Довжик Л.М. кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории спортивной психологии, Московский институт психоанализа (НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа»), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1039-4640 e-mail: lydia.dovzhik@gmail.com
Бочавер К.А. кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, заведующий лабораторией спортивной психологии, Московский институт психоанализа (НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа»), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4976-2271 e-mail: konstantin.bochaver@gmail.com
Резниченко С.И. кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7930-8790 e-mail: sofya_292@list.ru
В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного мотивационным и индивидуально-личностным предикторам синдрома выгорания
у спортивных тренеров. В исследовании приняли участие 183 спортивных тренера 20–63 лет (86,9% женщин; Mвозр=41,34±10,56 лет), работающие по профессии
в среднем 13,83±9,98 лет. Для выявления уровня выраженности профессионального выгорания, в частности, трех его компонентов — Эмоционального истощения, Деперсонификации и Редукции профессиональных достижений — использовался Опросник профессионального выгорания К. Маслач в адаптации Н.Е. Водопьяновой (2008). Особенности мотивации тренеров исследовались с помощью Опросника профессиональной мотивации Р. Райана и Дж. Коннелла в адаптации Е.Н. Осина и др. (2017), а личностные ресурсы — стрессоустойчивость, аутентичность и копинг-стратегии — посредством Шкалы стрессоустойчивости Коннор–Дэвидсона
(в адаптации S.K. Nartova-Bochaver et al., 2021), Московской шкалы аутентичности (S.I. Reznichenko et al., 2021) и Опросника проактивного копинга в адаптации
Е.П. Белинской и др. (2018). Показано, что предикторами профессионального выгорания служат амотивация и внешние мотивы профессиональной деятельности, а антипредиктором — внутренняя мотивация. При этом связи между видами мотивации и компонентами выгорания в разных комбинациях опосредуются стрессоустойчивостью, аутентичностью и копинг-навыками, которые препятствуют выгоранию. Наиболее сильное влияние мотивации и личностных ресурсов выявлено в отношении Редукции профессиональных достижений, наименее — в контексте Деперсонификации спортивного тренера. Также выявлены положительные связи выгорания с возрастом и отрицательные — со стажем тренеров. Указанные характеристики впервые исследованы в контексте российской психологии спорта. Полученные данные могут быть использованы для формирования профилактических интервенций, снижающих выгорание тренера и повышающих его профессиональную результативность, ментальное здоровье и субъективное благополучие.
Финансирование. Работа выполнена при поддержке гранта Президента Российской Федерации «МК-6241.2021.2 Профессиональная траектория и ресурсы психологического благополучия спортивных тренеров»
Получена: 13.07.2021
Принята в печать: 11.11.2021
Ссылка для цитирования
Литература
Белинская Е.П., Вечерин А.В. Адаптация
диагностического инструментария: опросник «Проактивный копинг» // Социальная
психология и общество. 2018. Том 9. № 3. С. 137–145. DOI:
10.17759/sps.2018090314
БочаверК.А., Довжик Л.М. Социальная среда и
личный выбор в жизненном пути чемпионов мира: кейс-стади // Актуальные проблемы
психологического знания. 2016. № 4 (41). С. 51–67.
Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром
выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2008. 358 с.
Осин Е.Н., А.А. Горбунова, Т.О. Гордеева и др.
Профессиональная мотивация сотрудников российских предприятий: диагностика и
связи с благополучием и успешностью деятельности // Организационная психология.
2017. Том 7. № 4. С. 21–49.
Akhmerova K., Bochaver K., Kasatkin V. Mental
competencies of Russian multiple Olympic gold medalists: a study of seven cases
// В сборнике: 14th European Congress of Sport Psychology. Sport Psychology.
Theories and Applications for Performance. Health and Humanity, 2015. P.
382.
Bentzen M., Lemyre P.N., Kenttä G. The process of
burnout among professional sport coaches through the lens of self-determination
theory: A qualitative approach // Sports Coaching Review. 2014. Vol. 3. № 2. P.
101–116. DOI: 10.1080/21640629.2015.1035050
Fletcher D., Scott M. Psychological stress in
sports coaches: A review of concepts, research, and practice // Journal of
Sports Sciences. 2010. Vol. 28. № 2. P. 127–137.
DOI:
10.1080/02640410903406208
González-García H., Martinent G., Trinidad Morales
A. Perceived coach leadership profiles and relationship with burnout,
coping, and emotions // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. P. 1785.
DOI:
10.3389/fpsyg.2019.01785
Goodger K., Gorely T., Lavallee D. et al. Burnout
in sport: A systematic review // The Sport Psychologist. 2007. Vol. 21. № 2. P.
127–151. DOI: 10.1123/tsp.21.2.127
Hayes A.F. Introduction to mediation, moderation,
and conditional process analysis. 3rd ed. NY: Guilford Press, 2021. 732
p.
Hegarty E.M., Weight E., Register-Mihalik J.K. Who
is coaching the coach? Knowledge of depression and attitudes toward continuing
education in coaches // BMJ Open Sport & Exercise Medicine. 2018. Vol. 4. №
1. P. 1–7. DOI: 10.1136/bmjsem-2018-000339
Hjälm S., Kenttä G., Hassménan P. et al.
Burnout among elite soccer coaches // Journal of Sport Behavior. 2007. Vol. 30.
№ 4. 415–427.
Kegelaers J., Wylleman P., van Bree N.A. et
al. Mental health in elite-level coaches: Prevalence rates and associated
impact of coach stressors and psychological resilience // International Sport
Coaching Journal. 2021. Vol. 8. № 3. P. 338–347. DOI:
10.1123/iscj. 2020-0066
Kubayi A. Burnout and paths to turnover
intentions among south African sport coaches // Montenegrin Journal of Sports
Science and Medicine. 2018. Vol. 7. №. 2. P. 43–47. DOI:
10.26773/mjssm.180907
Leiter M.P., Maslach C., Frame K. Burnout //
The Encyclopedia of Clinical Psychology / R.L. Cautin, S.O. Lilienfeld (eds.).
John Wiley & Sons, 2015. P. 1–7.
Mallett C.J., Dickens S. Authenticity in
formal coach education: Online postgraduate studies in sports coaching at The
University of Queensland // International Journal of Coaching Science. 2009.
Vol. 3. № 2. P. 79–90.
McLean K.N., Mallett C.J., Newcombe P.
Assessing coach motivation: The development of the Coach Motivation
Questionnaire (CMQ) // Journal of Sport and Exercise Psychology. 2012. Vol. 34.
№ 2. P. 184–207. DOI: 10.1123/jsep.34.2.184
Nartova-Bochaver S., Korneev A., Bochaver K.
Validation of the 10-Item Connor–Davidson Resilience Scale: The Case of Russian
Youth // Frontiers in Psychiatry. 2021. Vol. 12. P. 11.
DOI:
10.3389/fpsyt.2021.611026
Olusoga P., Bentzen M., Kentta G. Coach
burnout: A scoping review // International Sport Coaching Journal. 2019. Vol.
6. № 1. P. 42–62. DOI: 10.1123/iscj.2017-0094
Olusoga P., Butt J., Hays K. et al. Stress in
elite sports coaching: Identifying stressors // Journal of Applied Sport
Psychology. 2009. Vol. 21. № 4. P. 442–459. DOI:
10.1080/ 10413200903222921
Raedeke T.D. Coach commitment and burnout: A
one-year follow-up // Journal of Applied Sport Psychology. 2004. Vol. 16. № 4.
P. 333–349. DOI: 10.1080/ 10413200490517995
Reznichenko S.R, Nartova-Bochaver S.K., Irkhin
B.D. Do authentic people care about the environment? A view from two
paradigms // Psychology in Russia. 2021. Vol. 14. № 3. P. 81–102. DOI:
10.11621/pir.2021.0306
Rocchi M.A., Pelletier L.G., Couture A.L.
Determinants of coach motivation and autonomy supportive coaching behaviours //
Psychology of Sport and Exercise. 2013. Vol. 14. № 6. P. 852–859. DOI:
10.1016/j.psychsport.2013.07.002
Ryan W. The influence of coach leadership behavior
and authenticity on burnout among collegiate athletes. Electronic Theses and
Dissertations. Georgia Southern University, 2017. 1620. 73 p. URL:
https://digitalcommons.georgiasouthern.edu/etd/1620 (дата обращения:
20.12.2021).
Schaffran P., Altfeld S., Kellmann M. Burnout in
sport coaches: A review of correlates, measurement and intervention // Deutsche
zeitschrift für sportmedizin. 2016. Vol. 67. № 5. P. 121–126.
Smith A. Depression and Suicide in
Professional Sports Work // Sport, Mental Illness, and
Sociology (Research in the Sociology of Sport, Vol. 11). Bingley: Emerald
Publishing Limited, 2018. P. 79–95. DOI:
10.1108/S1476-285420180000011006
Thelwell R.C., Weston N.J.V., Greenlees I.A. et
al. Stressors in elite sport: A coach perspective // Journal of Sports
Sciences. 2008. Vol. 26. № 9. P. 905–918. DOI:
10.1080/ 02640410801885933
Vannini P., Franzese A. The authenticity of self:
Conceptualization, personal experience, and practice // Sociology Compass.
2008. Vol. 2. № 5. P. 1621–1637.
DOI:
10.1111/j.1751-9020.2008.00151.x
Young J.A. Coach resilience: What it means, why it
matters, and how to build it // Coaching and Sport Science Review. 2014. Vol.
22. P. 10–12.