Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 140Рубрики 53Авторы 10434Новости 1992Ключевые слова 6180 Подать рукописьRSS RSS
Клиническая и специальная психология - №4 / 2021 | Перейти к описанию
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Клиническая и специальная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-0394

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Выгорание спортивного тренера: угроза профессиональной успешности, ментальному здоровью и благополучию 313

|

Довжик Л.М.
кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории спортивной психологии, Московский институт психоанализа (НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа»), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1039-4640
e-mail: lydia.dovzhik@gmail.com

Бочавер К.А.
кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, заведующий лабораторией спортивной психологии, Московский институт психоанализа (НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа»), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4976-2271
e-mail: konstantin.bochaver@gmail.com

Резниченко С.И.
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7930-8790
e-mail: sofya_292@list.ru

Бондарев Д.В.
PhD, научный сотрудник, Университет Ювяскюля, Ювяскюля, Финляндия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8497-8898
e-mail: dmitriy.d.bondarev@jyu.fi

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного мотивационным и индивидуально-личностным предикторам синдрома выгорания у спортивных тренеров. В исследовании приняли участие 183 спортивных тренера 20–63 лет (86,9% женщин; Mвозр=41,34±10,56 лет), работающие по профессии в среднем 13,83±9,98 лет. Для выявления уровня выраженности профессионального выгорания, в частности, трех его компонентов — Эмоционального истощения, Деперсонификации и Редукции профессиональных достижений — использовался Опросник профессионального выгорания К. Маслач в адаптации Н.Е. Водопьяновой (2008). Особенности мотивации тренеров исследовались с помощью Опросника профессиональной мотивации Р. Райана и Дж. Коннелла в адаптации Е.Н. Осина и др. (2017), а личностные ресурсы — стрессоустойчивость, аутентичность и копинг-стратегии — посредством Шкалы стрессоустойчивости Коннор–Дэвидсона (в адаптации S.K. Nartova-Bochaver et al., 2021), Московской шкалы аутентичности (S.I. Reznichenko et al., 2021) и Опросника проактивного копинга в адаптации Е.П. Белинской и др. (2018). Показано, что предикторами профессионального выгорания служат амотивация и внешние мотивы профессиональной деятельности, а антипредиктором — внутренняя мотивация. При этом связи между видами мотивации и компонентами выгорания в разных комбинациях опосредуются стрессоустойчивостью, аутентичностью и копинг-навыками, которые препятствуют выгоранию. Наиболее сильное влияние мотивации и личностных ресурсов выявлено в отношении Редукции профессиональных достижений, наименее — в контексте Деперсонификации спортивного тренера. Также выявлены положительные связи выгорания с возрастом и отрицательные — со стажем тренеров. Указанные характеристики впервые исследованы в контексте российской психологии спорта. Полученные данные могут быть использованы для формирования профилактических интервенций, снижающих выгорание тренера и повышающих его профессиональную результативность, ментальное здоровье и субъективное благополучие.

Ключевые слова: выгорание, психология спорта, тренер, совладающее поведение, мотивация, аутентичность, стрессоустойчивость

Рубрика: Эмпирические исследования

Тип: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpse.2021100402

Финансирование. Работа выполнена при поддержке гранта Президента Российской Федерации «МК-6241.2021.2 Профессиональная траектория и ресурсы психологического благополучия спортивных тренеров»

Получена: 13.07.2021

Принята в печать: 11.11.2021

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Белинская Е.П., Вечерин А.В. Адаптация диагностического инструментария: опросник «Проактивный копинг» // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 3. С. 137–145. DOI: 10.17759/sps.2018090314
  2. Бочавер К.А., Довжик Л.М. Социальная среда и личный выбор в жизненном пути чемпионов мира: кейс-стади // Актуальные проблемы психологического знания. 2016. № 4 (41). С. 51–67.
  3. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2008. 358 с.
  4. Осин Е.Н., А.А. Горбунова, Т.О. Гордеева и др. Профессиональная мотивация сотрудников российских предприятий: диагностика и связи с благополучием и успешностью деятельности // Организационная психология. 2017. Том 7. № 4. С. 21–49.
  5. Akhmerova K., Bochaver K., Kasatkin V. Mental competencies of Russian multiple Olympic gold medalists: a study of seven cases // В сборнике: 14th European Congress of Sport Psychology. Sport Psychology. Theories and Applications for Performance. Health and Humanity, 2015. P. 382.
  6. Bentzen M., Lemyre P.N., Kenttä G. The process of burnout among professional sport coaches through the lens of self-determination theory: A qualitative approach // Sports Coaching Review. 2014. Vol. 3. № 2. P. 101–116. DOI: 10.1080/21640629.2015.1035050
  7. Fletcher D., Scott M. Psychological stress in sports coaches: A review of concepts, research, and practice // Journal of Sports Sciences. 2010. Vol. 28. № 2. P. 127–137. DOI: 10.1080/02640410903406208
  8. Freudenberger H.J. Burnout: Past, present, and future concerns // Loss, Grief & Care. 1989. Vol. 3. № 1-2. P. 1–10. DOI: 10.1300/J132v03n01_01
  9. González-García H., Martinent G., Trinidad Morales A. Perceived coach leadership profiles and relationship with burnout, coping, and emotions // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. P. 1785. DOI: 10.3389/fpsyg.2019.01785
  10. Goodger K., Gorely T., Lavallee D. et al. Burnout in sport: A systematic review // The Sport Psychologist. 2007. Vol. 21. № 2. P. 127–151. DOI: 10.1123/tsp.21.2.127
  11. Hayes A.F. Introduction to mediation, moderation, and conditional process analysis. 3rd ed. NY: Guilford Press, 2021. 732 p.
  12. Hegarty E.M., Weight E., Register-Mihalik J.K. Who is coaching the coach? Knowledge of depression and attitudes toward continuing education in coaches // BMJ Open Sport & Exercise Medicine. 2018. Vol. 4. № 1. P. 1–7. DOI: 10.1136/bmjsem-2018-000339
  13.  Hjälm S., Kenttä G., Hassménan P. et al. Burnout among elite soccer coaches // Journal of Sport Behavior. 2007. Vol. 30. № 4. 415–427.
  14.  Kegelaers J., Wylleman P., van Bree N.A. et al. Mental health in elite-level coaches: Prevalence rates and associated impact of coach stressors and psychological resilience // International Sport Coaching Journal. 2021. Vol. 8. № 3. P. 338–347. DOI: 10.1123/iscj. 2020-0066
  15.  Kubayi A. Burnout and paths to turnover intentions among south African sport coaches // Montenegrin Journal of Sports Science and Medicine. 2018. Vol. 7. №. 2. P. 43–47. DOI: 10.26773/mjssm.180907
  16.  Leiter M.P., Maslach C., Frame K. Burnout // The Encyclopedia of Clinical Psychology / R.L. Cautin, S.O. Lilienfeld (eds.). John Wiley & Sons, 2015. P. 1–7.
  17.  Mallett C.J., Dickens S. Authenticity in formal coach education: Online postgraduate studies in sports coaching at The University of Queensland // International Journal of Coaching Science. 2009. Vol. 3. № 2. P. 79–90.
  18.  McLean K.N., Mallett C.J., Newcombe P. Assessing coach motivation: The development of the Coach Motivation Questionnaire (CMQ) // Journal of Sport and Exercise Psychology. 2012. Vol. 34. № 2. P. 184–207. DOI: 10.1123/jsep.34.2.184
  19.  Nartova-Bochaver S., Korneev A., Bochaver K. Validation of the 10-Item Connor–Davidson Resilience Scale: The Case of Russian Youth // Frontiers in Psychiatry. 2021. Vol. 12. P. 11. DOI: 10.3389/fpsyt.2021.611026
  20.  Olusoga P., Bentzen M., Kentta G. Coach burnout: A scoping review // International Sport Coaching Journal. 2019. Vol. 6. № 1. P. 42–62. DOI: 10.1123/iscj.2017-0094
  21.  Olusoga P., Butt J., Hays K. et al. Stress in elite sports coaching: Identifying stressors // Journal of Applied Sport Psychology. 2009. Vol. 21. № 4. P. 442–459. DOI: 10.1080/ 10413200903222921
  22.  Raedeke T.D. Coach commitment and burnout: A one-year follow-up // Journal of Applied Sport Psychology. 2004. Vol. 16. № 4. P. 333–349. DOI: 10.1080/ 10413200490517995
  23.  Reznichenko S.R, Nartova-Bochaver S.K., Irkhin B.D. Do authentic people care about the environment? A view from two paradigms // Psychology in Russia. 2021. Vol. 14. № 3. P. 81–102. DOI: 10.11621/pir.2021.0306
  24.  Rocchi M.A., Pelletier L.G., Couture A.L. Determinants of coach motivation and autonomy supportive coaching behaviours // Psychology of Sport and Exercise. 2013. Vol. 14. № 6. P. 852–859. DOI: 10.1016/j.psychsport.2013.07.002
  25. Ryan W. The influence of coach leadership behavior and authenticity on burnout among collegiate athletes. Electronic Theses and Dissertations. Georgia Southern University, 2017. 1620. 73 p. URL: https://digitalcommons.georgiasouthern.edu/etd/1620 (дата обращения: 20.12.2021).
  26. Schaffran P., Altfeld S., Kellmann M. Burnout in sport coaches: A review of correlates, measurement and intervention // Deutsche zeitschrift für sportmedizin. 2016. Vol. 67. № 5. P. 121–126.
  27. Smith A. Depression and Suicide in Professional Sports Work // Sport, Mental Illness, and Sociology (Research in the Sociology of Sport, Vol. 11). Bingley: Emerald Publishing Limited, 2018. P. 79–95. DOI: 10.1108/S1476-285420180000011006
  28.  Thelwell R.C., Weston N.J.V., Greenlees I.A. et al. Stressors in elite sport: A coach perspective // Journal of Sports Sciences. 2008. Vol. 26. № 9. P. 905–918. DOI: 10.1080/ 02640410801885933
  29. Vannini P., Franzese A. The authenticity of self: Conceptualization, personal experience, and practice // Sociology Compass. 2008. Vol. 2. № 5. P. 1621–1637. DOI: 10.1111/j.1751-9020.2008.00151.x
  30. Young J.A. Coach resilience: What it means, why it matters, and how to build it // Coaching and Sport Science Review. 2014. Vol. 22. P. 10–12.
Статьи по теме
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика