Психологическая наука и образование
1996. Том 1. № 1. С. 46–52
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Учебные творческие задания на уроках литературы в начальной школе
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: творческое задание, обучение литературе, младший школьный возраст
Рубрика издания: Психология образования
Для цитаты: Новлянская З.Н. Учебные творческие задания на уроках литературы в начальной школе // Психологическая наука и образование. 1996. Том 1. № 1. С. 46–52.
Фрагмент статьи
Главная проблема этой статьи — в двух первых словах ее названия: «учебные» и «творческие».
Учение и творчество — два состояния, в которых нормально живущий человек должен находиться постоянно, до конца своих дней, чтобы осуществить свое человеческое назначение. Ведь человек пока живет — и ученик, и творец. Как ученик, он повернут к прошлому, к опыту Человечества, к тому, что накоплено культурой. Как ученик, он должен освоить уже существующие способы деятельности, воспроизвести культурно-традиционное. Это обеспечивает стабильность, устойчивость, преемственность бытия. Как творец, он должен быть устремлен в будущее, к созданию и материальному воплощению того, чего еще нет на Земле, что он может реализовать из- и через- себя самого. Это позволяет жизни продвигаться, дает возможность ее постоянного изменения, развития.
Не секрет, что наша европейская система учения направлена в основном к прошлому, к передаче и усвоению уже существующего в культуре, что и находит свое отражение в классическом определении цели учения как усвоения, приобретения определенного социальным заказом набора знаний, умений, навыков, необходимых ребенку для адаптации в современной ему культуре, для дальнейшей взрослой жизни.
Эту направленность учения в последние десятилетия в какой-то мере старается преодолеть развивающее обучение. Именно оно ставит вопрос о целях пребывания ребенка в образовательных учреждениях в иной плоскости. Согласно основным положениям теории развивающего обучения, цель учения — не только и не столько усвоение знаний, умений и навыков, сколько психическое развитие ребенка, становление его как активного деятеля. Как подчеркивает В.В. Давыдов, «обучение и воспитание служат средствами организации собственной деятельности детей, благодаря осуществлению которой они воспроизводят в себе исторически возникшие потребности, необходимые для успешного решения в дальнейшем многообразных задач производственной и гражданской жизни людей» [1]. Развивающее обучение акцентирует внимание на собственной деятельности ребенка (дети «воспроизводят в себе»), на его активном присвоении, а не пассивном усвоении исторически сложившихся общих способов и системы действий в интеллектуальной сфере. Присвоение это связано с моментом открытия, решения проблемы, с так называемой «квазиисследовательской» позицией ребенка в процессе специально организованной взрослыми учебной деятельности. Учебная деятельность, по определению В.В. Давыдова, — один из видов воспроизводящей деятельности, которая характерна для растущего человека на всем пространстве его жизненного становления, вплоть до перехода во взрослое состояние. Смена видов этой воспроизводящей деятельности лежит в основе возрастной периодизации психического развития, обусловливая специфику психологических характеристик ребенка на каждой возрастной ступени.
Литература
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
- Запорожец А.В. Игра и развитие ребенка. Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966.
- Кравцов Г.Г. Игра как основа детского творчества. // Искусство в школе. 1994. № 2.
С. 3-8. - Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. // Избр. психологические произведения в 2-х т. Т.1. М., 1983. С. 303—323.
- Полуянов Ю.А. Воображение и способности. М., 1982.
- Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980.
- Ражников В.Г. Исследование музыкально-исполнительского образа. // Вопросы психологии. 1978. № 2.
- Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. М., 1987.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. //Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 6-20.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1731
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 971
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2