Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus
Психологическая наука и образование Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 1814-2052 ISSN (online): 2311-7273 DOI: https://doi.org/10.17759/pse Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1996 года Периодичность: 6 выпусков в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психологическая наука и образование Ролевое поведение и готовность к школьному обучению детей 7-8 лет 1602Ермолова Т.В. Панцырная Е.В. АннотацияДанная статья посвящена анализу особенностей социального развития детей в конце дошкольного и начале младшего школьного возраста. Также рассматривается готовность к школе с точки зрения сформированности социальных детерминант их личности, обеспечивающих специфическую (ролевую) саморегуляцию при решении особого класса задач как типичных для процесса обучения в школе. Фрагмент статьи
Данная статья посвящена анализу особенностей социального развития детей в конце дошкольного и начале младшего школьного возраста, включая их готовность к школе с точки зрения сформированности социальных детерминант их личности, объективирующихся в соответствующих когнитивно-аффективных структурах их образа Я и обеспечивающих специфическую (ролевую) саморегуляцию при решении особого класса задач (социально значимых) как типичных для процесса обучения в школе. Социальный аспект развития старших дошкольников как показатель их готовности к школьному обучению был выбран нами в качестве предмета исследования по двум причинам. Первая заключалась в том, что, хотя социальные компоненты личности ребенка в научной литературе описываются как глобально определяющие содержание личностного новообразования, складывающегося на этапе кризиса 7 лет [1, 2, 11], их конкретное содержание и генез практически не изучены. Безусловно, в науке существуют данные о когнитивных компонентах социального Я детей, однако их изучение либо страдает избыточной эвристичностью [12], либо редуцируется до представлений ребенка о предстоящей учебе в школе и связи этих представлений с другими параметрами развития или объективными успехами в школе [8]. Отдельному изучению подвергаются аффективные составляющие самосознания дошкольников, чаще всего сводящиеся к анализу самооценки семилеток [7, 9] или их социальных эмоций [8]. При всей значимости этих исследований для науки у них есть существенный недостаток: они изучают отдельно когнитивные и аффективные структуры образа Я, без учета их взаимовлияния и, как следствие, практически игнорируют регулятивные функции социального Я, т. е. специфическое поведение ребенка, осознающего и переживающего себя субъектом социальных отношений. Вопрос о единице анализа социального Я, которая включала бы в себя одновременно и его содержательные и регулятивные составляющие, остается открытым, хотя, на наш взгляд, именно такого рода единица позволила бы обеспечить надежную основу для построения диагностических методик, определяющих готовность детей к школьному обучению. Литература
Статьи по теме
Психология образования | Куравский Л.С., Поминов Д.А., Юрьев Г.А., Юрьева Н.Е., Сафронова М.А., Куланин Е.Д., Антипова С.Н. Концепция адаптивного тренажера и оценка его эффективности в математическом обучении Психология образования | Нуркаева И.М., Артемова А.А. Информационная система диагностики стрессоустойчивости педагогов Гришина Н.В. Юридическая психология | Васильченко А.С., Проничева М.М., Костина Е.В. |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|