Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 106Рубрики 53Авторы 8884Новости 1775Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

2 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

75 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

4,363 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,109 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности действий детей 6-7 лет при переходе от наглядно-действенного и образного мышления к мышлению в понятиях 935

Елесина Г.Е.
учитель

Мульдаров В.К.
кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник ПИ РАО

Аннотация

Автор рассматривает роль символа в творческом акте. Разнообразные эксперименты, проведенные с учениками III –IV классов показали, что представление действия как преобразующего его же ситуацию и условия является формой посредничества в решении творческой задачи. Такое представление строится через превращение реального действия в символическое, что и является необходимым условием успешности посредничества.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Принятое в психологии деление мышления на наглядно-действенное, образное и понятийное является достаточно условным. При решении различных практических задач человек, как правило, вынужден одновременно действовать с реальными предметами, их образами и отношениями, которые выражены в знаках, символах, понятиях. Другое дело, что конечный результат решения задачи может достигаться по преимуществу наглядно-действенным, образным или понятийным мышлением. Большинство условий задач, с которыми сталкивается ребенок е школе, представлены конкретными вещами, их изображениями и знаково-символическими обозначениями. Поэтому ученик вынужден постоянно переходить от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления к мышлению в понятиях. Этот промежуточный этап действий ребенка очень трудно заметить непосредственно в классе. Но именно на данном этапе у ребенка возникают трудности, которые он не может преодолеть и, как следствие этого, не в состоянии решить поставленную учебную задачу в целом.

Для изучения действий детей 6—7 лет при переходе от действий с предметами к их изображениям и знакам мы провели исследование в форме обучающего эксперимента в подготовительной группе детского сада. Мы спроектировали учебную игру «Мозаика», в которой дети, соотнося предмет и его части с изображением или словесным обозначением, выделяют значимые характеристики плоской фигуры. При этом характер действий ребенка определяется как самим заданием, так и предлагаемыми средствами для его выполнения в так называемой модельной форме (т. е. с помощью рисунков, схем, мифологических образов).

Литература
  1. Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка // Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. М., 1984.
  2. Рубцов В. В., Марголис А. А., Гуружапов В. А. Культурно-исторический тип школы/ / Вопросы психологии. 1994. № 5.
  3. Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. М., 1988.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа

Яндекс.Метрика