Психологическая наука и образование
1999. Том 4. № 1
ISSN: 1814-2052 / 2311-7273 (online)
Ролевое поведение и готовность к школьному обучению детей 7-8 лет
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: социальное развитие, социальные контакты, саморегуляция, опыт, общение, психологическая готовность к школе, старший дошкольный возраст, младший школьный возраст
Рубрика издания: Психология образования
Для цитаты: Ермолова Т.В., Панцырная Е.В. Ролевое поведение и готовность к школьному обучению детей 7-8 лет // Психологическая наука и образование. 1999. Том 4. № 1.
Фрагмент статьи
Данная статья посвящена анализу особенностей социального развития детей в конце дошкольного и начале младшего школьного возраста, включая их готовность к школе с точки зрения сформированности социальных детерминант их личности, объективирующихся в соответствующих когнитивно-аффективных структурах их образа Я и обеспечивающих специфическую (ролевую) саморегуляцию при решении особого класса задач (социально значимых) как типичных для процесса обучения в школе.
Социальный аспект развития старших дошкольников как показатель их готовности к школьному обучению был выбран нами в качестве предмета исследования по двум причинам.
Первая заключалась в том, что, хотя социальные компоненты личности ребенка в научной литературе описываются как глобально определяющие содержание личностного новообразования, складывающегося на этапе кризиса 7 лет [1, 2, 11], их конкретное содержание и генез практически не изучены. Безусловно, в науке существуют данные о когнитивных компонентах социального Я детей, однако их изучение либо страдает избыточной эвристичностью [12], либо редуцируется до представлений ребенка о предстоящей учебе в школе и связи этих представлений с другими параметрами развития или объективными успехами в школе [8]. Отдельному изучению подвергаются аффективные составляющие самосознания дошкольников, чаще всего сводящиеся к анализу самооценки семилеток [7, 9] или их социальных эмоций [8]. При всей значимости этих исследований для науки у них есть существенный недостаток: они изучают отдельно когнитивные и аффективные структуры образа Я, без учета их взаимовлияния и, как следствие, практически игнорируют регулятивные функции социального Я, т. е. специфическое поведение ребенка, осознающего и переживающего себя субъектом социальных отношений. Вопрос о единице анализа социального Я, которая включала бы в себя одновременно и его содержательные и регулятивные составляющие, остается открытым, хотя, на наш взгляд, именно такого рода единица позволила бы обеспечить надежную основу для построения диагностических методик, определяющих готовность детей к школьному обучению.
Литература
- Божович Л. И. Избранные психологические труды. М., 1955.
- Выготский Л. С. Проблема развития // Собр.соч.: В 6 т. Т.4. М., 1984.
- Елагина М. Г. Кризис 7 лет и подход к его изучению // Новые исследования в психологии. 1989. № 1.
- Ермолова Т. В. Развитие личности ребенка на этапе кризиса 7 лет // Становление личности ребенка от рождения до 7 лет. (В рукописи.)
- Ермолова Т. Е., Мещерякова С. Ю., Ганошенко Н. И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет // Вопросы психологии. 1999. № 1.
- Комогорцева И. С. Особенности психологического времени у детей на рубеже дошкольного и школьного возраста: Автореф. канд. дис. М., 1993.
- Непомнящая Н. И. Опыт системного исследования психики ребенка. М., 1975.
- Особенности психологического развития детей 6 — 7-летнего возраста / Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. М., 1988.
- Стеркина Р. Б. Роль деятельности в формировании самооценки у детей дошкольного возраста: Автореф. канд. дис. М., 1977.
- Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. Томск, 1993.
- Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
- Flafvell J. H., Miller P. H., Miller S. А. Cognitive Development. New Jercy, 1993.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1726
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 1268
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0