Связывая понятие и деятельность: вариант диалектического синтеза

216

Аннотация

В настоящей статье, которая носит дискуссионный характер, предпринята попытка рассмотреть проблему формирования понятий сквозь призму синтеза понятийного аппарата культурно-исторической теории Л.С. Выготского и системы понятий деятельностного подхода А.Н. Леонтьева. Идея связать одно с другим привела нас к теоретическому конструкту, который мы назвали понятие-деятельность (concept-activity): это диалектическое единство понятия и его генетической деятельности, т.е. систематизированных видов деятельности, в которых рождаются и обретают целенаправленность понятия. Используя категории воли и сознания, мы связываем научные понятия с действиями (понятия-действия), а житейские понятия — с операциями (понятия-операции). Объединение этих элементов позволяет рассматривать возникновение понятийного мышления как деятельность и обозначать это термином «понятие-деятельность». Иными словами, если научные понятия связаны с действиями, то, поскольку и те, и другие происходят из сознательного и произвольного, житейские понятия связаны с операциями, т.к. находятся в сфере не-сознательного и не-произвольного. В статье также обсуждается, каким образом категория понятия-деятельности обобщает переход между двумя формами понятий и какое значение это имеет применительно к формированию понятий.

Общая информация

Ключевые слова: формирование понятий, теория деятельности, произвольность, сознание

Рубрика издания: Проблемы культурно-исторической и деятельностной психологии

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2021170203

Для цитаты: Лаго Л., Маттос К.Р. Связывая понятие и деятельность: вариант диалектического синтеза // Культурно-историческая психология. 2021. Том 17. № 2. С. 29–36. DOI: 10.17759/chp.2021170203

Литература

  1. Bakhurst D.          Reflections        on             activity theory. Educational Review, 2009. Vol. 61, no. 2, pp. 197—210. DOI:10.1080/00131910902846916
  2. Blunden A. Concepts: A critical approach, 2012. Koninklijke Brill NV.
  3. Dafermos M. Activity theory: Theory and practice, 2015. In I. Parker (Ed.), Handbook of critical psychology (pp. 261—270). Routledge.
  4. Davydov V. V. Problems of developmental teaching: The experience of theoretical and experimental psychology research, 1988. Vol. 30. M.E. Sharpe.
  5. Derry J. Vygotsky, Philosophy and Education, 2013. John Wiley & Sons. DOI:10.1002/9781118368732
  6. Engeström Y., Nummijoki J., Sannino A. Embodied Germ Cell at Work: Building an Expansive Concept of Physical Mobility in Home Care. Mind, Culture, and Activity, 2012. Vol.19, no. 3, pp. 287—309. DOI:10.1080/10749039.2012.688177
  7. Engeström Y., Sannino A. Concept Formation in the Wild. Mind, Culture, and Activity, 2012. Vol.19, no. 3, pp.201— 206. DOI:10.1080/10749039.2012.690813
  8. Engeström Y., Pasanen A., Toiviainen H., Haavisto V. Expansive learning as collaborative concept formation at work, 2005. In K. Yamazumi, Y. Engeström, H Daniels (Eds.), New learning challenges: Going beyond the industrial age system of school and work (pp. 47—77). Kansai University Press.
  9. Fodor J. Concepts: Where cognitive science went wrong, 1998. Oxford University Press.
  10. Franks B. Sense Generation: A “Quasi-Classical” Approach to Concepts and Concept Combination. Cognitive Science, 1995. Vol. 19, no. 4, pp. 441—505.
  11. Greeno J. G. Learning in activity, 2005. In R.K. Sawyer (Ed.), The Cambridge Handbook of the learning sciences (pp. 79—96). Cambridge University Press.
  12. Hjørland B. Concept theory. Journal of the American Society for Information Science and Technology, 2009, Vol. 60, no. 8, pp. 1519—1536. DOI:10.1002/asi.21082
  13. 13. Hutchins E. Cognition in the Wild, 1995. MIT Press.
  14. Hutchins E. Concepts in practice as sources of order. Mind, Culture, and Activity, 2012. Vol. 19, no. 3, pp. 314—323. DOI:10.1080/10749039.2012.694006
  15. Larrain A. Argumentation and concept development: The role of imagination. European Journal of Psychology of Education, 2017. Vol. 32, no. 4, pp. 521—536. DOI:10.1007/ s10212-016-0316-7
  16. Larrain A., Haye A. A dialogical conception of concepts. Theory & Psychology, 2014. Vol. 24, no. 4, pp. 459—478. DOI:10.1177/0959354314538546
  17. Leontiev A. The Problem of Activity in Psychology. Soviet Psychology, 1974. Vol.13, no. 2, pp. 4—33. DOI:10.2753/ RPO1061-040513024
  18. Leontiev A. The Assimilation of Scientific Concepts by Schoolchildren: A Problem in Pedagogical Psychology. Journal of Russian and East European Psychology, 1995. Vol. 33, no. 6, pp. 12—38. DOI:10.2753/RPO1061-0405330612
  19. Leontiev A. The genesis of activity. Journal of Russian & East European Psychology, 2005. Vol. 43, no. 4, pp. 58—71.
  20. Leontiev A. The development of mind, 2009. Marxists Internet Archive.
  21. Leontiev A. Activity and consciousness, 2009. Marxists Internet Archive.
  22. Levant A. Two, three, many strands of activity theory! Educational Review, 2018. Vol. 70, no. 1, pp. 100—108. DOI:10 .1080/00131911.2018.1388619
  23. Margolis E., Laurence S. The ontology of concepts— Abstract objects or mental representations? Noûs, 2007. Vol. 41, no. 4, pp. 561—593.
  24. Nersessian N. The Cognitive-Cultural Systems of the Research Laboratory. Organization Studies, 2006. Vol. 27, no. 1, pp. 125—145. DOI:10.1177/0170840606061842
  25. Nersessian N. Engineering Concepts: The Interplay between Concept Formation and Modeling Practices in Bioengineering Sciences. Mind, Culture, and Activity, 2012. Vol. 19, no. 3, pp. 222—239. DOI:10.1080/10749039.2012.68 8232
  26. Roth W.-M. Conceiving concepts and conceptions: A cultural-historical approach. Journal of Theoretical and Philosophical Psychology, 2011. Vol. 31, no. 2, pp. 106—114. DOI:10.1037/a0023160
  27. Roth W.-M. The Mathematics of Mathematics: thinking with the late Spinozist Vygotsky, 2017. Sense Publishers
  28. Sannino A. The principle of double stimulation: A path to volitional action. Learning, Culture and Social Interaction, 2015. Vol. 6, pp. 1—15. DOI:10.1016/j.lcsi.2015.01.001
  29. Sannino A., Daniels H., Gutiérrez K.D. Learning and Expanding with Activity Theory, 2009. Cambridge University Press.
  30. Stetsenko A. Standing on the Shoulders of Giants A Balancing Act of Dialectically Theorizing Conceptual Understanding on the Grounds of Vygotsky’s Project, 2010. In W,-M. Roth (Ed.), Re/Structuring Science Education: ReUniting Sociological and Psychological Perspectives (pp. 69—88). Springer. DOI:10.1007/978-90-481-3996-5_6
  31. Veresov N. Marxist and non-Marxist aspects of the cultural-historical psychology of LS Vygotsky. Outlines. Critical Practice Studies, 2005. Vol. 7, no. 1, pp. 31—49.
  32. Vygotsky L. The Collected Works of L.S. Vygotsky. Problems of general psychology, 1987. Vol. 1 (R.W. Rieber & A.S. Carton, Eds.; N. Minick, Trans.). Plenum Press.
  33. Vygotsky L. Развитие житейских и научных понятий в школьном возрасте [Development of everyday and scientific concepts in school age children]. Психологическая Наука и Образование [Psychological Science and Education], 1996. Vol. 1, pp. 5—19.
  34. Vygotsky L. The Collected Works of L.S. Vygotsky. Child psychology, 1998. Vol. 5 (R.W. Rieber, Ed.; M.J. Hall, Trans.). Plenum Press.
  35. Zinchenko V.P. Early stages in children’s cultural development,     2011.     In     M.     Hedegaard,     A.     Edwards, & M. Fleer (Eds.), Motives in children’s development (pp. 63—76). Cambridge University Press. DOI:10.1017/ CBO9781139049474.006

Информация об авторах

Лаго Леонардо, Университет Сан-Паулу, Сан-Паулу, Бразилия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3143-1757, e-mail: lago@alumni.usp.br

Маттос Кристиано Родригес, кандидат физико-математических наук, профессор Института физики, Университет Сан-Паулу, Сан-Паулу, Бразилия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5927-8742, e-mail: mattos@if.usp.br

Метрики

Просмотров

Всего: 698
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 216
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1