Психологическая наука и образование
1996. Том 1. № 1
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Тест АСТУР
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: тест умственного развития, социально-психологический норматив, диагностика, умственное развитие, АСТУР
Рубрика издания: Психологическая диагностика
Для цитаты: Гуревич К.М., Аким М.К., Борисова Е.М., Логинова Г.П., Раевский А.М., Ференс Н.А. Тест АСТУР // Психологическая наука и образование. 1996. Том 1. № 1.
Полный текст
Разработанный сотрудниками лаборатории диагностики и коррекции психического развития Психологического института РАО новый тест умственного развития предназначен для выпускников средней школы и абитуриентов. Он назван АСТУР (для Абитуриентов и Старшеклассников Тест Умственного Развития). При разработке теста получили дальнейшее развитие те принципы конструирования диагностических методик, которые использовались при создании Школьного Теста Умственного Развития (ШТУР). Это принципы нормативной диагностики, т. е. диагностики, ориентированной не на статистическую норму, а на социально-психологический норматив.
Отличие разработанного теста от традиционного начинается с того, что в задания теста включены только те понятия и умственные действия, которые представлены в школьных учебных программах. Если авторы традиционных тестов интеллекта при отборе понятий исходили в основном из собственного опыта и интуиции, то авторы АСТУРа исходили из того, что умственное развитие учащихся в основном представлено школьным обучением. Школьные программы содержат те требования к умственному развитию, которые выступают перед учащимися как обязательные. Практика обучения показывает их доступность для всех психически нормальных детей.
Работа по отбору понятийного содержания заданий проводилась совместно с опытными учителями и методистами. Были проанализированы учебные программы и учебники 9–11 классов. Включенный в задания теста перечень понятий и умственных действий представляет то, что можно считать социально-психологическим нормативом (СПН).
Созданный по такому принципу нормативный тест АСТУР имеет иные, чем традиционные тесты, способы представления и обработки диагностических данных, основным среди которых является отказ от статистической нормы как главного ориентира оценки индивидуальных и групповых данных в пользу приближения к критериям социально-психологического норматива. Другими словами, психологу нет необходимости, определяя меру успешности какого-нибудь старшеклассника или абитуриента, обращаться к континуму всей совокупности или выборки.
Нужно просто сопоставить полученные данные с общим числом заданий в тесте. Также можно определять успешность испытуемого в каждом субтесте. Имеется проверенный авторами несложный способ сопоставления результатов с критериями социально-психологического норматива по выборке в целом.
В тесте АСТУР есть еще один важный признак, отличающий его от традиционных тестов: задания разрабатывались таким образом, чтобы разные виды логических и логико-функциональных отношений были представлены более или менее равномерно. Кроме того, в заданиях примерно в равных частях даны понятия из трех учебных циклов: естественно-научного, физико-математического и общественно-гуманитарного. Все это позволяет про-водить более углубленный и всесторонне качественный анализ результатов тестирования: учитывать не только общее число выполненных и невыполненных заданий, но и устанавливать, насколько хорошо или плохо учащиеся владеют отдельными логическими операциями, а также понятиями тех или иных учебных циклов.
АСТУР включает 9 наборов заданий (субтестов): осведомленность, двойные аналогии (1 часть), понимание инструкций, классификации, обобщения, логические схемы, числовые закономерности, пространственные представления, двойные аналогии (2 часть). Испытание теста проводилась на выборке учащихся 10–11 классов и абитуриентов городов Москвы, Калуги, Коломны, Липецка, Волгограда. Всего в экспериментах приняло участие около 500 старшеклассников и абитуриентов.
Материалы теста составляют две тетради, соответствующие двум параллельным формам Аи Б. Надежность теста определялась путем повторного тестирования (другой формой) через 14 дней. Коэффициенты ранговой корреляции для отдельных субтестов располагаются в пределах от 0,62 до 0,77. Для общего балла rАБ=0,74. Эти коэффициенты указывают также на эквивалентность форм А и Б. Уровень значимости приведенных коэффициентов р> 0,001.
Определялся еще один вид надежности – гомогенность, т. е. вычислялись коэффициенты попарной корреляции заданий в каждом субтесте. Они находятся в пределах 0,98–0,99 (для обеих форм).
Валидность теста определялась путем сопоставления успешности его выполнения со школьной успеваемостью и с результатами поступления в вуз. Коэффициенты ранговых корреляций теста (ф.А и ф.Б) и школьной успеваемости порядка r=0,40 (р>0,001); корреляции между тестом и результатами поступления в вуз порядка 0,70 (р>0,001).
Приведенные выше данные позволяют считать, что разработанный тест умственного развития для абитуриентов и старшеклассников соответствует высоким статистическим критериям, которым должен удовлетворять любой диагностический тест.
По всем вопросам по приобретению теста АСТУР, Вы можете обращаться в Международный образовательный и психологический колледж при Психологическом институте РАО по адресу: 103009, Москва, ул. Б. Никитская (быв. ул. Герцена), д. 16, к. 312.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 9492
В прошлом месяце: 121
В текущем месяце: 96
Скачиваний
Всего: 2898
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 4