Consciousness and Cognition. 2003. Vol. 12. № 4. P. 529–543. DOI: 10.1016/S1053-8100(03)00080-1
  24. Parnas J., Bovet P. Research in psychopathology: Epistemologic issues // Comprehensive Psychiatry. 1995. Vol. 36. № 3. P. 167–181. DOI: 10.1016/0010-440X (95)90078-A
  25. Parnas J., Gallagher S. Phenomenology and the interpretation of psychopathological experience // Revisioning Psychiatry: Integrating Biological, Clinical and Cultural Perspectives / L. Kirmayer, R. Lemelson, C. Cummings (eds.). Cambridge, MA: Cambridge University Press, 2014. P. 65–80. DOI: 10.1017/CBO9781139424745.006
  26. Parnas J., Sass L.A., Zahavi D. Rediscovering psychopathology: the epistemology and phenomenology of the psychiatric object // Schizophrenia Bulletin. 2012. Vol. 39. № 2. P. 270–277. DOI: 10.1093/schbul/sbs153
  27. Schechtman M. Stories, lives, and basic survival: a refinement and defense of the narrative view // Royal Institute of Philosophy Supplement. 2007. Vol. 60. P. 155–178. DOI: 10.1017/S1358246107000082
  28. Stanghellini G. A hermeneutic framework for psychopathology // Psychopathology. 2010. Vol. 43. P. 319–326. DOI: 10.1159/000319401
  29. Stanghellini G. The grammar of the psychiatric interview // Psychopathology. 2007. Vol. 40. P. 69–74. DOI: 10.1159/000098486
  30. Synofzik M., Vosgerau G., Newen A. Beyond the comparator model: a multi- factorial two-step account of agency // Conscious Cognition. 2008. Vol. 17. № 1. P. 219– 239. DOI: 10.1016/j.concog.2007.03.010
  31. Synofzik M., Vosgerau G., Newen A. I move, therefore I am: a new theoretical framework to investigate agency and ownership // Conscious Cognition. 2008. Vol. 17. № 2. P. 411–424. DOI: 10.1016/j.concog.2008.03.008
  32. Wiggins O.P., Schwartz M.A. Phenomenology and psychopathology: in search for a method // One century of Karl Jaspers' general psychopathology / G. Stanghellini, T. Fuchs (eds.). Oxford: Oxford University Press, 2013. P. 16–26. DOI: 10.1093/med/ 9780199609253.003.0002
  33. Williford K., Bennequin D., Friston K. et al. The projective consciousness model and phenomenal selfhood // Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 9:2571. DOI: 10.3389/ fpsyg.2018.02571.
Статьи по теме
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика