Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Некоторые психологические проблемы построения учебных программ 949Эльконин Д.Б. Давыдов В.В. АннотацияАвторы показывают, что учебные предметы можно строить сообразно содержанию и взаимосвязи понятий современной науки. Усвоение знаний осуществляется не по абстрактным законам образования связей-ассоциаций, а внутри и посредством специфической учебной деятельности. Возрастные психические особенности учащихся производны от содержания и форм их реальной деятельности. Изменение деятельности формирует новые интеллектуальные возможности детей. Ключевые слова: учебная программа, формирование понятий, усвоение знаний, учебный предмет, учебная психология Рубрика: Психология образования Фрагмент статьи
1. Способы построения учебных программ, учебников и методик преподавания, принятых в нашей школе (особенно в начальной), сложились несколько десятилетий назад. Они решали задачи школьного образования того периода; их конкретная «технология» воплотила наиболее распространенные в то время логические, психологические и методические представления о строении учебных предметов, о процессе усвоения знаний, о возрастных интеллектуальных возможностях учащихся. В настоящее время изменились задачи общего образования (в частности, место начальной школы в его системе). Накоплены новые данные в общей, детской и педагогической психологии и логике. Существенное изменение содержания принятых программ и методик, необходимость которого все более остро диктуется жизнью, невозможно провести, с одной стороны, без выявления и критического анализа их реальных логических и психологических предпосылок, с другой — без формулирования нового способа построения программ и методик, опирающегося на современные психологические и логические теории. 2. Лаборатория психологии детей младшего школьного возраста Института психологии АПН РФ ведет систематическое исследование психологических предпосылок рационального программирования математики, русского языка и труда в начальной школе. Специальный анализ показал, что в основе построения принятых программ, методик и учебников лежат следующие взаимосвязанные положения: а) структура учебного предмета воспроизводит историческую последовательность возникновения знаний в соответствующей науке («историзм»); б) формирование понятий в обучении осуществляется при переходе учащихся от наглядно-чувственного материала к абстрактному, от частного — к общему, одинаковому в совокупности явлений («сенсуализм»); в) усвоение знаний состоит в образовании ассоциативных связей между элементами сообщаемых сведений, между этими сведениями и словами-терминами («ассоциационизм»); г) каждый возраст имеет устойчивые и характерные психические особенности, диктующие содержание и способ усвоения («лимитирующий» характер возрастных особенностей). Эти положения с различной степенью четкости, теоретической осознанности прямо или косвенно предполагаются большинством авторов программ, учебников и методик, определяя конкретные приемы их построения. Статьи по теме
Педагогическая психология, Педагогическое образование | Имедадзе И.В. Вопросы возрастной и педагогической психологии: Л.С. Выготский и Д.Н. Узнадзе Культурно-историческая психология: традиции и инновации | Лаго Л., Маттос К.Р. Связывая понятие и деятельность: вариант диалектического синтеза Психология образования | Куравский Л.С., Поминов Д.А., Юрьев Г.А., Юрьева Н.Е., Сафронова М.А., Куланин Е.Д., Антипова С.Н. Концепция адаптивного тренажера и оценка его эффективности в математическом обучении Психология образования | Нуркаева И.М., Артемова А.А. Информационная система диагностики стрессоустойчивости педагогов Высоцкая Е.В., Лобанова А.Д., Янишевская М.А. Особенности освоения моделирования в квазиучебной ситуации поиска решения задачи |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|