Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 119Рубрики 53Авторы 9266Новости 1834Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,154 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Основные принципы и методы экспериментального курса «Литература как предмет эстетического цикла» (для средней школы) 1028

Новлянская З.Н.
кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Психологический институт РАО, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6204-1428
e-mail: zinaidann@mail.ru

Кудина Г.Н.
кандидат психологических наук, ведущий сотрудник ПИ РАО, Москва, Россия

Аннотация

Цель данной статьи — охарактеризовать второй этап обучения литературе по оригинальной методике. На этом этапе, как и на первом, сохраняется основная задача курса — воспитание эстетически развитого читателя, способного понимать художественный текст и его автора, порождать собственное суждение о произведении. Экспериментальное исследование показало широкое литературное развитие выпускников средней школы.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В предыдущей публикации мы знакомили читателей с психологическими принципами,
основным содержанием и методикой преподавания-литературы как одного из видов искусства в начальной школе. Мы постарались показать теоретические основания, на которых базируется предлагаемый нами курс, и дать достаточно полную характеристику первого этапа обучения (I–III классы), пройдя который дети осваивают позиции читателя-критика, автора, теоретика и овладевают средствами работы в каждой из этих позиций.

Цель настоящей статьи — охарактеризовать второй этап обучения по предлагаемому курсу, этап, который охватывает период обучения в средних и старших классах общеобразовательной школы.

На этом этапе, как и на первом, сохраняется основная задача курса — воспитание эстетически развитого читателя, способного понимать художественный текст и его автора, порождать собственное суждение о произведении и отраженных в нем жизненных явлениях.

Однако решение этой задачи в средней школе имеет свою специфику. Главная особенность второго этапа — переплетение и тесное взаимодействие двух линий: старой, обеспечивающей преемственность между начальным и последующими звеньями обучения, и новой, от которой зависит овладение новыми уровнями читательской и авторской культуры.

Первая линия обеспечивает дальнейшее продвижение детей в уже занятых ими в начальных классах позициях читателя-критика, автора-художника, автора-публициста и теоретика. Ведущая задача здесь — практическая, единая для всего курса: научить выражению собственных мыслей и чувств, своей точки зрения в собственном литературном творчестве и пониманию авторского отношения, авторской точки зрения в творчестве других людей, отражающих эту точку зрения в художественном тексте по законам искусства.

Литература
  1. Литература как предмет эстетического цикла. Страницы учебника. Тексты к урокам. 3 класс. М.: ИНТОР, 1995.
  2. Новлянская З. Н., Кудина Г. И. Литература как предмет эстетического цикла: Методическое пособие. 5 класс. Часть 1. Практика читательской работы и детское творчество. М.: ИНТОР, 1995.
  3. Литература как предмет эстетического цикла: Методическое пособие. Тексты к урокам. 5 класс / Сост. З. Н. Новлянская, Г. Н. Кудина. М.: ИНТОР, 1995.
  4. Новлянская З. Н., Кудина Г. Н. Литература как предмет эстетического цикла: Методическое пособие. 5 класс. Часть 2. История мировой литературы. М.: ИНТОР, 1995.
  5. История мировой литературы. Древний Египет. Шумер и Вавилония. Древняя Греция: Тексты / Сост. З. Н. Новлянская, Г. Н. Кудина. М.: ИНТОР, 1995.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика